Модуль 1

ЛПЗ №1.Знакомство с ранней комплексной помощью детям с отклонениями в развитии.

Цель: сформировать у обучающихся представления о системе ранней комплексной помощи в России и на Западе; познакомить с содержанием программ ранней комплексной помощи на примере модифицированной программы «Лекотека» Казьмина А.М. и др..

План:

1. Самостоятельное ознакомление студентов с теоретическим вопросом на тему – «Ранняя комплексная помощь как средство профилактики детской инвалидности»

Обсуждение вопросов:

- значение ранней комплексной помощи в онтогенезе человека с ОВЗ;

- отражение структуры ранней комплексной помощи в индивидуальных примерных таблицах студентов.

2. Демонстрация медиапрезентации «Работа с семьёй» (МГППУ, Казьмин А.М., 2009г.)

Обсуждение вопросов:

- каковы цели работы с родителями, воспитывающими детей инвалидов, и каковы техники работы?

3. Знакомство с содержанием программы «Лекотека» авторов: Казьмина А.М., Петрусенко Е.А., Перминовой Г.А., Чугунова А.И., Пайкова А.М.. (Работа в парах)

Результатом деятельности студентов являются индивидуальные конспекты, раскрывающие следующие основные вопросы: актуальность программы; научная обоснованность – цель, задачи, результат; показания и противопоказания к применению; разделы и подразделы программы;

Основное содержание:

Фрагмент уч. пособия для студ. высш. учеб. заведений «Специальная педагогика» под ред. Н.М.Назаровой, Т.3 Педагогические системы специального образования., М., 2009г., с.13- 25.

На современном этапе одним из самых актуальных направлений специальной педагогики как в России, так и во всем мире является ранняя помощь детям с отклонениями в развитии.

Ранняя помощь — быстроразвивающаяся область междисциплинарного знания, рассматривающая теоретические и практические основы комплексного обслуживания детей первых месяцев и лет жизни
из групп медицинского, генетического и социального риска отставания в развитии.

Ранняя комплексная помощь формируется как часть системы специального образования, призванная влиять на улучшение условий развития детей с ограниченным потенциалом возможно-
стей, а также тех, чье развитие проходит под влиянием множественных факторов риска. От эффективной организации ранней помощи в определяющей степени зависят предупреждение инвалидности и (или) снижение степени ограничения жизнедеятельности и трудоспособности.

В Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятых Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 г., четко обозначен комплексный по своему сущностному
содержанию процесс предупреждения (профилактики) инвалидности. Под этим сложным и многогранным процессом понимается комплекс мер, направленных на профилактику возникновения физических, умственных, психических и сенсорных дефектов (профилактика первого уровня) или на исключение возможности перехода дефекта в постоянное функциональное ограничение или инвалидность (профилактика второго уровня). Предупреждение инвалидности может предусматривать не только меры
медицинского характера, в частности оказание первичной медико-санитарной помощи, предродовой и послеродовой уход, но и раннюю стимуляцию развития ребенка с целью профилактики
возникновения вторичных отклонений в процессе становления психофизических функций.

Особенности развития ребенка в раннем возрасте, пластичность центральной нервной системы и способность к компенсации нарушенных функций обусловливают важность ранней комплекс-
ной помощи, позволяющей путем целенаправленного воздействия исправлять первично нарушенные психические и моторные функции при обратимых дефектах и предупреждать возникновение вто-
ричных отклонений в развитии.

Ранняя помощь предполагает широкий спектр долгосрочных медико-психолого-социально-педагогических услуг, ориентированных на семью и осуществляемых в процессе согласованной («ко-
мандной») работы специалистов разного профиля. В него входит система специально организованных мероприятий, каждый элемент которой может рассматриваться как самостоятельное направ-
ление деятельности учреждений, находящихся в ведении органов здравоохранения, образования и социальной защиты населения.

К таким мероприятиям относятся:

- обнаружение младенца с отставанием или риском отставания в развитии, предполагающее единство ранней диагностики, идентификации, скрининга и направления в соответствующую тер-
риториальную службу ранней помощи;

- определение уровня развития ребенка и проектирование индивидуальных программ раннего образования;

- обучение и консультирование семьи;

- оказание первичной помощи в реализации развивающих программ как в условиях семьи, так и в условиях специально организованной педагогической среды, отвечающей особым образова-
тельным потребностям младенца (группы развития);

- целевая работа по формированию сенсомоторной сферы ребенка;

- психологическая и правовая поддержка семьи;

- ранняя плановая или экстренная медицинская коррекция;

- координация деятельности всех социальных институтов и служб в оказании полного комплекса услуг семье и ребенку в рамках индивидуальной программы развития.

Отправной точкой к разработке программ ранней помощи или «раннего вмешательства» ( early intervention) в ходе психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья
и жизнедеятельности послужили программы опережающего обучения (head start), активно применяющиеся в странах Запада с 60—70-х гг. XX в. Эти программы, учитывающие чрезвычайную
значимость первых месяцев и первых лет жизни для дальнейшего развития ребенка, предназначались для социально-педагогической поддержки семьи и ребенка в период, когда способы их вза-
имодействия с окружающим миром только начинают формироваться.

В соответствии с новыми экспериментальными данными в западной науке началось активное формирование интегрированной теории раннего развития: Дж.Боулби (J.Bowlby), Д.Винникот
(D.Winnicott), М.Айнсворт (M.Ainsworth), М.Малер (М.Mahler), Д.Штерн (D.Stern) и др.

Немалую роль в становлении этой теории сыграли и научные труды отечественных ученых — основополагающие положения культурно-исторической концепции психического развития
Л.С.Выготского, теория деятельности А.Н.Леонтьева, концепция генезиса общения М.И.Лисиной.

Научное обоснование теории развития человека в младенческом и раннем возрасте (от рождения до трех лет) существенным образом повлияло на практическое изменение организационных форм обслуживания детей первых месяцев и лет жизни в странах Запада, стало основой создания междисциплинарных эко-
логически ориентированных программ обслуживания младенцев и их семей. В 70-е гг. XX в. практически одновременно во всех странах Западной Европы, в США, Австралии и Канаде разрабатыва-
ются программы «раннего вмешательства».

В мировой практике наиболее известны следующие программы ранней диагностики и ранней помощи: Коннектикутский тест «Обследование развития новорожденных и детей до трех лет»,
Каролинский учебный план для детей от рождения до пяти лет, Гавайский профиль раннего обучения, Руководство Портейдж, Мюнхенская функциональная диагностика, программа ранней
диагностики развития «Тандем» (Голландия). Эти диагностические и методические разработки на практике доказали высокую эффективность их применения. Сфера их использования заметно
расширилась в результате включения в образовательное пространство младенцев и детей раннего возраста с врожденными и рано приобретенными дефектами, которые в значительной мере огра-
ничивают возможности их жизнедеятельности и социализации.

Концептуальной основой таких программ послужили утвержденные на уровне государственной политики западных стран принципы интеграции и нормализации детей вне зависимости от их
медицинского, генетического или какого-либо другого индивидуального отличия. Концепция нормализации, разработанная шведским ученым Бенгтоном Нирье, утверждает положение о том,
что жизнь и быт людей с нарушениями в умственном развитии должны быть как можно ближе к условиям и стилю жизни общества, в котором они живут. Первоначально это положение относилось исключительно к людям с интеллектуальными нарушениями; впоследствии оно оказало глубокое влияние на восприятие
обществом социальных девиаций, проявлений нетипичности, индивидуальных человеческих различий.

Методический материал для стимуляции развития младенцев и детей раннего возраста, имеющих выраженные нарушения, разрабатывался с учетом того, что раннее социально-эмоциональное
их взаимодействие с матерью и другими членами семьи формируется так же, как при условиях нормального развития, однако требует особого анализа, внимания и поддержки.

Одной из первых программ, предусматривающих работу с детьми, имеющими сложные дефекты, считается программа раннего обучения детей с синдромом Дауна, разработанная Л.Рходес с группой коллег (L.Rhodes et al.) в государственном госпитале Сонома (США) и продемонстрировавшая эффективность педаго

гического вмешательства в дефицитарное развитие. С тех пор число программ раннего вмешательства в задерживающееся или отклоняющееся развитие постоянно увеличивается. Созданы руко-
водства для детей определенных групп риска: с отставанием в двигательном развитии, с генетическими нарушениями (синдромом Дауна), с сенсорными нарушениями. В них отражены два фунда-
ментальных направления философии и практики образования в западных странах: принцип нормализации и методики оперантного обучения.

К наиболее известным в мировой практике можно отнести программу Союза экспериментального обучения и развития ребенка при Вашингтонском университете (США), где в 1971 г. была
организована Служба ранней помощи с целью апробации этой программы (A.H.Haydn, N.G.Haring), а также программу ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки», подготовленную в университете Маккуэри (Сидней, Австралия, 1975) и апробированную в учебном центре
университета в работе с детьми с синдромом Дауна и другими нарушениями развития (M.Pieterse, R.Treloar).

Концептуальные положения программы «Маленькие ступеньки» отражают инновационный подход в области образования детей, имеющих нарушения в развитии. В них декларируется: «Учиться
могут все дети. Ребенок с нарушениями развития учится медленнее, однако он может учиться!

Западный вариант организации системы служб «раннего вмешательства» предполагает привлечение специалистов разных специальностей, выстраивание между ними партнерских отношений,
постоянное всестороннее повышение квалификации. В ходе реализации индивидуальных программ осуществляются пролонгированный анализ и гибкая коррекция задач.

Основным документом, регламентирующим проведение программы, является индивидуальный план обслуживания семьи, разрабатываемый командой специалистов службы помощи совмест-
но с родителями. В нем содержатся данные о потребностях ребенка и возможностях семьи, включая информацию об уровне развития ребенка в различных областях; подробно описываются на-
правления работы на каждом этапе.

При становлении и развитии западной системы ранней помощи выделились два основных направления конструирования программ «раннего вмешательства»: психотерапевтическое и социаль-
но-педагогическое.

Раннее психотерапевтическое вмешательство предусматривает создание условий для удовлетворения особых потребностей социально-эмоционального развития младенцев и детей раннего
возраста. Концептуальная идея этого направления заключается в том, что нарушения межличностных отношений в диаде «мать —дитя» гораздо более успешно поддаются коррекции в ходе пси-
хотерапевтических сеансов, проводимых с участием одновременно и родителей, и ребенка.

Раннее социально-педагогическое вмешательство ориентировано на удовлетворение особых потребностей в образовании и социализации младенцев и детей раннего возраста. Результаты науч-
ных исследований в этой сфере привели к осознанию необходимости разрабатывать программы раннего развития, ориентированные не только на детей, но и на их семьи, — семейно-центрирован-
ные программы раннего вмешательства. Именно семья как первичное социальное окружение ребенка является фактором, оказывающим решающее влияние на его развитие. Понятие «семейная цент-
рированность» означает, что профессиональная помощь должна оказываться и детям, и родителям одновременно в едином «семейном ключе» в процессе пролонгированного сопровождения.

Сопровождение — это новый для нашей страны вид социальной помощи, которая носит нематериальный характер, предполагает индивидуальную поддержку в решении проблем семьи и осуществляется посредством реализации разнообразных социально-педагогических, психологических, защитно-правовых и абилитационных программ. Абилитация — комплекс мер по развитию и компенсации отсутствующих или нарушенных функций и адаптационных возможностей.

Значимым моментом в западных моделях раннего социально-педагогического вмешательства является организация лекотек (от швед. leko — игрушка) — библиотек игрушек.

Такие комплексы стали формироваться и использоваться в середине 60-х гг. XX в. в Скандинавских странах. К 1990 г. лекотеки были организованы уже в 21 стране мира, а в стране — основа-
тельнице этого движения Швеции их к тому времени было уже около 75.

Концепция лекотек предусматривает использование игры и игрушек для приобретения опыта семейно-соседских отношений, налаживания общения, социальных контактов семей, имеющих
детей с особыми потребностями. Помещения лекотек служили местом встреч родителей, объединенных аналогичными проблемами, с целью построения отношений между ними и профессиона-
лами для обсуждения возможности помощи и взаимопомощи, уточнения и корректировки программ развития детей. Ведущий специалист лекотеки, которым обычно бывает педагог в области
специального образования, организует комплексную диагностику с целью определения уровня развития ребенка, вместе с «командой» сотрудников разрабатывает индивидуальную программу
его развития и координирует работу всех специалистов в процессе ее реализации. Он также занимается вопросами включения детей с особыми потребностями в систему дошкольного образования,
организует обучение и консультирование работников детских садов в области специальной педагогики и психологии.

Большая часть лекотек в европейских странах интегрирована в крупные абилитационные центры, которые обеспечивают комплексное (медико-социально-психолого-педагогическое) обслужи-
вание семей и детей с отклонениями в развитии. Специфическая особенность лекотек состоит в равноправном сотрудничестве профессионалов и родителей.

Исследования свидетельствуют также о том, что ранняя помощь в рамках семейно-центрированных программ, активная стимуляция развития ребенка позволяют в среднем на 50% снизить
число детей, имеющих различные дефекты и находящихся в группе риска по инвалидности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: