Как консультирование, так и коррекция, и психотерапия могут осуществляться в различных формах: индивидуальной, групповой, самостоятельной, опосредованной, кроме того, могут быть использованы и специальные формы психологической помощи.
Индивидуальная психологическая помощь осуществляется специалистом в виде индивидуальной беседы, консультации, психотерапевтической сессии. Количество встреч, их продолжительность и другие организационные моменты такой помощи оговариваются заранее и определяются в форме контракта между клиентом и помогающим специалистом с учетом запроса клиента, возможностей и объективных условий в каждом конкретном случае.
Групповая психологическая помощь основана на проведении групповых занятий, обучающих и тренинговых процедур. Влияние группы на человека огромно. Члены группы получают в ней поддержку и обратную связь от людей, имеющих сходные проблемы и переживания. В атмосфере доверия и комфортности человек способен экспериментировать с различными стилями отношений, пробовать новые способы поведения, которые потом переносятся во внешний мир. Группа облегчает процесс самоисследования, осознания собственных чувств, установок, мыслей, желаний и поступков. В группе происходит самораскрытие, изменение «Я-концепции», возрастает уверенность в себе. Различные формы групповой психологической помощи весьма популярны в силу своей эффективности и в некотором роде большей экономичности по сравнению с индивидуальной работой включают в себя арттерапию, телесно-ориентированную терапию, танцетерапию, сказкотерапию, терапию через работу со сновидениями и с использованием медитативных техник (или медитаций). Каждая из этих форм помощи имеет свою специфику.
В целом о психологической помощи можно сказать, что она осуществляется через создание определенных организационных и психологических условий, которые позволяют человеку справляться с заботящей его ситуацией.
Практическое обеспечение процесса психологической помощи зависит от трех аспектов, определяющих ее характер и направление.
Первый аспект — актуальность психологической помощи и готовность к ее принятию — необходимое психологическое условие для ее оказания. Научные данные о возрастных и индивидуальных особенностях развития личности показывают, что на разных этапах могут возникнуть специфические для определенного возраста актуальные препятствия, объективно и субъективно обусловленные проблемы, связанные с необходимостью освоения новых жизненных ситуаций и нового опыта. Также возможно возникновение особых случаев, например, смерть близкого, насилие, посттравматический стресс, преодоление которых зачастую не под силу самому человеку без поддержки.
Таким образом, поводы обращения за психологической помощью разнообразны, к ним могут быть отнесены проблемы личностного развития и роста, проблемы общения и взаимодействия с другими людьми, а также проблемы, связанные с острыми экстремальными кризисными ситуациями. Психологическую готовность к принятию помощи мы определяем как актуально проявленное состояние личности, выраженное в наличии у нее активного желания изменить ситуацию, решив возникшую проблему, и в положительном отношении к предлагаемой помощи. Безусловно, степень готовности к принятию психологической помощи, ожидания относительно ее результатов зависят от развития самосознания личности, ее интеллектуальных, эмоциональных, волевых, характерологических, возрастных и половых особенностей.
Второй аспект — готовность к оказанию психологической помощи. Благоприятность психологического воздействия во многом определяется мотивированностью, личностной позицией и профессионализмом помогающего специалиста. В настоящее время принято говорить о личностных предпосылках к оказанию психологической помощи, о личности психолога — консультанта, психотерапевта и т. д.
Третий аспект — теоретико-методическая база, которая лежит в основе организации и проведения психологической помощи, определяя ее специфику и направление. В современной психологической науке существует ряд теоретических концепций и методов оказания психологической помощи.
Несмотря на определенные различия, большинство из них обоснованы и имеют право на существование. Разнообразие подходов и концепций, безусловно, расширяет возможности психологической помощи в целом. Выбор же конкретной теоретико-методической парадигмы, на основе которой осуществляется помогающая деятельность, остается за специалистом, выполняющим эту работу, и является важным фактором его личной профессиональной ответственности. Необходимо, чтобы такой выбор делался осознанно с учетом собственных индивидуальных предпочтений, подготовленности и компетентности.