Когда официант придет убирать тарелки, скажите: «Извините меня, но я боюсь, что мы не смогли доесть суп. На вкус он неплох, но он был не очень теплым - совершенно холодным, я имею в виду!»
Во время общего обсуждения анализируются способы уверенного поведения и примеры из собственной жизни, когда участники смогли использовать данный вариант.
Упражнение «Интервью»
Инструкция: «Сейчас каждый из вас получит карточку, на ко-орой написан вопрос. Вы должны будете задать этот вопрос минимум четырем участникам и запомнить их ответ. При этом необходимо сначала поздороваться с человеком, установить с ним доброжелательные отношения, получить ответ на вопрос, содержащийся на карточке, затем поблагодарить человека и попрощаться с ним».
Прежде чем участники начнут выполнять инструкцию, тренер может обсудить с участниками разные особенности взаимодействия: как лучше поздороваться, какие слова помогут установить контакт, как задавать вопрос, как расставаться.
Затем участники выполняют упражнение. При обсуждении участники говорят о том, какие ответы они получили и, главное, чье поведение в процессе интервью им понравилось больше всего.
Возможные вопросы:
ü Вам снились когда-нибудь дикие животные? Какие?
ü Вы видели когда-нибудь радугу зимой? Где?
ü Вы любили в детстве купаться в ванне с игрушками? С какими?
ü Вы когда-нибудь хотели забраться на Спасскую башню Кремля? Зачем?
Здесь стоит отметить, что вопросы не должны быть слишком шутливыми, поскольку упражнение в подростковой аудитории может быстро превратиться в «балаган». Но и чересчур серьезные вопросы сделают упражнение скучным, а значит — малополезным.
В заключение тренер предлагает участникам разделиться на две подгруппы и составить два списка-памятки: «Черты поведения уверенного человека» и «Черты поведения неуверенного человека».
ТРЕНИНГ ВЫРАЖЕНИЯ ЧУВСТВ
Время: 2 часа 30 минут.
Упражнение «Цвет моего настроения»
Каждый участник по кругу называет цвет, которому соответствует его настроение на данный момент.
Выражение и распознание чувств
Знакомство с перечнем чувств (без обозначения, какие они - позитивные, негативные или нейтральные). Маркировка в списке тех чувств, которые знакомы по личному опыту.
Примерный список чувств: любовь, ненависть, радость, презрение, страх, отвращение, скука, равнодушие, вина, тревога, грусть стыд, удивление, обида, злость.