Имянаречение — присвоение имени новорожденному — является одним из важнейших элементов социализации. В каждой культуре и в разные исторические эпохи этот процесс обставлялся культурными обрядами, был связан с существующими традициями и происходил в соответствии с принятыми в данном обществе культурными и социальными нормами.
В традиционном обществе широко распространен обычай давать имя ребенку не сразу после рождения, а спустя некоторое время. Этот промежуток между рождением и наречением мог длиться от нескольких дней (у сога и киси Африки, хиваро Южной Америки, хопи и квакиютль Северной Америки) до полугода или даже нескольких (пяти-шести) лет (у кубео Южной Америки, северных якутов)37. Какое-то время после рождения у младенца не было не только имени, которое бы определило его место среди людей, но, как считалось, и души. Чтобы он приобрел ее, в некоторых обществах применяли специальные приемы. Например, хиваро давали младенцу в возрасте нескольких дней мягкий галлюциноген с целью помочь ребенку «увидеть» и приобрести душу «арутам», обладание которой, по верованиям хиваро, защищает ее обладателя от насильственной смерти и вредоносной магии38.
|
|
У некоторых народов младенец до появления зубов, истечения лунного месяца или другой временной границы не признавался человеком. У некоторых народов, например конго Африки, такой границей между «предчелове-ческим» и человеческим существованием ребенка и было наречение. По представлениям конго, до получения имени младенец — не человек, а кимпитау — гусеница или куколка бабочки39. Лишь с получением имени ребенок, по взглядам конго, становится человеком. Такой взгляд вполне естествен в обществе, в котором имя указывает на место человека в социальной структуре.
У народа йоруба на западе Нигерии ритуал наречения календарно строго регламентирован. Для мальчиков он проводится на седьмой день рождения,
36 См.: БайбуринА.К. Указ. соч. С. 40-62.
37 Гурвич И. С. Культура северных якутов-оленеводов. М., 1977. С. 117; Иорданский В.Б. Хаос и гармо
ния. М., 1982. С. 237; Harner M. The Jivaro. Garden City, 1973. P. 84; Hodge W. The First Americans.
N.Y., 1930. P. 278, 417; Goldman I. Tribes of the Vaupes-Caqueta Region // HSAI. 1948. Vol. 3. P. 787;
May bury-Lewis D. Akwe-Shavante Society. L., 1974. P. 232, 234.
38 Harner M. The Jivaro. P. 84.
39 Van Wing J. Etudes Bakongo. P., 1959. P. 220. Цит. по: Иорданский В.Б. Хаос и гармония. С. 243.
для девочек — на девятый, а для разнополых близнецов — на восьмой. До этого момента ни мать, ни ребенок не покидают помещения, где прошли роды. В начале обряда ребенка показывают родственникам. Этот обряд — представление родственникам — принят и у многих других народов. На крышу хижины выплескивают кувшин воды, а самая старшая из женщин подставляет младенца под льющиеся сверху струи. Под его плач и одобрительные возгласы зрителей подносятся подарки. В этот момент обычно закалывают быка, а если семья победнее, довольствуются отрезанием головы курице. Затем наступает самый важный момент: местный оракул предсказывает будущее новорожденному и в соответствии с этим дает ему имя. В самом первом имени обычно запечатлеваются обстоятельства рождения нового члена общины, подчас достаточно интимные40.
|
|
Во многих обществах младенец считался еще не вполне человеком. Так, у венда Трансвааля (провинция ЮАР) ребенка до появления зубов не признавали за человека и относили его к категории вещей. «Он еще не человек, он — вода», — говорили венда. Умершего младенца не оплакивали. У ламба Замбии младенец также считался подобным воде и не признавался челове-
Врезка