В педагогике существуют методы, направленные на изучение ребенка, разработку и апробацию содержания, форм и технологий образования, и педагогические методы как способы воспитания и обучения детей.
Исследовательские методы, применяемые в основном в научных целях,— это общая стратегия, общий путь получения фактов, который определяется задачей и предметом исследования, а также теоретическими представлениями исследователя. Исследовательские методы могут применяться и в практических целях.
Основными исследовательскими методами педагогики раннего возраста являются:
• наблюдение,
• педагогический эксперимент,
• беседа,
• анкетирование,
• интервью,
• изучение документации,
• анализ процесса и результатов детской деятельности,
• видеосъемка.
Метод наблюдения помогает получить общую картину поведения ребенка и группы детей или зафиксировать их отдельные поведенческие проявления. Наблюдение может быть скрытым и включенным, сплошным и выборочным, одноразовым (срезовым) и длительным (пролонгированным). Этот метод позволяет исследовать ребенка в естественных условиях жизни; незаменим он и для первичной ориентировки в проблеме и получения предварительных сведений о ребенке. Наблюдение проводится и научными работниками, и вос-
питателями детских садов, обобщающими свой опыт. Данные наблюдения тщательно записываются, что впоследствии составляет материал для анализа и обобщающих выводов.
Педагогический эксперимент — научно поставленный опыт в области обучения и воспитания, наблюдения исследуемого явления в созданных и контролируемых исследователем условиях. Педагогический эксперимент может быть как констатирующим, так и формирующим. В исследованиях, связанных с определением нового содержания образования, разработкой новых методов обучения, а также с выявлением эффективности уже внедренных в практику педагогических способов и приемов, широко используется дидактический эксперимент, который ставится с целью доказательства преимущества одной программы или метода обучения перед другими; основное значение при этом имеет объективная оценка его результатов. Педагогический эксперимент проводится в специально организованных, но привычных для ребенка условиях. Он требует особенной осторожности и такта, чтобы устранить предвзятость и обеспечить объективность исследования.
В целях решения некоторых педагогических проблем используются комплексные исследования, осуществляемые объединенными в научный коллектив специалистами, изучающими различные аспекты развития детей раннего возраста,— психологами, социологами, физиологами, педиатрами, дефектологами и др.
Беседа с воспитателями, родителями дает возможность исследователю использовать их наблюдения за поведением и развитием ребенка или группы детей, выявить ценный педагогический опыт и ошибки в воспитании. Беседы с детьми помогают определить их интересы, особенности речи, отношения к окружающему и т.п.
Метод анкетирования достаточно широко используется в педагогике, поскольку является сравнительно экономичным и дает возможность охвата большой группы людей. Материал, полученный с его помощью, хорошо формализуется. Анкетирование может проводиться педагогами-исследователями и педагогами детского учреждения, практическими психологами, методистами, руководителями детских учреждений, работниками органов управления образованием и др. С помощью анкетирования родителей можно получить сведения о ребенке и его семье, узнать о его особенностях, привычках, предпочтениях,
48 I. Введение в педагогику раннего возраста
2. Педагогика раннего возраста на современном 49
__ этапе развития образования _________
взаимоотношениях с близкими, выявить родительские запросы к детскому учреждению, их возможности в помощи педагогам. Анкетирование воспитателей может выявить их отношение к собственной деятельности, запросы к руководству учреждения, особенности психологического климата в группе и др.
Метод интервью дополняет анкетирование и беседу. Интервью обычно проводятся по заранее намеченному плану. Полученные ответы фиксируются и обрабатываются. Иногда опрос проводится повторно по одной и той же программе через определенные промежутки времени с целью проверки достоверности полученных данных и выявления изменений в исследуемой сфере.
Изучение документации — это изучение планов, отчетов, методических разработок детских учреждений и отдельных воспитателей, которое дает материал для характеристики организационной работы, некоторых приемов воспитания. Большое значение имеют записи наблюдений воспитателей, если они ведутся систематически и квалифицированно, и дневники развития ребенка.
Анализ процесса и результатов детской деятельности дает возможность судить об индивидуальных особенностях ребенка, его интересах, предпочтениях, эмоциональном состоянии, умениях и пр.
Метод видеосъемки в последние годы приобретает все большее распространение. Он дополняет методы наблюдения и изучения документации. С помощью видеосъемки можно получить богатый материал о поведении детей в разных ситуациях в целях последующего анализа исследователями. Некоторые эпизоды из жизни детей в группе, игровые ситуации, праздники и др. можно демонстрировать самим детям для решения разнообразных педагогических задач (поддержания положительного самоощущения, формирования представления о себе, доброжелательных взаимоотношений в группе, обучения и пр.). Видеосъемка служит хорошим способом трансляции педагогического опыта воспитателям и родителям.
Методы воспитания и обучения можно подразделять по форме воздействия педагога на ребенка.
Словесные методы — объяснения, указания, рассказы об окружающем и т.п. играют важную роль в обучении детей раннего возраста. Эффективность их при работе с малышами зависит от доступности их пониманию, эмоциональной выра-
зительности, образности. Чтобы слово нужным образом повлияло на маленького ребенка, оно должно опираться на его чувственный опыт. Словесные методы необходимо сочетать с наглядными методами воспитания и обучения.
Наглядные методы включают в себя непосредственное ознакомление детей с окружающим природным и социальным миром и показ им реальных предметов, картинок, книг, диапозитивов и др. Наглядность в обучении должна опираться на все виды чувственного опыта ребенка: зрение, слух, осязание. Последнее особенно важно для обучения самых маленьких.
Практические методы. Для более глубокого познания действительности детям необходимо не только слушать педагога, наблюдать то, что он показывает, но и самим практически действовать с предметами, обнаруживая их характерные свойства и особенности, выясняя связи и соотношения, преобразуя их.
Методы прямого воздействия включают в себя постановку перед ребенком той или иной практической задачи (например, собрать пирамидку, построить из кубиков домик и т.п.), показ образца способа действия, помощь взрослого в его выполнении. Использование методов прямого воздействия эффективно не только для овладения ребенком предметно-практической деятельностью, но и в других сферах его развития — художественно-эстетической, речевой, физической, социально-личностной. При этом методы прямого воздействия не должны подавлять собственную активность ребенка, инициативность и самостоятельность.
Метод опосредованного (косвенного) педагогического воздействия. При его использовании воспитатель не ставит перед детьми какой-либо конкретной задачи и не определяет прямо способы ее решения. Он дает ребенку советы, поощряет его действия, предлагает на выбор их варианты, создает условия для самообучения, организуя предметно-материальную среду, стимулирующую разные виды детской активности. Очень важно в практической работе с детьми раннего возраста сочетать методы прямого и косвенного воздействия так, чтобы первые не превалировали над вторыми. Методы косвенного воздействия незаменимы при организации творческих видов деятель* ности детей — игры, рисования, лепки, конструирования и др.
Метод проблемного воспитания и обучения направлен на стимулирование познавательной активности, мышления,
50 '■ Введение в педагогику раннего возраста
2. Педагогика раннего возраста на современном gi
этапе развития образования
самостоятельности ребенка. Он предоставляет детям возможность самим изыскивать средства для решения той или иной задачи (например, открыть коробочку с секретом, собрать машинку из конструктора, выложить узор из мозаики и т.п.). Создать проблемную ситуацию можно с помощью вопросов, загадок, задачек, демонстрации пока еще непонятных ребенку явлений (например, притягивание магнитом металлических предметов, окрашивание воды разными красками и т.п.).