| Чего не должен делать ведущий
| Что должен делать ведущий
| Методические приемы
|
1.
| Давать изначальную оценку, выдвигать собственную точку зрения
| Начать дискуссию вводными словами (комментарий выбранной темы, ее актуальность, выделение предмета спора). Хорошо ориентироваться в данном вопросе.
| Краткое пояснение, рассказ, пример, демонстрация.
|
2.
| Выбирать форму без объяснения.
| Выбрать форму проведения дискуссии.
| «Ролевая игра», «скептики-оптимисты», «сокращенная беседа».
|
3.
| Вывешивать «памятку» без предварительного обсуждения, знакомства с ней участников.
| Напомнить правила спора и соблюдать их самому.
| Применение наглядности (заранее оформить правила на плакате)
|
4.
| Заранее назначать выступающих, расписывать выступления, организовывать «дискуссию».
| Предложить каждому высказать свое мнение, предоставить слово желающим.
| Разговор по кругу, «Дискуссионные качели», «Закон о-о», «Банк мнений».
|
5.
| Выходить далеко за рамки темы, забывать о поставленных вопросах.
| Содействовать развитию обсуждения. Стремиться к рассмотрению максимума аспектов данной проблемы, разных точек зрения (тезис-антитезис).
| «Непонимание», «сомнение», «доведение до абсурда», «ситуация затруднения», «поиск поля пересечения».
|
6.
| Перебивать, противодействовать изложению «неугодной» точки зрения. Применять незнакомые термины.
| Помогать участникам четко сформулировать мысль. Следить за логикой и грамотностью речи.
| «Частичная подмена тезиса», «уточняющие вопросы», «доведение до абсурда», «промежуточный итог».
|
7.
| Оказывать прямое давление, превращать дискуссию в монолог.
| Вовлекать пассивных, держать в поле зрения каждого.
| «Нейтрализация активных», «спец. задание», «косвенный вопрос».
|
| Чего не должен делать ведущий
| Что должен делать ведущий
| Методические приемы
|
| Выдвигать свое предложение первым. Допускать повторы.
| Собрать максимальное количество предложений.
| «Мозговой штурм», «планы идей», «защита идей» (по микрогруппам).
|
| Оставлять «черные дырки» без внимания.
| Требовать ясной аргументации.
| «Уточнение», «пояснение».
|
| Стремиться к истинному единомыслию, нарушать принципы плюрализма.
| Способствовать согласованному конструктивному решению.
| «Расширение поля пересечения», «соблюдение принципа децентризма» (отказ от своих амбиций в пользу дела).
|