Развитие и коррекция моторных умений

1. Обведение фигур в воздухе без соприкосновения с рисунков

Как уже отмечалось, к факторам, влияющим на успешность овладения каллиграфией, относятся правильная постановка туловища, головы и рук, способ удержания ручки в пальцах, движения кисти, положение предплечья и плеча, оптимальное на­пряжение мелкой мускулатуры пальцев и кисти. Эффективным средством для развития этих умений является прописывание в воздухе представленных на рисунке фигур (рис. 6, 110).

Рис.6

Подготовительный период начинается с обучения детей выпи­сыванию каждой фигуры с 1 по 7 в отдельности. Фигуры 8— 10 используются позже, ближе к основному этапу и во время его. Они могут иметь любую конфигурацию в зависимости от конфи­гурации буквы, с которой работают дети.

Учитель рисует на доске образец очередной фигуры. Прежде чем приступить к воспроизведению ее очертаний, дети с помощью учителя словесно ее описывают. Они определяют точку начала движения, характер воображаемых линий (несоприкасающиеся прямые, находящиеся на равном удалении друг от друга, и т.п.); обращают внимание на направление движения (сверху вниз или снизу вверх слева направо или справа налево), отмечают уменьшение амплитуды движений при рисовании «улитки» (5) и «змейки» (6) и т. д.

1 Методические приемы «Обведение фигур в воздухе»и «Рисование бордюров» разработаны психологом М.В. Комбаровой при участии автора настоящего пособия.

Затем ученики берут карандаш или ручку и обводят нарисованную на доске фигуру по воздуху тремя способами. Сначала рука выполняет крупные движения от плеча. Затем она опирается на только кисть, сгибаясь в запястном суставе, естественно,

размер выписываемой в воздухе фигуры уменьшается. И наконец, рука опирается на локоть, работают только пальцы, речевой сустав отводит руку в сторону. Дети прописывают фигуру каждым из трех способов четыре-пять раз. При этом они стоят или сидят, выпрямив спину и не облокачиваясь на спинку стула. На кончик карандаша можно надеть пенопластовый шарик, кусо­чек ластика и т.п., чтобы он был лучше виден.

Такая работа проводится на трех— пяти уроках, при необходи­мости она может продолжаться дольше, пока дети усвоят все семь фигур. Когда они поймут и освоят механизм действий руки, учитель исключает первый способ и оставляет только второй и третий. С это­го момента ученики начинают обводить фигуры, нарисованные не только на доске, но и в тетради.

Первые 2 — 3 мин они работают с фигурой, нарисованной на доске. Рассматривают ее, после чего ставят руку на локоть, вы­прямляют спину и обводят фигуру несколько раз, работая запяст­ным суставом, и столько же раз, работая только пальцами. Затем ученики переключаются на воспроизведение этой же фигуры, но изображенный либо в тетради, либо на листе бумаги. Они кладут руку на парту, опираясь на внешнее ребро ладони, и ведут кончи­ком карандаша или ручки в воздухе над фигурой. Два-три раза обводят ее, сгибая запястье, и столько же раз, сгибая пальцы.

Целью этого упражнения не является точное копирование фи­гуры, поэтому лети и обводят ее не по линиям, а над ними — в воздухе. Размах движений и количество элементов необязательно должны совпадать с образцом, они могут быть больше или мень­ше, необходимо только соблюдать общую конфигурацию. Когда Дети это поймут, пропадет излишнее напряжение, которое неизбежно возникает при точном копировании образца, и они смогут при обведении уделять внимание не только движениям, но и своей позе, положению туловища и головы, контролю за напряжением мышц пальцев и кисти.

С обведения фигур в воздухе целесообразно начинать каждый урок каллиграфии до конца первого года обучения, отводя на это около 5 мин. Вид и количество фигур для обведения может указать учитель, либо ученики сами выберут фигуры, с которыми им хочется поработать.

2. Рисование бордюров.

Уроки каллиграфии полезно завершать рисованием цветных бордюров. Эта работа эффективно формирует и развивает умение соблюдать заданный алгоритм действий, распределять внимание

между несколькими условиями, самоконтроль, оперативную память. И все это достигается в менее регламентированных и условиях, чем условия выполнения собственно учебных упражнений. Кроме того, работа с цветом, который ребенок выбирает самостоятельно, по мнению психологов, благоприятно влияет на его эмоциональное состояние, позволяет выражать свои чувства, в том числе и отношение к уроку.

Характерная особенность бордюров в том, что они не имеют ни начала, ни конца, их можно продолжать как вправо, так и влево. Поэтому и начинать рисование можно не только от левого края листа, но и с середины или с четверти строки, а начав от левого края, необязательно доводить работу до конца. Это дает возможность рисовать один бордюр частями, возвращаясь к нему на других уроках или заканчивая его дома, что развивает память, воображение и позволяет экономить рабочее время на уроке.

Рисование бордюров также состоит из двух этапов.

Первый — обучающий. Учитель объясняет детям, как рисовать разные виды бордюров, учит их этому, формируя ориентировоч­ную основу действий. Этот этап длится достаточно долго, ибо очень важно овладеть техникой выполнения бордюра, так как именно она развивает указанные выше мыслительные операции. При ее нарушении работа эта теряет свой развивающий и корректирую­щий эффект. На усвоение техники рисования одного бордюра ухо­дит как минимум три-четыре урока, следовательно, учиться правильно, рисовать различные виды бордюров дети могут почти до конца второй четверти. В течение этого периода вид бордюра, под­лежащего изображению, задает учитель.

Второй этап основной. После того как ученики усвоят технику выполнения всех видов бордюров, они могут самостоятельно вы­бирать для рисования тот или иной вид и варианты его выполне­ния. При рисовании можно использовать несколько цветов, а мож­но рисовать одним-единственным, варьируя степень его интен­сивности (нажима карандаша). Важно, чтобы ребенок выбирал те цвета, которые нравятся именно ему.

Учитель не дает никаких рекомендаций и не демонстрирует никаких образцов, предоставляя детям полную свободу самовы­ражения, и контролирует только заданную технику рисования.

Нарисовав бордюр, ученики показывают свои работы друг другу. Время от времени полезно устраивать в классе выставки таки» работ. В III и IV классах элементы, составляющие бордюр, усложняются например, можно не закрашивать клеточки в тетради, рисовать в них какие-нибудь геометрические или другие фигуры — круги, овалы, простейшие элементы растительного орнамента (листочки, яблоки и т.п.). При этом дети сначала рисуют чередующиеся фигуры, а потом закрашивают их, соблюдая из описанных ниже способов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: