Текущий, промежуточный контроль знаний студентов

Тесты, темы курсовых работ) проектов, вопросы для текущего контроля, для подготовки к зачету, экзамену  
  Тестовые задания по модулям  
Модуль 1: Сущность, содержание и задачи управления в таможенных органах 1. Разработка принципов и функций управления является достижением: а) классической школы управления; б) школы научного управления; в) школы науки управления; г) бихевиоризма – школы поведенческих наук. 2. Процесс разработки развития организации и практических мер для этой цели – это: а) организация; б) прогнозирование; в) контроль; г) планирование. 3. Функции оперативного управления: а) прогнозирование, принятие решений, мотивация, контроль; б) оперативное планирование, организация, мотивация, контроль; в) организация, мотивация, коммуникация, принятие решений; г) прогнозирование, планирование, контроль, мотивация. 4. Подход, основанный на представлении управления как непрерывной серии взаимосвязанных управленческих функций, называется: а) административным; б) ситуационным; в) системным; г) процессным. 5. Этап определения целей организации, выработка сценариев возможных ситуаций в будущем – это: а) контроль; б) планирование; в) прогнозирование; г) организация; 6. Функция поддержания устойчивого режима деятельности таможенных органов – это: а) руководство; б) управление; в) исполнение; г) регулирование. 7. Программа деятельности субъекта и отдельных звеньев системы управления в таможенных органах – это: а) схема; б) прогноз; в) инструкция; г) план. 8. Процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации – это: а) руководство; б) распорядительство; в) контроль; г) мотивация. 9. Прогнозирование, планирование, организация, мотивация, принятие решений и контроль – это: а) аспекты менеджмента; б) принципы менеджмента; в) функции менеджмента; г) задачи менеджмента. 10. В управленческих процессах в таможенных органах, организационные структуры и персонал являются основными: а) принципами; б) задачами; в) целями; г) аспектами. 11. Основные критерии дифференциации планов в таможенных органах являются: а) цели и задачи; б) масштабы и области применения; в) сроки и хозяйствующие субъекты; г) численность занятых и достигаемые результаты. 12. Норма управляемости выражается в количестве: а) отделов; б) починенных; в) страт; г) подразделений. 13. Некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, – это: а) структура; б) образование; в) организация; г) система. 14. Центром исследований организации как процесса является: а) функции подразделений; б) уровни управления; в) человек; г) организационная структура. 15. Организация со слабым или умеренным использованием формальных правил и процедур, децентрализацией и участием в принятии решений, широко определяемой ответственностью в работе, гибкостью структуры власти и небольшим количеством уровней иерархии являются: а) линейными; б) механистическими; в) дивизиональными; г) органическими. 16. Основной современной идеей развития системы управления является создание: а) неформальных организаций; б) внутриорганизационного рынка; в) благоприятной внешней среды; г) полной автономии подразделений. 17. Преимуществами (достоинствами) бюрократической системы являются: а) некомпетентность, контроль, принуждение; б) формализм, строгая иерархия, волокита; в) власть, главенство должности, жесткость; г) предсказуемость, производительность, универсальность. 18. Знаменитым разработчиком основ бюрократической организации является: а) Файоль; б) Вебер; в) Маслоу; г) Мескон. 19. Самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в установленном законом порядке, называется: а) объектом; б) звеном; в) органом; г) предприятием. 20. Из перечисленных организационных структур: 1) проектная, 2) дивизиональная, 3) матричная, 4) линейно-штабная, 5) бригадная, 6) линейно-функциональная – к иерархическому типу относятся: а) 2,4,6; б) 4,5,6; в) 1,2,3; г) 1,3,5..
Модуль 2 «Методологические подходы к управлению таможенным делом» 1. Что из перечисленного является характерными признаками стратегического управления: а) видение долгосрочной перспективы организации; б) ориентация деятельности на запросы потребителей; в) использование прошлого опыта; г) опора на человеческий потенциал как стержень организации, ее основную ценность; д) осуществление гибкого реагирования на изменения во внешней среде; е) ориентация на выживание и достижение целей организации в долгосрочной перспективе; ж) использование существующей структуры управления организа­цией? 2. Какие из названных позиций правильно характеризуют страте­гию развития предприятия: а) прогноз развития предприятия; б) модель действий для достижения поставленных целей; в) план развития предприятия? 3. Какие из приведенных характеристик относятся к наступатель­ной стратегии: а) рассчитана на занятие лидирующего положения на рынке; б) предполагает удержание своих позиций на рынке; в) требует значительных финансовых затрат; г) имеет высокую степень риска? 4. Что из приведенного списка характеризует оборонительную стратегию: а) предполагает удержание своих позиций на рынке; б) фирма располагает ограниченными средствами; в) имеет высокую степень риска; г) требует пристального внимания к действиям фирм-конкурентов; д) связана с большими финансовыми затратами? 5. Какие из перечисленных характеристик относятся к сильным сторонам предприятия: а) высокая квалификация кадров; б) современная технология производства; в) ограниченные финансовые ресурсы; г) хорошая репутация у потребителей; д) слабое представление о рынке; е) низкие издержки? 6. Какие из перечисленных факторов характеризуют возможно­сти предприятия: а) выход на новые рынки; б) самодовольство среди конкурентов; в) возможность появления новых конкурентов; г) добавление сопутствующих товаров; д) замедление роста рынка; е) вертикальная интеграция? 7. Какие из названных факторов оказывают ключевое влияние на выбор стратегии предприятия: а) финансовые возможности; б) квалификация работников; в) место размещения предприятия; г) степень риска, заложенная в стратегии; д) возраст руководителя предприятия? 8. Какие из приведенных позиций относятся к функциям стратеги­ческого планирования: а) содержит основные проблемы организации; б) является наиболее долгосрочным по сравнению с другими ви­дами планирования; в) определяет технологию производства продукции; г) придает деятельности организации в разные периоды стройность - и внутреннее единство; д) заставляет высшее руководство организации активизировать свою работу? 9. Что из перечисленного определяет успешную реализацию стра­тегии: а) доведение стратегии и планов до всех работников организации; б) обучение персонала исходя из требований выбранной стратегии; в) закупка необходимого сырья; г) разработка эффективного мотивационного механизма; д) формирование системы контроля и оценки достигнутых резуль­татов? 9. Что из перечисленного относится к основным критериям под­бора персонала: а) здоровье; б) образование; в) стаж работы; г) национальность; д) трудолюбие; е) общительность; ж) рост человека; з) организованность? 10. Какие положения из числа приведенных относятся к этапам подбора персонала: а) выявление претендентов путем анализа их документов; б) ознакомительное собеседование с претендентами; в) прием работника в результате ознакомительного собеседования; г) целевые собеседования для оценки необходимых качеств пре­тендентов; д) тестирование для получения всесторонней информации о пре­тендентах; е) прием работника на основе прошлых его заслуг? 11. Какие положения из числа приведенных характеризуют пре­имущества обучения персонала: а) персонал получает необходимые знания в соответствии с требо­ваниями организации; б) персонал узнает больше о своей организации и вырабатывает чувство принадлежности к ней; в) возможность повысить квалификацию за счет организации; г) работники узнают о новых разработках, новой технике и техно­логии; д) в сочетании с эффективным стимулированием труда обучение помогает получить более высокие результаты? 12. Какие из перечисленных факторов влияют на эффективность работы команды: а) размер команды соответствует ее задачам; б) состав команды – люди с одинаковыми чертами характера; в) новая технология; г) новый обычай; д) изобретение; е) новый порядок организации производства? 13. Что из перечисленного относится к факторам эффективного управления персоналом: а) говорить с подчиненным понятным ему языком; б) соотносить цели работы со способностями подчиненных; в) сдерживать рост квалификации сотрудников; г) следить за психическим состоянием подчиненных; д) обеспечивать положительное подкрепление работы сотрудников; е) руководить всеми сотрудниками одинаково; ж) критиковать мотивированно, не вызывать реакции недовольства; з) стремиться к достижению конечных целей постепенно по восходящей линии? 14. Что из названного относится к процессу оценки результатов работы персонала: а) анализ итогов работы сотрудника за прошедший год; б) похвала сотрудника за успехи в работе; в) рассмотрение недоработок и их причин; г) критика недостатков в работе сотрудника; д) возможность для сотрудника высказать свое мнение об услови­ях работы. 15. Какие из предложенных вариантов можно назвать новшеством: а) новый вид продукции; б) новый вид услуг; в) новая технология; г) новый обычай; д) изобретение; е) новый порядок организации производства. 16. Назовите правильные варианты из перечисленных, что Й. Шумпетер понимал под нововведениями: а) использование новой техники; б) изобретения; в) использование нового сырья; г) изменения в организации производства; д) появление новых рынков сбыта; е) открытия. 17. Какие из названных вариантов включает инновационная дея­тельность: а) выявление проблем предприятия; б) поиск инновационных идей;- в) оценка финансовых возможностей предприятия; г) осуществление инновационной деятельности; д) повышение квалификации персонала; е) организация инновационной деятельности? 18. Какие из перечисленных позиций относятся к внутренним ис­точникам инноваций: а) успех, неудача в деятельности предприятия; б) неконгруэнтность; в) демографические изменения; г) нововведения, основанные на потребностях процесса; д) новые знания? 19. Назовите правильные варианты ответов из числа названных по поводу того, что и как нужно делать в процессе инновационной деятельности: а) инновация должна соответствовать нуждам, желаниям людей; б) инновация должна быть простой и иметь точную цель; в) инновация не должна быть нацелена на лидерство на рынке; г) внедрение инновации необходимо начинать масштабно, с раз­махом; д) не разбрасывайтесь, не пытайтесь делать несколько вещей сразу. 20. Какие из перечисленных положений необходимо учесть при организации эффективной инновационной деятельности: а) создание в структуре предприятия обособленного инновацион­ного подразделения; б) формирование команды из лучших работников предприятия, освобожденных от текущей работы; в) назначение работника, персонально ответственного за успех ин­новаций; г) проведение оценки эффективности вложений в разработку ин­новаций одновременно с анализом эффективности вложений в текущее производство; д) формирование в коллективе атмосферы восприятия нового как благоприятной возможности? 21.Какие из перечисленных качеств относятся к лидеру: а) честность; б) способность видеть в человеке личность; в) уход от ответственности; г) настойчивость в достижении целей; д) отсутствие устремленности к роскоши; е) эрудированность; ж) отсутствие контроля над эмоциями? 22. Руководитель, который дает своим подчиненным почти полную свободу в выборе рабочих задач и контроля за своей работой, относится к: а) авторитарному руководителю; б) демократическому; в) либеральному. 23. Что из перечисленного характеризует демократический стиль руководства: а) руководитель считает, что люди изначально не любят трудиться; б) лидер считает, что труд для людей является естественным про­цессом; в) единоличная власть руководителя увеличивает его возможно­сти влияния на подчиненных и позволяет более эффективно до­стигать цели организации; г) удовлетворенность трудом всегда ведет к его более высокой про­изводительности? 24. Что из перечисленного характеризует тип менеджера-органи­затора: а) учитывает потребности и интересы людей; б) учитывает нужды производства; в) в основном ориентирован на производство; г) нацелен на инновации и развитие организации; д) нацелен на создание творческой атмосферы в коллективе; е) использует в качестве метода управления беседу о результатах? 25. Какие из приведенных позиций относятся к формам власти: а) власть, основанная на принуждении; б) власть, основанная на убеждении; в) власть, основанная на вознаграждении; г) власть, основанная на профессиональной компетентности; д) власть примера; е) власть собственника (хозяина)? 26. Какие из приведенных качеств характеризуют современного менеджера: а) хороший управляющий; б) лидер, способный увлечь людей и повести их за собой; в) властный руководитель; г) воспитатель, способный выявить и развить у работников их спо­собности; д) инноватор, стремящийся к новшествам во всех сферах деятель­ности организации; е) человек, которому не чуждо ничто человеческое? Модуль 3:«Таможенная организация как объект и субъект управления» 1. Что из перечисленного относится к основным типам конф­ликтов: а) внутри личностный конфликт; б) межличностный конфликт; в) конфликт между личностью и группой; г) конфликт между руководителем и подчиненным; д) межгрупповой конфликт? 2. Какие из названных позиций являются причинами конфликтов: а) распределение ресурсов; б) нечеткое разграничение прав и обязанностей; в) неудовлетворительные коммуникации; г) низкое качество выполнения работы; д) неблагоприятные условия труда; е) необоснованное публичное порицание одних сотрудников и незаслуженная похвала других? 3. Что из перечисленного является причинами конфликта, свя­занного с личностными особенностями руководителя: а) неопытность в работе с людьми; б) карьеризм, нечестность; в) нежелание признать допущенную ошибку; г) внимательное отношение к людям; д) завышенная требовательность к подчиненным; е) низкий культурный уровень? 4. Какие из приведенных факторов характеризуют отрицатель­ные последствия конфликтов: а) ухудшение психологического климата; б) снижение производительности труда; в) нарушение сотрудничества и взаимопомощи; г) укрепление нервной системы работников; д) возрастание неудовлетворенности трудом и текучесть кадров; е) формирование представления о другой стороне как о враге? 5. Какие из приведенных позиций делают целесообразным комп­ромиссный подход к разрешению конфликта: а) использование равных аргументов в пользу взаимоисключа­ющих позиций; б) требование временного урегулирования проблемы; в) необходимость принимать срочное решение при дефиците времени; г) источник разногласий несуществен; д) директивные утверждения точки зрения руководителя не при­водят к успеху? 6. Что из перечисленного относится к факторам, вызывающим стресс: а) перегрузка в работе; б) страх наказания; в) интересная работа; г) плохие условия работы; д) выговор; е) увольнение с работы; ж) поощрение? 7. Какие из приведенных позиций являются способами управле­ния стрессами: а) распределение объема и типа работы в соответствии со способ­ностями сотрудников; б) четкое определение полномочий и ответственности сотруд­ников; в) принуждение к выполнению неинтересной работы; г) надлежащее вознаграждение за эффективную работу; д) использование стиля лидерства, соответствующего требовани­ям ситуации; е) развитие способностей работников и обсуждение с ними слож­ных вопросов? 8. Что относится к стратегическим целям финансового менеджмента: а) воспроизводство; б) максимизация прибыли; в) минимизация расходов; г) рост рыночной стоимости акций организации; д) повышение благосостояния собственников? 9. Что относится к тактическим целям финансового менеджмента: а) рост объемов производства и реализации; б) увеличение доли рынка; в) рентабельность; г) минимизация.риска; д) борьба с конкурентами; е) избежание банкротства; ж) выживание? 10. Какие позиции из перечисленных относятся к функциям фи­нансового менеджмента: а) финансовый анализ и планирование; б) принятие долгосрочных инвестиционных решений; в) анализ структуры основных фондов; г) управление портфелем ценных бумаг; д) управление оборотными активами организации; е) функции, связанные со страхованием активов, налогообложе­нием? 11. Какие из перечисленных задач решает финансовый менед­жмент: а) формирует финансовую систему организации; б) осуществляет планирование использования краткосрочных и долгосрочных финансовых ресурсов; в) управляет процессом формирования капитала организации (приобретение имущества, аренда, лизинг, покупка акций, облигаций); г) управляет процессом производства продукции; д) управляет финансовым обеспечением производственно-хозяйственной деятельности; е) управляет изучением рынка; ж) управляет оптимизацией налогообложения. 12. Какие из названных позиций относятся к финансовому плани­рованию: а) анализ финансовой ситуации и стоящих перед организацией проблем; б) прогнозирование будущих финансовых условий; в) постановка финансовых задач; г) выбор оптимального варианта решений финансовых задач; д) составление и выполнение финансового плана; е) выбор стратегии развития организации; ж) анализ и контроль выполнения финансового плана? 13. Какие позиции относятся к принципам финансового планиро­вания: а) обеспечение максимальной рентабельности вложенных средств; б) сокращение сроков окупаемости вложенных средств; в) использование наиболее экономичных способов финансирова­ния долгосрочных затрат; г) минимизация рисков; д) игнорирование инфляции? 14. Какие задачи необходимо решить в ходе составления финансо­вого плана: а) определить основные финансовые показатели организации на плановый период; б) увязать финансовые показатели с производственными и ком­мерческими; в) выявить резервы увеличения доходов и прибыли организации; г) определить пути повышения эффективности использования финансовых ресурсов; д) определить перспективы развития организации? 15. Какие из перечисленных позиций относятся к постоянным затратам: а) амортизация; б) аренда зданий и оборудования; в) оплата труда производственных рабочих;. г) страховые взносы; д) административные расходы; е) оплата труда руководителей? 16. Какие из названных позиций относятся к переменным затратам: а) затраты на сырье и материалы; б) затраты на топливо и энергию; в) затраты на транспортировку грузов; г) отчисления на социальные нужды; д) оплата труда управленческого персонала? 17. Какие из предложенных вариантов правильно характеризуют прибыль от реализации продукции: а) выручка, полученная от реализации продукции; б) разность между выручкой от реализации продукции (без НДС и акциза) и полной себестоимостью; в) чистый доход предприятия; г) валовой доход предприятия? 18. Какие из названных направлений способствуют росту прибыли: а) снижение затрат на единицу продукции; б) увеличение объема производства; в) внедрение прогрессивной технологии; г) повышение заработной платы персонала; д) снижение цены на продукцию? 19. Какой из названных вариантов правильно характеризует рен­табельность продукции: а) отношение балансовой прибыли к себестоимости продукции; б) отношение прибыли от реализации продукции к сумме затрат на производство и реализацию продукции; в) отношение балансовой прибыли к стоимости имущества пред­приятия? 20. Рентабельность производства определяется как отношение: а) прибыли от реализации продукции к выручке от реализации продукции; б) балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств; в) балансовой прибыли к объему реализованной продукции. 21. Показатель фондоотдачи характеризует: а) количество произведенной продукции в расчете на 1 руб. основ­ных производственных фондов; б) уровень технической оснащенности труда; в) производительность труда. 22. Какие позиции характеризуют коэффициент оборачиваемости оборотных средств: а) объем реализованной продукции в расчете на 1 руб. оборотных фондов; б) количество оборотов оборотных средств за соответствующий период; в) продолжительность одного оборота оборотных средств? 23. Что характеризует показатель материалоемкости продукции: а) нормы расхода материалов на изготовление продукции; б) суммарный расход материальных ресурсов на производство единицы продукции; в) общий вес материалов на изготовление изделия? 24. Какие показатели характеризуют ликвидность организации: а) коэффициент текущей (общей) ликвидности или коэффициент покрытия; б) коэффициент быстрой ликвидности, или критической оценки; в) коэффициент абсолютной ликвидности; г) коэффициент рентабельности. 25. Что из приведенного является барьерами общения: а) речь-скороговорка; б) непонимание ряда слов (терминов); в) сложная логика рассуждений; г) четкая речь коммуникатора; д) недоверие к коммуникатору? 26. Что из приведенного относится к интерактивному взаимодей­ствию партнеров: а) сотрудничество; б) противоборство; в) уклонение от взаимодействия; г) однонаправленное содействие; д) разнонаправленное содействие; е) контрастное взаимодействие; ж) компромиссное взаимодействие. 27. Что является средством передачи информации при невербаль­ном общении: а) позы; б) жесты; в) мимика; г) слова; д) интонации; е) взгляды. 28. Что из приведенного относится к формам делового общения: а) деловая беседа; б) деловые переговоры; в) дискуссия; г) доходчивая речь; д) деловое совещание; е) телефонные разговоры; ж) деловая переписка? 29. Что входит в состав слагаемых делового общения: а) цель общения; б) подготовка к общению; в) определение стратегии и тактики общения; г) непосредственное общение; д) использование диктофона в ходе общения; е) принятие решения? 30. Какие из приведенных позиций повышают уровень доверитель­ности в общении: а) открытая демонстрация своих намерений; б) доброжелательность отношений; в) использование малопонятных терминов; г) проявление компетентности в обсуждаемом вопросе; д) умение убедительно излагать свои мысли. 31. Каких правил необходимо придерживаться для достижения эффективности в процессе аргументации: а) оперируйте при аргументации простыми, ясными, точными и убедительными понятиями; б) способы аргументации следует выбирать с учетом особенностей характера собеседника; в) для убедительности можно применять «крепкие» выражения; г) аргументация должна быть корректной по отношению к собесед­нику; д) следует избегать неделовых выражений и формулировок, за­трудняющих восприятие сказанного? 32. Что из перечисленного позволяет осуществить эффективное делегирование работы: а) определение ответственности и полномочий за каждый вид дея­тельности; б) неприменение подробного инструктирования; в) не делать выводов за подчиненных; г) побуждение подчиненных к инициативе; д) спокойное отношение к некоторым ошибками и сбоям в работе подчиненных; е) контролирование каждого шага подчиненного? 33. Что яз перечисленного относится к правилам планирования личного времени: а) осуществление реалистичного планирования (т.е. планирования лишь такого объема задач, с которым реально можно справиться); б) фиксирование в планах результатов или целей, а не действий; в) установление временных норм (т.е. предусмотрен не в своем плане на каждое дело ровно столько времени, сколько оно тре­бует); г) установление точных сроков исполнения для всех видов дея­тельности, что приучает к самодисциплине; д) установление приоритетов (т.е. точное определение, какое дело имеет первоочередное значение); е) не планирование времени на выполнение рутинной работы? 34. Что из названного относится к правилам организованного на­чала дня: а) хорошо позавтракать и без спешки - на работу; б) начинать работу по возможности в одно и то же время; в) пересмотреть свой план текущего дня, составленный накануне вечером, оценивая степень важности и срочности задач, внести в него коррективы; г) выполнять в начале дня ключевые задачи; д) начать рабочий день с обсуждения последних новостей или вче­рашней телепрограммы; е) приступать к делам «без раскачки»; ж) согласовать план дня с секретарем (все сроки, приоритеты и цели дня); в результате этого он будет работать эффективнее и огра­дит вас от ненужных помех? 35. Что из перечисленного относится к правилам основной части дня: а) избегать незапланированных импульсивных действий; б) делать регулярно (после часа работы) короткие паузы (не более 10 минут), соблюдать размеренный темп; в) выполнять самому важные запланированные задачи в течение более спокойного дообеденного периода; г) начатое дело не обязательно доводить до конца; д) умение убедительно излагать свои мысли? 36. Какие правила важно соблюдать при завершении рабочего дня: а) контроль за результатами и самоконтроль (т.е. сравнение наме­ченного в распорядке дня объема работы с реально выполнен­ным); б) недовольство по поводу невыполнения плана дня вымещать на окружающих; в) составление плана на следующий день с установлением целей, приоритетов, делегированием и т.п.; г) домой - с хорошим настроением (радуйтесь предстоящему за­служенному отдыху после трудового дня и настраивайтесь на вечернее времяпрепровождение); д) каждый день должен иметь свою кульминацию (в смысле пози­тивного образа жизни важно осознавать, какое качество и цен­ность имеет каждый день)? 37. Какие из перечисленных факторов мешают быстрому чтению: а) чтение по буквам или по слогам; б) внутреннее проговаривание читаемого; в) возвращение к прочитанным в тексте местам; г) слежение пальцем или карандашом; д) движение головой (вместо слежения глазами); е) позы, удобные для чтения; ж)внешние факторы (недостаточное освещение, отвлечения, шум и т.д.)? 38. Каких советов целесообразно придерживаться при ведении телефонных разговоров: а) необходимо быть кратким, сводить фазу контакта до миниму­ма; учитывать, что начало разговора определяет его ход и завер­шение; б) сначала сообщать партнеру, о чем идет речь, и только затем объяс­нять причины и подробности беседы; в) избегать параллельных разговоров с сотрудниками; г) в конце длинного разговора кратко подвести итоги и перечис­лить меры, которые надо принять; д) начинать разговор с длинного предисловия; е) во время разговора кратко записывать важную информацию, с которой, возможно, следует ознакомить подчиненных и коллег; ж)завершать разговор, как только будет достигнута его цель; з) вежливо завершить разговор и попрощаться? 39. На какие вопросы надо дать ответы, контролируя выполнение планов: а) какие результаты были достигнуты; б) что осталось несделанным и почему; в) что хотелось бы сделать; г) где было потеряно время; д) какие можно сделать выводы для планирования следующего периода? Деловая игра Введение Сферы применения деловых игр.Среди активных методов обучения все большее развитие и широкое применение получают деловые игры, конкретные ситуации и практические задачи. Несомненно, что подготовка деловых игр и конкретных ситуаций требует значительного количества времени на их разработку, имеется и определенная сложность по их проведению, однако практическая направленность существенно выделяет их по сравнению с обычными традиционными методами обучения. Преимущества учебных деловых игр.Учебные деловые игры позволяют активизировать учебный процесс и существенно ускорить формирование у студентов комплекса теоретических знаний, умений и навыков, которые влияют на повышение эффективности деятельности учебного процесса. Участники деловой игры должны постоянно ощущать важность решаемой проблемы и понимать, что подобные проблемы им придется решать на своем рабочем месте. Выявление потенциальных возможностей студентов во время деловой игры.Участники деловой игры при рассмотрении определенной проблемы пополняют свои знания, вырабатывают умения и навыки. Кроме того, здесь просматривается и психологическая подготовка к восприятию нововведений, что является очень важным при его внедрении. Каждый участник деловой игры выступает в ней в рамках какой-то должности, которую он может выполнять на своей будущей работе. Организация и проведение деловых игр требует серьезной подготовки, а в ряде случаев привлечения квалифицированных консультантов. Одно из требований деловых игр- имитирование наиболее характерных элементов деятельности человека, их максимальное приближение к реальности, что обуславливает необходимость учета специфики и условий деятельности конкретного предприятия или соответствующих структурных подразделений. Обязательными условиями деловых игри конкретных ситуаций являются такие, как: - внимательность, когда участнику игры нужно думать только об игре. Необходимо сосредоточиться на том, что делается в группе или подгруппе, так как потом приходится «догонять» и отвлекать внимание других; - включенность, когда надо сразу включиться в игру и отвлечься от всего другого; - сопричастность, когда все участники работают в игре совместно, видя друг друга, и уважительно относятся к высказываниям других, даже в тех случаях, когда это не совпадает с собственной точкой зрения; - масштабность, когда участники игры видят проблему и пути ее разрешения без учета жестких рамок существующих законов, инструкций, положений и сложившегося стиля работы. Каждая деловая игра - это своего рода эксперимент.Одной из трудностей, с которой приходится сталкиваться в деловой игре, является отсутствие формализованных критериев, позволяющих сделать более объективную оценку и сравнение реальной действительности с ожидаемым результатом, отсутствие четкого алгоритма проведения деловой игры. Алгоритм рассмотрения проблемы в каждой группе может быть совершенно другой, чем в предыдущей. В каждой деловой игре ее содержание определяют сами слушатели - участники игры. Как правило, ход рассмотрения деловой игры и ее результаты не повторяются. Актуальность деловой игры «Склад временного хранения».Поскольку таможенное оформление является услугой участникам ВЭД, то знание экономических рычагов влияющих на конечные результаты их деятельности - обязательное условие коммерческой деятельности. Процесс международной торговли и внешнеэкономической деятельности не возможен вне складирования и транспортировки. Все экспортируемые и импортируемые товары в ожидании транспортных средств и процесса таможенного оформления подвергаются процессам складирования, о чем свидетельствует многовековая практика международной торговли. Поэтому знание экономических и правовых основ функционирования сферы обращения, и в частности, процессов складирования, происходящих на складах временного хранения (СВХ) является обязательным элементом общего образования работников: таможенных органов, организаций околотаможенной инфраструктуры, предприятий-участников ВЭД. В новом Таможенном Кодексе [3] деятельность в области таможенного дела выделена в гл. 3 и 12, перечень документов и сведений о товарах и транспортных средствах расписаны в гл. 9 (Приложение 1). В зоне деятельности ЮТУ зарегистрировано около 300 СВХ, таможенных складов, которые имеют как открытый так и закрытый характер, и каждый участник ВЭД пользуется ими при экспортно-импортных операциях. В конечной цене товара затраты на складирование и транспортировку занимают до 70-75%. Неоднократные расчеты в процессе деловой игры повышают экономическую грамотность студентов специальности «Таможенное дело». Для привлечения внимания студентов к такому важному элементу околотаможенной инфраструктуры как СВХ, становятся востребованными активные методы обучения. Что позволяет раскрепостить мышление студентов, сделав обязательным проведение занятий в игровой форме. Методика проведения деловой игры и разработка конкретных ситуаций На первом этапе формулируется цель игры и дается необходимая исходная информация. На этом этапе участники игры должны четко представить себе проблему и структуру задачи, соотнести проблему с поставленной целью. Составить малые группы (команды) и организовать их работу. Преподавателю следует обратить особое внимание на формирование команд. Важно, чтобы это были творческие и равные по интеллектуальному потенциалу группы. На наш взгляд, здесь может быть несколько подходов. Более рациональным является подход, когда студент самостоятельно выбирает проблему и самостоятельно решает, с какой группой участников игры у него есть желание работать. Второй этап - самостоятельная работа студентов в малых группах. Приступая к решению проблемы или задачи, участники деловой игры не владеют в достаточной степени знаниями и умениями разрешения подобных проблем. Однако они пытаются с помощью преподавателя, учебника и имеющегося инструктирующего материала вникнуть и глубоко понять проблему, вырабатывают навыки к анализу ситуации и проявляют способности личности. Здесь активно используется практический опыт каждого участника деловой игры, осуществляется обмен опытом решения подобных проблем или задач, уточняются позиции и вырабатываются обобщающие выводы или решения. При коллективном обсуждении в малых группах необходимо, чтобы свою позицию, свою точку зрения имел возможность высказать каждый участник группы. Коллективное обсуждение проблемы выявит разные подходы и решения одной и той же проблемы или задачи. Здесь важно использование принципа консенсуса, то есть единогласия принятия общих решений, но не путем голосования, а на основе предварительного соглашения. Однако это не означает, что кто-либо из участников и в этом случае не может выйти на коллективное обсуждение со своей точкой зрения. Третий этап - межгрупповая дискуссия. Каждая группа докладывает свой вариант разрешения рассматриваемой проблемы. Участники других групп выступают в качестве оппонентов, они задают вопросы, выступают с критическими замечаниями или в поддержку представления проекта. Большая роль в проведении дискуссии отводится преподавателю. Успех деловой игры и подведение ее итогов зависят от умения преподавателя вести дискуссию. Следует иметь в виду, что в основном должны высказываться студенты, а не преподаватель. Преподаватель открывает дискуссию, поддерживает равновесие между участниками деловой игры и при необходимости управляет ею с помощью наводящих вопросов. Крайне нежелательно, чтобы преподаватель по ходу дискуссии выражал свою точку зрения, связанную с анализом проблемы или ситуации. На практике бывают случаи и довольно часто, когда дискуссия склоняется к ошибочному варианту или мнению. Поэтому искусство преподавателя заключается в том, чтобы с помощью наводящих вопросов заставить участников игры пересмотреть предложенные позиции и выйти на правильное решение проблемы. Практика проведения деловых игр и конкретных ситуаций показывает, что при неправильной организации деловой игры, без четко установленного регламента, времени на ее завершение не хватает. Поэтому преподаватель должен строго установить регламент, непрерывно следить за временем, с тем чтобы его хватило для полного разбора рассматриваемой проблемы. Обязанность преподавателя довести до сознания участников игры основные положения и выводы, дать четкое заключение, показать участникам игры, чего им удалось добиться. Важное значение имеет выбор студентами своей игровой роли,когда один студент становится президентом корпорации, другие - генеральными директорами акционерных обществ, третьи - директорами дистрибыоторских фирм. Остальные выполняют роль работников плановых, финансовых и экономических служб. После распределения обязанностей президент корпорации ставит конкретные задачи перед участниками игры. Следует обратить особое внимание на подготовку необходимых раздаточных материалов: описание деловой игры, методические рекомендации для участника деловой игры, справочные материалы и таблицы, необходимые для обработки информации и подготовки соответствующего решения. Исходная информация по деловой игре может быть представлена студентам как на занятии, так и заранее. Последний вариант является более предпочтительным, так как в этом случае слушатели не затрачивают времени на ознакомление с информацией и ее осмысливание в период занятия. Технология деловой игры.Преподаватель должен разъяснить участникам игры ее особенности, комплексный характер, порядок проведения и обсуждения, обратить их внимание на критерии оценки результатов деловой игры, учитывая, что игра носит состязательный характер. На практике довольно часто используют такие критерии оценки: правильность проведенных расчетов и технико-экономической эффективности принятых решений: доклад (содержательная часть, четкость сообщений, регламент, лаконичность); новизна предполагаемых мероприятий, глубина и ширина анализа, обоснованность мероприятий, активность членов группы в обосновании и защите предлагаемых мероприятий, своевременное представление решений. В процессе проведения деловой игры целесообразно: повысить настрой слушателей на обучение; предоставить виды литературы от чисто учебной до художественной. Перед началом игры преподаватель проводит вводную беседу, в которой информирует о целях игры, этапах ее проведения (рис. 1.) составе участников, их функциях и регламенте игры, системе премирования, удержаний и штрафов. Целесообразно ознакомить с кратким содержанием нормативных и методических документов. Идя более эффективного использования деловой игры следует: - создать в группе два-четыре предприятия со всеми службами, это сделает игру интереснее, соревновательнее и повысит активность слушателей; - в ходе игры разрабатывать несколько вариантов планов и выбирать наиболее оптимальный; - обязательно просматривать систему технико-экономических показателей, с точки зрения сложившихся рыночных отношений; - игру проводить в полном объеме, то есть шкалы премирования, удержания штрафов, вероятностного выполнения орг-техмероприятий. После вступительной части участники игры распределяются по службам предприятия. Участникам игры раздаются формы документации для заполнения, а также необходимые справочные материалы для игры, данные по технико-экономическим показателям. Цели деловой игры 2.1. Назначение и цель деловой игры Главной целью деловой игры является выполнение требований Государственного образовательного стандарта (ГОС) специальности 350900 «Таможенное дело» [5], предъявляемых к уровню подготовки выпускника: - владеть методами и приемами экономического анализа [5, с. 40]; - знать основные функции и способы реализации управленческой деятельности, методы разработки и принятия решений, их специфику в условиях функционирования организаций [5, с. 40]; - знать условия хранения и транспортировки товаров [5, с. 42]; - знать принципы формирования и методы определения ценна внутреннем и мировом рынках [5, с. 44]; - знать методы и этапы формирования контрактных цен на экспортируемые и импортируемые товары [5, с. 44]; - уметь исчислять расходы по транспортировке, хранению и реализации товаров, а также знать порядок их возмещения [5, с. 45]; - знать состав и владеть методами оценки объектов таможенной инфраструктуры [5, с. 45]; - уметь пользоваться различными критериями оценки экономической эффективности объектов таможенной инфраструктуры [5, с. 45]; - владеть навыкамикоммуникативного поведения в организации [5, с. 45]; - знать основы теории и методологии аналитического исследования хозяйственной деятельности ВЭД организаций [5, с. 47]. Деловая игра позволяет: 1. Освоить навыки выявления, анализа и решения конкретных организационных проблем. 2. Разработать алгоритм решения управленческих проблем. 3. Обучить групповым методам работы при подготовке и принятии управленческих решений. 4. Обучить участников игры социальным методам и средствам ориентирования в нестандартных ситуациях. 5. Создать у участников игры ориентации на нововведения, на новое, на необходимость освоения нового стиля и методов работы. 6. Ознакомить с методами экономического анализа и освоить практическую значимость конкретно-экономических понятий таких как: - товарооборот; - грузооборот; - производительность труда; - расходы, связанные с хранением и переработкой; издержки по статьям; - удельная себестоимость складских работ; - потери материалов в процессе хранения и переработки; - затраты, позволяющие решить проблемы, связанные с увеличением объемов хранения при сокращении материальных потерь. 7. Ознакомить с одной из экономических сторон процесса внешнеторговой деятельности. Деловая игра предназначена для студентов специальности «Таможенное дело», изучающих дисциплины: «Основы таможенного дела», «Управление в таможенных органах», «Менеджмент», «Таможенное делопроизводство», «Товароведение и экспертиза в таможенном деле», «Товарная номенклатура ВЭД» и ряд других специальных и общепрофессиональных дисциплин. Одной из целей деловой игры является закрепление знаний по организации и экономике работы на таможенных складах и складах временного хранения. В ходе игры студенты усваивают степень влияния различных факторов на выполнение плановых заданий (оценочных показателей) по работе ТС и СВХ, а также учатся давать экономическую оценку своим действиям при оперативном управлении складским хозяйством, как околотаможенным инфраструктурным подразделением. 2.2. Структура деловой игры Игра рассчитана на группу студентов 20-25 человек. Продолжительность игры 16 академических часов. Деление групп на ассоциации, имеющие в своем распоряжении СВХ может проходить по следующей схеме. Кандидаты в президенты самостоятельно выдвигают свои кандидатуры и проходят обсуждение в группе с последующим утверждением преподавателем. Группа голосует и выбирает из числа претендентов двух студентов, которым она доверит пост президента. Студенты самостоятельно выбирают свою команду. В случае неравенства числа студентов в каждой команде или интеллектуального уровня команд, преподаватель и 2 президента изменяют состав команд по своему усмотрению. После формирования команд президенты самостоятельно распределяют должности согласно структуре комплекса. Рис. 1. Структура управления ассоциацией с подведомственными СВХ По усмотрению руководителя игры ее структура может быть изменена за счет добавления или сокращения количества СВХ или акционерных обществ в ассоциации 2.3. Функции участников деловой игры Функции руководителя управления игрой берет на себя преподаватель. Директор СВХ производит вместе со своими сотрудниками расчеты на уровне своей организации. И в установленное время заполненные документы передаются генеральному директору АО. Директор АО проверяет представленные расчеты, подписывает документы и передает их генеральному директору противной организации (1 экземпляр). На данном экземпляре противная сторона проставляет время представления документов, что является основанием для наложения штрафа при несвоевременности представления документов. Генеральные директоры АО суммируют итоги работы подведомственных организаций, заполняют все необходимые Документы и представляют их президентам ассоциаций. Президенты ассоциаций проверяют сделанные расчеты и суммируют результаты обоих подчиненных АО. Заполненные документы передаются противной организации с указанием времени представления Функции президента ассоциации - распределение студентов на равные по интеллектуальным способностям группы; - подбор генеральных директоров и проработка с ними стратегии и тактики игры; - наблюдение за ходом игры в своей команде; - проверка правильности расчетов; - распределение кредитов; - проверка правильности заполнения документации; - обеспечение своевременности представления документации; - обеспечение корректности поведения членов команды; - разбор конфликтных ситуаций с президентом противоположной команды; - расчет баллов по выполнению оценочных показателей; - заполнение информационной доски; - работа с генеральными директорами по определению вклада каждого участника игры Функции генерального директора СВХ - проверка правильности расчетов подведомственных СВХ; - подписание документов; - передача документов сопернику; - участие в разрешении споров с противной стороной на уровне СВХ; - распределение кредитов между подчиненными организациями, ходатайство перед президентом ассоциации в получении дополнительных кредитов для подведомственных организаций; - фиксация штрафов; - оценка работы сотрудников подведомственных организаций для предоставления результатов оценивания президенту своей ассоциации. К перечню документов прилагается бизнес-план. Функции директора СВХ - распределение обязанностей между подчиненными; - изучение технико-экономических показателей работы СВХ; - изучение методики основных технико-экономических показателей; - расчет базисных показателей и заполнение таблицы 2 (приложение 2); - разработка стратегии выполнения оценочных показателей и составление бизнес-плана; - выбор варианта среди предложенных сотрудниками; - обоснование необходимости получения дополнительного кредитного обеспечения под предложенные ОТМ; - составление бизнес-плана; - проверка расчетов, представленных противной стороной; - подписание протокола-соглашения; - поддержание рабочей обстановки во вверенной организации. К перечню документов прилагается бизнес-план СВХ. 3. Ход деловой игры Игра состоит из двух частей. Первая часть - это организационно-экономическая подготовка и расчет базисных показателей работы дистрибьюторских организаций. На втором этапе игры участники на основе имеющихся финансовых ресурсов и предложенного перечня организационно-технических мероприятий определяют стратегию решения заданных плановых величин. Время второго этапа - 3 часа. Через 3 часа группы обязаны обменяться документацией, проверить ее и подписать акты согласования. На это отводится 1 час. Подробный план действий представлен на рис. 2 и 3. В следующей части игры возникают непредвиденные производственные ситуации, которые препятствуют успешному выполнению плановых заданий. Играющим необходимо рассмотреть возможные варианты преодоления трудностей, отдавая предпочтение тому решению, которое будет оптимальным. Студенты, которые несвоевременно представляют документы или делают ошибки в расчетах, штрафуются по балльной систему. 3.1. Схемы этапов деловой игры ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ИГРЫ
 
 


Конец первого дня игры

Рис. 2. Этапы игры, первый день


ВТОРОЙ ДЕНЬ ИГРЫ

 
 


Конец второго дня игры

Рис. 3. Этапы игры, второй день



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: