Этническое многообразие современного мира

История народов — непрерывный этногенез, т. е. процесс непрерывного возникновения и развития этнических общно­стей. Современное человечество представлено всем многооб­разием этносов: на Земле живут и племена, и народности, и нации (что связано с разнообразием условий их жизне­деятельности). Не случайно ученые иронизируют: легче пересчитать звезды, чем этносы.


Действительно, науке до сих пор не удалось установить, сколько же этносов живет на Земле. Число государств изве­стно точно — 226. А этносов? Их насчитывают от 3 до 5 тыс. (все зависит от методики подсчета).

Демографическая ситуация прослеживается точнее. Еще в начале XX в. численность населения Земли приближалась к 2 млрд человек, а к концу века — уже к 6 млрд человек. За век численность населения планеты утроилась.

Для того чтобы можно было рассматривать этническое многообразие в определенной системе, специалисты предла­гают классифицировать народы мира. Основания классифи­кации могут быть разными. В частности, классифицируют по следующим основаниям: географическому, языковому, антропологическому (содержание каждого из направлений классификации знакомо вам из курсов биологии, географии и истории).

Географическая классификация вам хорошо известна: вы­деляют народы Европы, народы Азии, народы Африки, на­роды Америки, народы Австралии и Океании. А две другие классификации рассмотрим подробнее.

Языковая классификация дает представление об этниче­ском родстве народов и общих истоках происхождения раз­личных культур. Она основана, во-первых, на представле­нии о взаимопонимании между людьми, принадлежащими к одной этнической группе. Во-вторых, учитывает осознание самими людьми своей культурно-языковой близости с дру­гими народами. В-третьих, родство между языками и куль­турами более отдаленного типа, которое определяется поня­тием «языковая семья». Всего выделяют 12 языковых семей, и они охватывают 96% из 6 тыс. известных языков мира.

Индоевропейская языковая семья — одна из самых рас­пространенных на Земле. В нее входят все славянские, бал­тийские, германские, кельтские, романские, иранские, ин-доарийские языки. Родство языков во многих случаях свидетельствует о единстве происхождения и родстве самих этих народов.

Сегодня считается доказанным родство большинства язы­ковых семей Европы, Африки и Азии: афразийской (семит-ско-хамитской), картвельской (грузинской), индоевропей­ской, дравидской (языки коренного населения Индостана и ряда прилегающих районов), уральской и алтайской. Суще­ствует также гипотеза, что все языки мира, несмотря на различия, имеют некоторые общие черты. Но это пока толь­ко гипотеза.

Антропологическая классификация основана на принци­пе деления народов по расам (что также вам известно). Все люди планеты относятся к одному биологическому виду.


Вместе с тем существует бесспорная реальность физическо­го (телесного) разнообразия людей. Различия между физи­ческими типами людей обычно называют расовыми. Выде­ляются четыре большие расы — европеоиды (евразийская раса), монголоиды (азиатско-американская раса), негроиды (африканская раса) и австралоиды (океанийская раса).

Процесс этногенеза и расогенеза идет непрерывно. Расы постоянно смешиваются между собой, вследствие чего «чис­тых» рас не существует: все они обнаруживают массу при­знаков смешения. Не случайно в наши дни в составе боль­ших рас принято выделять 25 малых.

У многих людей, представляющих на первый взгляд тот или иной «чистый» тип этноса, находят признаки древних или сравнительно недавних смешений. Великий русский по­эт А. С. Пушкин (о котором мы часто говорим: «Пуш­кин — это наше все!») — потомок не только знатных русских родов, но и «арапа Петра Великого» — Ганнибала, ставшего русским генералом (арапами тогда называли негров). А же­ной Ганнибала и прабабкой Пушкина была немка — Хрис­тина фон Шеберх. Великий француз Александр Дюма был внуком негритянки. Примеры можно приводить бесконечно. Важно усвоить истину: в современном многоэтническом ми­ре «чистых» рас нет.

Этническая картина современной России также пестра в расовом аспекте. Здесь проживает 10 малых рас, свыше 130 наций, народностей и этнических групп. Самый боль­шой этнос — русский (около 120 млн из 140-миллион­ного населения России), а самая малая этническая общ­ность — керки (около 100 чел.). Этническое разнообразие России связано с тем, что по территории нашей страны про­ходит граница между ареалами (областями распростране­ния) двух больших рас — европеоидной и монголоидной. Процессы расового, межэтнического смешения в России имеют многовековую историю. Ярким его примером может служить русское дворянство. В. О. Ключевский писал, что на службу русскому царю в XII—XIV вв. перешло значи­тельное количество выходцев из Золотой Орды, ставших ос­нователями будущих родов русской знати. Они получали княжеские титулы и земельные наделы, крестились и бра­ли себе русских жен. Так на Руси появились Апраксины, Аракчеевы, Бунины, Годуновы, Державины, Карамзины, Кутузовы, Корсаковы, Мичурины, Тимирязевы, Тургеневы, Юсуповы — в целом несколько сот дворянских родов, имев­ших тюркские корни. При этом россияне никогда не были расистами или националистами — людьми, не приемлющи­ми представителей какой-нибудь расы, этноса, нации. Пато­логические проявления расизма и национализма (и, как теперь часто говорят, нацизма), с которыми мы порой стал-


киваемся сегодня, — это результат, прежде всего, духовного убожества отдельных людей, а также целенаправленной де­ятельности нечистоплотных политиков, преследующих ко­рыстные цели. Из истории (и не только из нее) вы хорошо знаете, к каким катастрофическим последствиям приводят попытки внедрения расистских и нацистских идей. Любой расизм, национализм, антисемитизм есть ложь, причем ложь преступная, ибо вместе с моральными нормами нару­шаются конституционные права человека.

НИ Основные понятия: этнос, нация.

ЯННТермины: национальность, национальный менталитет, национальные традиции и ценности.

Проверьте себя

1) В каком значении употребляется понятие «этнос» в на­шей науке? 2) Чем различаются определения понятия «эт­нос»? 3) Какой признак этноса считается основным? 4) По­чему понятие «нация», по мнению многих ученых, не является строго научной категорией? 5) Почему утвержда­ют, что национальный менталитет — это своего рода память о прошлом, обусловливающая поведение людей? 6) Каковы, по мнению Ильина, главные ценности русского народа? По­чему философ называл их сверхнациональными? 7) Что слу­жит подтверждением этнического многообразия современно­го человечества?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Персидский поэт и философ Саади (12101292) писал:

Все племя Адамово — тело одно,

Из праха единого сотворено.

Коль тела одна только ранена часть,

То телу всему в трепетание впасть.

Над горем людским ты не плакал вовек, —

Так скажут ли люди, что ты человек? Как вы понимаете смысл этих строк, написанных в XIII в.? Почему говорят, что они актуальны и сегодня? Со­гласны или не согласны вы с этим утверждением? Объясни­те свою позицию.

2. Вам хорошо знакомы формулировки: национальные
традиции, национальная кухня, национальный доход, вало­
вой национальный продукт, национальные особенности,
Национальный филармонический оркестр России, многона­
циональный народ России. Понятие «национальный» ис­
пользуется здесь в разных смыслах, поскольку разную трак­
товку имеет само понятие «нация». Объясните, в каком
смысле надо понимать каждую из этих формулировок.

3. В состав традиции специалисты включают обычаи, ри­
туал, обряд. Каждый из этих видов традиции имеет свои


особенности. Попробуйте сами обрисовать их. Для убеди­тельности приведите примеры.

4. В СССР национальность определялась и фиксировалась в паспорте. В общественном мнении также господствовала жесткая норма единственной, обязательной и кровной на­циональной принадлежности. И если государство записало в паспорте, значит, ты и есть именно то, что записано. Этно­лог В. А. Тишков называет такую ситуация «вынужденной идентичностью» и отмечает, что подобных примеров на тер­ритории бывшего СССР не тысячи, а миллионы. Он приво­дит близкий ему пример. Приятель его сына Феликс Хача­турян, всю жизнь проживший в Москве, ни слова не знающий по-армянски, никогда не бывавший в Армении, числился по советскому паспорту армянином, хотя не толь­ко по культуре, но и по самосознанию является русским.

Ученый ставит вопрос: имеет ли право такой человек считать себя русским? Или основными определителями эт­нической идентичности являются звучание фамилии и внешний облик? У ученого есть четкий, обоснованный от­вет. А вы какого мнения? Объясните.

Поработайте с источником

Русский историк В. О. Ключевский (1841—1911) в своем знаменитом «Курсе русской истории» отмечал, что условия жизни убедили русского человека, что «надобно дорожить ясным летним рабочим днем, что природа отпускает ему ма­ло удобного времени для земледельческого труда. И что короткое великорусское лето умеет еще укорачиваться без­временным, нежданным ненастьем. Это заставляет велико­русского крестьянина спешить. Усиленно работать, чтобы сделать много в короткое время и в пору убраться с поля, а затем оставаться без дела осень и зиму. Так великоросс приучался к чрезмерному кратковременному напряжению своих сил, привыкал работать скоро, лихорадочно и споро, а потом отдыхать в продолжение вынужденного осеннего и зимнего безделья».

Ключевский В. О. Соч.: В 9 т. — М., 1987. — Т. 1. — С. 315.

Вопросы и задания к источнику. 1) В чем состоит основная мысль фрагмента? 2) Какие черты российской ментальности сфор­мировались под воздействием описанных условий жизни? 3) Как вы думаете, какое воздействие на ментальность россиян оказыва­ют современные условия жизни?


§ 9. Межэтнические отношения и национальная


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: