Организация общения детей со сверстниками

Интерес к сверстникам возникает у малышей рано, но их первые контакты кратковременны и часто осложняются тем, что они не умеют учитывать интересы и состояния друг друга, порой воспринимают сверстника как неодушевлен­ный объект, ссорятся из-за игрушек, «борются» за внима­ние к себе взрослого. Негативный опыт взаимодействия детей, особенно в группе, где много малышей, может созда­вать атмосферу нервозности, конфликтности, вызывать у наиболее чувствительных стойкое нежелание общаться с ровесниками. Поэтому воспитатели должны стремиться к созданию благоприятного эмоционального климата в груп­пе, помогать детям налаживать положительные взаимоот­ношения. Опыт показывает, что в группах даже самых маленьких детей, где педагоги уделяют особое внимание их общению, малыши жизнерадостны, мало ссорятся, любят наблюдать за игрой ровесников, умеют играть рядом или вместе друг с другом.

Важнейшим условием воспитания у детей положитель­ных взаимоотношений является отношение взрослых к; малышам. Если педагог грубо одергивает расшалившегося ребенка, разговаривает с ним на повышенных тонах, делает резкие замечания, дает обидные прозвища, с силой растаски­вает поссорившихся, такой стиль поведения будет невольно перениматься им по отношению к сверстникам. Поэтому,


4. Социально-личностное развитие ребенка 179

прежде всего, взрослые собственным примером демонстриру­ют образцы доброжелательных взаимоотношений с детьми.

Сочетание работы с группой в целом и индивидуального общения с каждым — необходимое условие создания теплой атмосферы взаимопонимания в группе, доверительных отно­шений между детьми.

Работа воспитателя с детьми в группе предполагает реше­ние следующих задач:

• привлечение внимания детей друг к другу, поддержка их интереса к сверстникам;

• стимулирование эмоциональных контактов ровесников, сближающих их друг с другом;

• организация предметного взаимодействия между детьми.

Для побуждения детей к общению со сверстниками следу­ет использовать самые разные ситуации их жизнедеятельно­сти: режимные моменты, свободную игру, групповые заня­тия, специально организованные игры.

Организация общения между детьми в течение дня. Хоро­шее настроение малышей, расположение их друг к другу нужно поддерживать с момента прихода в ясли. Чтобы до­стичь этого, воспитатель предлагает малышам поздороваться друг с другом, называя каждого ребенка по имени, обращает их внимание на то, как они красиво одеты, как умеют сни­мать курточку, сапожки и пр. Детям постарше можно пред­ложить помочь сверстнику убрать в шкафчик его одежду, вместе зайти в группу. Если в групповой комнате уже есть дети, воспитатель привлекает их внимание к вновь пришед­шему, побуждает их поздороваться с ним. Хорошо ввести ри­туал прощания детей перед уходом домой: сказать «до сви­данья»,"помахать ручкой.

Во время режимных моментов воспитатель обращает внимание малышей на то, как каждый из них хорошо ку­шает, чисто умывается, аккуратно застилает свою кроват­ку, побуждает детей пожелать всем спокойного сна. Для поддержания интереса детей друг к другу хорошо использо­вать игровые приемы, чтение потешек, пение песенок, упо­миная в них имя каждого малыша и побуждая его повто­рять их.

Чтобы дети учились лучше понимать друг друга, для воз­никновения чувства общности со сверстниками, необходимо обращать внимание ребенка на то, что другой малыш — та-


180 HI. Содержание и методы педагогической

____________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА ________________________________

кой же, как он: у него тоже есть глазки и ручки, он умеет так же говорить, бегать, смотреть, играть.

С самого раннего возраста необходимо воспитывать у них уважительное отношение к другим детям, независимо от ра­совой и национальной принадлежности, языка, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков и т.д.). Если в группе есть дети раз­ных национальностей, необходимо следить за тем, чтобы ма­лыши не дразнили их, терпимо относились к недостаткам их речи, т.е. надо воспитывать тактичное отношение, поощрять проявление сочувствия, стремление помочь.

Одним из важных компонентов человеческого общения является контакт взглядов. Дети, не умеющие и не желаю­щие общаться, редко смотрят в лицо и в глаза друг друга. Их внимание сосредоточено в основном на том, как сверст­ник играет. Поэтому малыши часто не запоминают сверстни­ков по группе, не узнают их, у них не складываются избира­тельные привязанности. Целесообразно организовывать та­кие ситуации, когда воспитатель располагает рядом с собой двух-трех детей и, разговаривая с одним из малышей, при­влекает к нему внимание других, предлагая посмотреть ему в лицо, в глаза, назвать по имени. Следует только иметь в ви­ду, что нельзя насильно заставлять малышей общаться друг с другом.

Хорошим приемом, сближающим детей, является совме­стный просмотр детских работ: рисунков, фигурок из пласти­лина, построек из кубиков и пр. Взрослый собирает вокруг себя несколько детей и в их присутствии хвалит каждого, по­буждает и других похвалить его.

Созданию доброжелательных отношений между детьми способствуют также совместное рассматривание детских фо­тографий, беседы о родителях малышей, празднования дня рождения каждого ребенка, совместное изготовление не­сложных подарков для именинника.

Необходимым условием пробуждения и поддержания между детьми добрых отношений является привлечение их внимания к эмоциональным состояниям друг друга. Воспи­татель побуждает детей к сорадованию сверстнику, проявле­нию сочувствия, жалости. При этом важно избегать принуж­дения, не заставлять малышей делать что-то против воли, от­рывать их от занятий.


4. Социально-личностное развитие ребенка 1 81

Эмоционально положительная атмосфера, поддерживае­мая воспитателем в течение дня, поможет детям лучше узнать друг друга, будет способствовать установлению добро­желательных отношений между ними.

Сближению детей могут служить организованные воспи­тателем эпизоды совместного наблюдения за различными со­бытиями и явлениями, естественно возникающими в течение дня. Например, разглядывание рыбок в аквариуме, наблюде­ние за тем, как умывается кошка на дорожке за окном, как птичка вьет гнездо на дереве, как едет машина, идет дождик, гуляют дети и пр. Воспитатель предлагает вместе посмотреть на все это, задает сам вопросы, отвечает на вопросы малы­шей, а если дети умеют говорить, побуждает их рассказать сверстнику об увиденном.

Между детьми раннего возраста часто возникают кон­фликты. Они могут ссориться из-за игрушек, из-за внимания взрослого, проявлять подчас немотивированную агрессию (кусаться, щипать, царапаться).

Детские конфликты могут быть обусловлены разными причинами, но главное — стремление ребенка к общению со взрослыми и к обследованию предметов. Сверстник на пер­вых порах часто воспринимается малышом как «помеха» в реализации этих устремлений или как объект, интересный для исследования. В тех случаях, когда дети пытаются де­лать что-то вместе, у них не хватает навыков взаимодействия с равным партнером.

Чаще всего, когда они ссорятся из-за игрушки, взрослые прибегают к дисциплинарным мерам воздействия: ругают, требуют вернуть игрушку владельцу, отнимают ее у обоих; если дело доходит до драки — растаскивают или наказывают малышей. Такие способы воздействия хотя и позволяют быстро прекратить ссору, вместе с тем не исчерпывают кон­фликт. Дети могут надолго затаить обиду, что, как правило, приводит к последующим агрессивным действиям, отказу от общения со взрослым и сверстниками. В результате они приобретают негативный опыт разрешения конфликтных ситуаций силовыми мерами, а в группе устанавливается на­пряженная эмоциональная атмосфера.

Воздействия взрослых только тогда могут быть по-настоя­щему эффективными, когда они направлены на обучение детей позитивным способам разрешения конфликтов. Воспи-


182 'И. Содержание и методы педагогической

____________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА


4. Социально-личностное развитие ребенка -|83



татель должен стараться разрешать конфликты в мягкой фор­ме, без насилия и окриков, путем перевода их в позитивные формы взаимодействия, переключения внимания на другие виды деятельности или предметы. Воспитатель может:

• отвлечь внимание одного из детей другой игрушкой, ин­тересным занятием или предложить ему такую же;

• организовать совместную игру с игрушкой, вызвавшей конфликт;

• помочь детям установить очередность в игре с этой же иг­рушкой.

При этом очень важно, чтобы взрослые не позволяли стар­шим и более сильным обижать меньшего и слабого.

Выбирая тот или иной вариант, следует учитывать возра­стные и индивидуальные особенности детей (умение играть, пользоваться речью, принимать правила очередности), степень эмоциональной напряженности конфликта. В доста­точно спокойной ситуации целесообразно предложить совме­стную игру или установить очередность, при этом объясняя, что нельзя обижать друг друга, нужно уступать и пр. Взрос­лый должен помочь им обсудить ситуацию, сформулировать свои желания, договориться. Если же конфликт перешел в драку, дети вряд ли услышат увещевания взрослого, и тогда его действия должны быть более решительными: он может встать между детьми, развести их рукой, спокойно и твердо сказать, что запрещает драться. Если и это не удается, воспи­татель может отобрать игрушку, ставшую причиной раздора, предупредить, что не отдаст ее, пока дети не помирятся.

Педагог должен придерживаться следующих правил при разрешении детских конфликтов:

• избегать директивных высказываний, требующих от ре­бенка действий по прямому указанию («отдай куклу», «не обижай Катю», «играйте вместе»);

• не унижать ребенка (жадина, злюка и пр.);

• использовать тактичные приемы поддержки слабого ре­бенка и воздействия на более сильного и агрессивного (взрослый присаживается рядом с обиженным, выступа­ет посредником и т.п.);

• использовать косвенные способы для побуждения ребен­ка самому высказать свои переживания и желания (например, «Ты хочешь сказать...? Очень важно ска­зать...»);


• тактично интерпретировать переживания обиженного, помогая детям лучше понять состояния друг друга и до­говориться (например: «Я думаю, Катя расстроена. Правда, Катя? Вы обе хотите играть одной куклой. Как же теперь быть?»);

• использовать запрет лишь после исчерпания других спо­собов разрешения конфликта;

• запрет должен быть сформулирован так, чтобы дать де­тям возможность договориться самим (например, «Я не разрешаю играть с этой машинкой, пока вы не договори­тесь»).

Специальные игры и занятия, направленные на развитие общения между детьми, должны составлять неотъемлемую часть жизни группы, стать привычными и желанными для ма­лышей. Их можно проводить в перерывах между режимными моментами, на прогулке, во время свободной игры детей.

Необходимым условием успешной организации совмест­ных игр является эмоциональная включенность в них взрос­лого. Воспитатель должен не только демонстрировать нуж­ные действия, но быть живым центром игры, объединять детей вокруг себя, заражать их интересом к игре.

Принуждение детей к совместным играм недопустимо. Уча­стие каждого должно быть добровольным. Если ребенок боит­ся или стесняется, нужно дать ему возможность просто пона­блюдать за игрой сверстников, чуть позже он сам присоеди­нится к ним. Если у него неожиданно пропал интерес к игре, в которую он только что увлеченно играл, следует предложить ему заняться тем, что ему более интересно в данный момент. Необходимым условием организации совместных и инди­видуальных игр является максимально доброжелательное отношение взрослого и отсутствие отрицательной оценки действий детей. В этом возрасте малыши очень чувствитель­ны к поощрениям и порицаниям взрослого. Излишняя требо­вательность к ребенку может вызвать у него негативную ре­акцию, из-за чего он может отказаться принимать участие в игре. Взрослый должен лишь направлять детей на выполне­ние действия и не требовать от них его повторения. Необхо­димо хвалить каждого за любое выполненное действие, лас­ково обращаться к ним, делая акцент на том, как хорошо они играют вместе. Это способствует привлечению внимания малышей друг к другу.


184 HI. Содержание и методы педагогической

____________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА


4. Социально-личностное развитие ребенка 185



Для сближения детей, организации их совместности, под­держки положительных взаимоотношений можно использо­вать разнообразные игры.

Так, игры-потешки способствуют становлению эмоцио­нально-положительного отношения к сверстнику, формиро­ванию потребности в общении. Эти игры особенно важны для детей второго года жизни и тех малышей, которые впервые пришли в ясли и не имеют опыта взаимодействия с другими. Здесь важно формирование у них понимания того, что другой ребенок такой же, как и я, что он может делать то же, что и я. Все это чрезвычайно важно для возникновения субъект­ных отношений между детьми. Такие игры предполагают не­посредственное взаимодействие детей без использования предметов. В центре их находится взрослый, который пред­лагает малышам повторять за ним те или иные движения и звуки, поочередно обмениваясь ими или совершая синхрон­но. Находясь между детьми, взрослый как бы дирижирует игрой и одновременно является ее участником.

Примерами таких игр могут служить игры-забавы: «Ла­душки», «По узенькой дорожке», «Коза рогатая», «Сорока», «Цап», «Прятки» и др. Они включают ярко выраженный эмоциональный компонент, подражание действиям партне­ра. Подобные игры лучше всего проводить с двумя малыша­ми. Чем меньше ребенок, тем труднее ему координировать свои действия с несколькими детьми одновременно.

Игры, в которых малыши находятся в непосредственной близости и располагаются лицом друг к другу, создают опти­мальные условия для контакта взглядов, физического кон­такта, обмена эмоциями. Каждая игра может начинаться с рассматривания детьми друг друга и взрослого, обмена улыбками, ласковыми поглаживаниями. Затем воспитатель предлагает детям поиграть вместе с ним. Малыши могут рас­полагаться на стульчиках, на коврике или на коленях у взрослого лицом друг к другу. Сначала воспитатель проигры­вает всю игру поочередно с каждым ребенком, затем посте­пенно передает им часть инициативы. Например, играя в «сороку», он сначала сам водит пальцем по ладошке каждого малыша, загибает его пальчики, читает стишок, после пред­лагает детям сделать то же самое по отношению к взрослому и друг к другу, помогая им в случае затруднений, побуждая их повторять отдельные слова и строчки потешки.


Совместное переживание радости оказывает положитель­ное влияние на формирование взаимоотношений детей меж­ду собой, на создание доброжелательной атмосферы в группе.

Задачей нового этапа развития общения детей является объединение для совместных игр нескольких малышей, что требует большей собранности и самостоятельности. Поэтому нужно организовывать игры, помогающие детям пережить чувство общности, воспитывающие умение вступать в эмоци­онально-практическое взаимодействие с группой. Такие игры можно организовывать после того, как малыши научи­лись играть в парах.

Эти игры должны строиться на простых, доступных, хоро­шо знакомых малышам движениях. Но, поскольку дети вы­полняют эти движения вместе, им приходится согласовывать свои действия с действиями партнера, считаться друг с дру­гом. Такие игры приучают ребенка внимательно наблюдать за действиями других, повторять их, прислушиваться к каж­дому сверстнику и ко взрослому.

В ходе таких игр взрослый предлагает малышам выпол­нить вместе какое-нибудь действие (попрыгать, поднять руч­ки, присесть, похлопать в ладошки, покружиться и др.), по­буждает их подражать действиям друг друга. В дальнейшем игру можно усложнить, предложив по очереди выходить в центр круга, придумывать какое-нибудь новое движение, которое все дети будут повторять. Подобные игры можно варьировать, например: предложить им передать по цепочке какое-либо действие (погладить, обнять, пожать ручку, назвать по имени стоящего или сидящего рядом). В игре в «паровозик», когда дети кладут ручки на плечи впереди сто­ящего и отправляются путешествовать по группе или участ­ку, меняя темп и направление движения, имитируя звук гудящего поезда, они также учатся действовать сообща.

Развитию совместности способствуют хороводные игры, созданные по образцу народных игр и построенные на основе сочетания повторяющихся простых движений со словом. Они предполагают синхронность движений и физический контакт участников, а одновременное многократное повторе­ние движений объединяет детей, удовлетворяя их потреб­ность в подражании. В хороводных играх создаются опти­мальные условия для развития умения чувствовать тело партнера, согласовывать с ним свои движения.



III. Содержание и методы педагогической

РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА


4. СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА 187



Такой же эффект дают танцы. Хороводные игры всегда связаны с праздниками, в них царит веселье. Важно, чтобы, водя с малышами хороводы, взрослый заражал их радостью, артистизмом. Хороводные игры исключают конкуренцию или неуспех ребенка. По своему характеру это игры-забавы. Они удовлетворяют потребности малышей в движении, при­общают к образцам народного поэтического творчества. Со­четание движений со словом помогает осознать и осмыслить содержание игры, что в свою очередь облегчает выполнение действий. Воспитателю эти игры помогают завоевать симпа­тии детей, их доверие и разумное послушание. Примерами детских хороводов являются «Карусели», «Снежок» «Разду­вайся пузырь» и др. В форму хороводов можно переводить мелодичные стихи, песни детских поэтов и композиторов.

Подобные игры обогащают коммуникативный опыт малы­шей благодаря разнообразным контактам, в которые они вступают. Общаясь друг с другом в такой форме, они учатся выражать свои эмоции, сопрягать действия, «договаривать­ся» на языке действий, чувствовать состояние другого. Необ­ходимо поддерживать инициативу ребенка, если он сам пы­тается затеять игру со сверстниками, предоставлять детям больше свободы в организуемых играх. Игры детей в дого­нялки, прятки, совместные прыжки, демонстрации друг другу своих умений, которые принимают подчас комические формы, не должны порицаться. Однако очень часто в этом возрасте дети настолько увлекаются возней и беготней, что перестают видеть друг друга. Не допуская перевозбуждения малышей, воспитатель должен мягко перевести "их игру в другое русло, предложить более спокойное занятие.

Необходимо соблюдать баланс между подвижными, эмо­ционально насыщенными и более спокойными играми, в которые удобно играть сидя на ковре или за столиком. Например, пальчиковые игры, в которых дети также могут подражать друг другу, можно организевывать в любое вре­мя дня, перемежая ими подвижные игры. Они помогут занять всю группу, сидящих за столом в ожидании обеда или полдника. Такие игры нравятся детям и очень быстро успокаивают их. В одних малыши не контактируют друг с другом непосредственно, а лишь повторяют движения за взрослым, в других вступают в контакт. Но в любом случае они привлекают внимание детей друг к другу, стимулируют


подражание сверстникам, создают между ними атмосферу близости и общности.

Для более старших детей можно организовывать игры с правилами, в которых развивается умение управлять своим поведением, внимательно слушать взрослого, вовремя выпол­нять игровые действия, определяемые ролью, согласовывать свои действия с действиями сверстника. Во многих играх это­го типа игровая ситуация предусматривает чередование дей­ствий двух видов — активные движения и их торможение, что требует от детей определенных усилий. Образный харак­тер игр способствует развитию воображения, совместная дея­тельность — сближению и объединению детей. К играм с пра­вилами, которые доступны детям раннего возраста, можно отнести такие, как «Лохматый пес», «Солнышко и дождик», «Птицы и автомобиль», «Кот и мыши» и др.

В них дети приобретают опыт одинаковых для всех дейст­вий. Но для развития общения недостаточно простого подра­жания друг другу. Необходимо научить детей взаимодейст­вию, которое предполагает не только повторение движений и слов взрослого, но и собственные обращения к сверстни­кам, а также ответные действия на инициативу партнеров. Это достигается при помощи игр с ведущим, основной прин­цип которых в том, что действия одних должны быть адресо­ваны другим, и эти действия не совпадают по составу. До тех пор, пока дети еще не умеют инициировать сложные игры с правилами и распределением ролей, взрослый является организатором и постоянным их участником, постепенно передавая каждому из детей центральную роль. Ведущий должен действовать перед другими, чувствуя на себе их вни­мание. Многие малыши, оказавшись в этой ситуации, сму­щаются, иногда даже отказываются от действий, которые привлекают их, когда они «растворены» в группе, но вызы­вают робость, когда на них обращается всеобщее внимание. Постепенное включение застенчивого ребенка в игры, в ко­торых он при поддержке взрослого ненадолго оказывается в центре внимания, является наиболее благоприятным усло­вием преодоления внутреннего напряжения и страха. Вот пример такой игры.

Взрослый подзывает детей к себе, предлагает им поиграть в зайчиков и спрашивает: «Кто хочет быть заинькой?» Вы­брав самого смелого, он ставит его в центр круга, который


188 "I. Содержание и методы педагогической

____________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА


4. Социально-личностное развитие ребенка 189



образует с остальными детьми. Взрослый стоит рядом с «зай­чиком», поет и выполняет движения, а дети смотрят на взрослого и двигаются в соответствии со словами песенки:

Вышли дети на лужок, Дети прикладывают правую

Заглянули под кусток, ладошку к глазам, «всматри-

Увидали зайчика, ваются». «Зайчик» сидит в

тт центре на корточках, дети

Поманили пальчиком. „„„„„ „„„ „„£.,„,„„„

манят его пальчиком.

Зайка, зайка попляши, Дети хлопают в ладошки,

Твои лапки хороши. заика пляшет.

Стал наш заинька плясать, Дети б*РУтся за РУ™- идУ™
- по кругу, приплясывая, а заи-

Малых деток забавлять. ка пляшет в центре круга.

Вместе с зайчиком скорей Мы попляшем веселей.

(А. Ануфриева)

По желанию детей игра повторяется несколько раз, а роль «зайки» переходит от одного ребенка к другому.

Хорошим средством объединения детей общими пережи­ваниями являются игры-драматизации. С одной стороны, это увлекательное зрелище для малышей, с другой — сред­ство формирования эмоционально-нравственных основ их поведения. Центральное место здесь занимает активное общение детей с игрушками, которые в руках взрослого превращаются в персонажей спектакля. Содержанием спектакля могут служить доступные малышам народные сказки, рассказы, стихотворения, сценки из повседневной жизни самих детей. Начинать игры-драматизации лучше всего с показа хорошо известных малышам и любимых ими сказок. Сначала сказка разыгрывается воспитателем с помощью игрушек. При повторном показе взрослый при­влекает детей уже в качестве участников. Сказка для маленьких должна иметь простой сюжет и включать повто­ряющиеся действия и слова, чтобы они могли легко запом­нить и повторить их. К таким сказкам относятся «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка-ряба» и др. Участвуя в спектакле, дети с готовностью выполняют поручения и просьбы персонажей, помогают им, предупреждают об опасности, переживают за них. Все это способствует форми­рованию гуманных чувств, объединяет детей и взрослого общностью переживаний.


Особую группу игр, способствующих развитию общения между сверстниками, составляют совместные игры с ис­пользованием различных предметов и игрушек. Часто дети раннего возраста бывают так поглощены игрой с предмета­ми, что не замечают сверстника. Малыши еще не умеют иг­рать друг с другом с использованием предметов, ссорятся из-за игрушек, отнимают друг у друга. Но тот факт, что иг­рушки часто служат помехой к взаимодействию детей, не означает, что их надо исключить из сферы общения. Важно создавать ситуации, в которых совмещались бы предметные игры и общение сверстников. Чтобы избежать ссор, в совме­стных предметных играх должен участвовать взрослый. Его задачей является обучение и помощь детям в распределе­нии игрушек, координации и согласованности действий. При этом он должен следить не только за последовательнос­тью выполнения игровых действий, но и организовывать общение детей по ходу их выполнения: называть малышей по имени, привлекать их внимание к действиям партнера, к его желаниям, предлагать помощь, хвалить, вместе радо­ваться результату. Совместные со взрослым и интересные детям занятия помогают малышам видеть в сверстнике не соперника по борьбе за право обладания игрушкой, а парт­нера по игре.

Проводить такие игры лучше всего с небольшой группой детей (сначала с 2 малышами, позже с 3—5). Игрушки должны быть хорошо знакомы малышам, чтобы они не провоцировали повышенный интерес к ним и конфликты. Важно привлечь детей к совместной игре с данным предме­том и показать, что в одиночку играть не так интересно. Наиболее подходящими для этого являются игры с мяча­ми, собирание и разборка пирамидок, изготовление раз­личных построек из кубиков (домиков, дорожек, поездов и пр.), выкладывание фигурок из деталей мозаик и колец пирамидок, «прятки» игрушек, изготовление бус для ку­кол, игры с водой, изготовление куличиков, совместные рисунки на больших листах бумаги и др. Чтобы детям было интересно играть в такие игры, их лучше всего включать в сюжет.

С малышами, которые уже знакомы с некоторыми сюже­тами процессуальных игр, можно организовывать совмест­ные игры с куклами и другими игрушками.


190 HI. Содержание и методы педагогической

____________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА _________________________________

Итоги

Социально-личностное развитие ребенка предполагает формирование у него положительного отношения к себе, со­циальных навыков, развитие игровой деятельности, обще­ния со сверстниками.

Для формирования и поддержки у ребенка положитель­ного отношения к себе важно дать почувствовать ребенку, что он значим для окружающих: проявлять внимание к же­ланиям и предпочтениям малыша, чутко реагировать на все его переживания. Взрослые должны способствовать разви­тию у ребенка представления о его внешнем облике, возмож­ностях, способностях и действиях, поощрять все его успехи. Уже в раннем возрасте следует уделять внимание формирова­нию у него поло-ролевой идентификации.

Важную часть педагогического процесса составляет фор­мирование у детей социальных навыков. В ходе режимных процедур они постепенно осваивают навыки самообслужива­ния: самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, умывать­ся, пользоваться Туалетом. Педагоги приучают малышей ухаживать за своим внешним видом, за вещами и игрушка­ми, помогать воспитателю в повседневных делах, следовать элементарным правилам этикета. При формировании соци­альных навыков важна организация сотрудничества с деть­ми, учет индивидуальных особенностей каждого.

Для социально-личностного развития ребенка большое значение имеет игра. Элементы ее должны включаться во все виды взаимодействия педагога с детьми, а сама игра — стать основной формой организации разных видов детской деятель­ности. В течение дня воспитатели организуют с детьми иг­ры-забавы и дидактические игры; специальной задачей явля­ется развитие у детей процессуальной игры, в ходе которой дети моделируют различные ситуации, отражающие их жиз­ненный опыт, впечатления, полученные из наблюдений за ок­ружающим, из детских книг и рассказов взрослых. Игры ор­ганизуются как с группой детей, так и индивидуально с каж­дым ребенком.

Воспитатели создают условия для развития у детей общения со сверстниками, помогают налаживать положительные взаи­моотношения друг с другом. С этой целью они поддерживают интерес детей к сверстникам, стимулируют эмоциональные кон-


5. Познавательно-речевое развитие ребенка 191

такты, сближающие их друг с другом, организуют разные виды совместных игр, тактично разрешают возникающие конфлик­ты. Взрослые воспитывают у малышей уважительное отношение к детям, независимо от расовой и национальной принадлежнос­ти, языка, личностного и поведенческого своеобразия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: