Эванс и Крейг провели в 601 учебном заведении среди учеников 7-12 классов и студентов колледжей опрос, посвященный проблемам нечестного поведения учащихся. 64% учеников 7-8 классов, 77% учеников 9-12 классов и 39% студентов колледжей подтвердили, что обман является серьезной проблемой учебного процесса. Чем старше были респонденты, тем глубже и осмысленней были их ответы на вопрос, в чем же заключается обман. Его явные формы — использование шпаргалок и подсказок, списывание, исправление отметок в дневниках и журналах, ясно осознавались всеми. Однако многие учащиеся не видели ничего плохого в том, что сами давали списывать товарищам. Большинство старшеклассников и студентов колледжей не осознавали недопустимости плагиата и мог-
ли беззастенчиво выдавать тексты из чужих печатных работ за свои собственные. Причины того, что вынуждает подростков вести себя нечестно, в общем распадаются на три группы: педагоги, характер учебного процесса и самих учащих-
ся. Ученики жаловались на тех преподавателей, кто скучен, груб, невнимателен, не помогает ученикам, не умеет доходчиво объяснять материал или предъявляет завышенные требования. К недостат-
|
|
31 Evans-Pritchard Е. The Nuer. Oxford, 1940. P. 253.
32 История первобытного общества. Эпоха классообразования. М., 1988. С. 288—292.
33 История первобытного общества. Эпоха классообразования. М., 1988. С. 288—292; Harner, M. The
Jivaro, People of the Sacred Waterfall. N.Y., 1972. P. 93-94.
Соблюдение этих запретов должно было принести молодому человеку богатство и успех. У племени каска Канадского Севера окончание детства отмечалось испытаниями в выдержке. При наступлении зрелости юноша в некоторых группах уходил искать духов-помощников34.
Этнографы рассматривают инициации как акт включения молодежи в общество взрослых с приобретением соответствующих прав и обязанностей. Вместе с тем у инициации существуют и другие функции, в частности регулирования распределительных отношений, поскольку они сочетались с посвящением в тайные общества и раздачей даров как средством повышения
социального престижа инициируемого и увеличения его богатства. Так, у та-найна Канады считалось, что строгое соблюдение инициацией ных запретов должно было принести молодому человеку богатство. Инициации перестали быть всеобщими и равными. Инициируемый в некоторых племенах уже не только вступал в мир взрослых, но и посвящался в одно из тайных обществ, члены которого имеют какие-то привилегии и которое доступно не для всех. Нередко инициации из общинного обряда для коллектива сверстников становились семейным делом, обрядом для юноши или девушки из одной семьи (хиваро, квакиютль). В процессе инициации начала поощряться конкуренция между детьми и подростками. Так у квакиютль детей учили соперничать с равными по возрасту, но в то же время подчиняться установленным
|
|
кам учебного процесса они относили существование курсов, охватывающих слишком обширный материал, проведение зачетов по темам, недостаточно проработанным в классе. Среди личных проблем отмечались неуверенность в своих способностях и боязнь получить плохую отметку; наличие друзей, которые охотно шли на обман; нехватка свободного времени из-за поиска дополнительного заработка или участия в спортивных соревнованиях. Когда спрашивали, как можно предупредить обман, учащиеся говорили о контрольных работах с разными вариантами заданий, о возможности пользоваться конспектами на экзаменах, о строгом надзоре учителя, о специальном размещении учеников за партами. Необходимо, по мнению учащихся, сделать классы малочисленнее; можно брать с учеников расписки о том, что они обязуются вести себя честно, предлагается также ужесточить наказание за обман. В другом исследовании проводился сравнительный анализ, как часто прибегали к обманам ученики, обучавшиеся в 1969, 1979 и 1989 г. Учащихся попросили припомнить, сколько раз они обма-
нывали учителей в школе, по каким причинам, насколько серьезно, чувствовали ли при этом вину, каково было наказание, если обман открывался; верили ли им учителя; и признавались ли они в своем бесчестном поведении. Наиболее распространенной причиной обманов оказался страх перед неудачей. Чаще всего прибегали к разнообразным уловкам на уроках математики и прочих точных наук. Среди других причин были названы желание занять более высокое место и то, что в школе не принято демонстрировать честность. Во время исследования было выявлено несколько любопытных моментов. Некоторые ученики рассматривали обман как жизненную необходимость, они воспринимали его как саморекламу и считали, что без этого в деловом мире не обойтись. Большинство учащихся считали обманы во время экзаменов и тестирования вполне допустимыми. Более того, многие родители поддерживали мнение детей, что школьные правила можно обойти, и даже иногда помогали им в этом. Источник: Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000. С. 418.
4 Hodge W. The First Americans: Then and Now. N.Y., 1981. P. 272, 278.
обществом нормам поведения35. Инициационные обряды способствовали поддержанию устойчивости доклассового общества, сохранению его структуры и моральных норм, сглаживанию имущественного и социального неравенства. Как отмечала О. Пом, «бедные и богатые, сыновья знати и потомки рабов, те, кто сообща прошел через испытание инициации, являются в известной степени близнецами». Как выяснилось, люди, принадлежавшие к одной инициационной группе, обычно поддерживали друг друга, например, входя в совет деревни, защищали одну и ту же точку зрения в спорах. Инициация несет в себе кроме всего прочего мощный воспитательный
потенциал, которым не обладает, смеем это заявлять, ни один из современных институтов образования. Посвящаемый не просто проходит мучительные церемонии или превращается в беззащитную жертву во имя несуществующих мифом и идей. В процессе посвящения, требующего от него полной самоотдачи, психологического переживания и концентрации духовных сил, юноша уподобляется культурному идеалу своего племени, представленному в виде обожествляемого первопредка, героя или божества, легендарный и трудный путь которого он способен теперь повторить в инициации, пусть и символическим способом. Вся церемония инициация, ее антураж и события насыщены глубочайшим смыслом и представляет самый эффективный способ инкультурации — приобщения к национальной культуре. Помимо того, инициация выполняет важнейшую функцию культурной эстафеты, связывая реальным жизненным опытом многие поколения людей, создавая живую плоть культурной преемственности народа.
|
|
В известной степени и обряд пострига можно рассматривать как одну из возрастных инициации. У славян этот обряд происходил в младенческом возрасте. Обряд постригов в поздний период зафиксирован у многих социальных групп славянских народов. Он проводился в разном возрасте: в 1 год, в 3— 4 года, в 6—8 лет. В некоторых местностях Украины обрядовые постриги соединялись с ритуальной поркой мальчика. Специалисты считают, что он являлся символом перехода ребенка из-под опеки чисто материнской в попечение отцовское. Обряд пострига завершался угощением, носившим ярко выраженный обрядовый характер. Во многих деталях и по основному смыслу оно совпадало с крестинным обедом. Например, на Украине по случаю пострижения пекли «великий» пирог, который разламывали над головой ребенка. К обряду пострига близки и некоторые другие действия ритуального характера. В возрасте от трех до семи лет в западных областях России и в Белоруссии происходило «посвящение» девочки в пряхи: в торжественной обстановке она выпрядала первую нить, которую затем сжигали (или берегли до свадьбы и использовали ее при изготовлении «красоты»), а образовавшуюся золу девочка должна была проглотить, чтобы быть хорошей пряхой.
У ряда индоевропейских народов, в частности балтов, германцев, кельтов, славян, волк почитался как тотемный предок. В волков превращают, как
35 Ford С. The Life of a Kwakiutl Chief. New Haven, 1941. P. 77; Hodge W. The First Americans. P. 417-418.
правило, молодых парней брачного возраста. В поздних инициациях ряда славянских народов сохранился обычай называть посвящаемых «волками». Например, так именовали юношей, проходящих инициацию среди нищих и разбойников, а также в косарских общинах у поляков и других западных славян. Ритуал превращения инициируемого в волка совершался путем одевания волчьей шкуры. У поляков посвящаемый при этом должен был по-волчьи выть и кусаться, изображая волка. Юноши, прошедшие посвящение в члены «волчьих» союзов, становились молодыми воинами-«волками». Они должны были некоторое время жить вдали от поселений «волчьей жизнью», т.е. воюя и грабя. Затем они становились членами тайного союза.
|
|
Инициация — обряд посвящения юношей и девушек во взрослые члены родового общества
Члены таких молодежных союзов совершали своего рода ритуальные набеги на деревни и дворы отдельных хозяев, балансировавшие подчас на грани настоящего разбоя. В ходе таких «проказ» и «развлечений» парни воровали продукты и животных для общих «складок», разбирали заборы на дрова, уносили солому для устройства ночевки. У хозяев, чем-то им не понравившихся или не пускающих девушек на улицу, ломали и разбирали хозяйственные постройки, снимали ворота, раскрывали избы, вытаскивали на крышу телеги и лошадей, опустошали огороды. Ритуалы реинкорпорации юношей-«вол ков» в общество осмысливались как их новое рождение уже в качестве людей. Это выражалось в смене имени, одежды, в ритуальной стрижке, т.е. в формах реального изменения облика, что является общей закономерностью всех переходных обрядов36.
В Средние века место первобытных мужских домов и тайных обществ занимают рыцарские ордена, позже их сменяют студенческие братства, ма-
Ьалушок В.Г. Инициации древних славян (попытка реконструкции) // Этнографическое обозре-
сонские ложи, объединения школяров и ремесленников, для вступления в которые требовался обряд инициации. Инициацию — ученичество — проходила значительная, возможно, подавляющая часть молодых людей Средневековья. Но здесь действовали социальные структуры, придававшие этой возрастной стратификации различный характер у воинов и у крестьян. В одном случае речь шла об обучении военному искусству феодального боя, которое заканчивалось посвящением, вводившим в класс рыцарства. В другом — охтоническом цикле фольклорных весенних праздников от дня святого Георгия (23 апреля) до Иванова дня (24 июня), обучавшем деревенскую молодежь обрядам, призванным обеспечить экономическое процветание общины. Эти обряды были так или иначе связаны с лошадью и заканчивались очищением огнем — прыжками через костер в Иванов день. Инициацию проходили также молодые ученики, вступавшие в компаньонаж — союз подмастерьев, где новичку предписывалось совершить большое путешествие (Grand Tour), и молодые юристы, вступавшие в Базошь — корпорацию судебных клерков37.
37 См.: Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада / Пер. с фр. М., 1992.