1 ШАГ – перевод проблемы в цель. Используя позитивный шаблон, это будет выглядеть примерно так: «тревожный --- не тревожный (ответ на вопрос каким хочешь стать?) --- спокойным (использование позитивного шаблона)»; «устал --- не уставать --- бодрым, сильным». Суть позитивности в том, что у клиента (или ему самому) нужно переформулировать то, что формулировано не правильно, т.е. без частицы «не». Примеры: Не убий – почитай жизнь, не укради – живи честно и т.п.
2 ШАГ – определение настоящего состояния. Нужно определить своего рода исходную точку – что считать за начало. Это выступает и в качестве дополнительной проработки цели.
Человек обращается с какой-либо проблемой, вопросом. Его проблема – «обида, безысходность». Задаем вопрос – А что хотели бы получить, в результате наших встреч? Это – есть определение цели подростка. Затем спрашиваем – А где ваше место на этой шкале? Это служит для определения реального ресурса. Можно это подкрепить фразой: - «Замечательно, что ваше состояние сейчас такое, но вместе с вами мы его пройдем!» Любой, даже самый мелочный прогресс клиента, должен поддерживаться!
|
|
3 ШАГ – мотивация; работа с вторичной выгодой. Суть в том, что мотивация человека имеет две стороны:
а) мотивация, направленная на сохранение сегодняшнего положения – вторичная выгода;
б) мотивация, направленная на изменение своего состояния, на кардинальное решение своей проблемы.
Таблица: Баланс решения
«ЗА» - причинны за то, чтобы сохранить сегодняшнюю ситуацию | «ПРОТИВ» - причины за то, чтобы изменить исходную ситуацию |
1……………………….. 2……………………….. 3………………………. n………………………. | 1……………………… 2……………………… 3……………………... n………………………. |
«Жертва» - то, что человек должен отдать за выздоровление | «Воздаяние» …….. |
При работе с клиентом акцент нужно ставить на колонку «против» - это будет (или есть) повышение мотивации к излечению. Причем внимание нужно обращать не на количество написанного, а на их удельный вес – качество. Можно сделать следующее: попросить клиента положить на весы «за» и «против», а затем спросить – что перевесит?
Человек всегда должен чем-то пожертвовать, чтобы получить воздаяние. Это основной принцип жизни. Причем «жертва» не может быть просчитана, иначе она превращается в псевдоальтруистическую позицию - «Ты - мне, Я - тебе». Жертвенность – это когда человек не думает для чего он это делает.
Духовная закалка происходит, когда жизнь сама дает трудности, а не когда человек сам провоцирует их – «ставит себе подножку». Кроме того, обязательно должна быть «значимость жертвы». Если пожертвовать значимым, значит, будет воздаяние (притча про больную жену, шамана, казаны и последнего барана).
|
|
Однако, нужно брать столько с клиента, чтобы это было значимо для него, но не раздевая его!!!
Баланс должен существовать всегда. В тоже время, если человек только отдает, то он развивает в себе гордыню. Колонка «за» для клиента - это всегда жертва (она должна быть 100%). Психолог в процессе работы должен тщательно разобраться с тем, что человек говорит «за», психотерапевту нужно найти компенсацию (или компенсировать) вторичную выгоду клиента.
4 ШАГ – прошлые успехи. Для этого воспользуемся приемом «солнышко».
Лучики солнышка обязательно рисовать не в форме стрелочек. Задание – на лучиках клиенту необходимо прописывать свои прошлые успехи.
Инструкция:
1. Пропишите прошлые успехи, относящиеся к решению данной проблемы. Происходит привязка прошлых успехов к актуальной ситуации. Но может случиться так, что данная проблема появилась у человека впервые (пример – смерть близкого), тогда делается следующий шаг.
2. Пропишите общие успехи, в контексте всей жизни.
Важный момент – каждый лучик должен быть связан с успехом. Чем больше психолог нарисует лучиков для клиента, тем больше он ориентирует клиента (оказывает давление на него) на поиск успехов. После выполнения этого упражнения клиента необходимо поддержать. В групповом варианте это могут быть обычные хлопки руками – аплодисменты.
Если человек не может отметить успехов, то это изоляция как результат социальной депривации, за которым стоит «страх смерти» (он архетипический. Суть – когда из вида животное выгоняли, то оно погибало).
Успех – регистрация факта того, что человек сделал самостоятельно, но, совместно с Богом (В.А. Ананьев, 20.03.2004).
Успех – это маленький кусочек счастья, когда человек утверждается в самом себе. Это переживание состояния радости за самого себя.
Часто это упражнение – элемент работы, повышает самооценку человека. Этот позитивный опыт является ресурсом прошлого, который обязательно нужно использовать.
Психолог (психотерапевт) используя этот ресурс, должен навести клиента на пересмотр жизни.
В психологическом консультировании и психотерапии нужно стараться избегать слова «попробую». Пример – на полу лежит колокольчик. Попробуйте его возьмите? Его можно либо взять, либо не брать! Других вариантов быть не может.
5 ШАГ – ресурсы для достижения. Рассмотрим карту ресурсов.
Ресурс – это востребованный жизненный опыт. На каждом лучике клиент прописывает свои ресурсы.
Инструкция:
1. На каждом лучике пропишите ресурсы для достижения – для решения проблемы.
2. Напишите общие ресурсы – источники энергии, которые могут подпитывать человека (пример – хобби, путешествие, собака, вязание и т.п). Речь идет о переключении в деятельности. Это называется техника «ЗА». Она дает своего рода передышку для сознания, но не решает проблему.
Важный момент – каждый лучик должен быть связан с ресурсом. Чем больше психолог нарисует лучиков для клиента, тем больше он ориентирует клиента (оказывает давление на него) на поиск ресурсов. После выполнения этого упражнения клиента необходимо поддержать. В групповом варианте это могут быть обычные хлопки руками – аплодисменты.
Теперь проделаем следующее упражнение:
Все садятся в круг, и бросая перчатку (мячик) друг-другу, называют слова на букву «к». Упражнение выполняется три минуты, затем спрашиваем – у кого в запасе осталось 2-3 слова? Те, у кого остались в запасе слова – обладают внутренним ресурсом. Это (ресурс) обеспечивает внутреннюю защищенность человека.
После того, как солнце заполнено, клиенту нужно дать обратную связь – проговорить ресурсы. Иногда его можно направить, подсказать ему и т.д. Нужно стремиться, чтобы у человека возникло как можно больше выборов. Чем больше карта ресурсов, тем свободнее чувствует себя человек. Необходимо призывать человека к действию. Пример: - А что ты будешь делать… на море, с книгами, с друзьями и т.п.
|
|
Следующее упражнение – массаж. Делается для эмоциональной и физической разгрузки человека, в процессе выполнения напряженной работы. Суть все встают в круг – спиной друг к другу и делают массаж типа «рельсы, рельсы, шпалы, шпалы. Едет поезд запоздалый…».