Программа кодирования слова содержит комплекс действий по обозначению буквами звукового состава слова на основании законов графики и орфографии.
Запись слов — это достаточно сложный синтетический процесс. Чтобы написать слово, произношение которого не расходится с написанием, необходимо осознать его звуковой состав, выделить первый звук, соотнести его с фонемой и артикулемой,вспомнить соответствующий им графический образ буквы и написать ее по программе, указанной выше. Вслед за этим импульспервого звука оттормаживается, и в мозг идет импульс от следующего по порядку звука. После перевода его в букву наступает черед следующего звука и т.д. Таким образом, запись слова представляет собой серию последовательных возбуждений и торможений в коре головного мозга.
К моменту начала школьного обучения не у всех детей в достаточной степени развита регуляция нервных процессов, отсюда возникают явления персеверации и антиципации. Явление персеверации обусловлено преобладанием возбуждения над торможением. В этом случае происходит «застревание», т.е. обработанный импульс не оттормаживается, что приводит к повторному воспроизведению буквы, например: «женжина» (женщина), «птиты» (птицы), «училиль» (учились). Ошибки персеверации могут проявляться как внутри одного слова, так и на межсловном уровне, например: «высоко прыкул» (прыгнул); «Яркий огорь (огонь) осветил пещеру». Они могут оказаться причиной добавления лишних букв и слогов: «молотолок» (молоток), «крокордил» (крокодил), «пожелтел с ют» (пожелтеют).
|
|
Преобладание торможения порождает явление антиципации, «забегания» вперед импульса от следующего звука, и появляются ошибки типа «снон» (слон), «скайка» (стайка), «много гривов (грибов) выросло на опушке леса». По этой же причине может происходить пропуск букв и слогов. Наиболее часто ученики пропускают гласные звуки или один из согласных при их стечении. Возбуждение, получаемое от более сильно выраженных (или более ясно воспринимаемых) артикулем, подавляет возбуждение от более слабых, отсюда и пропуски: «прта» (парта), «васлек» (василек), «до дереви» (деревни).
Если в слове содержится фонетическая орфограмма, в программу кодирования добавляются орфографические действия (см. гл. VI). Но существует мнение, что некоторые на первый взгляд орфографические ошибки также могут быть обусловлены слабостью нервной регуляции. К ним относятся перенос падежных окончаний — «на морском берегом виднелись следы», «бежал к краю Полю»; «застревание» на часто повторяющейся букве — «в светлой зелене леса». При наличии в работах учеников подобных ошибок учителю необходимо сопоставить неправильное написание с Описанием этой же орфограммы в других условиях, где отсутствует интерферирующее влияние соседних букв. Также следует внимательно относиться к текстам диктантов, которые учитель собирается предложить ученикам, и заранее позаботиться об устранении такой «орфографической конкуренции».
|
|
Значительно сократить число ошибок при кодировании слов помогает хорошо развитое умение контролировать свои действия На примере, взятом из тетради ученика, видно, как он пытается найти правильное написание слова ребята:
Налицо достаточно тяжелое преодоление ребенком своих трудностей. И квалифицированный, профессионально грамотный учитель никогда не станет снижать оценку детской работы из-за того, что она пестрит исправлениями. У настоящего педагога не повернется язык назвать этот «победный» результат грязью в тетради.
Особенно большое число ошибок в записи слов встречается в диктантах. Это бывает обусловлено не только слабыми навыками правописания, но и неправильной технологией организации диктантов, в частности отсутствием четкого целеполагания и плана действий.