Эти понятия можно отнести к разряду вечных. Каждое новое поколение людей, каждый человек заново открывает их, формулирует для себя, пытается дать свой вариант ответа. Обращение к этим темам характерно для отечественных психологов (Ананьев, Мясищев, Леонтьев, Асмолов, Братусь).
Человек как природное явление
Первое, что можно отметить, описывая феномен человека, это многообразие его свойств. Человек – существо многостороннее, многомерное, сложно организованное. Известно выражение о человеке как венце природы. В нем подчеркивается, что человек – часть природы. Человек – живое существо, и как всякое животное имеет организм, тело, находится во взаимосвязи с природным миром, подчиняется его законам. Человеческое тело – его форма, строение. Функционирование есть продолжение эволюционного ряда; оно во многом сходно с организмом высших приматов. В то же время человек качественно отличается от всех других живых существ.
Ананьев «Психологическая структура Личности» («Человек - как предмет познания») – системный или комплексный подход в изучении Личности.
|
|
Человек – наиболее общее понятие, вся совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям (не важно, есть она у данного человека или нет).
Индивид – Человек как индивид –это существо материальное, природное, телесное в его целостности и неделимости. Индивидные характеристики – возрастно-половые и индивидуально-типические, нейродинамические свойства мозга; функциональная геометрия мозга (ассиметричность). Познание человека как индивида предполагает рассмотрение природных основ человеческой жизни, его психологии. Высшая интеграция индивидуальных свойств человека представлена в темпераменте и психологических задатках.
Личность – основная форма развития. Личностные свойства человека – жизненный путь человека, его социальная биография. Человек как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других.
Индивидуальность – человек как уникальная, самобытная Личность, реализующая себя в творческой Деятельности. Если Личность - есть вершинный уровень человека, то индивидуальность – это его глубинное измерение.
Два подхода:
1. Как неповторимость в совокупности его свойств, характеристик.
2. Внутренняя гармония, согласованность свойств человека (субъекта, Личности, индивида) идут в одном направлении развития.
Субъект – человек в контексте его Деятельности.
Леонтьев Человек включает в себя совокупность всех человеческих качеств.
«Индивид – генотипическое образование». В понятии индивида содержится указание на подобие человека всем другим людям, на его общность с человеческим родом.
|
|
2 признака:
1. Неделимость или целостность субъекта.
2. Наличие у него особых (индивидуальных) свойств, которые отличают его от других представителей того же вида.
«Личность есть системное и поэтому сверхчувственное качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами… Понятие Личность выражает целостность субъекта жизни. Но Личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: Личностью не родятся, Личностью становятся… Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека».
Ни одна наука, ни одна теория не способны дать исчерпывающие объяснения индивидуальной, конкретной человеческой Личности.
Как связаны эти понятия: индивидуальность, человек, Личность, индивид? Всякий человек является индивидом, но не всякий индивид является человеком, а только тот, кот. приобрел социальную индивидуальность, и снял свою биологическую индивидуальность. Всякая Личность есть человек как социальная индивидуальность, но всякий ли человек может быть назван Личностью? По этому вопросу нет единства мнений. В принципе при ответе на него существует два направления ответа:
1. Объективное (признающее Личностью любого человека, как субъекта социальных отношений и Деятельности).
2. Нормативно-ценностное (предполагающее, что не каждый человек – Личность, и считающее необходимым установление социальных критериев Личности, т.е. избранных социальных качеств).
Согласно этому направлению, чтобы быть Личностью недостаточно просто быть человеком, субъектом общественных отношений и Деятельности, нужно обладать социальными качествами, не каждому человеку присущими.
14)
Формирование личности — это процесс освоения специальной сферы общественного опыта, носовершенно особый, отличный от освоения знаний, умений и пр. Ведь в результате этого освоенияпроисходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование и соподчинение. Достичьэтого простым усвоением невозможно — это были бы мотивы знаемые, но не реально действующие. Новыепотребности и мотивы, их соподчинение возникают не при усвоении, а при переживании или проживании:этот процесс происходит только в реальной жизни, всегда — эмоционально насыщенный, часто —субъективно творческий.
Самые главные и крупные этапы формирования личности таковы. Согласно А. Н. Леонтьеву, в руслетеории деятельности, личность «рождается» дважды. Первое ее «рождение» — в возрасте дошкольном,когда устанавливается иерархия мотивов, первое соотнесение непосредственных побуждений ссоциальными критериями — возникает возможность действовать вопреки непосредственному побуждению,соответственно мотивам социальным. Оно знаменуется установлением первых иерархических отношениймотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений нормам социальным. Итак, здесьзарождается то, что отражено в первом критерии личности.
Второе ее «рождение» — в возрасте подростковом и связано с осознанием мотивов своего поведения ивозможностью самовоспитания. Выражается в появлении стремления и способности осознать свои мотивыи проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Эта способность к самосознанию,саморуководству и самовоспитанию отражена во втором критерии личности. Ее обязательностьзафиксирована и в юридическом понятии уголовной ответственности.
Крайне важный для теории личности и для практики воспитания вопрос о механизмах формированияличности разработан далеко не достаточно.
|
|
К стихийным механизмам формирования личности можно отнести достаточно общий механизм сдвигамотива на цель, а также более специальные механизм идентификации и механизм принятия и освоенияролей социальных (- механизм сдвига мотива; механизм освоения роли). Это — механизмы стихийные, ибосубъект, подвергаясь их действию, не осознает их в полной мере, и уж во всяком случае сознательно имине управляет. Они господствуют до возраста подросткового, но и после продолжают участвовать в развитииличности вместе с сознательными формами самопостроения. Названные механизмы в той мере, в коейкасаются развития личности, действуют в русле общего, генерального процесса опредмеченияпотребности в общении (- потребность: опредмечение; потребность общения). Этой потребностипридается в психологии все большее значение. По фундаментальности она приравнивается кпотребностям органическим: она столь же витальна, ибо ее неудовлетворение приводит к ухудшениюфизического состояния младенцев и детенышей высших животных, и даже к их гибели. Она оказываетсяглавной движущей силой формирования и развития личности.
Механизм сдвига мотива действует на всех этапах развития личности, только с возрастом меняются иусложняются те главные мотивы общения, кои направляют этот сдвиг на осваиваемые действия, — ведь помере роста все шире становится круг социальных контактов и связей.
Механизм идентификации начинает действовать с малых лет: дети подражают родителям во всем — вманерах, речи, одежде, занятиях. Все это воспроизводится чисто внешне, но одновременно усваивается ивнутренние черты родителей. Очень ярко это проявляется в играх ролевых, особенно при игре в семью.Характерная особенность идентификации — в том, что она проходит, особенно на первых порах,независимо от сознания ребенка, и не контролируется полностью родителями. Это накладывает навоспитателей особую ответственность — за качество собственной личности. На более поздних возрастныхстадиях чрезвычайно расширяется круг лиц, из коих выбирается образец-объект идентификации. Средитаковых могут быть не только реальные люди, знакомые или незнакомые, но и литературные герои. Нообычно наступает время, когда «образец» теряет притягательность и субъективную значимость, и этоестественно: личность восприняла от образца нечто важное и нужное, но у нее — свой путь.Дезактуализация образца знаменует завершение определенного этапа в развитии личности, ее подъем нановую ступень: оказывается, что сложились новые отношения, появились новые мотивы, и это заставляетставить новые цели и искать новые идеалы.
|
|
Механизм принятия и освоения ролей социальных тоже действует с раннего, дошкольного возраста:старший дошкольник мечтает стать школьником, и пр. Этот механизм во многом сходен с механизмомидентификации, но значительно более обобщен; часто отсутствует персонализация осваиваемого эталона-роли социальной или позиции социальной. Многие моменты процесса вхождения в роль, ее освоения ивыполнения — «горячие точки» в жизни. Нередко о ролях мечтают — в таких мечтаниях существенную рользанимают представления о том, как индивид будет выглядеть в новой, желаемой роли. Эти переживанияотражают стремление предстать перед другими в новом виде, согласно новой роли. На более продвинутойфазе индивид нередко срастается с ролью, она становится частью его личности, и потеря привычной ролипереживается как утрата части личности. Близки к этому и ситуации временного «обезроливания» — притяжелых болезнях, стихийных бедствиях и пр.
Освоение ролей социальных имеет самое непосредственное отношение к формированию и жизниличности, ибо в ходе его:
1) появляются новые мотивы;
2) происходит соподчинение мотивов;
3) видоизменяются системы взглядов, ценностей, этических норм и отношений.
Все названные механизмы формирования личности могут принимать и осознанные формы, но осознаниене необходимо для их действия, а часто и невозможно. Как правило, все эти механизмы действуютсовместно, переплетаясь и взаимно усиливаясь, и лишь умственное абстрагирование позволяетрассматривать их в отдельности.
15)
«Личность рождается дважды», — так точно отразил путь формирования личности известнейший отечественный психолог А.Н. Леонтьев. На пути становления личность преодолевает гораздо больше двух ступенек, названных этапами, но именно две вехи являются ключевыми.