Взаимодействие России с Украиной, Белоруссией, Балтийскими странами

Россия – Украина

В 90-е гг. для российско-украинских отношений был характерен конфликтный потенциал.

Основные проблемы:

1) ядерное оружие.

После распада СССР на территории Украины – 176 МБР, 120 единиц тактического ядерного оружия, 43 стратегических бомбардировщика. 2 июля 1993 г. Парламент Украины принимает решение о том, что Украина – собственница ядерного вооружения. Эта ситуация вызывает резкую обеспокоенность во всем мире (прежде всего США).

В 1992 г. принимается программа Нанна-Лугара, в соответствии с которой Украине гарантированы безопасность и финансовые компенсации за отказ от ядерного оружия и передачу его России.

Украина оказывается перед угрозой международной изоляции, постепенно понимает затратность содержания и обслуживания ядерного комплекса. И получив гарантии безопасности, в ноябре 1994 г. присоединяется к ДНЯО и передает атомные бомбы России.

В ноябре 1994 г. на саммите ОБСЕ в Будапеште Россия, США, Великобритания гарантировали безопасность Украине. Кроме того США выделяет 175 млн. долларов для поставки топлива на АЭС на Украине. Подобное решение имело как позитивную, так и негативную сторону:

«+»:

+ снимается угроза использования ядерного оружия Украиной;

+ Россия сохраняет свой ядерный потенциал.

«-»:

- Россия продемонстрировала неспособность решать проблемы на уровне двусторонних переговоров.

2) Черноморский флот.

Россия не имела стратегического видения перспектив своего военного присутствия на Украине. Позиция России в этом вопросе во многом была подчинена требованиям (интересам) Киева.

Черноморский флот был выведен из состава стратегических сил СНГ. Первоначально Россия выступает с идеей совместного владения флотом, при этом предполагается, что содержать его будет Россия. Затем появляется идея разделения флота и раздельного базирования: российская часть – в Севастополе, Украинская – в Крыму.

В мае 1997 г. подписано соглашение о разделе, в рамках которого Россия фактически выкупает украинскую часть флота, списав долги Украины.

Флот базируется в Севастополе, юридически причалы и бухты поделены между Россией и Украиной.

В 2000 г. было принято около 10 документов дополнительных, регламентирующих пребывание флота в Севастополе, однако, до сих пор остается ряд неясностей:

а) статус грузов Черноморского флота в таможенном пространстве Украины;

б) постоянно сохраняется опасность приглашения Украиной кораблей других стран;

в) не урегулирован вопрос о принципах замены вооружения российских частей – Украина выступает за разрешительный принцип, Россия – за уведомительный;

г) до сих пор сохраняется возможность выдвижения Украиной требований о сокращении сроков пребывания России в Крыму в случае каких-либо политических изменений.

3) Крым.

Первоначально в Крыму сильны настроения за выход из состава Украины и воссоединения с РФ.

В 1992 г. принимается Конституция Крыма, и оформляются договорные отношения между РФ и Крымом. Однако скоро ситуация меняется – Москва начинает резко выступать против сепаратизма, прежде всего, в связи с ситуацией в Чечне.

В 1994 г. к власти приходит Кучма, в декабре 1994 г. начинается Чечня, и вопрос о независимости Крыма практически отпадает.

С середины 1995 г. Крым возвращается в правовое поле Украины и в качестве элементов автономии получает парламент.

В 1997 г. Россия и Украина подписывают двусторонний договор «О дружбе, сотрудничестве, партнерстве» и признают территориальную целостность друг друга.

В 2002 г. Леонид Грач (коммунист, спикер Крымского парламента) вновь выдвигает идею присоединения Крыма к РФ, однако поддержки не получает и судебным решением отстраняется от выборов.

К этому моменту Россия и Украина осознали необходимость совместного противостояния исламскому радикализму. Для Украины весьма актуальна в этом плане проблема Крымских татар (250 тыс. человек).

4) Долги Украины.

В марте 1995 г. предпринимается первая попытка урегулирования – реструктуризация украинского долга – 2,5 млрд. долларов под давлением МВФ, при этом газовый долг в этой сумме – 1,5 млрд.

Попытка реструктуризации окончилась неудачно, поскольку отсутствует механизм выплаты долгов (часть долгов списана за украинскую долю Черноморского флота), а часть ежегодно списывается в виде арендных платежей.

Все украинские правительства затягивали решение вопроса о долгах и занижали сумму долга.

Вице-президент по вопросам энергетики (2000 г. – Юлия Тимошенко) называет сумму 2,8 млрд. долларов; премьер-министр Ющенко – 1,4 млрд. долларов; глава государственной компании «Нефтегаз» Украины – 911 млн. долларов.

Украинское правительство постоянной уходит от ответственности, перекладывая всю вину на частных импортеров, хотя все поставки энергоносителей контролируются государством.

Россия предлагает погасить задолженность объектами на украинской территории, Киев отказывается.

Единственное достижение – передача в 1999 г. стратегических бомбардировщиков России и ремонт за счет Украины крейсера «Москва» - флагмана Черноморского флота.

В 1994 г. Украина подписывает с Россией договор о нулевом варианте – Украина отказывается от претензий на собственность бывшего СССР за рубежом и одновременно отказывается от ответственности за советские долги.

Однако этот договор не ратифицирован.

В октябре 2001 г. подписано соглашение о реструктуризации газовых долгов Украины на 10 лет. Для Украины достаточно льготные условия – фиксация суммы долга в соответствии с украинской оценкой, а она в 2 раза меньше изначальных требований «Газпрома». Кроме того, долг получает статус «корпоративного», а не «национального».

5) Гуманитарный блок.

Дискриминация русского языка, русской культуры, с одной стороны, процессы вполне объяснимы – формирование национального государства связано с национальной идеей, особенно появление на Западе Украины, именно там с 2002 г. активно начинает свою деятельность организация ветеранов, дивизия СС Галичина (СС – охранные войска).

В настоящее время особенно актуальна проблема улучшения российско-украинских отношений. После президентских выборов 2005 г., когда улеглись предвыборные страсти, стало понятно, что Ющенко при всей своей прозападной ориентации не собирается портить отношения с Россией, которая остается крупнейшим экономическим партнером Украины. Российский бизнес имеет прочные позиции на Украине. В 2000-2001 гг., когда проходила приватизация на Украине, на Украину приходит российский капитал: ЛУКОЙЛ владеет одесским нефтезаводом; ТНК-Украина владелец Лисичанского НПЗ; Татнефть владеет Кременчугским НПЗ; Сибирский алюминий контролирует компанию Укралюминий.

Существуют проекты, позволяющие снизить зависимость России от транзита энергоресурсов через территорию Украины.

В сентябре 2001 г. закончено строительство нефтепровода «Суходольное – Родионовское», что позволяет перевести часть поставок нефти с Украинской территории на российскую и белорусскую.

«Газпром» разработал проект «Голубой поток» - газопровод по дну Черного моря в З.Европу, что тоже позволит обогнуть территорию Украины.

Еще один элемент напряженности в отношениях России и Украины – стремление Украины в НАТО. Сам по себе процесс расширения НАТО серьезных опасностей не представляет, кроме того, вступление в НАТО потребует достаточно серьезных расходов, на которые Украина вряд ли сможет пойти. Руководство НАТО не стремится форсировать процесс вступления Украины в НАТО, поэтому данная проблема в ближайшие 5-7 лет не будет актуальна.

Россия – Белоруссия

Белоруссия связана с Россией по многим параметрам: история, экономика, торговля, общественная психология.

Россия является основным торговым партнером Белоруссии – 60% приходится на Россию, при этом можно выделить несколько этапов в развитии отношений России и Белоруссии:

1991-94 гг. – распад СССР. В Белоруссии не было внутренних потрясений и конфликтов на религиозной или этнической почве, не было и радикального национализма. В сентябре 1991 г. коммунисты попытались захватить власть, но попытка путча провалилась, и к власти пришел реформист Шушкевич.

В августе 1991 г. Белоруссия провозглашает себя независимым государством и проводит политику лавирования между Западом и Россией.

Основные приоритеты в этот период: интеграция в мировую экономику, налаживание хороших отношений между Европой и НАТО, Белоруссия заявляет о своем нейтралитете и безъядерном статусе, присоединяясь к ДНЯО.

В стране достигнута политическая стабильность, принята новая Конституция в 1994 г. (парламентская республика, весь набор демократических прав и свобод), однако в январе 1994 г. был смещен Шушкевич, а в июле 1994 г. председатель Совета Министров в Белоруссии Кебич проиграл выборы совершенно неожиданному Лукашенко.

С 1994 г. – тяжелый экономический кризис, в период с 1992-94 гг. – объем промышленного производства сократился на 39%, объем инвестиций – на 54%, торговля – на 67%, растет инфляция, безработица, падает уровень жизни. Развивается коррупция, государственный аппарат оказывается неэффективен. Причины этого кризиса многообразны:

а) в стране нет значительных запасов полезных ископаемых и энергоносителей, притом, что промышленность энергоемкая и энергозатратная – это делает белорусскую экономику зависимой от импорта сырья и энергоносителей;

б) распад СССР нанес удар по промышленности Белоруссии – она была всесоюзным «сборочным цехом» - комплектующие поступали со всей страны. В 1990 г. на долю советских республик приходилось 84% экспорта Белоруссии и 70% - импорта.

в) огромный урон в результате Чернобыля (1/5 территории поражена);

г) в первой половине 90-х гг. – низкая инвестиционная активность (из Германии 120,3 млн. долларов; из США – 69,2 млн.; из Польши – 65,3 млн.).

Белоруссия столкнулась со сложностями в отношении западных партнеров, начинает налаживать отношения с Россией, и в этой сфере в 90-е гг. особенно остро проявляется несовместимость экономических систем.

Единственным сходством российской и белорусской экономических систем стали высокий уровень коррупции и низкий уровень эффективности управления.

В России сформировалась модель переходной экономики, характеризующаяся преобладанием крупных компаний, связанных с добычей и первичной переработкой сырьевых ресурсов и ориентированных на рынки развитых стран.

Влияние государства в 90-е гг. на российскую экономику было ослаблено, и в России сформировался симбиоз государственных структур и крупного бизнеса.

Белоруссия – полная зависимость экономики от государства, советские административно-командные методы сохраняются, широкой приватизации проведено не было. Все это создавало серьезные сложности при интеграции: невозможность установления собственности и эффективного контроля над наиболее привлекательными с точки зрения российского бизнеса предприятиями.

В нефтегазовой сфере скромные достижения – компания Славнефть и контроль российского бизнеса над Мозырьским НПЗ.

Экономическая интеграция ограничивалась торговлей и попыткой создать производственные связи между предприятиями в рамках межгосударственных финансово-промышленных групп (МФПГ). Результаты их деятельности весьма скромны: командные принципы управления, отношения собственности не установлены. В результате к 2002 г. ВВП Белоруссии составлял от 3 до 5% ВВП России, и в июне 2002 г. Путин заявляет о том, что интеграция должна учитывать экономический потенциал сторон.

Появляется понимание того, что создание общегосударственных структур с Белоруссией порождает серьезные внутриполитические проблемы для РФ, причем эти проблемы как экономические, так и связанные с проблемами российского федерализма – не исключена вероятность того, что в рамках единого государства некоторые субъекты РФ захотят повысить свой статус (Татарстан, Башкирия).

В настоящее время важность Белоруссии для России заключается в следующем:

1) транспортный коридор в Европу;

2) военно-стратегическая составляющая – в Барановичах Россия имеет станцию радиолокационного слежения (РЛС), которая «прикрывает северо-западное ракетоопасное направление». Это особенно важно в условиях расширения НАТО, поскольку демонстрирует защищенность и дееспособность России.

3) Белоруссия – важный участник производственных цепочек в машиностроении и в ВПК.

При этом необходимо четко понимать, что для решения вышеозначенных задач нет необходимости создавать единое государство – вполне достаточно межгосударственного сотрудничества.

При этом отдельным вопросом стоит поддержка Россией режима Лукашенко – это проявляется и на экономическом (низкие цены на энергоносители), на политическом (Россия не присоединяется к критике режима Лукашенко, которую допускают западные страны) уровне. Причины подобной позиции РФ заключаются в том, что Лукашенко пока является для России вполне приемлемой фигурой, особенно учитывая тот факт, что оппозиция Лукашенко во многом состоит из радикальных демократических сил, националистических организаций. И в случае прихода оппозиции к власти ее антироссийские настроения будут проявляться вполне четко.

В настоящий момент для российско-белорусской интеграции существуют вполне объективные ограничители: экстенсивный характер развития белорусской экономики, сохранение плановой экономики, отсутствие реальных глубоких рыночных реформ.

На сегодняшний день в белорусской экономике доля убыточных предприятий в промышленности – 30%, в с/х – 50%.

В 2000 г. доля нереализованной продукции составила 60% от среднемесячного объема производства.

В промышленности хроническая нехватка оборотных средств и собственных инвестиционных ресурсов.

В последние годы наметилась небольшая динамика, в основном за счет объективного процесса развития рыночных отношений. Дальнейшее развитие интеграции России и Белоруссии возможно при условии, что России удается проводить сбалансированную политику, с одной стороны, подталкивая Белоруссию к рыночным реформам, с другой стороны, сохраняя политическую стабильность.

Правовая база союза России и Белоруссии

Вплоть до 1995 г. особого интереса к Белоруссии Россия не проявляла, и более или менее постоянные контакты начинаются с января 1995 г. – заключаются соглашения о таможенном союзе – единая таможенная территория (отмена налогов, пошлин, сборов и количественных ограничений), установление и применение одинакового таможенного режима, общих таможенных тарифов, формирование механизмов взаимоотношения таможенного союза с третьими странами, формирование однотипного механизма регулирования экономики (рынок и унифицированное законодательство).

В 1996 г. к таможенному союзу присоединились Киргизия, Казахстан, в 1999 г. – Таджикистан, в октябре 2000 г. – оформилось Евразийское экономическое общество.

В апреле 1996 г. подписан Договор об образовании сообществ РЫ и Белоруссии – интеграционная организация, в рамках которой оба государства сохраняют суверенитет (ст. 15), но при этом формируют общие органы управления, общий бюджет, единое экономическое пространство, общий рынок, свободное передвижение товаров, капиталов, услуг, рабочей силы и т.д.; вопросы внешней политики, обороны и безопасности остаются прерогативой суверенных государств.

До конца 1996 г. планировалось оформить общую транспарантную систему, объединить энергосистемы, научно-техническое и информационное пространство. Это сделано не было.

В 1997 г. планировалось синхронизировать проведение экономических реформ, создать единую правовую базу, унифицировать кредитно-финансовую систему, ввести единую валюту – не произошло.

В 1997 г. начаты попытки согласования политических структур, созданы Высший Совет (сообщество России и Белоруссии), Исполком и Парламентское собрание.

В апреле 1997 г. объявлено о создании союза РФ и Белоруссии.

Балтийские страны

Страны Балтии основывают свою внеш. полит. доктрину на доминир. стремлении вернуться в Европу (интегрироваться). Именно эта стратегия воспринимается как оптимальная и страны Б. всегда рассматривали членство в НАТО и ЕС как единств. путь укрепления своей нац. безопасности. При этом во многом данная позиция основана на дост. тяжелом историч. наследии – нахождения Прибалтики в составе Рос.империи (пакт Молотова-Ребентропа август 39г., лишивший Прибалтику независ-ти). Т.о. тезис о рос. империализме всегда являлся достаточно действующим инструментом в арсенале прибалтийских политиков. В этой связи особую остроту приобретает проблема русскояз. диаспоры в этих странах. При этом необходимо четко осознавать, что в решении этого вопроса страны Б. занимаю далеко не одинаковые позиции. Наиб. цивилиз. решила эту проблему Литва (население 4 млн. чел-к, из них рус – 9%; всего нелитовцев – 20% (поляки – 9,5%, белорусы – 2%)). В Латвии – 3 млн. чел-к – 34% рус, в Эстонии – 1,5 млн. чел-к – 31% рус. Именно поэтому Латвия и Эстония заявляют об угрозе (возможности) утраты нац. культур. идентичности.

В отношении русскояз. населения проводится дискриминац. политика (кроме Литвы), введена категория неграждане и русскояз. диаспоры ущемлены в своих правах при приеме на работу в гос. учреждения, в силовые ведомства, не могут уч-ть в полит. жизни страны. Все это привело к переходу русскояз. населения в частный предпринимат. сектор, в СИ образования. В этой связи линия России могла заключаться в том, чтобы при защите прав русскояз. Диаспоры обращаться к сущесвующ. МН-пр. механизмам, к Совету Европы, к ООН, к Конвенции о защите прав нац. меньшинств.

На сегодняшний день информация о росте неонац. настроений чаще всего исп-ся в кач-ве инструмента внутр. рос. политики.

Выстраивая отношения между Россией и странами Б. необходимо четко понимать, что между странами Б. и Россией сущ-ют объективные эк. предпосылки для сотрудничества. Благодаря транзиту рос. товаров через свою территорию страны Б. получают ок. 1 млрд.$ ежегодно. РФ формирует от 1/3 до ½ ВНП этих стран. В Фин. заливе идет строительство 3-х новых морских портов Усть-Луга, Приморск, Батарейная - может восприниматься как попытка создать альтернативный маршрут, однако полностью заменить транзит через Балтику эти порты не смогут.

Т.о. у России и у стран Б. есть объективно совпадающие интересы, прежде всего эк., обеспечение геополит. стаб-ти в регионе, в этой связи рос. политика в отношении стран Б. должна прежде всего зак-ся в полит-диплом. методах улаживания спорн. вопросов, межнац. трений и в этой связи свтупление стран Б. в НАТО (2003 г.) и вступление их в ЕС (2005 г.) может воспр-ся как положительный момент – Россия получает возм-ть аппелировать к Европе и МН орг-ям в случае проведения странами Б. дискриминац. политики. В перспективе можно ожидать, что по мере более глубокой интеграции в Европу страны Б. начнут «играть по правилам», принятым в евр. сообществе, что должно снизить наряженность в рос-балт. отношениях и способст-ть налаживанию полномасш. диалога. При этом в России оста-ся рычаги эк. воздействияв Прибалтике: Балт. трубопровод. СИ (строит-во нефтеналивн. порта в Приморске и поставка морским путем, минуя Прибалтику), сущ-ет проект «Северные ворота» - доставка энергонос-ей через моря СевЛед. океана. Все эти варианты альтернатив. доставки энергонос-ей могут рассм-ся как ср-во давления на страны Б.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: