Управление государственными делами требует высокой организованности, компетентности, профессионализма. Оно предполагает непрерывность функционирования государства, которое должно своевременно решать стратегические и тактические задачи и объединять для этого усилия многих организаций и людей.
Под государственным механизмом понимается вся структурно оформленная система государственных органов, учреждений и предприятий, с помощью которых государство воздействует на обществен-
ные процессы, решает свои задачи, реализует внутренние и внешние функции.
Механизм государства определяется его функциями. Эта связь характеризуется как причинно-следственная, которая опосредуется влиянием формы государства. В классовом государстве этот механизм включает систему органов и учреждений, через которую политические силы, стоящие у власти, реализуют государственную власть, обеспечивают свое политическое, экономическое и идеологическое превосходство и осуществляют руководство обществом. В нем воплощается материальная сила власти, он всегда существует в определенной форме, которая обеспечивает реальность этой силы.
|
|
В основе построения и функционирования государственного механизма лежат объективные и субъективные факторы, определяющие наиболее важные особенности его внутреннего строения, структуры, характера, форм и методов деятельности, способствующие соединению его различных составных звеньев в отдельную систему.
Механизм любого государства – это четко организованная, строго упорядоченная система, обусловленная:
- общностью экономической основы всех элементов;
- единством политической основы;
- общностью официальной идеологии (а в некоторых странах её единством);
- наличием общих принципов построения и функционирования элементов;
- общностью конечных целей и задач, стоящих перед различными элементами государственного механизма.
В самом общем виде механизм государства можно определить как структурно оформленную систему средств государственного воздействия на общественные процессы.
Структура государственного механизма:
- государственный аппарат;
- государственные учреждения и службы;
- государственные корпорации и предприятия.
Отдельные авторы, кроме того, относят к государственному механизму дополнительные элементы:
- государственных служащих;
- процедуры принятия государственных решений;
- ресурсное обеспечение.
Государственный аппарат – это часть механизма государства, представляющая собой систему государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации функций государства, осуществления государственной власти.
|
|
Государственный аппарат можно назвать «государственной властью» или «публичной властью». Он создается для осуществления властных функций государства, и эта связь наиболее ощутимо сказывается в конкретной структуре государственного аппарата.
Государственный аппарат:
- формируется государством и осуществляет свои функции от его имени;
- состоит из особой группы людей, которые выделились из общества и занимаются только тем, что управляют;
- обладает компетенцией, наделяется властными полномочиями;
- обладает организационной структурой, организационными и материальными орудиями принуждения;
- деятельность аппарата осуществляется на основе государственного материально-финансового обеспечения;
- имеет юридически закрепленную организационную структуру и территориальный масштаб деятельности.
Государственный орган как элемент государственного аппарата обладает абсолютно всеми этими признаками. Главное, что отличает государственный орган от других элементов государственного механизма, – это наличие властных полномочий.
Государственный орган есть относительно самостоятельное, структурно обособленное и юридически оформленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления определенного вида государственной деятельности, наделенное соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства.
Государственные органы иерархически соподчинены друг с другом. Обособление отдельных звеньев механизма и превращение его в доминирующую силу сами по себе являются показателем кризиса политической власти, который периодически испытывает государство.
В состав каждого государственного органа включаются:
- лица, являющиеся непосредственными исполнителями возложенных на орган полномочий;
- лица, обеспечивающие выполнение его функций и полномочий;
- материально-технические средства.
Государственные органы отличаются друг от друга:
- порядком образования;
- видами деятельности;
- характером и объемом компетенции;
- формами и методами осуществления государственных функций.
Система государственных органов включает в себя ряд частных однородных по своим функциям, внутреннему строению, целям, видам выполняемой деятельности подсистем.
По характеру деятельности структуру государственного аппарата можно представить тремя видами органов: правотворческих, правоисполнительных и правоохранительных.
Правотворческие или представительные органы являются первичными органами, основой для других органов, избираются непосредственно гражданами.
Органы исполнительной власти – это управленческие, исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную работу по государственному управлению общественными процессами в интересах общества (или его части, формирующей власть). Они располагают вспомогательными государственными учреждениями и материальными ресурсами для принятия и реализации актов управления.
Правоохранительные органы обеспечивают и поддерживают стабильность общественных отношений. Они включают организационный и материальный аппарат принуждения (суды, прокуратура, милиция, ФСБ, разведка, тюрьмы и т. д.).
Государственные органы различаются по масштабу деятельности на центральные и территориальные.
Особое место занимают органы местного самоуправления. Они не входят в систему органов государственной власти и самостоятельны в пределах своих полномочий.
Государственные учреждения и службы – это такие государственные организации, которые осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах (почта; учреждения образования, культуры, здравоохранения и т. п.). Они создаются органами государственной власти для обеспечения своих нужд.
|
|
Государственные корпорации и предприятия учреждаются для осуществления хозяйственной деятельности в целях производства продукции, выполнения работ и оказания услуг для удовлетворения потребностей общества и извлечения прибыли.
Государственные служащие – это чиновники, специально занимающиеся управлением. Они различаются по своему правовому положению в механизме государства. Это положение определяется Конституцией и другими нормативно-правовыми актами.