Час абсолютной тишины

В былые годы в распорядке дня каждого лагеря где-то между обедом и полдником располагался «дневной сон», он же «тихий час», он же «горизонт», «ПЧМ», «абсолют» и т.д. В это послеобеденное время дети должны были спать. Так требовали медики, справедливо утверждая, что сон укрепляет здоровье. Поскольку дети часто не понимали ценности этой процедуры для своего здоровья и не спали, вожатым вменялось в обязанность организовывать процедуру коллективного засыпания.

Сегодня столь категорического требования уже нет. И администрация каждого лагеря самостоятельно делает выбор: «Спать или не спать?» И часто, совсем уже принимая решение «Не спать», тут же пугается: «А что же тогда делать, если не спать?» Ведь полезность послеобеденного отдыха для детей — не домыслы. И биоритмы детского организма - не вымыслы. И если вместо двух часов сна разрешить два часа бега и прыжков, произойдет истощение, а не восстановление жизненных функций. И лагерь не выполнит одну из важнейших своих задач - задачу оздоровления детей.

Поэтому послеобеденный отдых нужен, но отдых - это не всегда сон. Отдых - смена видов деятельности. И значит, послеобеденный отдых - это смена эмоциональных и подвижных игр на спокойные, тихие занятия. К таким занятиям можно отнести чтение книг, лепку из пластилина, написание писем домой; вязание на спицах; игры в шахматы и шашки; отгадывание кроссвордов; слушание музыки; вырезание из дощечки кораблика; запись слов любимой песни; просмотр телевизионных программ; разглядывание облаков, лёжа на спине; рисование и вырезание платьиц для куколки; игры в «Тетрис» (без звука!); занятия с конструктором; слушание читаемой вслух книги.

Но прежде чем организовать эти или другие тихие занятия, еще раз подумайте: «А может быть, все-таки спать?» Как показывает опыт тех самых лет, когда дневной сон был «принудиловкой», добиться засыпания детей можно. И в том случае, когда детям 6 лет, и когда им 12, и когда им 15. Для этого нужна лишь твердость. Безапелляционно заявить, что спать будем, решительно потребовать раздеться и занять горизонтальное положение, строгим взглядом или словом прекратить разговоры, твердой поступью приступить к обходу владений. Удары ваших шагов будут внушать: «Карающий меч возмездия за непослушание где-то рядом».

Многие дети, поняв, что они лишились всякой надежды заняться чем-то более интересным, поворочаются, повздыхают и уснут. При этом, кроме требовательно-надзирательного стиля, можно использовать нотки высокого пафоса: «Настоящему человеку нескучно оставаться наедине с собой два часа». Правда, отдельные мальчики и девочки последние слова воспринимают не как повод предаться размышлениям о вечном, а как повод заняться мастурбацией - это довольно распространенное явление в лагере - руки ребенка непроизвольно начнут изучать другие части тела, когда он вынужден лежать, а сна - ни в одном глазу.

А теперь представим, что вы, бросив на чаши весов все аргументы «за» и «против», бесповоротно решили: «Обойдемся без сна». Решиться нужно именно «бесповоротно», передумывать и на пятый день смены призывать к тотальному сну - это все равно, что заталкивать вылупившегося цыпленка обратно в треснувшую скорлупу: малоперспективное занятие. Чтобы такой прецедент не возник, вам предстоит приложить много интеллектуальных и организационных усилий. Нужно составить программу занятий на каждый день, и обеспечить их материально, т.е. приготовить в достаточном количестве бумагу, карандаши, ножницы, пластилин, кисти, баночки для воды; а также ребусы, кроссворды, шарады, головоломки; и еще шахматные доски, настольные игры, выкройки и макеты; и, наконец, маленькую библиотечку из старых детских журналов, комиксов и интересных книг. Если о материальной базе не позаботитесь вы, о ней позаботятся дети - они нарисуют колоду самодельных карт.

Занятия можно организовать целенаправленно и нецеленаправленно. В первом случае дети в подавляющем большинстве будут заниматься одним делом (например, сегодня - играть в настольные игры, завтра - склеивать из фантиков гирлянду). Во втором случае каждый вправе выбрать себе занятие сам. Для обеспечения руководства удобнее первый вариант, для воспитания чувства самостоятельности и ответственности – второй. В обоих случаях дети находятся в холле, не раздеваются и не ложатся в кровати, в палаты уходят только те, кто чувствует усталость и желает отдохнуть - им не надо мешать.

Чтобы придать такому «тихому часу» более организованный характер, можно ежедневно начинать его с ритуального открытия. Это будет короткий общий сбор, во время которого вы поднимете флаг с эмблемой «Клуба тихих игр» и все произнесут слова игровой клятвы: «Я, член тайного клуба тихих игр и спокойных занятий, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь: ни разу в течение двух предстоящих часов не вскрикнуть, не взвизгнуть, не свистнуть и говорить только шепотом. И если я нарушу свое обещание, пусть меня постигнет самое суровое наказание». А по окончании двух часов можно организовать ритуал закрытия клуба; всем выйти на улицу, построиться, набрать в грудь и живот побольше воздуха и на счет раз, два, ТРИ выпустить его, сопровождая любыми звуками максимальной громкости.

Еще лучше, если бессонный тихий час вы проведете на природе. Для этого надо взять покрывала или пляжные полотенца и уйти всем отрядом на полянку. Здесь, даже если кто-то и зашумит, шум легко будет поглощаться окружающим спокойствием. А занятий для детей здесь даже больше, и их не надо особо придумывать: можно угадывать, на что похожи облака, можно собирать камешки или цветы, можно просто подремать. Но предварительно вам надо договориться с руководством лагеря, убедить его, что отдых на свежем воздухе целебнее и дает больший оздоровительный эффект.

Но если стереотипы в вас еще живы и вы не представляете детей во время тихого часа не в кроватях, можно найти такой компромисс. Дети укладываются в постели, но не спят - они слушают! Например, музыку. Для малышей можно подобрать целую фонотеку из детских мюзиклов и музыкальных сказок (от «Бременских музыкантов» до «Следствие ведут колобки»). А ребятам постарше предложить, предварительно проведя настраивающую беседу, и что-то посерьезнее. Даже с минимально развитым музыкальным вкусом дети способны воспринять и «Пер Гюнта» Э.Грига и «Времена года» А. Вивальди. А в другие дни можно послушать песни С. Никитина и В. Долиной, или композиции группы «Аквариум», «Кино» - ту музыку, которая не возбуждает, а успокаивает, в которой есть мелодичность и красота. И, слушая которую, легко уснуть.

Если же магнитофона, проигрывателя, кассет, пластинок и даже гитары у вас нет, возьмите книгу и почитайте вслух. Только книгу выберите с ярким словом и сюжетом, а читать постарайтесь выразительно. Со стороны все происходящее в вашем корпусе можно будет назвать римско-советским словосочетанием «Возлежания в избе-читальне».

При этом обязательно необходимо помнить, что в условиях вашего санатория на одном этаже с вами находятся еще 2 отряда, один из которых «малышовый» с обязательным послеобеденным сном, а этажом выше или ниже есть немало желающих провести тихий час «поприкольнее». Значит обязательное условие тихого часа без сна – абсолютная тишина. Иначе именно вы будете «злостным нарушителем режима дня детей», обязательного в санатории, и «человеком, провоцирующим срыв тихого часа, а значит оздоровления детей».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: