Содержание и соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»

Эти понятия можно отнести к разряду вечных. Каждое новое поколение людей, каждый человек заново открывает их, формулирует для себя, пытается дать свой вариант ответа. Обращение к этим темам характерно для отечественных психологов (Ананьев, Мясищев, Леонтьев, Асмолов, Братусь).

Человек как природное явление

Первое, что можно отметить, описывая феномен человека, это многообразие его свойств. Человек – существо многостороннее, многомерное, сложно организованное. Известно выражение о человеке как венце природы. В нем подчеркивается, что человек – часть природы. Человек – живое существо, и как всякое животное имеет организм, тело, находится во взаимосвязи с природным миром, подчиняется его законам. Человеческое тело – его форма, строение. Функционирование есть продолжение эволюционного ряда; оно во многом сходно с организмом высших приматов. В то же время человек качественно отличается от всех других живых существ.

Ананьев «Психологическая структура Личности» («Человек - как предмет познания») – системный или комплексный подход в изучении Личности.

Человек – наиболее общее понятие, вся совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям (не важно, есть она у данного человека или нет).

Индивид – Человек как индивид –это существо материальное, природное, телесное в его целостности и неделимости. Индивидные характеристики – возрастно-половые и индивидуально-типические, нейродинамические свойства мозга; функциональная геометрия мозга (ассиметричность). Познание человека как индивида предполагает рассмотрение природных основ человеческой жизни, его психологии. Высшая интеграция индивидуальных свойств человека представлена в темпераменте и психологических задатках.

Личность – основная форма развития. Личностные свойства человека – жизненный путь человека, его социальная биография. Человек как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других.

Индивидуальность – человек как уникальная, самобытная Личность, реализующая себя в творческой Деятельности. Если Личность - есть вершинный уровень человека, то индивидуальность – это его глубинное измерение.

Два подхода:

1. Как неповторимость в совокупности его свойств, характеристик.

2. Внутренняя гармония, согласованность свойств человека (субъекта, Личности, индивида) идут в одном направлении развития.

Субъект – человек в контексте его Деятельности.

Леонтьев Человек включает в себя совокупность всех человеческих качеств.

«Индивид – генотипическое образование». В понятии индивида содержится указание на подобие человека всем другим людям, на его общность с человеческим родом.

2 признака:

1. Неделимость или целостность субъекта.

2. Наличие у него особых (индивидуальных) свойств, которые отличают его от других представителей того же вида.

«Личность есть системное и поэтому сверхчувственное качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами… Понятие Личность выражает целостность субъекта жизни. Но Личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: Личностью не родятся, Личностью становятся… Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека».

Ни одна наука, ни одна теория не способны дать исчерпывающие объяснения индивидуальной, конкретной человеческой Личности.

Как связаны эти понятия: индивидуальность, человек, Личность, индивид? Всякий человек является индивидом, но не всякий индивид является человеком, а только тот, кот. приобрел социальную индивидуальность, и снял свою биологическую индивидуальность. Всякая Личность есть человек как социальная индивидуальность, но всякий ли человек может быть назван Личностью? По этому вопросу нет единства мнений. В принципе при ответе на него существует два направления ответа:

1. Объективное (признающее Личностью любого человека, как субъекта социальных отношений и Деятельности).

2. Нормативно-ценностное (предполагающее, что не каждый человек – Личность, и считающее необходимым установление социальных критериев Личности, т.е. избранных социальных качеств).

Согласно этому направлению, чтобы быть Личностью недостаточно просто быть человеком, субъектом общественных отношений и Деятельности, нужно обладать социальными качествами, не каждому человеку присущими.

14)

Формирование личности — это процесс освоения специальной сферы общественного опыта, носовершенно особый, отличный от освоения знаний, умений и пр. Ведь в результате этого освоенияпроисходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование и соподчинение. Достичьэтого простым усвоением невозможно — это были бы мотивы знаемые, но не реально действующие. Новыепотребности и мотивы, их соподчинение возникают не при усвоении, а при переживании или проживании:этот процесс происходит только в реальной жизни, всегда — эмоционально насыщенный, часто —субъективно творческий.

Самые главные и крупные этапы формирования личности таковы. Согласно А. Н. Леонтьеву, в руслетеории деятельности, личность «рождается» дважды. Первое ее «рождение» — в возрасте дошкольном,когда устанавливается иерархия мотивов, первое соотнесение непосредственных побуждений ссоциальными критериями — возникает возможность действовать вопреки непосредственному побуждению,соответственно мотивам социальным. Оно знаменуется установлением первых иерархических отношениймотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений нормам социальным. Итак, здесьзарождается то, что отражено в первом критерии личности.

Второе ее «рождение» — в возрасте подростковом и связано с осознанием мотивов своего поведения ивозможностью самовоспитания. Выражается в появлении стремления и способности осознать свои мотивыи проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Эта способность к самосознанию,саморуководству и самовоспитанию отражена во втором критерии личности. Ее обязательностьзафиксирована и в юридическом понятии уголовной ответственности.

Крайне важный для теории личности и для практики воспитания вопрос о механизмах формированияличности разработан далеко не достаточно.

К стихийным механизмам формирования личности можно отнести достаточно общий механизм сдвигамотива на цель, а также более специальные механизм идентификации и механизм принятия и освоенияролей социальных (- механизм сдвига мотива; механизм освоения роли). Это — механизмы стихийные, ибосубъект, подвергаясь их действию, не осознает их в полной мере, и уж во всяком случае сознательно имине управляет. Они господствуют до возраста подросткового, но и после продолжают участвовать в развитииличности вместе с сознательными формами самопостроения. Названные механизмы в той мере, в коейкасаются развития личности, действуют в русле общего, генерального процесса опредмеченияпотребности в общении (- потребность: опредмечение; потребность общения). Этой потребностипридается в психологии все большее значение. По фундаментальности она приравнивается кпотребностям органическим: она столь же витальна, ибо ее неудовлетворение приводит к ухудшениюфизического состояния младенцев и детенышей высших животных, и даже к их гибели. Она оказываетсяглавной движущей силой формирования и развития личности.

Механизм сдвига мотива действует на всех этапах развития личности, только с возрастом меняются иусложняются те главные мотивы общения, кои направляют этот сдвиг на осваиваемые действия, — ведь помере роста все шире становится круг социальных контактов и связей.

Механизм идентификации начинает действовать с малых лет: дети подражают родителям во всем — вманерах, речи, одежде, занятиях. Все это воспроизводится чисто внешне, но одновременно усваивается ивнутренние черты родителей. Очень ярко это проявляется в играх ролевых, особенно при игре в семью.Характерная особенность идентификации — в том, что она проходит, особенно на первых порах,независимо от сознания ребенка, и не контролируется полностью родителями. Это накладывает навоспитателей особую ответственность — за качество собственной личности. На более поздних возрастныхстадиях чрезвычайно расширяется круг лиц, из коих выбирается образец-объект идентификации. Средитаковых могут быть не только реальные люди, знакомые или незнакомые, но и литературные герои. Нообычно наступает время, когда «образец» теряет притягательность и субъективную значимость, и этоестественно: личность восприняла от образца нечто важное и нужное, но у нее — свой путь.Дезактуализация образца знаменует завершение определенного этапа в развитии личности, ее подъем нановую ступень: оказывается, что сложились новые отношения, появились новые мотивы, и это заставляетставить новые цели и искать новые идеалы.

Механизм принятия и освоения ролей социальных тоже действует с раннего, дошкольного возраста:старший дошкольник мечтает стать школьником, и пр. Этот механизм во многом сходен с механизмомидентификации, но значительно более обобщен; часто отсутствует персонализация осваиваемого эталона-роли социальной или позиции социальной. Многие моменты процесса вхождения в роль, ее освоения ивыполнения — «горячие точки» в жизни. Нередко о ролях мечтают — в таких мечтаниях существенную рользанимают представления о том, как индивид будет выглядеть в новой, желаемой роли. Эти переживанияотражают стремление предстать перед другими в новом виде, согласно новой роли. На более продвинутойфазе индивид нередко срастается с ролью, она становится частью его личности, и потеря привычной ролипереживается как утрата части личности. Близки к этому и ситуации временного «обезроливания» — притяжелых болезнях, стихийных бедствиях и пр.

Освоение ролей социальных имеет самое непосредственное отношение к формированию и жизниличности, ибо в ходе его:

1) появляются новые мотивы;

2) происходит соподчинение мотивов;

3) видоизменяются системы взглядов, ценностей, этических норм и отношений.

Все названные механизмы формирования личности могут принимать и осознанные формы, но осознаниене необходимо для их действия, а часто и невозможно. Как правило, все эти механизмы действуютсовместно, переплетаясь и взаимно усиливаясь, и лишь умственное абстрагирование позволяетрассматривать их в отдельности.

15)

«Личность рождается дважды», — так точно отразил путь формирования личности известнейший отечественный психолог А.Н. Леонтьев. На пути становления личность преодолевает гораздо больше двух ступенек, названных этапами, но именно две вехи являются ключевыми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: