Гендерная структура общества: классификационный подход

Практико-методологичекое обоснование типизации наиболее распространенных гендеров, выделенных на основе 4-х выше описанных критериев, предполагает, с одной стороны, последующую оценку полученных гендеров как распространенных, иcчезающих, только нарождающихся и невозможных, а с другой стороны, описание социально-психолого-культурологического портрета каждого гендера. Данные задачи тесно взаимосвязаны, поскольку одной из ведущих социальных характеристик описания гендера становится степень его распространенности. Вместе с тем привлечение к описанию гендеров разнообразных средств и методов позволит выдвинуть более обоснованные предположения о распространении гендера в будущем. В таблице «Возможные сочетания социокультурных и биологических характеристик гендера» (Таблица 1) приведены всевозможные типы комбинаций указанных критериев, характеризующих гендеры. Всего на этой основе возможно выделить 32 гендера.

Таблица 1. Возможные сочетания социокультурных и биологических характеристик гендера

Номер по порядку Биологичес- кий пол Сексуальный опыт Социальный статус Структура ценностей
  andros гетеро высокий мужская
  andros гетеро высокий женская
  andros гетеро низкий мужская
  andros гетеро низкий женская
  andros отсутствует высокий мужская
  andros отсутствует высокий женская
  andros отсутствует низкий мужская
  andros отсутствует низкий женская
  andros бисексуаль-ный высокий мужская
  andros бисексуаль-ный высокий женская
  andros бисексуаль-ный низкий мужская
  andros бисексуаль-ный низкий женская
  andros гомо высокий мужская
  andros гомо высокий женская
  andros гомо низкий мужская
  andros гомо низкий женская
  femina гетеро высокий мужская
  femina гетеро высокий женская
  femina гетеро низкий мужская
  femina гетеро низкий женская
  femina отсутствует высокий мужская
  femina отсутствует высокий женская
  femina отсутствует низкий мужская
  femina отсутствует низкий женская
  femina бисексуаль- ный высокий мужская
  femina бисексуаль- ный высокий женская
  femina бисексуаль- ный низкий мужская
  femina бисексуаль- ный низкий женская
  femina гомо высокий мужская
  femina гомо высокий женская
  femina гомо низкий мужская
  femina гомо низкий женская

Одни из гендеров легко узнаваемы и могут иллюстрировать различные актуальные проблемы современного общества. Другие гендеры настолько непривычны, мало распространены и проанализированы, что для их описания уместно привлечь различные литературные источники. Представляется целесообразным выбрать следующую последовательность в описании гендеров: в начале наиболее распространенные и традиционные для российского общества, затем недавно появившиеся; нарождающиеся и исчезающие; гендеры, для появления которых созданы предпосылки и т.д. В междисциплинарном описании каждого из гендеров будут отражены как содержательные, так и динамические его характеристики:

1) степень внутренней и внешней конфликтности гендера; 2) социальные функции гендера относительно индивидуума, группы и системы; 3) какие другие типы гендеров могли предшествовать данному в развитии одного человека и какие следовать за ним; 4) как соотносятся гендер и социальный статус в контексте их динамики.

Наиболее распространенными для современной российской действительности являются гендеры, характеризующиеся гетеросексуальным опытом, низким социальным статусом и соответственно мужской системой ценностью для мужчин и женской - для женщин. Более конфликтным в данном случае является мужской гендер, поскольку низкий социальный статус противоречит одной из основных установок мужской структуры ценностей "Мужчина - главный добытчик".

Социальный портрет мужчин с таким гендером включает следующие характеристики: возраст - от 34-37 лет и выше; образование - среднее, гораздо реже - высшее; профессиональная занятость - непостоянная, нередко безработный (при наличии высшего образования возможна либо работа не по специальности, либо низко оплачиваемая - по специальности). Легко заметить, что данный гендер обозначает одну из ведущих проблем общества - деградацию значительной части мужского населения страны. Гетеро-характер сексуального опыта и мужская структура ценностей указывают на изначальную ориентацию этого типа мужчин на создание традиционной семьи. В то же время низкий социальный статус, а главное - отсутствие его положительной динамики, препятствует гармоничной поло-ролевой идентификации мужчин в семье. Это приводит к разрушению семьи, которое характеризуется деструктивными, малоцивилизованными способами разрыва отношений. Итак, для данного типа соотношение гендера и социального статуса имеет выраженный конфликтный характер.

Более того, динамика этого соотношения явно отрицательна: тенденция к ухудшению социального статуса, с одной стороны, провоцирует мужчин на утрированное социально агрессивное представление своих мужских ценностей как защитную реакцию, а с другой стороны, блокирует реальное их воплощение. Мужчины, реализующие данный гендер, выполняют самую тяжелую физическую работу; они составляют основную массу тех, кто служит в армии, их социально-типические черты воплощают, так называемый "русский" характер. Наиболее полно социальные функции и черты этого гендера представлены в романе В. Ерофеева "Москва-Петушки", рассказах В. Пьецуха, Э. Лимонова, где показана с неприкрытой жесткостью его обреченность и явная ориентация на принцип жизни «здесь и теперь». Отметим, что одной из ведущих функций этого гендера можно считать противостояние (хотя и асоциального характера) феминизации мужчин.

Нередко современная российская семья состоит из мужчины выше описанного гендера и женщины с традиционно женской структурой ценностей и таким же низким социальным статусом. Конфликтный характер данный женский гендер приобретает в том случае, если статус жены несколько выше социостатуса мужа, либо статус женщины имеет положительную динамику. В данном случае наблюдается как внутренний, так и внешний конфликт. Традиционное распределение ролей в семье приписывает женщине подчиненную роль, и возможность повышения статуса женщины независимо от статуса мужа входит в противоречие с установкой женщины "быть ниже" супруга на социальной лестнице. Соответственно и для мужчины - традиционалиста неприемлемо независимое от него повышение социостатуса жены. Таким образом, женщина этого типа оказывается перед выбором: сохранение прежнего гендера или по сути смена гендера, связанная с маскулинизацией системы ценностей и повышением социостатуса. Личностное и профессиональное самоопределение женщины с гендером этого типа весьма проблемно и ограничено. Классическими примерами данного гендера становятся Сонечка Мармеладова, Кроткая и ряд других героинь произведений Ф.М. Достоевского. Примечательно, что писатель, сосредоточившись на описании внутренних и внешних конфликтов жизни этих женщин, показал значительный духовный и культурный потенциал этого гендера, его, в общем, оздоровляющее психотерапевтическое значение для ближайшего окружения этих женщин.

Именно лабильность данного гендер-типа определяет его социальную функцию: оптимизацию социостатуса женщины, поиск реальных путей изменения своей жизни и жизни своих детей. Женщины этого гендер-типа осваивают новые сферы мелкого предпринимательства и бизнеса, что существенно изменяет и взаимосвязь характеристик их гендер-типа.

Несмотря на то, что выше описанные мужской и женский гендер-типы являются самыми распространенными в социуме, в отечественной массовой культуре они практически не представлены. Попытка создания российского социально-проблемного кино была сразу же определена как «чернуха», угнетающе действующая на и без того, стрессированное население. Однако зарубежные фильмы с участием персонажей, имеющих эти гендер-типы, пользуются несомненным успехом. И дело не только в непосредственно эстетических достоинствах западных фильмов. Проблемы мужчин и женщин с низким социальным статусом всегда рассматриваются и с точки зрения эффективности деятельности различных государственных институтов, направленных на решение этих проблем, тогда как в российском социальном кино персонажи остаются наедине со своими трудностями.

Другим не менее проблемным женским гендером становится сочетание гетеросексуального опыта с низким социальным статусом и мужской системой ценностей. Данный гендер в определенном смысле реализовал социальный заказ на женщину нового типа, сформировавшийся в период активного строительства социализма. Недостаток трудовых ресурсов среди мужчин стал причиной привлечение женщин к выполнению наиболее тяжелой, мало оплачиваемой работы. Устойчивость и живучесть этого гендера в национальном сознании подтверждается одним из популярных роликов "Русского проекта" К. Эрнста, где любимейшие народом актрисы Н. Мордюкова и Л. Маркова исполняют роли рельсоукладчиц. Несомненно, отечественная культура имеет давнюю традицию одновременного омужествления и идеализации образа женщины - представительницы низших слоев населения (достаточно вспомнить знаменитые женские портреты поэзии Некрасова), тем не менее в советский период данный гендер искусственно насаждается и будучи перенесенным из крестьянской в пролетарскую среду приобретает наиболее уродливую форму. Значительную роль в распространении и закреплении данного гендера сыграли сталинские репрессии, отправившие многих женщин в лагеря и вынудившие их сменить систему ценностей ради выживания.

Сопоставление 2-х женских гендеров, характеризующихся как общими чертами (гетеросексуальным опытом, низким социальным статусом), так и различиями в структуре ценностей, выявляет их различные социальные функции.

Женщина с женской структурой ценностей представляет обычно несколько более высокий социальный статус, чем носительница мужских ценностей с таким же низким социостатусом. Во многом это обуславливает и обуславливается выбором профессии. Если первые предпочитают типично женские занятия (учительство, работа в сфере обслуживания и т.п.), то вторые, в силу разнообразных условий, (особенности воспитания, ограниченный выбор учебных заведений, психофизиологические особенности и т.д.) вынуждены выполнять работу, не требующую специального обучения и предполагающую наличие физической силы.

Профессиональное превосходство женщин первого из рассматриваемых типов нередко становится фактором оптимизации соотношения гендера и социостатуса.

Таким образом, одной из основных социальных функций этого гендера является накопление и реализация потенциала для позитивных социальных изменений, поскольку неудовлетворенность своим социостатусом приводит к пониманию несостоятельности реализуемой системы ценностей. Соответственно, ведущей социальной функцией другого из сопоставляемых гендеров является утрированное уравнивание возможностей, прав, а главное, обязанностей мужчин и женщин (не случайно в конце 80-х начале 90-х годов масса публикаций о советском феминизме со всех сторон обыгрывала лозунг "Женщины - на трактор!").

Открытым остается вопрос, какой из двух сопоставленных женских гендеров окажется более долговечным.

Распространенность 3-х выше описанных гендеров во многом обусловлена их традиционностью для советского и постсоветского периода развития общества. Определяющей характеристикой их преобладания над другими гендерами является низкий социостатус. Распространенность еще одного гендера несколько меньше связана, с одной стороны, с традициями советского общества, а с другой стороны, с социостатусом. Речь идет об особой группе женщин - которые практически не имеют сексуального опыта (возможно за исключением реализации репродуктивной функции половых сношений), имеют выраженную мужскую систему ценностей. Данный гендер получил распространение в европейских странах и США во 2-ой половине ХХ века, после II мировой войны. Легко заметить, что данный гендер характеризуется значительным динамизмом социостатуса: от низкого к высокому. Присущее национальному менталитету осуждение и непринятие представительниц этого гендера ярко представлено в популярнейших фильмах 70-х годов "Москва слезам не верит", "Служебный роман". Героини фильмов приобретают или изначально представляют описываемый гендер, но постепенно утрачивают характеризующую его связку доминирования мужских ценностей и отсутствия сексуального опыта.

Тем не менее, для данного гендера характерна высокая согласованность всех его характеристик и высокая устойчивость их взаимосвязи. "Сказочность" подобных преобразований подтвержадется совершенно нереальными с точки зрения гендера мужскими персонажами фильмов. Герой фильма В.Меньшова обладает неопределенным гендером с точки зрения социостатуса при выраженной мужской системе ценностей. Главный герой фильма Э.Рязанова, как и героиня, меняет по ходу фильма свой гендер (женская структура ценностей, низкий социостатус) на противоположный. Таким образом, условием изменения гендера героинь становятся совершенно невероятные изменения гендера мужских персонажей, что еще раз указывает на тесную взаимосвязь всех характеристик рассматриваемого женского гендера. Возникновение и распространение этого гендера стало одной из начальных форм проявления феминизма. Следование мужским ценностям означало отказ от собственной сексуальной привлекательности, а затем и отказ от секса, особенно от гетеросексуальных отношений. Сочетание мужской структуры ценностей с положительной динамикой социостатуса, а главное, демонстрация представительницами гендера этого сочетания не могло не настораживать и отталкивать от них мужчин. Неслучайно наиболее подходящим образным наименованием этого гендера является идиома "Синий чулок". Одной из ведущих социальных функций данного гендера является оптимизация статуса женщины, утверждение равных возможностей полов в решении ранее типично мужских задач. В Европе данный женский гендер занимает новую социальную нишу, связанную с решением проблемы приобретения женщинами права стать священником. Подобная конкретизация гендера, конечно, подтверждает его социальную функцию женского самоутверждения несмотря на все большую спецификацию гендера. Современные тенденции феминистского движения указывают на то, что все чаще реализация этой функции приходится на другой женский гендер, выделенный нами, который отличается от только что описанного представленностью сексуального опыта - преобладает гетеросексуальный опыт. Данный гендер, характеризующийся гетеросексуальным опытом, высоким социостатусом и мужской структурой ценностью, является одним из самых привлекательных женских образов в массовой культуре XX века. Сочетание мужских ценностей с высоким социостатусом в данном гендере усиливает, а не снижает сексуальную привлекательность, в отличие от только что описанного гендера. Одной из культовых фигур, представляющих данный гендер, является героиня романа М. Митчелл "Унесенные ветром" Скарлетт О`Хара[18]. Сам роман представляет значительный интерес для культурологического анализа, поскольку одним из первых успешно реализует в качестве основной сюжетной линии динамику гендера главной героини. В последствии именно этот прием был с большим или меньшим успехом использован в многочисленных мыльных операх и дамских романах. В начале книги Скарлетт представляет традиционный для аристократического или буржуазного общества гендер - сочетание высокого социостатуса с женской структурой ценностей и весьма вероятно прогнозируемый гетеросексуальный опыт. Одна из первых попыток преодолеть гендер, который ограничивает индивидуально-типические особенности героини, - объяснение в любви, проваливается. Тем не менее, в этот же момент она получает первое положительное подкрепление нового типа поведения от героя, который становится знаковой фигурой в ее жизни. Неудачные браки, разрушение прежних устоев жизни располагают героиню к смене гендера. Постепенно Скарлет приобретает рассматриваемый нами гендер. Ее третий брак с носителем традиционного мужского гендера (высокий социостатус, мужские ценности) приводит к нивелированию ценности достигнутого ее силами социостатуса и исчезновением необходимости быть носительницей

мужских ценностей. Роман заканчивается мастерски описанной ситуацией мучительного конфликтного выбора героини между первоначальным и приобретенным гендерами. Неслучайно в начале 90-х годов было снято по сути бездарное продолжение романа, в котором Скарлетт принимает решение в пользу приобретенного гендера (что характерно для современных женщин), но в декорациях конца прошлого века, когда такое решение было в принципе невозможно. Данный гендер по сути реализует образ полноценно живущей женщины, реализующей максимум своих возможностей. Данный гендер не может быть приобретен при рождении, важнейшим, но не необходимым условием, его формирование является изначальное благополучное социальное происхождение.

Поэтому открытым остается вопрос о том, насколько интенсивно данный гендер будет распространяться в российском обществе. Анализ системы ценностей современных российских деловых женщин показал, что их установки носят противоречивый характер[19]. С одной стороны, их деловая активность соподчинена задаче обеспечения семьи. В то же время, известно, что активная профессиональная деятельность женщины становится положительным фактором, содействующим сохранению семьи, если женщина работает с удовольствием и с целью самореализации. И соответственно, работа женщины ради обеспечения семьи становится отрицательным фактором в развитии семейных отношений[20]. С другой стороны, структура ценностей современной деловой женщины в России мало иерархизирована, не выделены преобладающие ценности[21].

Если подробнее рассмотреть ситуацию с 4-мя вышеописанными гендерами в России, то в глаза бросается огромное количество одиночек среди представителей данных гендеров. Наличие большого числа одиночек, то есть людей не состоящих в браке оценивается нами как серьезная социальная проблема для современного российского социума, так как ведет к увеличению инфертильности и повышению общего уровня конфликтности в обществе. Сейчас в нашей стране около 30 миллионов людей неженатых и незамужних - мы стоим здесь на одном из первых мест в мире, пропуская вперед только несколько высокоразвитых стран Запада во главе с США.

Появилось очень много убежденных холостяков, причем не только среди мужчин. Пожалуй, еще никогда в истории не было столько женщин, которые не нуждаются в мужчинах - это оборотная сторона нынешних планетарных переворотов в человечестве.

Одна из причин такого роста - то, что в супружеском возрасте в России гораздо больше одиноких женщин, чем одиноких мужчин. Этот женский перевес особенно велик в старших поколениях, у тех, кому за пятьдесят, но он - вплоть до конца 80-х годов - был очень заметен и в молодых поколениях. Поэтому у многих девушек и многих молодых женщин, особенно разведенных, были в последние десятилетия очень понижены шансы на замужество. Среди них-то и стала разрастаться психология убежденного одиночества.

Убежденные холостяки делятся на несколько разрядов. Во-первых, это люди, которые болезненно неспособны к нормальному супружеству и не питают нужды в нем. Во-вторых, это люди, которым чрезмерный эгоцентризм загораживает дорогу к семейному счастью, а жизнь без обязанностей, с одними правами кажется заманчивой и легкой. Их много среди мужчин и немало среди женщин.

Третий разряд - те несчастные и усталые люди, у которых не хватает сил на семейные напряжения или ослаблено половое здоровье. Они убедили себя, что одинокая жизнь спокойнее, и если в ней меньше радостей, то меньше и горя, волнений. У многих из них, особенно у женщин, эта убежденность самозащитная, самоуспокаивающая. Они не могут насытить свою сердечную потребность в близком человеке и подсознательно внушают себе, что он им не нужен. Впрочем, у многих женщин эта сердечная потребность стихла, поутратила силу. Убежденные одиночки - это часто женщины с подточенной женственностью, жертвы той маскулинизации женской психологии, которое принесла с собой эмансипация. Некоторые из них страдают своеобразной «сексуальной анорексией» (полный отказ от интимных отношений с партнерами, отсутствие каких-либо проявлений полового влечения). Изучение феномена еще впереди, но предварительно можно предположить, что женские сексуальные возможности и потребности во многом зависят от установки на продолжение рода. Если прошлый эталон - «женщина-мать» - сменяется на новый («женщина - полноправный член общества», «успешно реализующая себя в труде и творчестве личность» и т.д.), то и в организме ее, и в психике нечто перестраивается, приспосабливаясь к предлагаемым условиям.

Стремление к одиночеству - это по своей психологии скорее мужская склонность, отзвук мужской необремененности детьми. Женщина всей своей эмоциональной и материнской природой влечется к союзу с мужчиной. И когда такое тяготение к мужчине вытесняется безразличием, это тревожный вывих в самих основах женской природы.

Отсутствие сексуального опыта определяет в первую очередь группы людей, которым социально предписывается воздержание. В то же время, за последние десятилетия наметилась очевидная тенденция популяризации целомудрия (в том числе и в контексте фрейдовской концепции сублимации), которая поддерживается радикальными группами молодежи. Таким образом, гендер-типы, характеризующиеся отсутствием сексуального опыта, не имеют на сегодняшний день такой определенной отнесенности к той или иной социальной группе как другие выделенные нами гендеры.

Наряду с очевидной маскулинизацией женских гендеров, характерной для современности, можно отметить распространение этой тенденции и на мужские гендеры. В частности, расширение социоэкономических возможностей актуализировало распространение традиционного для западной культуры мужского гендера и в России. Он характеризуется гетеросексуальным опытом, высоким социостатусом и мужской структурой ценностей. Рождение этого гендера сегодня носит у нас в стране примерно тот же утрированный характер, что и культивирование на Западе только что описанного женского гендера. Для современного российского общества характерно представление этого гендера различными социальными группами ("новые" русские, часть политиков, управленцев и т.д.). Конфликтность данного гендера проявляется в первую очередь в скептическом отношении населения, неготовности общественного сознания к принятию и одобрению этого гендера.

Не типичность данного гендера для российской действительности подтверждается и контент-анализом такой квинтэссенции представлений массового сознания о гендерах, как российские и американские анекдоты. Подобный гендер оказывается характерным для американской культуры[22]. Соответственно, судя по анализу российских анекдотов наиболее часто репрезентируемым мужским гендером является гендер, сочетающий гетеросексуальную ориентацию, низкий социальный статус и женскую структуру ценностей. Данный гендер имеет распространенное и неоднозначное представление в русской культуре. С одной стороны, этот гендер обозначает особый актант сказочных персонажей, таких как русские Емеля, Иванушка-дурачок, или маркиз Карабас, из сказки "Кот в сапогах". В сказках эти персонажи достигают успеха. Следует отметить, что в отечественных сказках героями этого гендера помогают особы женского пола, щука или Василиса, чей гендер очевиден, тогда как в известной сказке Ш. Перро герою помогает Кот, реализующий традиционный, идеальный мужской гендер. С другой стороны, если данный гендер рассматривать с точки зрения заданного типа поведения, жизненного сценария, то можно обнаружить различные внешние и внутренние конфликты, присущие гендеру. Во-первых, данный гендер входит в противоречие с основными социальными функциями мужчин. Причем, в отличии от сценария, который предполагает наличие помощника, реальное воплощение гендера в реальности данный гендер может не получить подобного подкрепления. Во-вторых, женская структура ценностей в сочетании с низким социальным статусом ограничивает самоопределение мужчин этого гендера. Одним из продуктивных путей их реализации становится уход в семью, выполнение функций хозяйки, жены и матери. Ряд ярких публикаций начала 90-х годов подчеркнул неоднозначность подобного пути самореализации для отдельных мужчин и его неприемлемость для мужского сообщества в целом. Подобное социальное самоопределение этого гендера еще раз поднимает вопрос о возможности укоренения и распространения матриархатного уклада семьи. В-третьих, сочетание низкого социостатуса и женской структуры ценностей, которое обеспечивает устойчивость данному мужскому гендеру, все меньше соответствует требованиям современного общества и мужчине. Так же имеется тенденция к изживанию женского гендера, соответствующего и дополняющего данный мужской гендер.

Выше описанные мужские и женские гендеры либо наиболее традиционны для России, либо представляют постепенно уходящие, но все еще распространенные, либо заимствованные из западной культуры и получающие все большее распространение. Легко заметить, что для этих гендеров определяющим являлось сочетаний той или иной системы ценностей и того или иного социостатуса. Данные гендеры таким образом, имеют социотипический характер, т.е. описывают определенные социотенденции в самоопределении человека. Далее нами будут описаны гендеры, в которых определяющую роль играет характер сексуального опыта, гомосексуального и бисексуального.

Интересно отметить, что собственно пол в этих гендерах играет второстепенную роль в их реализации, что еще раз подтверждает одно из центральных положений исследования о том, что гендеров больше, чем полов. Реализация этих гендеров требует или "социального признанной возможности вступать в подобные отношения", или "развитой нравственности, которая способна выдержать негодование мира и продолжать вести сообразно своей страсти"[23]. Поэтому данные гендеры описывают группы людей, которых в силу их малочисленности трудно отнести к социотипическим общностям.

Проблема самоопределения сексуальных меньшинств и определения отношения общества к ним остается одним из пробных камней общественной толерантности.

Однополая любовь всегда, хотя зачастую скрытно, отражалась и преломлялась в литературе, искусстве и массовой культуре. Искусствоведы, филологи и культурологи анализируют тексты, которые допускают и даже предполагают множественное, альтернативное прочтение, причем текстами являются не только художественные образы и произведения, но и сами жизни, биографии авторов.

Традиционная для Запада сексуальная терпимость, терпимость-черствость абсолютно неприемлемы для российского общества. Это подтверждается уже сложившейся традицией связывать с гомосексуальностью самые разные, но не всегда сексуальные проблемы. Неслучайно в прессе и других СМИ по преимуществу проблему гомосексуалистов рассматривают в контексте "голубой" политической или эстрадной «мафии», развращенности современной церкви, распространения СПИДа и т.д. Несмотря на недавнюю легализацию гомосексуальных отношений, в общественном сознании сохраняется установка на их восприятие как социального опасного явления. Поэтому для описания гендеров, определяемых би- и гомосексуальным опытом, можно считать уместным использование элитарной литературы и кино ХХ века, в которых проблемы социосамоопределения были рассмотрены в тесной связи с сексуальным самоопределением. Следует отметить, что соотнесение гетеросексуальных гендеров с массовой культурой, а би- и гомосексуальных с элитарной может быть обосновано несколькими положениями. Во-первых, если следовать определению элитарности Ф.Ницше "Чем редкостнее - тем элитарнее!", то нетрадиционные сексуальные ориентации несомненно элитарны. Во-вторых, нетрадиционный секс чаще всего связывается в общественном сознании либо с представителями высшего общества, либо с социогруппой - "спутником" элиты - проституирующими би- и гомосексуалами. Показательным с этой точки зрения становится введение в роман В. Набокова "Лолита" персонажа с очевидной гомосексуальной ориентацией, внешняя показная элитарность которого противопоставляется аристократизму главного героя. В-третьих, еще со времен Фрейда утвердилось положение об особой, сложной системе ценностей и психологических черт гомосексуалов. Превратности гомосексуальной любви становятся в ХХ веке "лабораторией" исследования самых сложных аспектов психической жизни. Очевидно, что нетрадиционная сексуальная ориентация приобретает новую социальную функцию, отличную от тех функций, которые реализовывались ею в античности[24] или во времена Ш. Лакло. Во многом следование подобной ориентации означает личное мужество, готовность противостоять общественному осуждению. Именно эта социальная функция выдвигает дополнительное объяснение тесной связи нетрадиционных ориентаций с художественным самовыражением. Выход за рамки социальных норм, который является характеристическим свойством всех гендеров с би- и гомосексуальной ориентацией, по-разному проявляется в различных гендерах в зависимости от представленности других критериев, определяющих гендер.

Мужской и женский гендеры, сочетающие бисексуальный опыт, высокий статус и мужскую структуру ценностей, весьма схожи. Определяющим качеством их поведения становится вседозволенность. В качестве примеров, представляющих эти гендеры, можно привести персонажей-злодеев Маркизу де Мертерей (Лакло Ш. Опасные связи) и барона (фильм "Кабаре"). Остановимся на общих, а затем на различных чертах этих персонажей в связи с динамикой их гендера и социостатуса. Высокий социостатус в сочетании с мужской системой ценностей позволяет героям расценивать других людей как средства удовлетворения их желаний и потребностей. Центральное для романа послание Маркизы раскрывает ее установку на людей: "Любовь, которую расхваливают, как источник наслаждений, самое большое - лишь повод для них. У меня возникло желание кокетничать и лишь оно примирило меня с любовью"[25].

Аналогичное отношение к чувствам проявляет герой фильма «Кабаре», не придавая ни малейшего значения эмоциям других. Бисексуальность этих героев во многом является средством, подтверждающим их неограниченные возможности во властвовании над другими. Так, Маркиза, описывая соблазнение молодой невинной девушки пишет: "...На меня нашла прихоть удостовериться, на какую такую защиту она способна, и я, всего-навсего женщина, от слова к слову, до того вскружила ей голову, что..."[26]. Аналогично, для барона отношения с главными героями имеют смысл постольку, поскольку ему удается соблазнить очевидно привязанных друг к другу мужчину и женщину. По сути и гомо- и гетеро-сексуальные контакты этих героев направлены на удовлетворение их неумеренной жажды властвовать, эротизированной воли и власти. Однако динамика гендеров этих героев различна. Необычность, уникальность гендера Маркизы ясно осознается ею самой: "я - собственное свое творение". Первоначально, не имея сексуального опыта и обладая высоким социостатусом, героиня развивает мужскую систему ценностей: "мне не исполнилось еще 15 лет, а я уже обладала способностями, которым большинство наших политиков обязаны своей славой". Маркиза не скрывает своей чувственности, что существенно расходится с традицией того времени, предписывающий женщине холодность и сдержанность или хотя бы их видимость (на идейной борьбе этих представлений в сущности и построен роман).

Разоблачение Маркизы приводит к утрате ею высокого социостатуса. Ее бегство из Парижа, и потеря внешней привлекательности вследствие болезни ставят под сомнение возможность сохранения интенсивной сексуальной жизни. Таким образом, гендер разрушается. Выбранный нами пример аналогичного мужского гендера не подтверждает столь фатальной

логики его развития. Данный гендер для мужчины менее проблематичен, поскольку не входит в противоречие с традиционно более активной установкой в отношениях.

Следующая пара гендеров характеризуется сочетанием гомосексуального опыта, высокого социостатуса и мужской системы ценностей. Данная пара гендеров по своему социально-психологическому содержанию близка к только что описанным гендером. В качестве примеров гендеров можно привести персонажей романа М. Пруста "В поисках утраченного времени" барона Шарлю и мадмуазель Вентейль. Общей чертой для мужского и женского гендера этого типа становится подчеркивание мужского типа поведения. Только, если в мужском гендере эта черта выполняет функцию и маскировки, и привлечение внимания, то в женском - привлечения внимания. Гомосексуальный опыт в сочетании с мужской структурой ценностей в мужском гендере обуславливает большую внешнюю конфликтность, а в женском - внутреннюю. Так, Паламед Шарлю с удовольствием постоянно ссорится со всеми своими родственниками, подчеркивая тем самым свою независимость, а значит и мужественность. Кульминационный момент судьбы Шарлю, когда в салоне Вердюренов его публично оскорбляют, показывает насколько для данного гендера тесна взаимосвязь гомосексуальной ориентации и высокого социостатуса, поскольку непринятие в салоне буржуа (вследствие обнаружении гомосексуальности) приводит к усилению позиций Паламеда в своем аристократическом клане. По сравнению с образом Шарлю история дочери Вентейля только обозначена. Она появляется как тема подозрения и подозрения в отношении главного героя к женщинам. Внутренняя конфликтность этого типа представлена в романе опосредовано: через указание на частую смену партнеров, по сути их обезличенность, разрыв отношений с семьей и т.д. Характерной чертой для данных гендеров становится специфика формирования референтной группы. С одной стороны, ею становятся партнеры, для которых носители гендера сами становятся референтными центрами группы. С другой стороны, носители гендеров стремятся получить признание и в традиционном социоокружении, что обусловлено стремлением к сохранению высокого социостатуса. Таким образом, гомосексуальность в данной паре гендеров в отличии от бисексуальности предыдущей пары создает и альтернативу формированием референтной группы, и проблемы сохранения социостатуса в традиционной группе.

Высокий социостатус в сочетании с мужской структурой ценностей у гомо- и бисексуалов обеспечивает высокую конфликтность и использование своей нетрадиционной сексуальной ориентации для достижения не-сексуальных целей. Высокая конфликтность этих гендеров обеспечивает их высокую устойчивость. Сочетание высокого социостатуса с женской структурой ценностей, ориентацией на эмоциональные ценности, определяет ведущие черты для следующей группы гомо- и бисексуальных гендеров: пассивная манипуляция, реализация сексуального "Я" в контексте паритетных отношений. Сочетание высокого социостатуса с женской структурой ценностей объединяет данную группу нетрадиционных гендеров с гендером, отличающимся гетеросексуальным опытом. Ведущим становится сочетание высокого социостатуса и женской структуры ценностей. Одним из ярких образов, представляющих эти гендеры, становится инфернальный супруг А. Рембо (новелла "Неразумная дева, инфернальный супруг"): «Я думаю, он не покинет меня. А иначе - что с ним станется? Ни одной близкой души, и за работу он никогда не возьмется. Он хочет жить как сомнамбула. Но довольно ли его доброты и милосердия, чтобы получить право на место в реальном мире?»[27]

Данное по происхождению право ничего не делать и жить в комфорте свойственно поколению, которое следует за людьми, добившимися высокого социостатуса своими силами. Поэтому данные гендеры скорее носят вспомогательный характер, чем описывают определенную социальную группу. Тем не менее, общества с богатой буржуазной историей, например английское, имеют даже cвоеобразное идиоматическое определение подобных гендеров: "родиться с серебряной ложкой во рту".

Сочетание низкого социального статуса с бисексуальным опытом, мужской структурой ценностей характеризует гендеры, которые включают сексуальные отношения в решение несексуальных проблем. Одним из ярких представителей этой группы гендеров можно считать еще одного персонажа романа М. Пруста, скрипача Мореля. Известный принцип "Люби для наслаждения, женись по расчету" Морель реализует с точностью до наоборот: многочисленные гомосексуальные интрижки способствуют завоевыванию популярности и более высокого социостатуса, тогда как матримониальные намерения Мореля искренни и непосредственны. Представительницей соответствующего женского гендера можно считать одну из центральных фигур романа, Альбертину. Если манипулятивная суть Мореля прозрачна, то Альбертина остается до конца не раскрытой (она как и мадмаузель Вентейль относится к типу героинь, хорошо представленному в романе Пруста - женщинам богиням, мучающим окружающих неизвестностью, непознаваемостью). Широко известен факт, что прообразом Альбертины был секретарь писателя, тем не менее в романе Альбертина - женщина. На наш взгляд, это еще раз убеждает в большей значимости характера сексуального опыта для определения гендер-типов нетрадиционной сексуальной ориентации, чем собственно пола. Если высокий статус для гомосексуалов с мужской структурой ценностей служит

удовлетворению их желаний и обеспечивает безопасность, то бисексуальность людей с низким социальным статусом способствует реализации их несексуальных потребностей. Рассматриваемая пара гендеров может приобрести тенденцию к распространению с процессом все большего "обуржествления" российского общества. Отметим, что и Морель, и Альбертина - выходцы из мелко буржуазной среды, которые стремятся быть принятыми в аристократических кругах. Можно предположить, что условием появления этих гендеров становится дифференциация элит общества на элиту масс (представлены материальные ценности) и элиту элит (сочетание материальных и культурных ценностей). Насколько современное российское общество характеризуется подобным расслоением элит, настолько получит распространение рассмотренные пары гендеров.

Оставшиеся гомосексуальные и бисексуальные гендеры характеризуются низким социостатусом, что позволяет отнести к этим гендерам заключенных, вынужденных вести подобный образ жизни, проститутов, которые в отличие от только что описанной пары гендеров имеют более низкий порог притязаний; настоящих гомо- и бисексуалов, чья представленность невероятно мала, т.к. нетрадиционный секс может быть реализован либо при особых внутренних условий (мужской структуры ценностей), либо при наличии социостатуса, выдающего "индульгенцию" на подобный образ жизни, либо и тем, и другим.

Краткое описание выделенных гендер-типов дано в Таблице 2.

Таблица 2. Представленность гендер-типов в социуме и культуре.

Гендер-тип Представленность в социуме Представленность в культуре Социальные функции
1. Мужской пол + мужская структура ценностей + гетеро- сексуальный опыт + низкий социальный статус массовый гендер- тип, доминирую- щий в современном российском общес- тве избирательная: в со- циально-ориентиро- ванной прозе (В.Пье- цух, В.Ерофеев); в проблемном кино, публицистике препятствие феми- низации мужчин, ре- ализация самых тя- жёлых видов трудо- вой деятельности
2. Женский пол + женская структура ценностей + гетеро- сексуальный опыт + низкий социальный статус массовый гендер- тип, доминирую- щий в российском обществе ограниченная; в проблемном кино, в прикладных социологических исследованиях поиск реальных пу- тей улучшения своей жизни и жиз- ни своих детей (ос- воение сферы мел- кого предпринима- тельства)
3. Мужской пол + женская структура ценностей + гетеросек- суальный опыт + низкий социальный статус массовый, но не доминирующий гендер-тип выраженная предста- вленность в современном фоль- клоре (анекдоты, пословицы), коме- дийном кино и т.п. сохранение се- мейных ценностей; «домохозяйка»
4. Женский пол + мужская структура ценностей + гетеросексуальный опыт + низкий социальный статус массовый, но не доминирующий в традиционном и современном фоль- клоре (анекдоты, пословицы), коме- дийном кино, рек- ламных роликах, тип русской женщи- ны в «народной» поэзии Маскулинизация женщин; освоение новых областей профессиональной деятельности
5. Мужской пол + мужская структура ценностей + гетеро- сексуальный опыт + высокий социаль- ный статус представлен в сравнительно немногочисленных социальных группах (чиновники, мене- джеры, «новые рус- ские») доминирующий гендер-тип в массо- вой культуре (сериа- лах, женских рома- нах), иллюстрирует культ мачизма трансляция новых для России ценнос- тей социального благополучия, осво- ение новых форм предпринимательст- ва, оптимизация микроэкономики.
6. Женский пол + женская структура ценностей + гетеро- сексуальный опыт + высокий социаль- ный статус представлен в не- многочисленных социальных груп- пах (жены и дочери крупных предпри- нимателей, неработа- ющие состоятельные женщины) весьма распространен- ный гендер-тип в массовой культуре (главные героини сериалов и женских романов, идеалы и социальные предписания) сохранение семей- ных ценностей, де- монстрация стандар- тов «высокого уровня жизни общества потребления»
7. Мужской пол + женская структура ценностей + гетеро- сексуальный опыт+ высокий социаль- ный статус единичная представленность мало представлен (в кино и литерату- ре - супруги эмансипированных героинь) сохранение семейных ценно- стей
8. Женский пол + мужская структура ценностей + гетеро- сексуальный опыт / отсутствие опыта + высокий социаль- ный статус малопредставлен- ный гендер-тип. (предприниматель- ницы, чиновники высшего и среднего уровней, высокоопла- чиваемые преподава- тели гендер-тип, все бо- лее широко пред- ставляемый в мас - совой культуре (фильмы с эманси- пированными геро- инями) трансляция новых форм семьи, катали- затор социомобильности, оптимизация инноваций деловой активности
9,10.Женский / муж- ской пол + мужская структура ценностей + гомо / бисек- суальный * опыт + высокий социальный статус фрагментарная (единичная) представленность широко представ- лены в образцах «элитарной культу- ры» (М. Пруст, Г. Гессе, Борхес) демонстрация «аль- тернативного» обра- за жизни, контркуль туры; девиация в ус- ловиях ослабленно- го социального контроля
11,12. Женский / муж- ской пол + мужская структура ценностей + гомо / бисексуальный опыт + низкий социальный статус мало представлен, мало представлен, в основном, в контр- культуре (например, среди заключенных) демонстрация ре- шения несексуаль- ных проблем с по- мощью сексу- альных отношений; популяризация контркультуры трансляция её ценностей
13, 14.Женский / муж- ской пол + женская структура ценностей + гомо / бисек- суальный опыт + вы- сокий социостатус единичная представленность не представлен отсутствуют четкие социальные функ- ции; создание псев- досемьи; трансляция новых форм семьи
15,16. Женский / муж- ской пол + женская структура ценностей + гомо / бисек- суальный опыт + низкий социальный статус мало представлен (чаще всего заклю- ченные, проститут- ки) мало представлен социальное «дно», девиация (вынужденное поведение, как реакция на со- циальную среду)

На основе применения классификационного подхода к анализу репрезентации гендеров в социуме и их отражения в художественных произведениях можно сделать следующие выводы:

1. Разнообразие и неравномерность распределения гендеров в структуре современного социума становится показателем соотношения массовой и элитарной культур. Чем больше различных гендеров представлено, тем это соотношение гармоничней. Соответственно, в российском обществе и как в современной, так и в традиционной отечественной культуре представлено ограниченное число гендеров. Тенденции к преодолению - новое прочтение русской классики ("Муму" Ю. Грымова, постановки Р. Виктюка), в том числе состоят и в преобразовании гендеров и социотипов персонажей классических произведений. Однако именно этот аспект новаций остается вне зрительского восприятия.

2. Представленность гендеров в массовой и элитарной культурах может свидетельствовать о степени взаимопрониконовения этих культур. Элитарный гендер в массовой культуре является тем же массовым гендером, но с измененным (улучшенным) социальным статусом. Для массовой культуры характерно придание динамизма характеристике социостатуса и статики другим характеристикам (сексуальному опыту и системе ценностей), соответственно, в элитарной культуре в центре внимания преобразование структур ценностей и характера опыта. По-настоящему великие литературные произведения, в частности роман "В поисках утраченного времени", в том числе исследуют проблемы представленности как самих гендеров, так и особенности их восприятия в массовом и элитарном сознании.

3. Гендер становится ключевым конструктом в объяснительной схеме многих проблем социума и культуры.


[1] Краткий психологический словарь / Под общей ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. –512с. –С. 338-339.

[2] См.: Ануфриев Е.А. Социальный статус и активность личности. Личность как объект и субъект социальных отношений. -М., 1984. -С. 176, 178.

[3] Смелзер Н. Социология. -М.: Феникс, 1994. -С. 73.

[4] Симакова Н.В. Женщины-интеллигенты в меняющемся обществе // Интеллигенция в социальных процессах современного общества. - М.,1992. -С. 160.

[5] Симакова Н.В. Женщины-интеллигенты в меняющемся обществе // Интеллигенция в социальных процессах современного общества. – С. 161.

[6] Винокурова Н.А. Женщины и мужчины в науке: двойной портрет. // Социс. – 1999. - №4.

[7] См об этом: Ядов В.А. Социальная идентификация личности. - Кн. 2. - М., 1994; Шабаева М.А. Социальная адаптация в контексте свободы // Социс. - 1995. - №9. - С. 55-57.

[8] Чудновский В. Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипированности от «внешнего» и «внутреннего» // Психологический журнал. -1995. -№2. -С. 24.

[9] Леонтьев Д. А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестник Московского университета. -Серия 14, Психология. -1996. -№4. -С. 35.

[10] Цит. по: Тофлер А. Футурошок. -М., 1997. -С.187-188.

[11] Цит. по: Тофлер А. Футурошок. -М., 1997. -С.191.

[12] Naisbit J. Megatrends. Ten New Directions Transforming Our Lives. -N.Y., 1982. -P. 233.

[13] Мид М. Культура и мир детства. -М., 1988. -С. 322.

[14] Войшвилло Е.К. Понятие. -М., 1967. -С. 109-115.

[15] Штофф В.А. Философия и моделирование. -М.; Л., 1966. -С. 19.; Айдинян Р.А. Система понятий и принципов гносеологии. –Л.: Ленинградский университет, 1991. –232 с. –С. 111.

[16] Мейен С.В., Шрейдер Ю.А. Методологические аспекты теории классификации // Вопросы философии. -1976. - №12; Философский энциклопедический словарь. – 2-е изд. –М.: Сов. энциклопедия, 1989. –815 с. –С. 656-657.

[17] Айдинян Р.А. Система понятий и принципов гносеологии. –Л.: Ленинградский университет, 1991. –С. 179-180.

[18] Митчелл М. Унесенные ветром. -М.: Правда, 1991. –603 с.

[19] Знаков В.В. Половые различия в понимании неправды, лжи и обмана // Психологический журнал. –1997. -N1.

[20] Алешина Ю.Е., Борисов И.Ю. Поло-ролевая дифференциация как комплексный показатель межличностных отношений супруга // Вестн. Моск.гос.ун-та. -Сер.14, Психология. –1989. -N2.

[21] Знаков В.В. Половые различия в понимании неправды, лжи и обмана // Психологический журнал. –1997. -N1.

[22] Дружинин В.Н., Савченко И.А. Анекдот как зеркало русской семьи // Психологическое обозрение. –1996. -№1(2). –С. 18-21.

[23] Мамардашвили М.К. Лекции о Прусте. -М.: Ad Marginem, 1997.

[24] Кон И.С. Лики однополой любви. -М., 1998.

[25] Лакло Ш. Опасные связи. -М.: Камея, 1992. -С. 157.

[26] Лакло Ш. Опасные связи. - М.: Камея, 1992. - С. 100.

[27] Рембо А. Неразумная дева, "инфернальный" супруг. - М., 1990. - С.119.

* В силу малой распространенности и значительной схожести гендер-типы с гомо- и бисексуальным опытом в табличном описании объединены. Различия между гендер-типами с гомо- и бисексуальным опытом представлены в тексте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: