Для эффективной реализации программы необходимы следующие условия:
o группы не более 12-15 детей (обучение и
развитие в форме занятий);
o личностное общение педагога с каждым
ребенком, совместная деятельность;
o наличие экологического уголка;
o создание уютной атмосферы в
комнате (тишина, музыка природы, удобная
мебель);
o широкое использование технических средств;
o свободная самостоятельная деятельность детей.
Программное содержание
- Введение
А.Знакомство, диагностика, оформление уголка
Б.Экология – предмет, интересно или нет?
2.Природное сообщество
А.Правила поведения на природе
Б.Факторы живой и неживой природы
В.Среда обитания
Г.Адаптация живых организмов
Д.Экосистемы (лиственный лес, хвойный лес, луг, водоем)
Е.Кладовая природы
Ж.Экологические тропы
3.Экология и человек.
А. Аспекты воздействия человека на живую и неживую природу, обратное влияние природы на жизнь и здоровье человека. Красная книга. Охрана природы.
План-сетка
Занятие | Совместная деятельность педагога и детей | Свободная самостоятельная деятельность |
День1 Заезд детей. Знакомство | Подготовка к первому занятию | Диагностика интересов Игра «Узнай ее по голосу» |
День 2 Занятие: «Экология-предмет: интересно или нет?» | Вводная беседа с использованием стихов и вопросов загадок | Игра «Экологическая разведка» Оформление экологического уголка в мастерской |
День 3 Занятие: «Ах, эта среда обитания» | Работа с экологическими комиксами Беседа «Как живой организм приспосабливается к среде обитания» | Создание экологических комиксов Игра «Кто где живет»? Оформление экологического уголка в мастерской |
День 4 Занятие: «Вода-чудо природы и основа жизни» | Просмотр видеофильма с элементами беседы Подготовка к игре «Мировой круговорот воды» | Игра «Путешествие капельки воды» (Мировой круговорот воды) Работа в экологическом уголке |
День 5 Занятие: Правила поведения в природе. Экологические знаки | Работа с рисунками, обсуждение экологических ситуаций Что можно и чего нельзя делать в природе | Сочинение сопроводительных стихов для экологических знаков Рисование новых экологических знаков Проведение занятий в своих отрядах по данной теме. |
День 6 Занятие: «Природное сообщество лиственного леса. Растения леса» | Прохождение своей группой первой экологической тропы. Рассказ с элементами беседы о растениях лиственного леса Учимся различать породы деревьев по листьям | Игра «Экологическая разведка Игра «Плетение паутины». Игра «Найди свое дерево» Составление гербария. |
День 7 Занятие «Животные лиственного леса» | Экологическая сказка «Лес», беседа о животных леса: муравьях, пауках, птицах, ящерицах, бурундуках и др. Уникальные истории из жизни самих ребят. Подготовка к проведению экскурсии по экологической тропе. | Игра «Неприродная тропа» Викторина «Птицы» «Кто в лесу живет, что в лесу растет». Выбор участника экологической тропы для представления |
День 8 Занятие «Экологическая тропа» | Прохождение всеми отрядами экологической тропы в лиственном лесу и березовом лесу. | Рассказ об удивительных особенностях растений и животных лиственного березового леса. Работа в Экологическом уголке. |
День 9 Занятие: «Природное сообщество хвойного леса» | Путешествие по хвойному лесу. Беседа с опорой на жизненный опыт ребят о растениях и животных хвойного леса. | Экологическая игра «Белочки». Сбор природного материала для изготовления поделок. Подготовка к ярмарке |
День 10 Занятие: «Кладовые природы» | Открытое занятие-ярмарка о дарах природы. Грибное лукошко, ягодная полянка, Фитоаптека, Доктор - лес! Составление памяток по сбору грибов и ягод. | Ребята на разных станциях-пунктах ярмарки рассказывают об удивительных дарах природы, применяют пословицы и знакомятся с народными рецептами приготовления грибов, варенья из ягод и т.д. |
День 11 Занятие «Растения и животные лугового сообщества» | Путешествие по Экологической тропе №2. Луговая тропинка. Учимся распознавать травянистые растения. Рассказ с элементами беседы о насекомых луга: кузнечик, кобылка, стрекоза, бабочки | Сбор образцов для изготовления гербария Подготовка к проведению экскурсии для всех отрядов. |
День 12 Занятие «Лекарственные травы. Легенды и быль» | Работа в мастерской с гербарными растениями и научно-популярной литературой, открытками. Просмотр видеокассеты | Работа с гербариями Ребята выбирают растения, о которых будут рассказывать на экскурсии. Работа с легендами и составление викторины. |
День 13 Занятие «Бал у флоры» | Проведение экскурсии по экологической тропе№2 «Луговая тропинка». Рассказ о лекарственных и прочих растениях с использованием легенд. Проведение викторины «Бой цветов» | Работа экскурсоводами по лесной тропинке. Оформление экологического уголка в творческой мастерской. Викторина «Бой цветов». |
День 14 Занятие «Природное сообщество водоем» | Знакомство с животными и растениями водоема (водоросли, клоп - водомерка) | Купание (по погоде). Просмотр видеофильма. Работа в экологическом уголке. |
День 15 Занятие «Что такое биоценоз?» | Просмотр научно- популярного видеофильма о различных биоценозах. Подведение итогов и обобщение знаний о природных сообществах? Лиственный лес, хвойный лес и водоем | Подготовка к экологическому КВНу Подготовка к презентации экологического уголка в творческой мастерской. |
День 16 Занятие «Экологический КВН» | Презентация экологического уголка. Проведение экологического КВНа между командами разных отрядов. | Участие в экологическом КВН Проведение презентации экологического уголка. |
День 17 «Экологические сказки» «Золотая рыбка» | Экологическая сказка «Золотая рыбка», прослушивание, обсуждение. Придумывание своей сказки, правила сочинения. | Нарисовать рисунок и придумать окончание сказки |
День 18 «Моя экологическая сказка» | Презентация своих сказок и рисунков, обсуждение | Размещение рисунков и сказок в экологическом уголке |
День 19 Занятие «Мы нужны друг другу на Земле» | Рассказ с элементами беседы о взаимоотношении человека и природы Понятие «Экология человека». Красная книга. Охрана природы. Что мы можем сделать для того, чтобы отношения человека и природы были более гармоничными. Обсуждение «Экологического манифеста» | Открытое рисованное письмо: «Какой я бы хотел видеть Землю» |
День 20 Заключительное занятие | Подведение итогов работы экологического кружка. Награждение активных участников грамотами и сувенирами. | Фотографирование на память |