Степенная функция, ее свойства и график. Взаимно обратные функции. Равносильные уравнения и неравенства. Иррациональные уравнения. Иррациональные неравенства.
Основные цели — обобщение и систематизация знаний учащихся о степенной функции; ознакомление с многообразием свойств и графиков степенной функции в зависимости от значений оснований и показателей степени; ознакомление с понятием равносильности; обучение решению иррациональных уравнений.
Рассмотрение свойств степенных функций и их графиков проводится поэтапно в зависимости от того, каким числом является показатель:
1) четным натуральным числом;
2) нечетным натуральным числом;
3) числом, противоположным четному;
4) числом, противоположным нечетному;
5) положительным нецелым числом;
6) отрицательным нецелым числом.
Обоснование свойств степенной функции в этой главе не проводится, т. к. они вытекают из свойств степени с действительным показателем, рассмотренных в первой главе.
На примере степенной функции вводится понятие взаимно обратных функций. Этот материал является ознакомительным (для учащихся классов всех профилей, кроме физико-математического), служит для расширения функциональных представлений и в отработке не нуждается.
|
|
Потребность в рассмотрении равносильности уравнений возникает в связи с изучением иррациональных уравнений. Основным методом решения иррациональных уравнений является возведение обеих частей уравнения в степень с целью перехода к рациональному уравнению — следствию данного. С помощью графиков решается вопрос о наличии корней и их числе, а также для нахождения приближенных значений корней, если аналитически решить уравнение трудно.
Иррациональные неравенства обязательно рассматриваются только в классах физико-математического профиля (уровень трудности упражнений учитель определяет самостоятельно). В классах технического профиля желательно больше внимания уделить изучению понятия равносильности и решению иррациональных уравнений, а с учащимися классов социально-экономического и естественного профилей основным должен стать материал, связанный с исследованием функции.