Основное внимание обращено на то, что человек – есть и мужчина и женщина.
Нужно различать между собой брак и церковное таинство брака. Брак существовал изначально, таинство – благодатный дар, а не просто священнодействие, который человек получает через последнее – стало возможно только с приходом Спасителя. Брак рассматривается ап. Павлом как брак честен и ложе не скверно, т. е. брак ни в коем случае не может быть предметом нарицаний. Искажения возникли по причине смешения понятий брака и таинства брака. Браком, по сути, является согласие мужчины и женщины на совместное сожительство и принимают на себя все обязательства, проистекающие из этого. По слову Златоуста брак – это таинство любви, это вечное единение во Христе.
В вопросе брака, Церковь осуждает сожительство, а не брак в собственном (правильном) понимании слова. Нельзя разводить, если одна из сторон не желает венчаться (1Кор. 7. 14).(На Западе брак понимается как некий юридический акт).
Один из важных моментов – равноправие мужа и жены. В Ветхом Завете муж считался господином жены, Сарра так называла Авраама. Жена находилась в полном подчинении, была бесправным существом. У языческих народов существовал обычай умерщвлять жен после смерти мужей. Христианство впервые заявило, что женщина тоже является образом Божиим. Но, в тоже время ап. Павел говорит, что «муж – глава жены», «жена да боится своего мужа». Семья – это малая Церковь, а у Церкви одна глава – Христос. Поэтому многоначалие может привести к безвластию и беспорядку.
Особое внимание уделяется браку, заключенному между Православным и инославным. Такой брак не считается блудным сожительством, хотя и не получает церковного освящения. Дети, рожденные в этом браке, должны воспитываться в Православии. При этом обязательно исповедание Бога как Троицы. При заключении династических браков было не обязательно переходить в другую веру, исключение было одно – супруга наследника престола должна принять Православие.
Церковные условия расторжения брака:
1. Прелюбодеяние.
Само по себе расторжение брака (или лишение сана) является только констатацией факта епископом. Человек сознательно может изгнать Духа Божия из своей души, и это собственно и констатируется. При расторжении брака констатируется два факта:
а) Нет самого брака.
б) Нет дара благодати, вспомоществующей браку.
Собор 1918г. дополнил условия, при которых брак может быть расторгнут:
2. Вступление одной из сторон в новый брак.
3. Отпадение одной из сторон от Православия.
4. Противоестественные пороки.
5. Неспособность к супружеству до брака.
6. Сознательное самокалечение.
7. Заболевание проказой или тяжелыми венерическими заболеваниями.
8. Длительное безвестное отсутствие.
9. Осуждение с лишением всех прав на имущество.
10. Посягательство на здоровье супруги или детей.
11. Сводничество, снохачество, извлечение выгод из непотребств супруга.
12. Душевная болезнь одного из супругов.
Собор 2000г. добавил:
13. Заболевание одной из сторон СПИДом.
14. Медицински засвидетельствованные (хронические) алкоголизм или наркомания.
15. Совершение женой оборта без согласия мужа.
Брак в Кане Галилейской есть свидетельство того, что брак не является скверной. Иначе Христос не почтил бы брак Своим присутствием.