Практическое задание «Метод наблюдения»

2.1. Наблюдение - всем привычная форма изучения явления жизни, накопления опыта. Широко распространено использование метода наблюдения в естественных науках. Чем отличается наблюдение как научный метод от простого восприятия фактов, обыденного наблюдения? Каковы методологические принципы применения этого метода в прикладном социологическое исследовании? Чем отличается использование метода наблюдения в естественных и общественных науках? Есть ли отличие принципов метода наблюдения в социологии и в психологии, экономической и правовой науках?

2.2. В схеме 2.1 выделены особенности, преимущества и не­достатки метода наблюдения.

1) Прокомментируйте их, раскройте их содержание. Kaк вы понимаете их? Попробуйте дополнить выделенный перечень особенностей, преимуществ и недостатков.

2) Попытайтесь сравнить особенности метода наблюдения с другими методами сбора социальной информации (эксперимен­том, документальным методом, опросом).

3) Попробуйте показать, с помощью каких средств, про­цедур метода наблюдения обеспечивается более полное исполь­зование его преимуществ. Чем и как ослабляется и компенси­руется влияние его недостатков?

4) Какими другими методами сбора информации можно до­полнить данные, полученные с помощью наблюдения, чтобы компенсировать влияние каждого из перечисленных недостат­ков этого метода?

2.3. В схеме 2.2 представлена классификация видов наблюдения.

1) Раскройте содержание и назначение каждого из выделенных видов наблюдения.

2) Какие возможны их сочетания, комбинирования? Попробуйте отразить это в построенной вами классификационной схеме. Какие сочетания невозможны и почему?

3) Постарайтесь аналогично схеме выделить особенности, преимущества и недостатки каждого вида наблюдения.

4) Попробуйте дополнить классификационную схему, предложите другие основы классификации.

1.4. Метод наблюдения широко применяется в изучении различных социальных процессов. Есть ли социальные явления, доступные методу наблюдения? Попробуйте выделить такие имения и обосновать невозможность использования этого метода для получения показателей, характеристик таких явлений. Классифицируйте выделенные вами явления, которые ему не доступны.

1.5. Определите, для каких исследовательских задач (в рамках темы, над которой работает ваша студенческая группа по практикуму) может быть использован метод наблюдения.

1) Обоснуйте возможность и необходимость его использования я в вашем исследовании.

2) На каких этапах этого исследования и для получения какого рода информации целесообразно его использование?

3) Какого рода первичную информацию и какие показатели ясно получить этим методом в вашем исследовании?

4) Какие виды наблюдения могут быть использованы в каждом случае?

5) Что предпочтительнее: использование на поисковой стадииисследования метода анализа документов или наблюдения почему?

3. Отработка процедур проектирования инструментария наблюдения

3.1.На с. 9-10 выделен примерный перечень признаков, фиксируемых в дневнике наблюдения. Зачем необходимо выде­ление таких разделов и признаков, указанных в этих разделах? Какие еще признаки могут быть фиксируемы в дневнике наб­людения?

3.2.Составьте проекты дневника самонаблюдения: «Мой учебный день», «Мой выходной день», «Занятия студентов в пе­рерыве между лекциями (семинарами)».

3.3.Составьте проекты протоколов для наблюдения по теме, указанной в задании 2.1.

3.4.На с. 10—11 дан проект карточки наблюдения. Какие позиции карточки обозначают: объект наблюдения, его единице и категории? Какое значение имеет каждая из позиций карточ­ки для целей вашего исследования? Выделите среди регистри­руемых в карточке описательные и оценочные критерии.

3.5.Спроектируйте для этой темы исследования карточки наблюдения. Следуйте в составлении карточек этапам проекти­рования.

3.6.Спроектируйте для данной темы исследования дневник наблюдения, протокол и карточки наблюдения.

3.7.Могут ли быть использованы аудиовизуальные техниче­ские средства в вашем исследовании? Каков план проведения наблюдения при использовании аудиовизуальных технически средств?

5. Отработка процедур сбора информации в наблюдении

5.1. Группой в 5-7 человек составьте программу наблюде­ния и другие необходимые для его проведения методические до­кументы, инструментарий по вашей теме. В ходе подготовь можно использовать те разработки и проекты, которые был; составлены вами при выполнении предыдущих заданий. Согла­суйте план проведения наблюдения с руководителем и проведите наблюдение.

Этапы и процедуры метода наблюдения

1. Подготовительный этап

1.1. Разработка программы наблюдения. Постановка цели, задач. Обоснование необходимости применения наблюдения.

Определение предмета наблюдения, построение его понятийно-концептуальной схемы. Упорядочение гипотез исследования.

Определение объекта наблюдения, его предварительная характеристика. Выделение наблюдаемых ситуаций.

Классификация признаков наблюдаемой ситуации. Выделе­ но единиц и категорий наблюдения.

1.2. Составление плана и сетевого графика выполнения работ по применению метода.

1.3. Проектирование инструментария (карточек, протоколов, дневников). Проектирование классификатора контент-анализа дневниковых и протокольных записей. Пилотаж инструментария его размножение.

1.4. Подготовка программ обработки, анализа данных.

1.5. Подготовка аудиовизуальных технических средств, средств обработки информации.

1.6. Составление инструкций по работе наблюдателей.

1.7. Их подготовка. Комплектование групп наблюдателей, их инструктаж, обучение, репетиция.

2. Оперативный этап сбора данных

2.1. Общее знакомство с объектом и организация условий наблюдения в соответствии с программой.

2.2. Регистрация данных в дневниках, протоколах, карточках по программе наблюдения. Фиксация сопутствующих факторов, характеристик, условий.

2.3. Обработка аудиовизуальных технических записей.

2.4. Контроль за ходом выполнения требований программы,
проверка заполнения карточек, протоколов, дневников, инструкций, сетевого графика. Контроль за работой наблюдателей. Выборочные контрольные наблюдения. Самоконтроль наблюдателей (тестовый).

3. Результирующий этап обработки и анализа данных

3.1. Сбор учетных документов, их проверка.

3.2. Ручная обработка данных.

3.3. Контент-анализ протокольных и дневниковых записей.

3.4. Перевод данных на машинные носители и их машинная обработка.

3.5. Статистическая обработка данных. Исчисление показа­телей. Оценка надежности наблюдения, вычисление коэффици­ентов согласия, устойчивости, надежности.

3.6. Анализ и построение выводов в соответствии с полу­ченными показателями.

3.7. Сопоставление показателей и выводов, полученных на основе применения метода наблюдения, с выводами и показа­телями, полученными с помощью других методов сбора инфор­мации.

3.8. Анализ и оценка эффективности применения метода на­блюдения. Выявление ошибок, новаций, их объяснение, реко­мендации по совершенствованию применения этого метода.

3.9. Выработка рекомендаций по теме наблюдения, по реше­нию поставленных исследовательских задач. Подготовка от­чета.

Дневник наблюдения

(примерный перечень фиксируемых признаков)

Наблюдаемые. Кто они? Сколько их? Каков род занятий' В чем основное содержание деятельности? Характер взаимоот­ношений? Структура (институциональная, неинституциональ­ная) группы, коллектива?

Обстановка. Где, в каких условиях происходит действие на­блюдаемых? Чем может отличаться их поведение в ситуации? Чем могут заниматься? Какие действия можно ожидать в этой обстановке? Какие действия будут неожиданными?

Цели действий наблюдаемых. В чем состоят основные функ­ции участников действий? Какие цели преследуют (официаль­ные, неофициальные)? Какие цели участников совпадают с задачамигруппы, с целями других участников, какие не совпа­дают?

Поведение. Что и как конкретно делают? Каково содержа­ние выполняемых действий? Каковы стимулы и мотивы, вызы­вающие участие в действии, ту или иную форму поведения? Как внешне выражается эмоциональное отношение к действию? Каковы напряженность, постоянство, продолжительность от­дельных форм поведения? Каков эффект отдельных форм пове­дения? Что следует за ним и как он воспринимается эмоцио­нально самим наблюдаемым и другими участниками действия? Как меняется1 действие после достижения определенного резуль­тата?

Частота и продолжительность наблюдаемых ситуаций. Koгдa возникла ситуация и как долго она длилась? Уникальна или повторяема? Часто возникает? В каких показателях может быть зафиксирована? Что вызывает и что сдерживает ее воз­никновение? Насколько типична?

Данные о процедурах наблюдения и оценка их эффективности. Краткие сведения о наблюдателе, в том числе сколько раз проводил наблюдение ранее.

Время заполнения методических документов наблюдения, (ре­гистрация данных (до, после наблюдения, когда именно).

Выполнение требований программы, инструкции. Отклоне­ние условий наблюдаемой ситуации от заданных в программе. Какие требования не удалось выполнить?

Оценка инструментария. Случаи трудностей фиксации при­знаков, их отнесения к выделенным категориям наблюдения.

Оценка включенности в наблюдаемую ситуацию. Насколько намечен участниками факт наблюдения и какова на него реакцию? Какова степень общения с наблюдаемой группой? Какого рода контакты с группой возникали в ходе наблюдения?

Оценка эффективности. Необходимость повторного наблюде­ния или проверки данных другими методами. Использование приемов, повышающих эффективность наблюдения. Рекомендации по дальнейшему применению метода наблюдения в изуче­нии данной исследовательской темы.

Этапы проектирования карточки наблюдения

1. Формулирование заданий к проектированию карточки наблюдения (КН) в соответствии с программой наблюдения;.

2. Определение количества видов КН в соответствии с выде­ленными единицами наблюдения. Определение общего количе­ства КН.

3. Построение общей блок-схемы всех КН и каждой КН от­дельно.

4. Проектирование блока КН «Паспортичка» (данные об объекте и наблюдателе) на основе официальных документов.

5.Проектирование блока «категории наблюдения».

5.1.Построение общей схемы категорий наблюдения КН в оответствии с классификационной схемой программы наблю­дения.

5.2.Построение общей схемы категорий наблюдения в их временной последовательности проявления в наблюдаемой си­туации.

5.3.Определение способа обнаружения, восприятия призна­ков категорий наблюдения (зрительных, слуховых и т. п.), спо­собов их фиксации.

5.4.Пробный анализ признаков категорий наблюдения в хо­де их восприятия.

5.5.Построение шкал интенсивности проявления признаков категорий наблюдения.

5.6.Определение необходимости и возможности применения технических средств для восприятия и регистрации категорий наблюдения и их признаков.

5.7.Семантическое уточнение терминов, обозначающих ка­тегории наблюдения. Обеспечение доступности и однозначности понимания терминов категорий наблюдателями.

5.8.Апробация возможности регистрации каждой категории. Уточнение категорий но результатам апробации.

5.9.Компоновка категорий в последовательности их регист­рации.

6. Компоновка карточки наблюдения в целом, ее кодировка, графическое оформление, размножение для апробации.

7. Апробация, пилотаж проекта КН. Уточнение КН. Опреде­ление форм последующей обработки карточек наблюдения.

8. Утверждение проекта КН и ее размножение.

9. Формулирование правил, требований по применению КН.
составление инструкции проведения наблюдения.

Проект карточки наблюдения

Карточка №

(выступающего на собрании)

Организация ____________________________________________

(наименование, индекс)

Наименование собрания___________________________________

(его виды, индексы)

Выступающий _________________________________________

(ф. и. о., данные, индекс)

Обсуждаемый вопрос ____________________________________

(название, индекс)

Время начала выступления__________________________________

По чьей инициативе: записался в список______________________

(индекс)

просил слово устно_____________________

(индекс)

по просьбе президиума__________________

(индекс)

Содержания выступления ___________________________________

изложения факторов______________________

(индекс)

критический анализ_____________________

(индекс)

предложение по решению __________________

(индекс)

Реакция участников собрания _________________________________

положительная ______________________

(индекс)

нейтральная_____________________

(индекс)

отрицательная__________________

(индекс)

Время окончания выступления_________________________________

Продолжительность выступления______________________________

(индекс)

Фамилия наблюдателя________________________________________

(индекс)

Другие сведения______________________________________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: