В именах живет ненаписанная история Африки со всеми ее чаяниями, представлениями о жизни, бедами и радостями. Хорошая книга об именах могла бы стать психологическим портретом каждого отдельного народа-племени, а в совокупности и всего континента.
Есть целый класс имен, звучащих как призыв о помощи или некий намек, подсказка, которую надо услышать, понять: Вапигирики («Почему я должен быть объектом ненависти?»), Ндимубан-зи («Я окружен врагами»), Хабинкути («Благодаря друзьям»). Что за драмы отражены в этих столь непривычных для европейского слуха названиях?
По традиции ребенок у народа бафутов (Африка) получает имя, когда ему исполняется восемь дней. Специальная церемония для этого события не предусмотрена, но существуют свои правила. Первую девочку обычно называют по имени матери ее отца, а вторую — бабушки по матери. Соответственно первый мальчик получает имя отца матери, а второй — собственного родителя. Третьему дается имя какого-нибудь мужчины из материнской семьи. Младенец, появившийся на
свет без помощи повитухи, нарекался Васе. Примерный эквивалент перевода: «что-то упавшее, неожиданно свалившееся». Если бафутка теряет несколько детей подряд, то предпринимается попытка обмануть рок. Дабы переломить судьбу, следующий отпрыск нарекается Нкурину: «Чепуха, Мусор, Вздор» или того пуще — Ндунудуну: «Еще больший вздор». Можно ли себе представить, чтобы на обладателя такого презрительного имени, явно свидетельствующего, как мало ценят его родители, польстился хоть сколько-нибудь уважающий себя дух? Вот такие маленькие африканские хитрости...
В течение жизни имя у бафутов может меняться. Делается это с той же целью — запутать, сбить со следу недоброжелателей из мира духов. Если говорить о вельможе, то новое имя ему самолично подбирает вождь, и оно используется в пределах двора вождя, а в повседневной жизни, за воротами дворца употребляется старое. Близнецам бафутов заведено давать особые имена, по которым определяется их семейный статус. Если оба новорожденных — девочки, их нарекают Лемнви и Бенви, если мальчики — Кунви и Фунви. Если девочка и мальчик, то мальчика зовут Кунви или Фунви, а сестру — Лемнви или Бен-
40 Корочанцев В. Что в имени твоем? // Эхо планеты. 2001. № 42.
ком до истечения лунного месяца после рождения. У догон Западного Судана развитие от зачатия до рождения ребенка представлялось как период движения от «мифического прамира к людскому обществу». Развивающийся плод, как считали догоны, был подобен рыбе, а новорожденного соответственно сравнивали с живой рыбой4'. У маленького народа бафутов в Камеруне имя, как считается испокон веков, влияет на судьбу человека, придает смысл его жизни, защищает от видимых и невидимых опасностей и даже налагает отпечаток на облик. Человек без имени представляет опасность и для себя, и для общества, поэтому родители в установленный обычаем срок спешат его наречь. В известном смысле это равнозначно таинству крещения: жизнь младенца обретает предназначение, направленность.
В некоторых обществах не было четкого порядка наречения детей. Например, у хиваро (Африка) в одних семьях отец давал имя и сыновьям и дочерям, в других отец давал имя сыновьям, мать — дочерям. Имя ребенку своего пола могут также давать отец отца и мать матери. Обычно ребенку давали имя умершего родственника из поколения родителей или дедов, сыну — имя родственника, который много работал и убил врагов, девочке — имя женщины, уважаемой за трудолюбие42. Имена нередко являлись названиями животных и особенно птиц, иногда не имели никакой смысловой нагрузки.
ви. На этом именной ассортимент для близнецов исчерпывается. Если на свет будут появляться все новые двойни, они обречены носить те же имена. Представьте, какой неразберихой это чревато! Но мы уже знаем: чем больше путаница, тем надежнее.
Многие африканцы нынче выбирают христианские имена вроде Джозефа, Питера, Джона, Мозе-
са, Абрахама. Это признак не столько набожности, сколько суеверия. Таким манером люди с темной кожей, привыкшие завидовать богатству и
преуспеванию белого человека, пытаются приманить, а то и переманить к себе его фортуну. Однако для надежности лучше не портить отношений и с региональными высшими силами. Поэтому на континенте так часто встречаются смешанные христиано-туземные имена, например, Джон Нди-фон, Джозеф Каке, Мартэн Мфомбе. Среди моих знакомых была женщина с таким же смешанным именем — Эстер Буйю (Хохотушка), и я дивился тому, как верно угадали родители ее будущий смешливый и оптимистичный нрав. Впрочем, здесь возможен и обратный процесс — под-страивание характера под выбранное имя. Попробовала бы Буйю-Хохотушка ныть и хнакать — да ее бы подняли на смех! Обретение имени — одно из важнейших событий в жизни любого черного африканца. По его убеждению, имя — пропуск в человеческий мир, своего рода удостоверение личности, если угодно, — путеводный знак.
При выборе имени — и в этом коренное отличие от европейской практики — отбрасываются
41 Roumeguere-EberhardtJ. Pensee et societe africaine. P., 1963. P. 27-28. Doke С The Lemba of Northern Rhodesia.
L., 1931. P. 134; Dieterlen С L'image du corps et les composantes de la personne chez les Dogon // La notion de
personne en Afrique Noire. P., 1973. P. 219-222. Цит. по: Иорданский В.Б. Хаос и гармония. М., 1982.
С. 234-235.
42 Harner M. The Jivaro. P. 83-85.
В христианстве имянаречение определяло не только место человека в социальной, но также в сакральной иерархии, поскольку у каждого ребенка появлялся свой святой — его покровитель и заступник на небесах. Если имя отражало устоявшиеся в обществе традиции, правила и моду, определяя, так сказать, горизонтальный срез социализации, то фамилия, наследуемая от отца и деда, указывала на принадлежность ребенка к вертикальному стволу культуры — фамильной генеалогии, роду или племени. Наконец, собственное имя и фамилия определяли право на обладание собственностью, в том
числе интеллектуальной. Вот почему имя Шекспира или Гомера обозначает не только совокупность принадлежащих данному лицу сочинений, но и высокое качество интеллектуального продукта, который является неотъемлемой частью мирового культурного наследия.
Едва поженившись, молодые люди начинают гадать, как назовут будущего ребенка, придумывают имена для сына или дочери. Астрологи, чьи прогнозы сегодня чрезвычайно популярны, советуют прежде чем дать имя, составить для малыша индивидуальный гороскоп. Почитатели нумерологии — науки, основанной на теориях чисел Пифагора, предлагают сначала все хорошенько просчитать, чтобы число дня рождения совпало с числом имени. Но чаще всего имена присваивают, полагаясь на традицию — в честь деда или отца, а также на моду либо собственные пристрастия.
прочь эстетические и прочие суетные соображения. Главное — забота о будущем ребенка, его судьбе. В старину антропонимика у ряда народов, в частности, у конго и луба, ограничивалась набором из 40-100 имен. Но все они были призваны помочь человеку, вступающему в жизнь, стать добрым, умным, сильным и стойким. Африканские имена заключают в себе конкретный смысл-пожелание. При этом нередка привязка к животным, престижным профессиям, символам материального достатка.
В Зимбабве я знавал военнослужащего Харипот-са — «Тот, кто никогда, не промахивается». И он в самом деле точно метал копье и стрелял по мишеням. Где здесь причина, а где следствие, можно только догадываться.
А вот наиболее яркий пример «сбывшегося» имени. 18 июля 1918 г. на юге Африки в семье вождя народа тембу Генри Гадлы Манделы на свет появился мальчик, которого назвали Ролихлахла — Мятежный духом (на языке коса). Сегодня Нельсона Ролихлахлу Манделу, мужественного борца с апартеидом и первого темнокожего президента ЮАР, знает весь мир. Как удалось его родителям подобрать столь пророческое имя, никому неизвестно.
Африканские имена часто содержат в себе привязки к конкретным историческим событиям или содержат намек на некие обстоятельства, предшествовавшие или сопутствовавшие родам. Так, у буш-
менов на юге Африки мне встречался мальчик по имени Пылающий огонь и девочка Маленькая саранча. Обладая определенными познаниями о местных обычаях, не трудно догадаться, что первый родился во время пожара, а вторая — в момент опустошительного налета пустынной саранчи. На западе Африки детей принято называть по дням недели, в которые они родились. В этом сокрыт некий сакральный смысл, отчасти напоминающий астрологические прогнозы. По упомянутому признаку определяют, какой день недели или какая часть суток наиболее благоприятны носителю того или иного имени, а какие, напротив, грозят опасностью.
Между прочим, Генеральный секретарь ООН, ганец по происхождению, Кофи Аннан родился в пятницу, на что указывает его имя. Я был знаком и с его тезкой, родившимся в тот же день недели, — ганским гитаристом Кофи Нимо, который прославился исполнением так называемой «музыки пальмового вина», весьма поэтичной. По мере взросления человека его имя может удлиняться, становиться сложно-составным, чтобы впитать новые биографические подробности. Так выстраивается, скажем, имя Коджо-Фонду (Понедельник-Заботливый), а через пару лет добавляется еще одна оценочная часть: Санатсу (Очень сильный).
Сокращено по источнику: Корочанцев В. Что в имени твоем? // Эхо планеты. 2001. № 42.
Таким образом, присвоение имени ребенку — неважно, происходит оно по традиционному сценарию многоступенчатого обряда или подчиненно ускоренной программе и ритмике постсовременного общества, — возникает на самых ранних этапах формирования семьи и жизни ребенка. Во многих культурах ему придают не меньшее значение, чем появлению на свет нового человечка.
Имянаречение — присвоение имени новорожденному — один из важнейших элементов социализации
Социологи и антропологи отмечают, что выбор имени в разных культурах, обществах и эпохах обусловлен не обязательно одним и тем же кругом обстоятельств. В христианстве выбор имени часто связывают с конкретным святым, у некоторых групп населения он продиктован требованиями астрологии. У эвенков имянаречение раньше проводили, когда ребенок начинал «лепетать», угадыванием имени родственника, воплотившегося в нем. Эти имена, в детском возрасте, не членами семьи не применялись. В 3—5-летнем возрасте детей крестили и православное имя становилось официальным, а традиционное использовалось в домашнем обиходе.
В современном Непале детей называют как и богов — Крина, Вишну и др. Считается, что с подобными именами будет труднее грешить. Правда, имена богов присваивают целым коллективам — предприятиям, банкам, магазинам.
На Руси ребенка обычно называли именем святого, день памяти которого был ближайшим «наперед» (т.е. будущий). Другой распространенный принцип выбора имени — по умершим или живым родственникам, причем мальчика чаще всего называли именем деда. С помощью имени новорожденный включался в ту или иную последовательность (святых или людей) и отождествлялся со всеми прежними носителями данного имени. Связь имени и человека распространяется не только на его поведение, но и на физическое состояние. Имянаречение является наиболее важным механизмом включения новорожденного в культуру.
В своей семье греки при рождении получали только одно имя, фамилий же в современном значении этого слова, объединяющих весь род и переходящих по наследству от отца к сыну, в Греции не было. Не было и общепринятого списка имен, из которого родители малыша могли бы выбрать одно для наречения им новорожденного. Так что имена детям давали совершенно произвольно, часто придумывали новые, не встречавшиеся ранее, но связанные или с какими-либо обстоятельствами рождения ребенка, или с какой-нибудь характерной чертой, которая его выделяла уже при появлении на свет или же которую родители хотели в нем видеть впоследствии43. Часто мальчика называли просто в честь отца или деда, девочку — в честь матери
или бабки. Так, оратор Демосфен носил имя отца, и его звали Демосфен, сын Демосфена. Сын Перикла и Аспа-сии также получил имя отца, а дочь поэтессы Сафо — имя своей бабки. Софокл, Алкивиад, Аристид, Платон, Сократ — все это не имена, а фамилии. Антропологи, подробно изучившие социальный статус имени, выявили ряд удивительных особенностей. Известны данные о примитивных племенах, где человек настолько сливался со своим именем, что боялся его потерять, в случае если его узнают недоброжелатели. Узнав подлинное имя, враг якобы может обрести власть над ним, а потому его следует держать в строжайшем секрете. В Нигерии и многих других районах континента исстари считается, что, услышав имя человека, колдуны могут наслать на него порчу. По этой причине африканцы крайне редко зовут друг друга по имени, очутившись в излюбленных, как считается, обиталищах духов: в сумрачных чащах, на болотах, реках или у водопадов. На произнесение имени больного обычно накладывается табу — это может его погубить.
Родители, как правило, очень серьезно подходят к выбору имени для своего ребенка. Особенно четко это обозначилось в последние годы, поскольку у нас во многих семьях ребенок только один. Естественно, ему отдается вся любовь, вся теплота, ласка и все это концентрируется в одном единственном слове — имени. Опрос молодых родителей показал, что они стремятся к тому, чтобы имя было красивым, современным, соответствующим духу эпохи.
Тем не менее с присвоением имени происходят самые разные, а порой и неожиданные ситуации. Некоторые пары во время регистрации новорожденного так и не приходят к единому мнению: маме очень хочется назвать сына Денисом, а папа настаивает на Кирилле. Еще до рождения младенца в выборе ему имени могут участвовать папа, мама, бабушка, дедушка, а также многочисленные родственники и друзья. Довольно часто новорожденных называют в честь их бабушек и дедушек или в честь одного из родителей. Так появляются в доме два Николая или два Алексея. Во время транс-
43 Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988.
ляции фильма «Дикая Роза» просто отбоя не было от желающих назвать своих дочерей Розами. Потом предлагались имена Марианна, Иден. А один папаша непременно хотел назвать свою дочь Изаурой. Родители стараются выбрать благозвучные и достойные имена своим детям, роднящие их с выдающейся личностью, семейством и даже целым народом.
Понятно, что многим родителям хочется дать ребенку красивое и благозвучное имя, да чтоб не такое, как у всех, а редкое. Так, в этом году в Сургуте появились новорожденные с именами Даяна, Аурика, Элизабет, Рубин, Алмаз, Анита, Марета, Павлина, Боян, Вафа, Хрусталина, Елисей, Кристиан, пять Виолетт, четыре Лианы и три Миланы. Самыми популярными нынче именами являются Александр, Анастасия, Дмитрий, Даниил, Владислав, Иван, Кирилл.
На протяжении 900 лет по церковному уставу имя ребенку нужно было давать на восьмой день после рождения — при крещении. В начале 1920-х гг. коммунисты, упразднив крестины и обрезание, ввели так называемые ок-тябрины, на которых новорожденным дают вместо христианских или библейских имен — имена, взятые от революции, т.е. от фамилий вождей, названий местностей, связанных с революцией: «Это был гражданский обряд, посвященный рождению ребенка и наречению ему имени. Одни из первых октяб-рин состоялись в 1922 г. на Урале, в городе Надеждинске (ныне Серов), в семье рабочих. Товарищи по работе пришли в одну семью, где родилась девочка, поздравили родителей, выбрали имя ребенку и преподнесли наказ: «Мы осеняем тебя не крестом, не святой водой и молитвой, а нашим Красным знаменем борьбы и труда, пробитым пулями, разорванным штыком... Когда твой разум окрепнет, прочти эти строки, встань в ряды бойцов, разбей последние остатки рабства и страдания, в которых веками томилось человечество»44. Интимно-личному церковному обряду, на который допускался узкий круг родственников, советская власть противопоставила массовое агитационно-пропагандистское мероприятие, напоминавшее политический митинг. Проходил он примерно так. В переднем углу клуба отряд пионеров с алым стягом пел под негромкую дробь барабана: «Мы — молодая гвардия рабочих и крестьян». Потом к ребятам обращался председатель: «Товарищи пионеры, предлагаю вам отправиться за матерью и пригласить сюда». Пионеры с барабанным боем возвращались с матерью, которая несла на руках ребенка. Публика аплодировала, кричала «ура!». Когда все входили в клуб, мать заявляла: «Ребенок принадлежит мне только физически. Для духовного воспитания передаю его обществу». В ответ на ее слова раздавались аплодисменты. Председатель брал ребенка на руки, пионеры раз-
44 Энциклопедия русских обычаев / Сост. Н.А. Юдина. М., 2000. С. 40-41.
вевали над ним полотнище знамени и говорили: «Мы, пионеры, даем клятву, что поможем новому члену пройти все три школы: пионерскую, комсомольскую и РКП — и стать честным гражданином. С честью мы принимаем новорожденного в свой отряд».
Октябрины
Председатель зачитывал официальную грамоту, данную младенцу от жилищного товарищества, примерно такого содержания: «В день годовщины Октября правление и трудящиеся дома торжественно принимают в члены своего коллектива новорожденную и нарекают ее именем Майя в честь международного пролетарского праздника 1 Мая». Потом санячейка дома преподносила матери вторую грамоту о принятии шефства над ребенком45. В 1935 г. в одном из своих фельетонов И. Ильф и Е. Петров писали о том, что на октябрины новорожденному всегда дарили одно и то же — красное сатиновое одеяло. Но уж за это одеяло председатель месткома брал реванш: над люлькой младенца он произносил двухчасовой доклад о международном положении. Взрослые тоскливо курили, оркестр часто играл туш. Коммунистические октябрины так и не стали массовым обрядом.