Обманные уловки учащихся

Эванс и Крейг провели в 601 учебном заведении среди учеников 7-12 классов и студентов кол­леджей опрос, посвященный проблемам нечест­ного поведения учащихся. 64% учеников 7-8 классов, 77% учеников 9-12 классов и 39% сту­дентов колледжей подтвердили, что обман является серьезной проблемой учебного процес­са. Чем старше были респонденты, тем глубже и осмысленней были их ответы на вопрос, в чем же заключается обман. Его явные формы — использование шпаргалок и подсказок, списыва­ние, исправление отметок в дневниках и журна­лах, ясно осознавались всеми. Однако многие учащиеся не видели ничего плохого в том, что сами давали списывать товарищам. Большин­ство старшеклассников и студентов колледжей не осознавали недопустимости плагиата и мог-


ли беззастенчиво выдавать тексты из чужих печатных работ за свои собственные. Причины того, что вынуждает подростков вести себя нечестно, в общем распадаются на три группы: пе­дагоги, характер учебного процесса и самих учащих-

ся. Ученики жаловались на тех преподавателей, кто скучен, груб, невнимателен, не помогает ученикам, не умеет доходчиво объяснять материал или предъявляет завышенные требования. К недостат-

31 Evans-Pritchard Е. The Nuer. Oxford, 1940. P. 253.

32 История первобытного общества. Эпоха классообразования. М., 1988. С. 288—292.

33 История первобытного общества. Эпоха классообразования. М., 1988. С. 288—292; Harner, M. The
Jivaro, People of the Sacred Waterfall. N.Y., 1972. P. 93-94.

Соблюдение этих запретов должно было принести молодому человеку бо­гатство и успех. У племени каска Канадского Севера окончание детства от­мечалось испытаниями в выдержке. При наступлении зрелости юноша в не­которых группах уходил искать духов-помощников34.

Этнографы рассматривают инициации как акт включения молодежи в общество взрослых с приобретением соответствующих прав и обязанностей. Вместе с тем у инициации существуют и другие функции, в частности регу­лирования распределительных отношений, поскольку они сочетались с по­священием в тайные общества и раздачей даров как средством повышения

социального престижа инициируемого и увеличения его богатства. Так, у та-найна Канады считалось, что строгое соблюдение инициацией ных запретов должно было принести молодому чело­веку богатство. Инициации перестали быть всеобщими и равными. Иниции­руемый в некоторых племенах уже не только вступал в мир взрослых, но и посвящался в одно из тайных обществ, члены которого имеют какие-то привилегии и которое доступно не для всех. Нередко инициации из общинного обряда для коллектива сверстников ста­новились семейным делом, обрядом для юноши или девушки из одной се­мьи (хиваро, квакиютль). В процессе инициации начала поощряться кон­куренция между детьми и подростками. Так у квакиютль детей учили сопер­ничать с равными по возрасту, но в то же время подчиняться установленным

кам учебного процесса они относили существование курсов, охватывающих слишком обширный матери­ал, проведение зачетов по темам, недостаточно про­работанным в классе. Среди личных проблем отме­чались неуверенность в своих способностях и боязнь получить плохую отметку; наличие друзей, которые охотно шли на обман; нехватка свободного времени из-за поиска дополнительного заработка или учас­тия в спортивных соревнованиях. Когда спрашивали, как можно предупредить об­ман, учащиеся говорили о контрольных работах с разными вариантами заданий, о возможности пользоваться конспектами на экзаменах, о стро­гом надзоре учителя, о специальном размещении учеников за партами. Необходимо, по мнению учащихся, сделать классы малочисленнее; мож­но брать с учеников расписки о том, что они обя­зуются вести себя честно, предлагается также ужесточить наказание за обман. В другом исследовании проводился сравнитель­ный анализ, как часто прибегали к обманам уче­ники, обучавшиеся в 1969, 1979 и 1989 г. Учащих­ся попросили припомнить, сколько раз они обма-


нывали учителей в школе, по каким причинам, насколько серьезно, чувствовали ли при этом вину, каково было наказание, если обман откры­вался; верили ли им учителя; и признавались ли они в своем бесчестном поведении. Наиболее распространенной причиной обманов оказался страх перед неудачей. Чаще всего при­бегали к разнообразным уловкам на уроках мате­матики и прочих точных наук. Среди других при­чин были названы желание занять более высокое место и то, что в школе не принято демонстриро­вать честность. Во время исследования было вы­явлено несколько любопытных моментов. Некото­рые ученики рассматривали обман как жизненную необходимость, они воспринимали его как само­рекламу и считали, что без этого в деловом мире не обойтись. Большинство учащихся считали обма­ны во время экзаменов и тестирования вполне допустимыми. Более того, многие родители под­держивали мнение детей, что школьные правила можно обойти, и даже иногда помогали им в этом. Источник: Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000. С. 418.

4 Hodge W. The First Americans: Then and Now. N.Y., 1981. P. 272, 278.

обществом нормам поведения35. Инициационные обряды способствовали поддержанию устойчивости доклассового общества, сохранению его струк­туры и моральных норм, сглаживанию имущественного и социального не­равенства. Как отмечала О. Пом, «бедные и богатые, сыновья знати и потом­ки рабов, те, кто сообща прошел через испытание инициации, являются в известной степени близнецами». Как выяснилось, люди, принадлежавшие к одной инициационной группе, обычно поддерживали друг друга, напри­мер, входя в совет деревни, защищали одну и ту же точку зрения в спорах. Инициация несет в себе кроме всего прочего мощный воспитательный

потенциал, которым не обладает, сме­ем это заявлять, ни один из современ­ных институтов образования. Посвя­щаемый не просто проходит мучитель­ные церемонии или превращается в беззащитную жертву во имя несуще­ствующих мифом и идей. В процессе посвящения, требующего от него пол­ной самоотдачи, психологического пе­реживания и концентрации духовных сил, юноша уподобляется культурному идеалу своего племени, представлен­ному в виде обожествляемого первопредка, героя или божества, легендар­ный и трудный путь которого он способен теперь повторить в инициации, пусть и символическим способом. Вся церемония инициация, ее антураж и события насыщены глубочайшим смыслом и представляет самый эффектив­ный способ инкультурации — приобщения к национальной культуре. По­мимо того, инициация выполняет важнейшую функцию культурной эста­феты, связывая реальным жизненным опытом многие поколения людей, со­здавая живую плоть культурной преемственности народа.

В известной степени и обряд пострига можно рассматривать как одну из возрастных инициации. У славян этот обряд происходил в младенческом воз­расте. Обряд постригов в поздний период зафиксирован у многих социальных групп славянских народов. Он проводился в разном возрасте: в 1 год, в 3— 4 года, в 6—8 лет. В некоторых местностях Украины обрядовые постриги соединялись с ритуальной поркой мальчика. Специалисты считают, что он яв­лялся символом перехода ребенка из-под опеки чисто материнской в по­печение отцовское. Обряд пострига завершался угощением, носившим ярко выраженный обрядовый характер. Во многих деталях и по основному смыс­лу оно совпадало с крестинным обедом. Например, на Украине по случаю по­стрижения пекли «великий» пирог, который разламывали над головой ребен­ка. К обряду пострига близки и некоторые другие действия ритуального харак­тера. В возрасте от трех до семи лет в западных областях России и в Белоруссии происходило «посвящение» девочки в пряхи: в торжественной обстановке она выпрядала первую нить, которую затем сжигали (или берегли до свадьбы и использовали ее при изготовлении «красоты»), а образовавшуюся золу девочка должна была проглотить, чтобы быть хорошей пряхой.

У ряда индоевропейских народов, в частности балтов, германцев, кель­тов, славян, волк почитался как тотемный предок. В волков превращают, как

35 Ford С. The Life of a Kwakiutl Chief. New Haven, 1941. P. 77; Hodge W. The First Americans. P. 417-418.

правило, молодых парней брачного возраста. В поздних инициациях ряда славянских народов сохранился обычай называть посвящаемых «волками». Например, так именовали юношей, проходящих инициацию среди нищих и разбойников, а также в косарских общинах у поляков и других западных славян. Ритуал превращения инициируемого в волка совершался путем оде­вания волчьей шкуры. У поляков посвящаемый при этом должен был по-волчьи выть и кусаться, изображая волка. Юноши, прошедшие посвящение в члены «волчьих» союзов, становились молодыми воинами-«волками». Они должны были некоторое время жить вдали от поселений «волчьей жизнью», т.е. воюя и грабя. Затем они становились членами тайного союза.

Инициация — обряд посвящения юношей и девушек во взрослые члены родового общества

Члены таких молодежных союзов совершали своего рода ритуальные набеги на деревни и дворы отдельных хозяев, балансировавшие подчас на грани настоящего разбоя. В ходе таких «проказ» и «развлечений» парни во­ровали продукты и животных для общих «складок», разбирали заборы на дрова, уносили солому для устройства ночевки. У хозяев, чем-то им не по­нравившихся или не пускающих девушек на улицу, ломали и разбирали хо­зяйственные постройки, снимали ворота, раскрывали избы, вытаскивали на крышу телеги и лошадей, опустошали огороды. Ритуалы реинкорпорации юношей-«вол ков» в общество осмысливались как их новое рождение уже в качестве людей. Это выражалось в смене имени, одежды, в ритуальной стрижке, т.е. в формах реального изменения облика, что является общей закономерностью всех переходных обрядов36.

В Средние века место первобытных мужских домов и тайных обществ занимают рыцарские ордена, позже их сменяют студенческие братства, ма-

Ьалушок В.Г. Инициации древних славян (попытка реконструкции) // Этнографическое обозре-

сонские ложи, объединения школяров и ремесленников, для вступления в которые требовался обряд инициации. Инициацию — ученичество — про­ходила значительная, возможно, подавляющая часть молодых людей Сред­невековья. Но здесь действовали социальные структуры, придававшие этой возрастной стратификации различный характер у воинов и у крестьян. В одном случае речь шла об обучении военному искусству феодального боя, которое заканчивалось посвящением, вводившим в класс рыцарства. В дру­гом — охтоническом цикле фольклорных весенних праздников от дня свя­того Георгия (23 апреля) до Иванова дня (24 июня), обучавшем деревенскую молодежь обрядам, призванным обеспечить экономическое процветание общины. Эти обряды были так или иначе связаны с лошадью и заканчива­лись очищением огнем — прыжками через костер в Иванов день. Инициа­цию проходили также молодые ученики, вступавшие в компаньонаж — союз подмастерьев, где новичку предписывалось совершить большое путешествие (Grand Tour), и молодые юристы, вступавшие в Базошь — корпорацию су­дебных клерков37.

37 См.: Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада / Пер. с фр. М., 1992.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: