Механизм государства. 2. Структура механизма. Основные принципы организации механизма

1. Понятие

2. Структура механизма. Основные принципы организации механизма.

3. Понятие органов государства.

4. Виды органов государства.

В настоящее время в отечественной юридической литературе отсутствует единый подход к пониманию и определению механизма государства. Однако все точки зрения сводятся к одному. В каждой из них подчеркивается наличие системы органов государства, призванных решать стоящие перед государством задачи. Во всех словарях подчеркивается такое свойство понятия механизм, как совокупность соединения частей, совершающих определенное заданное движение. Следовательно, механизм государства включает в себя как статические, так и динамические свойства. Для характеристики статической стороны механизма используется понятие «система органов государства». Если же механизм государства рассматривать как действующий феномен, то обнаруживаются его другие свойства, а именно различные формы и методы деятельности, составляющих этот механизм органов государства.

Таким образом, механизм государства – достаточно сложное, собирательно понятие, включающее в себя систему и деятельность органов государства. При этом невозможно предствить существование и действие различных частей механизма государства бех соответствующих полномочий, правовых форм, методов и средств деятельности частей. Поэтому можно присоединиться к точке зрения ряда авторов о том, что механизм государства входит и правовая составляющая, поскольку именно право закрепляет основы и принципы механизма построения государства, определяет полномочия, формы, приемы, способы и методы деятельности органов государства, направленные на реализацию за задач и функция, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития. При этом механизм государства - это не часовой механизм, не совокупность разнородных элементов, а это самосоуная система, определяется единством принципов, которые лежат в основе построения и функционирования органов государства, а также общностью целей, которые решают эти органы.

Механизм любого современного государства имеет достаточно сложную многоуровневую структуру, что необходимо для обеспечения прав граждан, защиты территориальной целостности, борьбы с преступностью и т.д. Кроме того, существует объективное требование к легитимному, эффективному функционированию государственного механизма, власть которого от народа. Например, требование разделения властей, контроля за деятельностью механизма государства.

Механизм государства требует наличия материальных ресурсов, без которых он не может функционировать. Эти материальные ресурсы не являются элеатами механизма государства, а выступают в качестве обеспечивающих факторов, позволяющих механизму государства успешно действовать.

Еще один признак – наличие профессионального аппарата, осуществляющего законотворчество, охрану закона.

Механизм государства – это целостная система государственных органов, посредством которых осуществляется государственная власть, решаются задачи, стоящие перед государством. Механизм государства имеет определенную структуру. Под структурой понимается внутреннее строение.

Элементы механизма государства, их соотношение, субординация основаны на определенных принципах.

Структура механизма государства показывает, из каких органов состоит этот механизм, для чего эти органы создаются, на что направлена деятельность этих органов. Т.о., механизм государства использует структурный метод как важнейшее средство изучения и оприсания механизма государства. Структура всегда предполагает определенную система, определнный способ организации этой системы. Конечно, структурный метод не единственный. Также используется функциональный метод (динамическая сторона МГ).

Для МГ способ существования – взаимосвязь его внутренних элементов и их функционирование в системе. Иначе говоря, способ существования МГ показывает связь органов государства минусовой, а также действия каждого органа в рамках этой связи. Для изучения статистического состояния МГ более эффективен структурный метод, поскольку он позволяет понять внутренне строение механизма, поскольку он позволяет понять внутреннее строение МГ. Но мы таким путем не изучим всего МГ. Важна и динамика, которая познается в действии, т.к. органы государства создаются для того, чтобы решать задачи.

Таким образом, структура механизма государства – это его внутреннее строение, это его составные элементы, создаваемые для осуществления определенных государственных функций и направленные на решение определенного круга задач.

Понятие органы государства.

Основным структурным элементом МГ являются органы государства. Каждый орган государства имеет определенные признаки, особенности, присущие органам государства. Орган государства – это лицо или коллектив лиц (Госдума, президент).

Государственный орган всегда образуется в определенном, государством установленном порядке. Законодательный, как правило, формируется путем выборов, исполнительны – путем назначения.

Орган государства призван выполнять определенные задачи и функции, например, МИД создается для оперативного управления в сфере внешних сношений.

Для выполнения этих задач и функций орган государства наделяется государственно-властными полномочиями. Эти полномочия выражаются в праве применять в определенных случаях государственное принуждение. Любой государственных орган в той или иной степени обладает властными полномочиями в тех рамках, которые ему предоставляют нормы права. Наличием властных полномочий госорганы отличаются, например, от музеев.

Органы государства также обладают компетенцией (- круг предметов ведения и полномочий, которыми наделен орган государства в отношении этих предметов ведения).

Орган государства имеет определенную организационную структуру, которая, как правило, указана в законе или нормативном акте.

Каждый орган государства действует в определенном порядке, установленном законом. Например, Госдума работает в сессионном порядке, суд работает в процессуальном порядке.

Орган государства действует от имени государства, обладает определенной самостоятельностью, его решение обеспечивается принудительной силой государства.

В Федеративных государствах ОГ имеют ступенчатый вид – органы федерации и ее субъектов. ОГ могут создаваться из различных НПА.

Основные принципы организации и функционирования МГ.

Исторический опыт выработал определенный набор принципов, на основе которых работает МГ. К числу этих принципов можно отнести законность, профессионализм, прозрачность, ответственность.

Принцип законности принименительно к деятельности МГ означает осуществление всех властных функций в точном и строгом соответствии с действующими нормами права. Принцип закнонности является очень важным принципом, поскольку обеспечивает надежную правовую основу деятельности МГ. Кроме того, реализация этого принципа позволяет обеспечить права и свободы граждан, поскольку их деятельность осуществляется на правовой основе. Еринг «Никакая несправедливать, выподающая на долю человека, не может сравниться нарушением властью права».

Профессионализм – умелове, грамотное, разумное и квалифицированное принятме решение государственными органами при осуществлении своих функций. Государственная власть заинтересована в том, чтобы ею обладали квалифицированные кадры. Для этого проводяться курсты повышения квалификации, стажировки и т.д. Профессионализм предъяляет определенные этические требования к чиновникам.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

МГ государства не должен использоваться для достижения личных собственность. Государственная должность не собственность чиновника. Сейчас разрабатываются законы, кодексы чести, предъявляющие этические требования к чиновникам. 28 июля 2004 года О государственной гражданской службе РФ. В этом законе регламентируются условия прохождения государственной службы, формулируются требования к государственным служащим, определены дозволения и запреты

Мировое сообщество принимает ряд документов, которые содержат определенные требования к должностным лицами государства. В основном они связаны с правоохранительными органами государства.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Гласность в работе. Секретность должна сводиться к минимуму. Это диктуется законом. Общество в праве знать, какие решения принимаются государственной властью, как и сколько расходуются средства на содержания государства, каковы источники дохода государственных служащих и т.д.

Контроль за деятельность МГ должен быть всеобъемлющим. Он должен осуществляться как органами государства, так и органами общественности, СМИ, гражданами.

Ответственность должностных лиц не только за прямое нарушение закона, но и за упущения в работе, не связанные напрямую с нарушениями закона. Ответственность может носить не только правовой, но и политический и моральный характер. Правда, все это невозможно без персональной юридической ответственности.

Виды органов государства.

Наиболее универсальная классификация – по принципу разделения властей.

По способу создания ОГ делятся на первичные и производные. Первичные органы государства создаются согласно установленной в нормах права процедуре и получают свои полномочия непосредственно от избирателей, например, выборные предстательные органы. Правда, они могут возникать и при монархической ФП. Производные органы образуются первичными органы, которые наделяют их первичными полномочиями.

По объему властных полномочий ОГ делятся на высшие и местные. Однако, не все местные органы являются ГО. Например, не являются ОГ органы местного самоуправления. Высшие органы государства наиболее полно представляют государства и осуществляют свои полномочия на всей территории государства. Местные органы государства распространяют свою власть только в определенный район.

По ширине компетенции выделяют ГО общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции могут решать практически любой вопрос государственной жизни (Правительство РФ). Органы специальной, отраслевой, компетенции специализируются на выполнении определенного вида деятельности (МВД, Минфин).

По способу принятия решения коллегиальные (Центризбирком) и единоначальные (президент).

Органы, действующие в чрезвычайных условиях (временные – Государственный Комитет обороны) и в античрезвычайных условиях.

В федеративных государствах принято деление ОГ на органы федерации и субъектов федерации.

Бюрократия. От французского «бюро» «письменный стол». Термин был введен в научный оборот в середине XVIII века. Винсент де Бюрней употребил этот термин для обозначения осуществления государственной власти с помощью чиновников. Чаще всего теория бюрократии сводится к 3м основным типам: рациональная(Макс Вебер, известный социолог), марксистская, восточная. Наибольшую разработку получила веберовская теория. Она лежит сегодня в основе западной концепции бюрократии. Согласно ей, бюрократы – профессиональные управленцы, бех которых не может существовать ни одно общество и государства. Это слой профессионально подготовленных людей, занимающихся государственными делами. Они не создают никаких материальных благЭ, но исполняют общественно полезные функции. Б. характеризует ведение дел в строгом соблюдении с законом. Наличие строгорегламентированных процедур, на основе которых дейтсвует аппарат. Отступление от этих процедур является должностным проступком.

Б. – это всегда иерархическая организация, которая основана на определной субординации. Существуют различные уровни отсветнственности. Деятельнсть Б. осуществляется на основе письменных документов, для которых установлен определнный порядок учета и хранения. /ти иди, изложенные Вебером развивались Вудро Вильзоном в своей работе «Изучение бюрократии», указывал, что политика отделяется от управления, важен профессионализм.

Для марксистской концепции характерно отрицание ценности бюрократии как системы управления. Маркс исходил из того, что бюрократические отношения порождаются частной собственностью и был убежден, что частный интерес превращается в общий интерес.

Азиатская, китайская, восточная, модель утверждает, что Б. возникла в обществе, где не существовала частная собственность. Верховным собственником был царь. Чиновники управляли имперской собственности. Потому они служили императору, а не обществу. Характерные черты: остсутствие узкой специализации, взаимозаменямость, избыток претендентов, финансовая зависимость от государственного жалования, тщательный контроль за деятельностью чиновников.

Бюрократия и бюрократизм – разные понятия. Бюрократизм порожден недостатками Б. Это отрыв аппарата от общества и превращение чиновников в независимый от общества слой, использование своего положения в целях личного обогащения; свой личный интерес чиновник навязывает обществу; антидемократизм; чиновник считается единственно компетентным лицом, а все остальные непрофессионалы должны подчиняться чиновнику. Бюрократизм всегда старается скрыть свои дела секретностью, чтобы уйти от ответственности.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: