Èíòåíñèâíîå ðàçâèòèå ìåæêóëüòóðíûõ êîíòàêòîâ äåëàåò àêòóàëüíîé ïðîáëåìó íå òîëüêî êóëüòóðíîé, íî è ýòíè÷åñêîé èäåíòè÷íîñòè. Ýòî âûçâàíî öåëûì ðÿäîì ïðè÷èí. Âî-ïåðâûõ, â ñîâðåìåííûõ óñëîâèÿõ, êàê è ðàíüøå, êóëüòóðíûå ôîðìû æèçíåäåÿòåëüíîñòè ñ íåîáõîäèìîñòüþ ïðåäïîëàãàþò ïðèíàäëåæíîñòü ÷åëîâåêà íå òîëüêî ê êàêîé-ëèáî ñîöèîêóëüòóðíîé ãðóïïå, íî è ê ýòíè÷åñêîé îáùíîñòè. Ñðåäè ìíîãî÷èñëåííûõ ñîöèîêóëüòóðíûõ ãðóïï íàèáîëåå ñòàáèëüíûìè ÿâëÿþòñÿ óñòîé÷èâûå âî âðåìåíè ýòíîñû. Áëàãîäàðÿ ýòîìó ýòíîñ ÿâëÿåòñÿ äëÿ ÷åëîâåêà ñàìîé íàäåæíîé ãðóïïîé, êîòîðàÿ ìîæåò îáåñïå÷èòü åìó íåîáõîäèìóþ áåçîïàñíîñòü è ïîääåðæêó â æèçíè.
|
|
Во-вторых, следствием бурных и разносторонних культурных контактов становится ощущение нестабильности окружающего мира. Когда окружающий мир перестает быть понятным, начинается поиск того, что помогло бы восстановить его целостность и упорядоченность, защитило бы от трудностей. В этих обстоятельствах все больше людей (даже молодых) начинают искать поддержку в проверенных временем ценностях своего этноса, которые в данных обстоятельствах оказываются самыми надежными и понятными. Результатом становится усиление чувства внутригруппового единства и солидарности. Через осознание своей принадлежности к этносам люди стремятся найти выход из состояния социальной беспомощности, почувствовать себя частью общности, которая обеспечит им ценностную ориентацию в динамичном мире и защитит от больших невзгод.
|
|
В-третьих, закономерностью развития любой культуры всегда была преемственность в передаче и сохранении ее ценностей, так как человечеству необходимо самовоспроизводиться и саморегулироваться. Это во все времена происходило внутри этносов путем связи между поколениями. Если бы этого не было, то человечество не развивалось бы.
Содержание этнической идентичности составляют разного рода этносоциальные представления, разделяемые в той или иной степени членами данной этнической группы. Эти представления формируются в процессе внутрикультурной социализации и во взаимодействии с другими народами. Значительная часть этих представлений является результатом осознания общей истории, культуры, традиций, места происхождения и государственности. В этносоциальных представлениях отражаются мнения, убеждения, верования, идеи, которые получают свое выражение в мифах, легендах, исторических повествованиях, обыденных формах мышления и поведения. Центральное место среди этносоциальных представлений занимают образы собственной и других этнических групп. Совокупность этих знаний связывает членов данной этнической группы и служит основой ее отличия от других этнических групп.
Этническая идентичность — это не только принятие определенных групповых представлений, готовность к сходному образу мыслей и разделяемые этнические чувства. Она также означает построение системы отношений и действий в различных межэтнических контактах. С ее помощью человек определяет свое место в полиэтническом обществе и усваивает способы поведения внутри и вне своей группы.
Для каждого человека этническая идентичность означает осознание им своей принадлежности к определенной этнической общности. С ее помощью человек солидаризируется с идеалами и стандартами своего этноса и разделяет другие народы на похожих и непохожих на свой этнос. В итоге выявляется и осознается уникальность и неповторимость своего этноса, его культуры. Однако этническая идентичность — это не только осознание своей тождественности с этнической общностью, но и оценка значимости членства в ней. Кроме того, она дает человеку наиболее широкие возможности для самореализации. Эти возможности опираются на эмоциональные связи с этнической общностью и моральные обязательства по отношению к ней.
Этническая идентичность очень важна для межкультурной коммуникации. Общеизвестно, что нет личности внеисторической, вненациональной, каждый человек принадлежит к той или иной этнической группе. Основой социального положения каждого индивида является его культурная или этническая принадлежность. Новорожденный не имеет возможности выбрать себе национальность. С появлением на свет в определенной этнической среде его личность формируется в соответствии с установками и традициями его окружения. Не возникает проблемы этнического самоопределения у человека, если его родители принадлежат к одной и той же этнической группе и его жизненный путь проходит в ней. Такой человек легко и безболезненно идентифицирует себя со своей этнической общностью, поскольку механизмом формирования этнических установок и стереотипов поведения здесь служит подражание. В процессе повседневной жизнедеятельности он усваивает язык, культуру, традиции, социальные и этнические нормы родного этнического окружения, формирует необходимые навыки коммуникации с другими народами и культурами.