Франчайзинг как форма координации

№1

Важным инструментом маркетинга является определение оптимального места продажи товара и доставка его наилучшим образом. Товародвижение – перемещение товаров в географическом и экономическом пространстве.

Экономическое перемещение – процесс перехода товара от одного владельца к другому. Физическое – транспортировка товара от места его создания до места конечного использования. Экономическое движение товара связано с понятиями «продажа» и «сбыт». Продажа – обмен товара на деньги со сменой собственника. Сбыт - как продажа товара его владельца, так и политика товародвижения. Понятия «сбыт-продажа» более узкое, чем сбытовой маркетинг.

Отличительные характеристики сбыта-продажи и сбытового маркетинга:

показатель сбыт-продажа сбытовой маркетинг
ориентация на объем на прибыль
в центре покупатель потребитель
планирование краткосрочное на результат долгосрочное
характер мышления тактический стратегический аналитический
работа на местах в офисе, на местах

С помощью сбытового маркетинга решаются задачи повышения эффективности распределения продукции и качества обслуживания потребителей, выбор оптимальных каналов товародвижения, управление каналами товародвижения. При правильной стратегии канал товародвижения становится средством конкурентной борьбы.

№2

Этапы:

1) Поиск покупателя: информирование, установление контакта, работа со старым клиентом, формирование портфеля заказов.

2) Организация обработки и выполнения заказов: заключение сделки, договора, контракта, обработка заказов, аккумуляция (накапливание партии товара, годной по размеру и составу к транспортировке), отгрузка товара (операция по отправке товара клиенту), транспортировка товара, оплата заказа и смена собственника товара, операции по погрузке и разгрузке товара, организация складирования, хранение и регулирование товарных запасов, упаковка, фасовка.

3) Управление физическим перемещением и складированием товара: представляет собой важную и ответственную задачу, от успешного решения которой во многом зависит экономическая эффективность товародвижения – логистика.

№3

Производитель, приступая к планированию сбыта, выбирает оптимальный путь товародвижения, который называется каналом товародвижения. Канал товародвижения – ряд юр и/или физ лиц (посредников), занимающихся передвижением и обменом товара; путь товара от производителя к потребителю. Различают несколько типов каналов:

· По числу уровней, т.е. посредников или звеньев, которые образуют канал

­ Прямой канал товародвижения: простая система сбыта

­ Непрямой канал: сложная система сбыта - короткий и длинный.

­ Сочетание прямых и косвенных

­ Канал 0 уровня (канал прямого маркетинга): производитель – потребитель. 3 основных способа прямой продажи: торговля в разнос, посылочная торговля и торговля через принадлежащие производителю магазины, сетевой маркетинг.

­ Одноуровневый канал: производитель – розница – потребитель

­ Двухуровневый канал: производитель – опт – розница – потребитель

­ Трехуровневый канал: производитель – крупный опт – мелкий опт – розница - потребитель

Существуют каналы с большим количеством уровней, но встречаются реже. С точки зрения производителя, чем больше уровней имеет канал распределения, тем меньше возможностей его контролировать. Зачастую компании используют одновременно несколько каналов товародвижения по причине:

1) Выхода в сегменты с разными покупательскими привычками

2) Создание конкуренции между торговцами.

№4

Одно из значений слова «франчайзинг» - право, привилегия. «Франшизы» от франц. место, где разрешена торговля. Корнями эти понятия уходят во времена средневековья, когда король предоставлял свои баронам право собирать налоги на определенной территории, а гражданам была дана франшиза продавать товары на рынке определенного города.

Франчайзинг – тип организации бизнеса, предполагающий создание широкой сети однородных предприятий; вертикальная маркетинговая система потребительских товаров, предусматривающая долгосрочные договорные отношения и создающиеся, как правило, для сбыта.

Фирма-франчайзер (франшизер):

1) Предоставляет др фирме (франчайзи) право (лицензию франшизу) на ведение определенного бизнеса на ограниченной территории при соблюдении установленных правил (контроля за качеством ведения бизнеса) под определенной маркой, принадлежащей или ассоциирующейся с франчайзером.

2) Является собственником нематериальных активов предприятия, принадлежащего франчайзи.

Покупатель франшизы – франчайзи:

­ Уплачивает франчайзеру некоторую начальную сумму и отчисления от валовой выручки или прибыли или обязуется выкупать товары на сумму не менее, определенной за период.

­ Остается юр самостоятельным и несет ответственность за свои действия

­ Получает право на использование марки, постоянную поддержку, использование опыта организации бизнеса

Функции франчайзера:

Начальные функции:

Ø Исследование рынка

Ø Анализ расположения торговой точки

Ø Поддержка при переговорах об аренде помещения

Ø Консультации по интерьеру

Ø Подготовка персонала

Ø Модели бухучета и фин.анализа.

Текущие функции:

Ø Наблюдение за ведением дел

Ø Рекламные материалы

Ø Переподготовка менеджеров и персонала

Ø Контроль качества

Ø Реклама в масштабах страны

Ø Централизованное снабжение

Ø Маркетинговая информация

Ø Аудит, коллективное страхование

Классификация франшиз:

По сферам взаимодействия:

Франшизы первого поколения: изготовитель и розничный торговец; изготовитель и оптовик, оптовик и розница.

Франшизы второго поколения (бизнес формат): торговая марка (имя), лицензиар, розница.

По размерам первоначальных инвестиций (идея франшиз бизнес формата)

Рабочая франшиза

Коммерческая

Инвестиционная

По числу уровней

Двухуровневая система: франчайзер-франчайзи

Трехуровневая: франчайзер-главный дистрибьютор-франчайзи

Способы возникновения франчайзинга:

1) Создание на основе нового товара

2) Адаптация существующего товара для франчайзинга (из др страны)

3) Преобразование фирменной сети во франчайзинговую

4) Импорт

Условия применения франчайзинга:

ü Благоприятная экономическая и политическая ситуация

ü Географические факторы

ü Бизнес-факторы

ü Товарный фактор

Преимущества франчайзинга как системы сбыта:

Для франчайзера:

§ Создание нового источника дохода, основанного на коммерческом ноу-хау

§ Доступ к источнику капитала без потери контроля над маркетинговой системой

§ Увеличение торговой сети без дополнительных инвестиций

§ Быстрое расширение продаж с использованием начального успеха для создания эффекта снежного кома

§ Реализация принципа экономии на масштабе

§ Отсутствие накладных расходов по содержанию магазинов и оплату персонала

§ Независимые посредники мотивированы на успех дела

§ Сотрудничество с посредниками интегрированными в местную среду, воспринимаемыми населением как местные

§ Долголетняя привязанность франчайзи к франчайзеру

Для франчайзи:

o Использование опыта известности, гарантии имиджа франчайзера

o Возможность начать дело с малым капиталом

o Снижение риска и неопределенности

o Успех проекта уже доказан

o Создание собственного дела с одновременным вхождением в крупную компанию

o Повышение рыночной силы в связи созданием сети

o Удешевление и проверка на качество поставки

o Возможность идти в ногу со спросом и использовать научно-технические разработки

o При обширном территориальном рынке возможность управлять дополнительной торговой точкой не ограничивает первое предприятие

Для потребителя:

Как правило, одно из условий контракта – продленные часы работы и высокий уровень обслуживания. Общая торговая марка позволяет рассчитывать на определенные стандарты. Франчайзинг гарантирует от бесследного исчезновения какой-либо точки, дает возможность обращения в головную компанию. Поддерживает разнообразие выбора, благодаря поддержке малого бизнеса в период растущей концентрации бизнеса.

Недостатки

7.04.

ТЕМА 8

Маркетинговые исследования – любая исследовательская деятельность, направленная на удовлетворение информационно-аналитических потребностей маркетинга.

Цель – создать информационно-аналитическую базу для принятия маркетинговых решений и тем самым снизить уровень неопределенности, связанных с ними.

Как правило, маркетинговые исследования проходят 5 основных этапов:

1) Определение целей и задач исследования

2) Отбор источников информации

3) Сбор информации

4) Анализ собранной информации

5) Представление результатов

Процесс планирования маркетингового исследования

1. Определение целей и задач исследования

a) Выявление проблемы (что было раньше, что происходит сейчас и должны ли мы этим заниматься)

b) Формулировка проблемы и поиск путей ее решения (когда нужно получить решение, насколько оно значимо, насколько значима точность);

Определение проблемы исследования один из наиболее важных этапов, т.к. расплывчатая формулировка целей исследования может стать причиной того, что поставленные задачи не будут решены или будет собрана ненужная информация с большими потерями времени и средств.

Основные типы целей маркетингового исследования:

a) Поисковые – сбор предварительной информации и выработка гипотезы

b) Описательные цели – описание определенного круга явлений

c) Экспериментальные – проверка определенной гипотезы (снижение цены товаров на 10% должно повысить их сбыт на 7%)

2. Отбор источников информации

a) Поиск вторичных и объединенных источников информации, опубликованных в СМИ (имело ли это места в прошлом, как могут помочь специализированные маркетинговые фирмы и есть ли опубликованные исследования на данную тему

Определение источников первичной информации зависит от объекта исследования и поставленной цели

3. Сбор информации

a) Проведение предварительного экспресс анализа: провести опрос торгового контингента лично или по электронной почте, нанести визиты клиентам, дистрибьюторам, провести собрание целевых групп

b) Всесторонне предварительный анализ: определить тип выборки (потребительская панель в масштабах страны с произвольной выборкой произведенный исследовательской фирмой, выбор методики опроса: личный визит, опрос на месте покупки, телефонный или почтовый опрос; разработка опросника

4. Анализ собранной информации

Изучение наглядных статистических данных: проценты, средние значения, коэф вариации; анализ зависимостей и взаимосвязей: перекрестная классификация, корреляционный анализ, моделирование структурных уравнений, сопряженный анализ.

5. Представление результатов: провести краткие совещания по поводу наиболее важных результатов, осветить презентацию в прессе

Цели маркетинговых исследований формулируются, исходя из стратегических целей компании и проблем, с которыми она столкнулась.

№2 система маркетинговой информации

Источниками информации для маркетолога являются как внутрифирменные, так и внешние данные.

Комплексное и последовательное исследования разных источников позволяет сформулировать систему источников информации, включающую внутреннюю информацию, внешнюю информацию, банк моделей и методов обработки и анализа данных. Информацию о внутренне и внешней среде включает «отчет о рыночной среде компании». Маркетинговую информацию можно классифицировать не только по содержанию, но и по др признакам:

· Период времени, к которому относятся сведения: историческое, текущее прогнозное

· Отношение к этапам принятия маркетинговых решений: констатирующее, поясняющее, плановое, информация, используемая при контроле маркетинга

· Возможность численной оценки: количественная, качественная.

· Периодичность возникновения: постоянная, переменная, эпизодическая

· Характер информации: демоскопическая, экоскопическая.

· Источники информации: первичная, вторичная

№3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: