Мл нормы и патологии 1менных науках о человеке

(И. ии ню, что понятие «отклоняющееся развитие» являет вм in ноги ильным, т. е. его содержание может быть раскры М'Н in м i.к iciю лишь в сопоставлении с понятием «нормаль him |u щи i не». Вместе с тем, как известно, единой теори] IN ичичеекога развития пока не существует. В психологи) ||.|ши1ия имеется множество разнообразных генетически ггнрии каждая из которых по-разному и с разных сторо] ш» прей июдмт процесс психического развития и его меха Им imi.i)то означает, что может существовать разное пони и тис сущности феномена отклоняющегося развития, чт«и имеем место в современной специальной психологии.

loiciei i пенной психологии исходным пунктом в понима

мни I мипости нарушенного развития традиционно высту

^■Т культурно-историческая теория психического разви

i I <'. Выготского. К сущности феномена нарушенноп

щи i ни мы еще вернемся, сейчас же подчеркнем, что про

icm.i нормального и нарушенного развития представляе

(\<>н частный вариант более общей проблемы «норма-

11Л1О IOI ИМ».

11с 1 черкнем, что указанная проблема чрезвычайно дискус

ниц мл п далека от своего решения, и тем более нуждается i

куждшии и изучении. Изучение патологических явленш

и i>ier лучше понять механизмы функционирования ]

юрме Многое о функционировании психики в норме нал

mi I но благодаря клиническим исследованиям.


5:


ПРАКТИКУМ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ


>СМЫ И ПАТОЛОГИИ В СОВРЕМЕННЫХ НАУКАХ О ЧЕЛОВЕКЕ



           
   
     
 
 
 

Интуитивно-эмпирический подход

Культурно-релятивный подход


Данная проблема, в силу чрезвычайной сложности, га ставлена многочисленными вариантами ее решения (| ма 8.1). Кратко охарактеризуем некоторые из них.

Схема 8.1. Основные подходы к пониманию проблемы «норма — патология»

На уровне обыденного сознания, а иногда и в науке, вес] распространенным является так называемый интуитивной лирический подход. Явление считается нормальным ] ненормальным без использования каких бы то ни была ранее оговариваемых критериев, чисто интуитивно. В добных случаях оценочные критерии остаются неосозн ными и в качестве таковых, скорее всего, выступ сравнение окружающих с собой. При этом эталоном ц мальности выступает сам эксперт, высказывающий те иные оценки в отношении окружающих индивидов. В


j и. г, что не совпадает со стереотипами собственного к- u-timi и отношения к миру, может выступать как нечто


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: