Методы прогнозирования неналоговых доходов бюджетов поселений

К основным неналоговым доходам местных бюджетов относятся:

1) доходы от использования имущества:

- арендная плата за землю, помещения и другие объекты недвижимости;

- прибыль (часть прибыли) муниципальных унитарных предприятий;

- доходы от продажи имущества;

2) доходы, полученные в результате самообложения граждан;

3) штрафные санкции, возмещение ущерба.

Доля неналоговых поступлений в доходах бюджетов значительно различается в разных муниципальных образованиях. В связи с этим косвенные методы расчетов будущих неналоговых доходов, например, расчет суммы будущих неналоговых доходов как доли от налоговых доходов, для отдельных поселений не подходят.

Доходы необходимо планировать, рассматривая каждый источник (например, договор аренды или планируемый факт продажи конкретного имущества) по отдельности.

Основным источником неналоговых доходов будут доходы от аренды или продажи имущества. Полагаем, что при подготовке бюджетов поселений на 2006 г. в III квартале 2005 г. имеет практический смысл спрогнозировать только сумму будущих доходов от имущества.

Сдавая в аренду имущество, муниципальное образование осуществляет функции хозяйствующего субъекта. Таким образом, уровень доходов от сдачи в аренду недвижимости в первую очередь зависит от способности администрации грамотно распорядиться имуществом.

Как показывает практика, на повышение доходов от аренды имущества в первую очередь влияют следующие факторы:

1. Повышение исполнительской дисциплины в отношении договоров аренды, в том числе регулярное проведение проверок соблюдения арендаторами условий договоров и усиление претензионно-исковой работы. У многих организаций могут существовать большие задолженности по арендной плате, поэтому увеличение сборов по арендной плате может быть обусловлено только взысканием долгов с прошлые годы.

2. Создание и актуализация реестра объектов недвижимости. Результативность данных действий зависит от того, насколько начиная с 1991 г., тщательно и планомерно велся учет объектов муниципальной недвижимости. Не все объекты недвижимости могут быть учтены. Если информация хранилась на бумажных носителях, то часть ее может быть утеряна.

3. Разработка справедливой методики определения ставок арендной платы.

4. Проведение ремонта зданий и сооружений с целью повышения арендной платы.

5. Проведение конкурсов (аукционов) на право заключения договора аренды.

В соответствии с п. 11 статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», где определен порядок передачи имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, решения о передаче имущества из собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность, а также из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации должны быть приняты до 1 ноября 2005 г.

В соответствии со статьей 85 Федерального закона № 131-ФЗ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны передать в муниципальную собственность имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, перечисленных до 1 января 2006 г.

Таким образом, уже 1 ноября 2005 г. административные органы поселений будут знать, какое имущество будет им передано. То есть при подготовке бюджетов поселений на 2006 г., основания для прогноза доходов от арендной платы или продажи имущества появятся с 1 ноября 2005 г.

С 1 января 2006 г. переданное имущества будет находиться в собственности поселений.

Если поселению передается имущество (в том числе земельные участки), сданное в аренду, то при подготовке бюджета рекомендуем внести в бюджет значение, равное годовой сумме поступлений по заключенным арендным договорам, не планируя продаж имущества до завершения его передачи.

После 1 января 2006 г. арендаторам придется перезаключить договор, заключив его с новым собственником имущества – поселением. В этот момент поселение сможет установить собственные ставки арендной платы. Также поселение сможет сдать в аренду не арендовавшееся до этого имущество или принять решение о его продаже. В связи с этим прогноз неналоговых доходов бюджета поселения может измениться, и в уже принятый бюджет поселения необходимо будет внести поправки.

5. РАСХОДЫ ПОСЕЛЕНИЙ[‡]

Существует ряд причин, которые должны привести к увеличению доли местных бюджетов в консолидированном бюджете региона. Во-первых, создание нового уровня местного самоуправления приведет к появлению новых расходов для исполнения полномочий, которые ранее хоть и были упомянуты в Законе о местном самоуправлении № 154-ФЗ от 28 августа 1995 г., но фактически не финансировались, так как не являлись приоритетными для органов самоуправления при существовавшем тогда распределении полномочий. В результате реформы местного самоуправления создаются субъекты власти, для которых вопросы благоустройства населенных пунктов, например, становятся основной задачей. Не останется без изменения положение прежних лет, при котором вопросы местного значения систематически недофинансировались. Во-вторых, следует иметь в виду, что на этапе становления местного самоуправления неизбежно возникнут дополнительные единовременные расходы, связанные с перераспределением собственности между уровнями власти, структурной реорганизацией муниципальных предприятий и т.д.

В настоящее время в большинстве сельских населенных пунктов бюджетные услуги предоставляются бюджетными учреждениями. Это касается таких сфер, как культура, библиотечное обслуживание, физическая культура, организация досуга и пр. Можно предположить, что в дальнейшем местные сообщества найдут иные более экономные и лучше соответствующие существующей ситуации формы предоставления услуг в сфере культуры, физической культуры, массового досуга. Однако неразумно прекращать финансирование существующих учреждений, пока не выработана иная политика в этой области. Поэтому предлагается в первый и, возможно, следующий год действия закона сохранить финансирование существующих бюджетных учреждений. Бюджетные учреждения в настоящее время финансируются по сметам из бюджетов муниципальных районов, в собственности которых они находятся. Со следующего 2006 г. бюджетные учреждения, предоставляющие услуги по вопросам, отнесенным к компетенции поселений, должны финансироваться из бюджетов поселений. Соответственно, при планировании финансовой помощи из вышестоящих бюджетов следует предусмотреть расходы на содержание существующих бюджетных учреждений. Следует, однако, сознавать, что население и органы власти вновь созданных поселений вправе отказаться от финансирования некоторых бюджетных учреждений и использовать иные способы предоставления услуг, или вообще отказаться от их предоставления за счет бюджетных средств и профинансировать иные, более приоритетные потребности. Представляется, что вопрос о продолжении финансирования бюджетных учреждений может быть урегулирован путем консультаций и переговоров между органами власти поселения и муниципального района.

Возникающая при этом проблема связана с тем, что количество бюджетных учреждений в поселении и расходы на содержание этих бюджетных учреждений может различаться. Поэтому, если при определении размеров финансовой помощи поселениям исходить из необходимости (желательности) сохранить на переходный период финансирование бюджетных учреждений, то поселения окажутся в неравных условиях.

Для создания для жителей всех поселений равных условий доступа к бюджетным услугам и равных возможностей выбора в бюджеты поселений, не имеющих на своей территории бюджетных учреждений, также должны передаваться равные финансовые средства в форме дотаций. Это обстоятельство также приведет к увеличению финансовых ресурсов, передаваемых в бюджеты поселений.

При планировании мероприятий по становлению местного самоуправления в регионе необходимо обеспечить условия для того, чтобы условия жизни населения не ухудшились.

Решения о распределении финансовой помощи, о дополнительном распределении доходов по соответствующим уровням бюджетной системы должны приниматься на основе оценки расходов бюджетов муниципальных районов, городских округов и поселений, которые должны осуществляться за счет собственных средств, и с учетом политики реформирования бюджетных отраслей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: