ДЕМОКРИТ
Демокрит (ок. 460—370 до н. э.) — представитель материалистического направления в древнегреческой философии. В. И. Ленин считал Демокрита наиболее ярким выразителем материализма древности. Демокрит был ученым-энциклопедистом, занимавшимся математикой, физикой, анатомией, медициной, историей и.другими науками. По свидетельству древнегреческих писателей, ему принадлежало до 70 различных сочинений. К сожалению, из них полностью не сохранилось ни одного.В работах других авторов встречаются многочисленные цитаты из сочинений Демокрита. В них есть очень много интересных высказываний по вопросам воспитания. Демокрит одним из первых высказал мысль о необходимости сообразовать воспитание с природой ребенка. Сопоставляя важность сообщения детям разнообразных знаний и развития у них мышления, он отдает предпочтение второму. Ему принадлежит высокая оценка роли упражнения в воспитании и обучении. Считая любознательность детей главной пружиной обучения, он все же считал, что нельзя обойтись и без элементов принуждения. Исключительно большое значение в воспитании детей Демокрит придавал воздействию родителей.
|
|
Фрагменты о воспитании
430. «Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться».
435. «Многие многознайки не имеют ума».
436. «Должно стараться не столько о многознании, сколько о всестороннем образовании ума».
551. «Лучшим с точки зрения добродетели будет тот, кто побуждается _ к ней внутренним влечением и словесным убеждением, чем тот, кто законом и силой. Ибо тот, кого удерживает от несправедливого [поступка] закон, способен тайно грешить, а тому, кто приводится к исполнению долга силой убеждения, не свойственно ни тайно, ни явно совершать что-нибудь преступное. Поэтому-то всякий, кто поступает правильно с разумением и с сознанием, тот вместе с тем бывает мужественным и прямолинейным».
552. «Учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда, дурные же вещи сами собой производятся без труда. Ибо часто человека, у которого от природы весьма плохое состояние души, это заставляет помимо его воли быть дурным».
553. «Могут быть юноши умные и старики глупые. Ибо научает мыслить не время, но раннее воспитание и природа».
554. «Постоянное общение с дурными развивает дурные задатки».
577. «Благоразумие отца есть самое действительное наставление для детей».
615. «Природа и воспитание подобны. А именно воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает [ему вторую] природу».
616. «Если бы дети не принуждались к труду, то они не научились бы ни грамоте, ни музыке, ни гимнастике, ни тому, что наиболее укрепляет добродетель,— стыду. Ибо по преимуществу из этих занятий обычно рождается стыд».
|
|
617. «Воспитание есть украшение в счастье и прибежище в несчастье».
618. «Постоянный труд делается легче благодаря привычке».
619. «Хорошими люди становятся больше от упражнения, чем от природы».
620. «Дети скупых [родителей], если они выросли в невежестве, подобны танцующим между мечами [поставленными вверх лезвиями]. Они погибают, если при прыжке не попадают в то единственное [место], где следует поставить ноги. Однако трудно попасть в то единственное место, так как оставляют [место только для] подошвы ног. Точно так же и эти дети: если они уклонятся от следования отцовскому примеру — от [отцовской] заботливости и бережливости, то обыкновенно гибнут».
621. «От чего мы получаем добро, от того же самого мы можем получить и зло, а также средство избежать зла. Так, например, глубокая вода полезна во многих отношениях, но, с другой стороны, она вредна, так как есть опасность утонуть в ней. Вместе с тем найдено средство [избегнуть этой опасности] — обучение плаванию».
622. «У людей зло вырастает из добра, когда не умеют управлять и надлежащим образом пользоваться добром. Неправильно было бы подобные вещи относить к числу зол, [но должно] считать их благами. Добром можно пользоваться, если кто захочет, и для отражения зла».
624. «Воспитание детей — рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи горе несравнимо ни с каким другим».
Демокрит в его фрагментах и свидетельствах лреиности. М., Соцэкгнз, 1935, с. 211—236.