Некоторые психологические подходы называют дошкольный и школьный период развития личности эрой восхождения к социальной зрелости. Эра не завершается с получением школьного аттестата, а процессы формирования осознанной самостоятельности, заложенные в подростковом возрасте, продолжаются совершенствоваться в юношестве и молодости.
Так плавно личность переходит к новому этапу, на котором помимо самостоятельности, индивидуализации и ответственности за самого себя появляется необходимость осваивать новые роли профессионала, готового к принятию решений, семейного человека, способного заботиться о других и брать на себя ответственность за воспитание детей.
Весь взрослый период жизни человека представляет собой этап формирования зрелости и совершенствования личности. Он может быть завершенным с последующим углубленным развитием личностных качеств. Например, зрелая гармоничная личность не останавливается в своем стремлении оказывать помощь окружающим и переходит на стадию альтруизма и благотворительности. Или зрелый человек становится наставником для других, чтобы помочь им на пути личностного развития.
|
|
Далеко не все личности достигают зрелости. Некоторые люди так и останавливаются на ограниченных достижениях подросткового возраста, фрагментарно развивая некоторые личностные качества взрослого человека. Заметьте, как многие из них избегают ответственности, и как ожидают, чтобы кто-то за них решил их же проблемы.
Природа и общество предоставляют каждому родиться личностью дважды в том возрасте, когда многое зависит от окружения. Последует ли за этим дальнейшее развитие личности, решает сам взрослый человек, т.к. он теперь зависит только от самого себя.
16)