РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИСТОРИИ
ДЛЯ 10 КЛАССА
(профильный уровень)
Составитель: Чиганов С. А.
Учитель истории
Учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по истории для 10 класса составлена на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
2. Примерная программа по истории (письмо МО РФ от 07.07.2005г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»)
3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) МОиН РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год (Приложение 1(2) к приказу МОиН РФ от 24.12.2010г. №2080)
4. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 16.06.2011 г. №04-997 «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на2011-2012 учебный год"
|
|
5. Приказ ГУОиН Челябинской области от 01.07.2004г. №02-678 «Об утверждении областного базисного плана образовательных учреждений Челябинской области».
6. Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «История» в 2012-2013 учебном году (приложение № 10 к Письму Министерства образования и науки Челябинской области от 18 июля 2011 года №103/ 4275)
7. Школьный учебный план МКОУ Уйская СОШ на 2012/2013 учебный год.
Рабочая учебная программа курса «История» для 10-х классов составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории.
Изучение истории в 10 классе осуществляется в соответствии с Областным Профильным Учебным планом 2004 г. Школьный учебный план полностью соответствует Профильному. Общее количество часов учебного времени, выделяемое на изучение истории в 10 классе, - 140 часов.
Изучение курса истории в 10 классе направлено на достижение следующих целей:
· воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;· развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;· освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;· овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;· формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.Задачи курса «История России» в 10 классе:
|
|
ü выявить актуальные проблемы исторического развития России, ключевые моменты истории, оказавшие существенное влияние на жизнедеятельность российского народа;
ü определить основные этапы развития нашей страны в XVII – XIX веках;
ü на примерах событий современной истории показать органическую взаимосвязь российской и мировой истории. В этом контексте проанализировать общее и особенное в отечественной истории, что позволит определить место российской цивилизации во всемирно историческом процессе; выявить и осмыслить факторы самобытности российской истории;
ü уяснить, по каким проблемам отечественной истории ведутся сегодня споры и дискуссии в российской и зарубежной историографии;
ü показать место истории в обществе, формирование и эволюцию исторических понятий и категорий;
ü обратить внимание на тенденции развития мировой и отечественной историографии. Определить место и роль российской истории и историографии в мировой науке;
ü проанализировать те изменения в исторических представлениях, которые произошли в России в последние два десятилетия. Осознанно уяснить историческое место и выбор пути развития России на современном этапе.
Реализуется ведущая цель Программы развития школы (создание организационно-педагогических условий для непрерывного обновления школьной образовательной системы; создание условий, обеспечивающих достижение учащимися нового качества образования, реализацию приоритетов образовательной политики государства и общества).
При разработке данной рабочей учебной программы были определены следующие основные принципы обучения – принципы личностного развития и социализации учащихся, приобщение их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество.Изучая курс истории на ступени среднего (полного) общего образования, учащиеся систематизируют полученные в основной школе знания об историческом прошлом и одновременно более глубоко знакомятся с социокультурным опытом человечества. Овладевают навыками сравнительно-исторического анализа, осмысления, объяснения и оценки исторических фактов. Развивают способность к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Особое значение уделяется формированию понимания роли России во всемирно-историческом процессе, выработке собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории.
Отбор учебного материала в 10-х классах отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Поэтому при отборе фактов и явлений основными критериями явилась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры.
Основные содержательные линии данной рабочей учебной программы реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Внутренняя периодизация этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала.Изучение курсов истории в 10-х классах осуществляется на основе синхронно-параллельного принципа с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Изучение каждого из этих курсов основывается на проблемно-хронологическом подходе с приоритетом учебного материала, связанного с воспитательными и развивающими задачами, важного с точки зрения социализации школьника, приобретения им общественно значимых знаний, умений, навыков. Содержание курса Истории России представляется в контексте всемирной истории, что позволяет глубже проследить исторический путь страны в его своеобразии и принадлежности к мировому развитию.
|
|
Изучение курсов истории в 10 классе осуществляется в соответствии с предложенной авторами Примерной программы последовательностью изучения курсов Всеобщей истории и Истории России.
Соотношение курсов Всеобщей истории и Истории России в 10 классе по часам соответствует предложенным рекомендациям Примерных программ:
Классы | Объем учебного времени (федеральный | Разделы примерной программы | Резерв учебного времени | |
компонент) | История России | Всеобщая история | ||
X класс | 140 ч | История России (с древнейших времен до середины XIX в.) – не менее 72 ч | Всеобщая история (с древнейших времен до середины XIX в.) – не менее 48 ч | 20 ч |
и составляет, таким образом, соответственно 52 часов на изучение Всеобщей истории и 88 часа на изучение Истории России.
Учебно-тематический план
Всеобщая история | Кол-во часов | История России Федеральный компонент (базовый уровень) | Кол-во часов |
Введение. История как наука (4 часа) | |||
Тема 1. Древнейшая история человечества | |||
Тема 2. Цивилизация Древнего мира и средневековья | |||
Тема 3. История России – часть всемирной истории | |||
Тема 4. Народы и древнейшие государства на территории России | |||
Тема 5. Русь в IX - начале XII века | |||
Тема 6. Русские земли и княжества в XII – середине XV века | |||
Тема 7. Россия и мир во второй половине XV – XVII веке | |||
Тема 8. Россия и мир в XVIII – середине XIX века | |||
Тема 9. Россия и мир во второй половине XV – XVII веке | |||
Тема 10. Россия и мир в XVIII – середине XIX века | |||
Итоговое повторение | |||
Всего: |
Согласно Примерной программе не предусмотрено проведение уроков обобщения и проверки знаний и умений по крупным темам и разделам, но это возможно восполнить уроками резервного времени (20 ч.).
|
|
Реализация рабочей учебной программы курса обеспечивается учебно–методическим комплексом, представленным в разделе «Состав учебно-методического комплекта». Изучение курса «Всеобщей истории» ведется по учебникам Загладин Н. В., Симония Н. А. «Всеобщая история с древнейших времен до конца XIXв.». При изучении содержания курса «История России» используются учебники: Сахаров А.Н. «История России с древнейших времен до кон.XVIв.Ч.I»и Сахаров А.Н., Боханов А.Н. « История России. XVII –XIX в.Ч.2».
Данные учебники соответствуют требованиям государственного стандарта исторического образования и входят в Федеральный перечень. Они обеспечены необходимым учебно-методическим комплексом, который включает в себя программные, учебные и дидактические материалы, методические рекомендации для учителя, а также электронный компонент.
В связи с введением интегрированного учебного предмета «Краеведение» национально-региональный компонент преподается в рамках основных тем без выделения отдельных уроков.
Таким образом, представленный в данной рабочей учебной программе учебно-методический комплект обеспечивает реализацию:
· федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования по истории
· примерной программы по истории федерального базисного плана
· регионального компонента
· преемственности в рамках каждой ступени школьного образования
· целостной непрерывности образования на всех ступенях.
При преподавании курса «История» в 10 классе национально-региональный компонент сохраняется и составляет 10% учебного времени.
Представленная рабочая учебная программа включает также список дополнительной литературы и перечень ЦОР.