Прямые инвестиции

Портфельные инвестиции
Другой долгосрочный капитал

Итог: А + В (отвечает концепции базисного баланса в США)

С. Краткосрочный капитал
D. Ошибки и пропуска
Итог: А + В + С + D (отвечает концепции ликвидности в США)
Э. Компенсируюшие статьи
Переоценка золотовалютных резервов, распределение и использования SDR (СПЗ).

F. Чрезвычайное финансирование
G. Обязательства, которые составляют валютные резервы иностранных официальных органов
Итог: А + В + С + D + Е + F + G (отвечает концепции официальных расчетов в США)
Н. Итоговое изменение резервов
SDR(СПЗ)
Резервная позиция в МВФ
Другие требования
Кредиты МВФ
Принятая МВФ система классификаций статей платежного баланса используется странами - членами Фонда как основа национальных методов классификации. Однако платежные балансы промышленно развитых стран и стран, которые развиваются, существенно различаются как по методике составления, так и по смыслу. Схемы платежных балансов, принятых сегодня МВФ и ОЕСР, учитывают общие черты, присущие всем развитым странам, и вместе с тем дают возможность каждой страна вносить свои коррективы.

3. Платежный баланс прямо и обратно связан с процессом воспроизведения. С одной стороны, он формируется под непосредственным влиянием процесса воспроизведения, из другого, - влияет на последний через курсовые соотношения валют, золотовалютные резервы, валютное состояние, внешнюю задолженность.

На состояние платежного баланса влияют такие факторы:

· неравномерность экономического и политического развития стран, международная конкуренция;

· циклические колебания экономики;

· рост заграничных государственных расходов;

· милитаризация экономики и военные расходы;

· усиление международной финансовой взаимозависимости;

· изменения в международной торговле;

· валютно-финансовых факторы;

· инфляция (отрицательно);

· торгово-политическая дискриминация определенных стран;

· чрезвычайные обстоятельства - неурожай, стихийные бедствия, катастрофы.

Среди факторов, которые влияют на состояние платежного баланса государства, особая роль принадлежит экономическим, среди который необходимо выделить:

· темп инфляции;

· реальный рост ВВП;

· процентные ставки;

· валютный курс «спот».

Рассмотрим отдельно влияние названных экономических факторов на состояние платежного баланса страны.

Так, влияние темпов инфляции на платежный баланс состоит в потому, что когда происходит чрезмерное повышение цен на национальные товары и услуги, то это снижает их конкурентоспособность и усложняет экспорт. Одновременно импортные товары становятся более привлекательными для покупателей, и вследствие этого увеличивается объем импортных операций.

Если наблюдается реальный рост ВВП, увеличиваются объемы импорта товаров и услуг. Это связано с тем, что при условии роста ВВП происходит повышение уровня прибылей в стране, часть которых может быть использована на импорт. Низкие темпы роста ВВП, наоборот, ведут к снижению уровня импорта товаров и услуг.

Уровни процентных ставок за депозитами влияют на потоки капитала денежного и инвестиционного рынков. Повышение процентных ставок в стране за депозитами ведет к увеличению притока капитала в облигации с высокой прибыльностью и в другие инструменты инвестиционного и денежного рынков. И наоборот, в случае снижения процентных ставок, можно ожидать отлив капитала, так как привлекают инвесторов страны с высокими процентными прудами за депозитами.

Влияние валютного курса «спот» на платежный баланс государства заключается в том, что от него зависит относительная стоимость импортных товаров сравнительно со стоимостью национальных товаров. А также относительная стоимость экспортированных национальных товаров сравнительно с товарами других стран в странах-импортерах. Высокий курс иностранной валюты препятствует проводке импортных операций и оказывает содействие осуществлению экспортных операций. И наоборот, низкий курс иностранной валюты создает благоприятные условия для импорта и препятствует экспорту.

4. Бегство капитала — стихийный, не регулируемый государством вывоз капитала юридическими и физическими лицами за рубеж, в целях более надёжного и выгодного их вложения, а также для того, чтобы избежать их экспроприации, высокого налогообложения, потерь от инфляции[1].

В платёжном балансе бегство капитала отражается в двух статьях: «Своевременно не полученная экспортная выручка, не поступившие товары и услуги в счёт переводов денежных средств по импортным контрактам, переводы по фиктивным операциям с ценными бумагами» и «Чистые ошибки и пропуски».

По данным Центрального банка РФ, из России в 2008 году было вывезено 130 млрд долларов США Оценить размеры «бегства» капитала трудно. В мировой прак тике для их оценки применяются следующие методы: 1) общий метод - сумма прироста иностранных активов (кроме официаль ных резервов) и статья «Ошибки и пропуски» платежного баланса; 2) определение долга частного сектора - увеличение внешней задолженности за счет переводов банков и небанковских учрежде ний и статья «Ошибки и пропуски» платежного баланса; 3) метод углубленного анализа - сумма краткосрочных переводов капита ла из небанковского частного сектора и упомянутая статья пла тежного баланса, 4) косвенный метод - доля иностранных ак тивов, не декларируемых для налогообложения. По оценке МВФ, по косвенному методу до 2/3 вывоза капитала может рассмат риваться как «бегство» капитала.

«Бегство» капитала - глобальное явление, периодически охва тывающее то одни, то другие страны. Оно достигло огромных размеров в России в условиях трудного перехода к рыночной экономике. По некоторым оценкам, незаконный перевод активов в зарубежные банки достиг 50 млрд долл США, а общая сумма составила 230 млрд (март 1998 г.).

«Бегство» капитала подрывает экономический, особенно финан сово-инвестиционный, потенциал страны, вызывает финансовые по тери в виде упущенной выгоды от традиционного вывоза капитала (проценты, дивиденды), ограничивает возможности внутренних ка питаловложений, подрывает национальную безопасность.

5. Приток иностранных капиталов оказывает двоякое влияние и на платежный баланс страны-импортера: вначале увеличиваются поступления, но с наступлением сроков платежей страны-должники вынуждены уплачивать сумму долга, а также проценты и ди виденды. Иностранные капиталы оказывают положительное вли яние на платежный баланс страны-должника при условии их само окупаемости, если использование капиталов приносит доходы, часть которых направляется на погашение внешней задолженно сти. Они могут способствовать уменьшению импорта товаров страной-должником. Например, многие виды продукции, которые страны Западной Европы раньше ввозили из США (автомобили, сельскохозяйственное оборудование, нефтепродукты, электротова ры), ныне производятся на американских предприятиях в этих странах.

Отрицательное воздействие прямых инвестиций на платежный баланс страны - импортера капитала проявляется, когда сумма вывозимых прибылей превышает приток новых капиталовложений страны - инвестора капитала. По истечении срока окупаемости иностранных предприятий (обычно 7-8 лет для американских, 10-11 лет для английских) первоначальные инвестиции превраща ются в накопленный капитал. Уменьшается доля внешних источ ников финансирования иностранных предприятий. Одновременно растут иностранные инвестиции за счет использования местных капиталов в форме кредитов, размещения акций и облигаций. ТНК в этих целях широко используют мировой рынок ссудных капита лов. По мере покрытия капиталовложений иностранных инвесто ров за счет местных и международных источников сокращаются приток капитала из родительских компаний, реинвестирование их прибылей и соответственно возрастает вывоз прибыли.

Отрицательные последствия портфельных инвестиций для пла тежного баланса страны приложения капитала связаны с их репат риацией (от лат. repatriaire - возвращение на родину) размещен ного за рубежом капитала в период экономического, политичес кого и валютного кризисов в стране инвестирования. Кроме того, отлив прибылей по портфельным инвестициям нередко превышает новый приток иностранного капитала.

Негативное влияние иностранных капиталов на платежный ба ланс может быть связано с установлением контроля крупных иностранных монополий над экономикой ввозящей их страны, включая структуру и географическое направление экспорта това ров. Например, иностранные фирмы поощряют импорт товаров и услуг из страны - экспортера капитала по линии поставок родительских компаний своим филиалам. Причем ТНК прибегают к махинациям с помощью трансфертных цен по внутрифир менным поставкам, которые составляют примерно половину экспорта и импорта США. Особенность современного международ ного движения капитала заключается в концентрации в промышленно развитых странах примерно 2/3 иностранных инвестиций в мире.

6.платежный баланс издавна является одним из объектов государственного регулирования. Это обусловлено следующими причинами: 1) Платежным балансам присуща неуравновешенность, проявляющаяся в длительном и крупном дефиците у одних стран и чрезмерном активном сальдо у других. Нестабильность баланса международных расчетов влияет на динамику валютного курса, миграцию капиталов, состояние экономики. Например, покрывая дефицит текущих операций платежного баланса национальной валютой, США способствовали экспорту инфляции в другие страны, созданию избытка долларов в международном обороте, что подорвало Бреттонвудскую систему в середине 70-х годов. 2) После отмены золотого стандарта в 30-х годах ХХ в. стихийный механизм выравнивания платежного баланса путем ценового регулирования действует слабо. Поэтому выравнивание платежного баланса требует целенаправленных государственных мероприятий. 3) В условиях интернационализации хозяйственных связей повысилось значение платежного баланса в системе государственного регулирования экономики. Задача его уравновешивания входит в круг основных задач экономической политики государства наряду с обеспечением темпов экономического роста, сдерживанием инфляции и безработицы. Материальной основой регулирования платежного баланса служат: 1) государственная собственность, в том числе официальные золото — валютные резервы; 2) возрастание доли (до 40−50%) национального дохода, перераспределяемого через государственный бюджет; 3) непосредственное участие государства в международных экономических отношениях как экспортера капиталов кредитора, гаранта, заемщика; 4) регламентация внешнеэкономических операций с помощью нормативных актов и органов государственного контроля. Государственное регулирование платежного баланса — это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса, а также покрытие сложившегося сальдо. Cуществует разнообразный арсенал методов регулирования платежного баланса, направленных либо на стимулирования экспорта, либо на ограничение внешнеэкономических операций в зависимости от валютно-экономического положения и состояния международных расчетов страны. Cтранами, c дефицитным платежным балансом, обычно предпринимаются следующие мероприятия с целью стимулирования экспорта, сдерживания импорта товаров, привлечения иностранных капиталов, ограничения вывоза капиталов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: