Для детей с отклонениями в развитии

  Министерство   Решаемые задачи   Сеть учреждений
Министерство образования Российской Федерации    
Министерство труда и социального развития Российской Федерации    
Министерство здравоохранения Российской Федерации    

2. Разработайте план проведения дискуссии по теме «Проблемы и перспективы развития отечественной системы специального дошкольного образования», с последующей его реализацией в дискуссии, проводимой выбранным из студентов ведущим.

Основное содержание:

Фрагмент уч. пособия для студ. высш. учеб. заведений «Специальная педагогика» под ред. Н.М.Назаровой, Т.3 Педагогические системы специального образования., М., 2009г., с.35 - 39

В 90-х гг. XX в. были утверждены типовые положения для каждого вида образовательных учреждений, что открыло дополнительные возможности и формы для функционирования сети таких учреждений, где дети дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями, а также их семьи получают необходимую психолого-педагогическую и медико-социальную помощь. К ним прежде всего относятся дошкольные образовательные учреждения (ДОУ).

Для семей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии, детский сад является местом, где родители могут получить необходимую им поддержку и педагогическое сопровождение процесса воспитания ребенка, где созданы специальные образовательные условия, необходимые для полноценного развития их детей.

В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.95 № 677, детям в возрасте от 2 месяцев до 7 лет в ДОУ обеспечиваются воспитание, обучение, уход и оздоровление. Ребенок, имеющий отклонения в развитии, принимается в ДОУ любого вида при наличии условий для коррекционной работы только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Большинство детей с отклонениями в развитии воспитываются в детских садах компенсирующего вида и в компенсирующих группах детских садов комбинированного вида. В этих учреждениях обучение и воспитание осуществляются в соответствии с коррекционно-развивающими программами, специально разработанными для детей с отклонениями в развитии каждой категории.

Наполняемость групп устанавливается в зависимости от вида нарушения(й) и возраста ребенка (две возрастные группы — до 3 лет и старше 3 лет) и составляет для детей с тяжелыми нарушениями речи до 6 и 10 человек; с фонетико-фонематическими нарушениями речи (группы только старше 3 лет) — до 12 человек; глухих — до 6 человек для обеих возрастных групп; слабослышащих — до 6 и 8 человек; слепых — до 6 человек для обеих возрастных групп; слабовидящих, детей с амблиопией, косоглазием до 6 и 10 человек; с нарушениями опорно-двигательного аппарата — до 6 и 8 человек; с нарушениями интеллекта (умственной отсталостью) — до 6 и 10 человек; с задержкой психического развития (ЗПР) — до 6 и 10 человек; с глубокой умственной отсталостью (группы только старше 3 лет) — до 8 человек; с тубер-
кулезной интоксикацией — до 10 и 15 человек; часто болеющих детей — до 10 и 15 человек; со сложными (комплексными) дефектами — до 5 человек для обеих возрастных групп; с иными отклонениями в развитии — до 10 и 15 человек.

Для детей с отклонениями в развитии, которые по разным причинам не могут посещать дошкольные учреждения, организуются группы кратковременного пребывания в ДОУ. Задачами таких групп являются оказание своевременной психолого-педагогической помощи таким детям, консультативно-методическая поддержка их родителей (законных представителей) в организации воспитания и обучения ребенка, социальная адаптация детей и формирование у них предпосылок для учебной деятельности. Занятия проводятся преимущественно индивидуально или небольшими подгруппами (по 2 — 3 ребенка) в присутствии родителей в удобное для них время. Эта организационная форма предусматривает участие в коррекционной работе разных специалистов. Общая продолжительность занятий — 5 ч в неделю1.

Названные детские сады и группы подпадают под определение, используемое в современных нормативных документах, «Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

В условиях российской системы дошкольного образования интегрированное обучение по отношению к детям, которые, несмотря на наличие того или иного отклонения в развитии, имеют близкий к возрастной норме уровень психофизического развития и психологическую готовность к совместному обучению с нормально развивающимися сверстниками, реализуется в детских садах общеразвивающего вида (при наличии там специальных образовательных условий). Такие условия легче создавать в общеразвивающих группах детских садов комбинированного вида, где функционируют и компенсирующие группы, а также в специализированных центрах развития ребенка, в устав которых заложено осуществление коррекционной работы со всеми воспитанниками.

Дошкольники с ограниченными возможностями могут посещать и образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Основы функционирования таких учреждений изложены в соответствующем Типовом положении, утвержденном постановлением Правительства РФ от 19.09.97 № 1204.

Образовательные учреждения общего типа создаются для детей от 3 до 10 лет. Их основное назначение — осуществление образовательного процесса путем обеспечения преемственности между дошкольным и начальным общим образованием, создания оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья, физического и психического развития детей.

Для ребенка с ограниченными возможностями переход к школьному обучению означает включение не только в новый для него вид учебной деятельности, но и в совершенно иные условия жизнедеятельности (другая обстановка, нередко незнакомый детский коллектив, более сложный распорядок дня). Все это создает возможности для возникновения кризисных ситуаций.

Для реализации щадящего подхода при переходе ребенка с ограниченными возможностями из детского сада в школу предусмотрена достаточно комфортная организационная форма такого перехода: образовательное учреждение «детский сад — начальная школа». Ребенок имеет возможность приступить к школьной жизни в знакомой, привычной для него обстановке, вместе с большинством своих товарищей, которые совместно с ним посещали дошкольную группу.

Существует еще один тип дошкольных учреждений, предназначенный для воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями, — образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, типовое положение о котором утверждено постановлением Правительства РФ от 31.07.98 № 867.

Такая формулировка названия распространяется и на центры оказания разных видов помощи детям в возрасте от 3 до 18 лет, осуществляющие диагностику и консультирование; психолого-медико-социальное сопровождение; психолого-педагогическую реабилитацию и коррекцию; лечебно-педагогическое воздействие и дифференцированное обучение и др.

Эти учреждения предназначены для детей следующих категорий: с высокой степенью педагогической запущенности, с трудностями в обучении, с признаками социальной дезадаптации; с нарушениями эмоционально-волевой сферы; детей, подвергшихся разным формам психического и физического насилия; детей, вынужденных покинуть семью, в том числе по причине несовершеннолетия матери; детей из семей беженцев, переселенцев, а также пострадавших от стихийных бедствий и техногенных катастроф и др.

Все виды необходимой им помощи оказывают высококвалифицированные работники разных специальностей — педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги-дефектологи, логопеды и др.

По отношению к детям дошкольного возраста основными направлениями деятельности таких учреждений являются:

- диагностика уровня психофизического развития и отклонений в поведении;

- образование в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием соматического и психического здоровья;

- организация коррекционно-развивающего и компенсирую-
щего обучения;

- психокоррекционная и психопрофилактическая работа;

- проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий. В стране имеются различные оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, — санаторно-лесные школы, санаторные детские дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Цели их создания и деятельности — оказание помощи семьям в воспитании проблемных детей и детей, нуждающихся в длительном лечении, получении ими образования, проведение реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий, адаптация к жизни в обществе, социальная защита и разностороннее развитие. В соответ ствии с Типовым положением, утвержденным постановлением Правительства от 28.08.97 № 1117, в таких учреждениях могут открываться группы для детей дошкольного возраста.

Нередки случаи, когда дети с ограниченными возможностями не посещают дошкольные учреждения. Для их подготовки к обучению в школе предусмотрен ряд организационных форм. Для детей с выраженными отклонениями в развитии создаются дошкольные отделения (группы) при специальных (коррекционных) школах и школах-интернатах. Образовательные программы в них рассчитаны на один-два года, в течение которых формируются предпосылки учебной деятельности в необходимой коррекционно-развивающей среде. Контингент таких отделений (групп) составляют преимущественно дети, у которых поздно выявлено отклонение в развитии, или дети, ранее не имевшие возможности посещать специализированное образовательное учреждение (например, при отсутствии детского сада компенсирующего вида в месте проживания семьи).

Кроме того, согласно инструктивному письму Минобразования России от 22.07.97 № 990/14-15 «О подготовке детей к школе» благоприятные условия для такой подготовки могут быть созданы для детей 3 — 6 лет на базе ДОУ, а для детей 5 — 6 лет — на базе общеобразовательных учреждений (школ). Для проведения занятий комплектуются группы, ориентированные на всестороннее развитие детей в соответствии с задачами дошкольного образования, консультативные группы для детей, которые должны посещать отдельные занятия с логопедом, психологом, дефектологом. Количество занятий зависит от возраста ребенка.

Диагностику детей, консультирование родителей и рекомендации по направлению ребенка в образовательные учреждения различных видов осуществляет ПМПК. Родители могут обратиться на прием самостоятельно, но обычно они приходят уже с направлением из лечебно-профилактического учреждения — поликлиники, детской больницы, сурдологического центра и т.д. Комиссия дает заключение о состоянии психофизического развития ребенка и рекомендации по дальнейшим формам обучения.

Современные ученые-дефектологи важнейшими направлениями коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями как в условиях специальных дошкольных учреждений, так и в условиях домашнего воспитания признают следующие: сенсорное развитие и воспитание; физическое, в том
числе моторное, развитие; формирование различных видов деятельности, в том числе обучение игре; развитие речи и коммуникативных умений; ознакомление с окружающим миром; формирование элементарных математических представлений; становление разных форм мышления в их взаимодействии; сохранение и укрепление здоровья; психологическая и компетентностная подготовка к обучению в школе (Л.Б.Баряева, О.П.Гаврилушкина, Л.А.Головчиц, Е.А.Екжанова, А.П.Зарин, А.А.Катаева (Венгер),
Б.Д.Корсунская, Э.И.Леонгард, Л.П.Носкова, Т.В.Пелымская, О.Г.Приходько, Е.А.Стребелева, Н.Д.Шматко и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: