Фрагменты о воспитании

ДЕМОКРИТ

Демокрит (ок. 460—370 до н. э.) — представитель материалистического направ­ления в древнегреческой философии. В. И. Ленин считал Демокрита наиболее ярким выразителем материализма древности. Демокрит был ученым-энциклопеди­стом, занимавшимся математикой, физикой, анатомией, медициной, историей и.дру­гими науками. По свидетельству древнегреческих писателей, ему принадлежало до 70 различных сочинений. К сожалению, из них полностью не сохранилось ни одного.В работах других авторов встречаются многочисленные цитаты из сочинений Демокрита. В них есть очень много интересных высказываний по вопросам воспи­тания. Демокрит одним из первых высказал мысль о необходимости сообразовать воспитание с природой ребенка. Сопоставляя важность сообщения детям разно­образных знаний и развития у них мышления, он отдает предпочтение второму. Ему принадлежит высокая оценка роли упражнения в воспитании и обучении. Считая любознательность детей главной пружиной обучения, он все же считал, что нельзя обойтись и без элементов принуждения. Исключительно большое значение в воспитании детей Демокрит придавал воздействию родителей.

Фрагменты о воспитании

430. «Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться».

435. «Многие многознайки не имеют ума».

436. «Должно стараться не столько о многознании, сколько о всесто­роннем образовании ума».

551. «Лучшим с точки зрения добродетели будет тот, кто побуждается _ к ней внутренним влечением и словесным убеждением, чем тот, кто зако­ном и силой. Ибо тот, кого удерживает от несправедливого [поступка] за­кон, способен тайно грешить, а тому, кто приводится к исполнению долга силой убеждения, не свойственно ни тайно, ни явно совершать что-нибудь преступное. Поэтому-то всякий, кто поступает правильно с разумением и с сознанием, тот вместе с тем бывает мужественным и прямолинейным».

552. «Учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда, дурные же вещи сами собой производятся без труда. Ибо часто человека, у которого от природы весьма плохое состояние души, это заставляет по­мимо его воли быть дурным».

553. «Могут быть юноши умные и старики глупые. Ибо научает мыс­лить не время, но раннее воспитание и природа».

554. «Постоянное общение с дурными развивает дурные задатки».

577. «Благоразумие отца есть самое действительное наставление для детей».

615. «Природа и воспитание подобны. А именно воспитание перестраи­вает человека и, преобразуя, создает [ему вторую] природу».

616. «Если бы дети не принуждались к труду, то они не научились бы ни грамоте, ни музыке, ни гимнастике, ни тому, что наиболее укрепляет добродетель,— стыду. Ибо по преимуществу из этих занятий обычно рож­дается стыд».

617. «Воспитание есть украшение в счастье и прибежище в несчастье».

618. «Постоянный труд делается легче благодаря привычке».

619. «Хорошими люди становятся больше от упражнения, чем от при­роды».

620. «Дети скупых [родителей], если они выросли в невежестве, подоб­ны танцующим между мечами [поставленными вверх лезвиями]. Они поги­бают, если при прыжке не попадают в то единственное [место], где следует поставить ноги. Однако трудно попасть в то единственное место, так как оставляют [место только для] подошвы ног. Точно так же и эти дети: если они уклонятся от следования отцовскому примеру — от [отцовской] забот­ливости и бережливости, то обыкновенно гибнут».

621. «От чего мы получаем добро, от того же самого мы можем полу­чить и зло, а также средство избежать зла. Так, например, глубокая вода полезна во многих отношениях, но, с другой стороны, она вредна, так как есть опасность утонуть в ней. Вместе с тем найдено средство [избегнуть этой опасности] — обучение плаванию».

622. «У людей зло вырастает из добра, когда не умеют управлять и надлежащим образом пользоваться добром. Неправильно было бы подоб­ные вещи относить к числу зол, [но должно] считать их благами. Добром можно пользоваться, если кто захочет, и для отражения зла».

624. «Воспитание детей — рискованное дело, ибо в случае удачи по­следняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неуда­чи горе несравнимо ни с каким другим».

Демокрит в его фрагментах и свидетельствах лреиности. М., Соцэкгнз, 1935, с. 211—236.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: