Четырнадцать—семнадцать лет — тот возраст, когда у детей (или уже не детей?) много сил и жизнелюбия... и также много вопросов. В чем смысл человеческого бытия? Существует ли верность в дружбе и любви? Именно в это время подростки впервые влюбляются, сильно конфликтуют с родителями, порой даже уходят из дома. Это возраст дискотек, тусовок, первых столкновений с взрослой жизнью и мучительного исследования собственной личности.
В этот период подростки и приходят на психологический тренинг. Зачем? Кого-то приводят родители, кто-то приходит в надежде найти друзей и отдохнуть, у кого-то более серьезные запросы. Вот причины, которые из года в год называют сами подростки:
- найти друзей;
- обрести душевое равновесие;
- найти единомышленников или убедиться, что их нет;
- прожить хотя бы небольшой кусочек жизни по другим правилам;
- разобраться в себе;
- получить поддержку и душевное тепло;
- решить, стоит ли вообще жить, и как — если стоит;
- отдохнуть и «потусоваться»;
- «потому что привели родители...»;
- неизвестно зачем...
Многие ребята и вовсе боятся психологов («Мы не "психи"!»). Отчаявшиеся родители, которые сами не всегда могут сориентироваться в новой жизни, приводят взрослеющих детей.«Я знаю, вы спасете нас, другой надежды нет...»; «Я сама хожу на тренинг и очень довольна, вот, привела своего...»; «А вы их не зомбируете?»; «Привел дочерей, сам не знаю зачем». Не правда ли, разные запросы и представления? Не всегда реалистичные, порой серьезные. Но всех подростков роднит острая потребность в душевном тепле и человеческом общении, в старшем друге, который поможет разобраться с конфликтами, с ценностями бытия, жизнью.
Всех ли можно принимать в группу? Есть традиционные ограничения, о которых необходимо помнить. Не рекомендуется включать в группу подростков, нуждающихся в индивидуальной психотерапевтической помощи: излишне агрессивных, очень застенчивых, недавно (до полугода назад) переживших психологическую травму (потерю близкого человека, развод родителей, физическое или сексуальное насилие), братьев и сестер, находящихся в конфликтных отношениях. Однако если вы проводите занятия в школе, в сетке уроков, эти ребята окажутся на занятии. Совершенно очевидно, что в этом случае лучше не проводить упражнения, затрагивающие сильные чувства. Кроме того, можно (по договоренности с администрацией школы) разрешить некоторым подросткам не посещать занятия, оставив в группе лишь желающих.
В психологический центр перечисленные выше подростки попадут обязательно. Ведь указанные проблемы проявляются в поведении, и таких ребят либо приводят к психологу родители, либо они приходят сами, ища помощи и понимания. Желательно до начала тренинга предложить им пройти курс личной терапии или сочетать занятия в группе с индивидуальной психологической работой. По моему опыту, ребят с такими проблемами в группу брать можно, но не более трех человек, при условии, что у вас есть помощник в ведении занятий, который может уделить внимание конкретному подростку. Если таких ребят больше пяти человек, это создает трудности для других участников и сводит на нет результат групповой работы. Почему так происходит? Подросткам пока еще очень трудно раскрыться, и они могут встретиться с эмоциями, с которыми не в силах справиться (что напугает и их самих, и других участников), либо пытаться «сорвать» занятие в целях собственной безопасности. Как это будет выглядеть? Что такое «сорвать урок», наверное, не требует пояснений. Встреча с сильными чувствами — это и рыдания, и брошенный в кого-то учебник (или даже стул), и грубые нарушения основного правила «Никому не делать больно»—то есть оскорбления, ругань. В дальнейшем мы еще обсудим, что можно делать в таких ситуациях. В любом случае рекомендуем серьезно подойти к отбору участников, предварительно ознакомившись с их личной историей. Необходимо побеседовать с потенциальными участниками группы или их родителями, а на занятиях предельно внимательно относиться к подросткам из описанной выше «группы риска».