Чего не должен делать ведущий | Что должен делать ведущий | Методические приемы | |
1. | Выдавать желаемое за действительное. | Четко и внятно подвести итоги | Сопоставление поставленных задач с результатами дискуссии. |
2. | Анализировать в одиночку, скрывать свое мнение. | Проанализировать ход дискуссии. | «Группы спецзаданий», «разговор по кругу», экспресс-газета, анкетирование. |
3. | Искусственно (насильно) прерывать дискуссию. | Стимулировать продолжение дискуссии. | «Банк нерешенных вопросов», «советы книгочея». |
4. | Не обращать внимания на настроение участников. | Снизить чувство неудовлетворенности каждого участника дискуссии, подчеркнуть вклад каждого. | «Медали Самому», «Дипломы», «Благодарность». |
Памятка группам "АНАЛИТИКОВ"
Название групп | Содержание анализа | ||
по отношению к ведущему | по отношению к группе | ||
«Специалисты» | Владеет ли данным вопросом, подготовил ли интересную информацию (в вводном слове, в течение дискуссии), сумел ли вызвать интерес к обсуждаемым проблемам и перекинуть «мостик в завтра». | Насколько компетентны и заинтересованы участники в данном вопросе, какую литературу прочитали, какую информацию подготовили. Кто чаще всего давал нужную информацию, какие допускались неточности, пробелы в знаниях. | |
«Логики» | Определил ли предмет спора (суть разногласия), выявлял ли противоречия и содействовал ли их решению – какими способами, добивался ли полноты аргументации. | Достигнуты ли поставленные задачи. Умеют ли аргументировать свои суждения и отказываться от ошибочных мнений. Было ли столкновение мнений. | |
«Лингвисты» | Насколько владеет ораторским искусством; не допускает ли ошибок в речи, насколько его речь образна и грамотна. | Кто из участников был наиболее красноречив и убедителен, умеют ли образно и грамотно выразить свою мысль. | |
«Полемики» | Соблюдает ли регламент, владеет ли сам культурой спора и следит ли за соблюдением правил спора, какими приемами активизирует участников: удачно ли подвел итоги. | Насколько владеют культурой спора, соблюдают ли правила спора. Все ли участвуют в дискуссии и с какой целью, активностью. | |
«Психологи» | Какими приемами создавал благоприятный микроклимат, не допускал ли некорректных действий к своим участникам. | Выделился ли другой «лидер», и кто был «генератором» идей, кто разряжал обстановку, а кто конфликтовал, создавал напряжение. Каким был тон дискуссии, настроение участников. |
На занятиях по педагогике студенты и слушатели курсов повышения квалификации учителей в ИПКиПРО предлагали следующие темы дискуссий и диспутов:
|
|
Студенты филологического факультета ФРЛ-1997: Быть личностью или казаться ею? Зачем идти учиться? Студенческая жизнь: учеба или развлечение? Кто наш лучший друг: книга или компьютер? Нужны ли частные школы? Быть или не быть (проблема суицидов)? Наркотики: жизнь или удовольствие? Национализм: за или против? Что лучше: быть бедным, но здоровым или богатым, но больным? Успех в карьере: талант, упорство, знакомства? ВУЗ или бизнес? Любовь – это страсть или привычка? Любовь – это возвышенное чувство или страсть? Любовь прекрасна, но она – не каждому дана? Семья или карьера? Брак: по любви, по расчету, по залету? Что лучше: семья, учеба, работа? Можно ли оправдать Евгения Онегина? Был ли счастлив Пушкин?
|
|
Студенты физико-математического факультета МИ-1999: Учитель – призвание или профессия? Учитель – деспот или вторая мама? Наркоман - преступник или больной? Наркотики – это добро или зло? Эвтаназия - преступление или милосердие? Гражданский брак – хорошо это или плохо? Нежелательная беременность – аборт или мать-одиночка? Любовь за деньги? X-files – есть ли это? Любовь с точки зрения противоположного пола. (Юноши считают, что для девушек в любви главное – деньги. Девушки считают, что для мужчин главное в любви – это секс). Деньги и знания – совместимы ли они? Виртуальный мир – это настоящий мир? МИ-2001: Дом или карьера? Весна – любовь, осень – разлука? Возможна ли дружба между мужчиной и женщиной? Стоит ли жениться (выходить замуж), учась в университете? Ранние браки: «за» и «против»? Есть ли настоящая любовь? Совместимы ли работа и учеба? Зачем я пошел в университет? Хотят ли выпускники педагогического университета работать по специальности? Почему люди поступают в вузы? Нужна ли всеобщая воинская повинность? Должен ли настоящий мужчина служить в армии? Почему нужны женщины в Думе? Зачем нужно повышать зарплату учителям? МИ-2005: Почему тинейджеров тянет в группировки? Какой коллектив лучше: однополый или смешанный? Паранормальные явления: есть ли они? Образование: бюджетное или коммерческое? Брак и учеба: совместимы ли они? (Ребёнок: помеха ли в учёбе? Материальная помощь: будет ли она? или Где взять деньги? Где жить: с родителями или отдельно?) Можно ли простить измену? (Что такое измена? Что (или кто) толкает на измену?) Что нужно для счастья? Женщины в современном обществе - главные? Гражданский брак или свадьба? Женщина за рулем: допустимо ли это? ЕГЭ - "за" или "против"? Есть ли жизнь в общежитии? Беременность в школе: начало жизни или конец? Дом-2: любовь, карьера или разврат? ЕГЭ: благое начало или крах системы образования?
Слушатели ИПК ПРО: Нужно ли всем ученикам среднее образование? Нужно ли вводить 12-летнее обучение? Нужен ли сейчас предмет литературы? Нужна ли школьная форма? Секс, наркотики и рок-н-рол в жизни учителя. Учитель и нелюбимый ученик? Стоит ли сегодня работать учителем? Любви все возрасты покорны? Существует ли настоящая любовь? Верность или измена? К чему приводит супружеская верность? Счастье женщины – иметь одного мужа или троих? Жизнь или кошелек? Как заработать миллион? В деньгах ли счастье? Не слишком ли мало нам платят? Как возникла жизнь на земле? Влияет ли экономика на преступность? Нужно ли быть патриотом сегодня? Легко ли быть честным? Что такое счастье?