Алена Глухова – семинарист, кафедра рекламы.
Олеся Олеговна Свиридова – лектор (Ионцева Мария Владимировна)
Семинар 1.(10 февраля 2012 г.)
Работы на семинарах – все на допуск.
УЧР – управление человеческими ресурсами
УП – управление персоналом
УЧР – более общее понятие (интересы всей компании), УП – более узкое (направление на должности и обязанности)
УП – область знаний и практической деятельности, направленной на обеспечение организации качественным персоналом и оптимальное его использование.
Внутрикорпоративная система коммуникаций – м\у PR и HR.
Лекция 1 (13 февраля 2012 г.)
Кадровый менеджмент: от управления персоналом к управлению человеческими ресурсами.
Системный подход к менеджменту. Послевоенное время. Технология кадрового менеджмента – управление человеческими ресурсами, более активная и целенаправленная политика
Майкл Армстронг – УП – занимается получением, орг-цией и мотивацией человеческих ресурсов, необходимых для предприятия.
УЧР – стратегический и согласованный подход к управлению самыми ценными активами организации – работающими там людьми, которые вносят индивидуальный и коллективный вклад в достижение цели организации.
УЧК (К – капитал) подход к получению, формированию и анализу данных, кот дает представление об управлении получением добавленной стоимости, создаваемой людьми, а так же стратегических инновациях и операционных решениях, принимаемых на уровне руководства и менеджеров низшего звена.
Основные модели кадрового менеджмента (1-2 – УП, 3 - УЧР):
- Менеджер по персоналу – попечитель своих работников (патерналистская модель), конец 19 – начало 20го века. Менеджер – помощник руководящего состава, не лезущий в дела. Нет образования, низкая должность.
- Менеджер по персоналу как специалист по трудовым договорам (где много работников низкой квалификации) соблюдение условий договора, зваимодействие с профсоюзами. Юридическое образование, высокая должность
- МПП как архитектор кадрового потенциала организации – (ведущая роль в разработке долгосрочной стратегии организации) когерентность(параллельное согласованное протекание) организационной и профессиональной деятельности. Менеджер – в составе высшего руководства, профессиональная подготовка
Особенности и недостатки традиционных методов УП.
- Большое разнообразие подходов, отсутствие общей идеологии
- Маргинальная роль специалистов по управлению персоналом
- Ореол защитников интересов рядовых работников у менеджеров по персоналу
- Управление персоналом считалось деятельностью, кот не требует специальной подготовки
- Отсутствие специальной подготовки снижало ценность менеджера в глазах руководителя
Тенденции кадрового менеджмента в УЧР:
- Рост числа работников кадровых служб
- Повышение статуса профессии
- Возросло внимание к уровню профессиональной подготовки менеджеров по персоналу
Гест – специалист в области кадрового менеджмента: «Кадровая политика корпорации должна обеспечить:
- Организационную интеграцию (и высшее рук-во и лин рук-во совместно реализуют структуру УЧР:
- Операционная
- Тактическая
- Стратегическая)
- Высокий уровень ответственности всех работников корпорации. (ид собственных целей с целями корпорации)
- Функциональная гибкость (отказ от формализованных разграничений)
- Высокое качество работы и ее результатов и условий труда»
К 90годам произошли изменения в идеологии менеджмента, кот характеризовались открытостью для инноваций и получили такие названия как Организация без границ, самообучающаяся организация и тд
Транспрофессионалы – люди, способные за счет рефлексивной организации коллективного мышления эффективно и творчески работать в различных полипрофессиональных средах.
Отличия м\у УЧР и УП
УЧР | УП |
Потребность организации в рабочей силе | Нужды работников |
Разработка стратегии на основе необходимого кадрового потенциала | Разработка стратегии на основе существующего кадрового потенциала |
Есть стратегическое измерение | Нет стратегии |
Ответственность за реализацию активной кадровой политики – на линейных менеджерах (менеджерах среднего звена, рук-тель подразделения) | |
Общая система кадрового менеджмента (сумма кадровых работ линейных менеджеров) | |
Индивидуальная работа с персоналом | «Всех под одну гребенку» |
Индивидуальные ценности | Коллективные ценности |
Цель – повышение эффективности инвестиций в рабочую силу(проф рост работников à улучшение качества труда) | Стремление сэкономить на издержках рабочей силы |
Акцент на управленческий штат (осн эл-т капитала фирмы – менеджер) | Основное внимание – рядовому работнику |
Сильная и адаптивная корпоративная культура (сплоченность, стремление работника улучшить организацию, оддержка инициатив со стороны руководства, обсуждение возникающих проблем) |
Факторы, усиливающие и ослабляющие синергию (Условия для синергии технологии УЧР):
1. Хорошо развитая система адаптации к внешнему и внутреннему рынку труда (карьера, подготовка сотрудников)
2. Гибкие системы организации работы
3. Использование таких систем оплаты труда, которые построены на принципах всестороннего учета и профессионального вклада, и уровня профессиональной компетентности
4. Поддержание высокого уровня участия работников и рабочих групп в разработке и принятии управленческих решений, касающихся их повседневной работы.
5. Применение практики делегирования полномочий подчиненным
6. Разветвленная система организационной коммуникации
Почему УЧР может не работать в организации:
- Руководители и подчиненные все равно говорят на разных языках, УЧР – вариация доктрины человеческих отношений. Остаются структурные противоречия между менеджерами и работниками
- Не полная реализация УЧР (нет существенных затрат на переподготовку персонала), декларативный характер внедрения
- Методы вовлечения персонала заимствуются из УП, нет кардинальной замены, только смягчение
- Объективные данные об успешном внедрении УЧР, по сути, отсутствуют, особенно со стороны работников.
Мотивация – любые элементы структуры личности, побуждающие человека к действиям
Стимулирование – то внешнее сто направлено на повышение мотивации
Потребности (Ощущения потери, лишения, недостатка чего-то важного, нарушения равновесия) à Побуждения = мотивы (индивидуальные внутр движ силы, побужд каждого вести себя опр образом) à Вознаграждение (то, что приглушает потребность и снижает побуждение, ведет к выравниванию баланса)è Удовлетворенность
Мотивы (Халл):
- Первичные
- Врожденные и физиологические
- Вторичные
- Социально обусловленные – именно их и требуется удовлетворять работодателю
- Потребность в одобрении
- Мотив достижений
- Мотив в удовлетворении от завершения работы
- Склонность к риску
- Потребность в немедленной обратной связи
- Потребность в поглощенности поставленной задачей
- Мотив принадлежности
- Мотив статуса
- Потребность во власти
- Мотив привязанности (любовь)
- Почтение (принятие авторитетов)
- Порядок (любовь к порядку)
- Демонстративность
- Автономия (самостоятельность, избегание конформности)
- Аффилиация (соц связи и стойкие привязанности, как можно больше дружеских отношений, не в одиночку)
- Самопознание
- Принятие опеки
- Проявление опеки
- Агрессия
Мотивы образуют комплексы мотивов. Свойства комплексов:
- Наличие нескольких одновременно воздействующих на человека мотивов
- Несколько ресурсных стимулов
- Наличие последовательной причинно следственной связи меду мотивами, явл рез-том воздействия стимулов
- Устойчивость
- Способность к модернизации (смена приоритетов стимулов и мотивов)
- Автономное снятие противоречий между мотивами
Содержательные модели мотивации
Теория | Автор, основной сторонник | Основные представления |
Классическая теория мотивации | Форд, Тейлор | Люди будут сильно мотивированы, если их вознаграждение непосредственно связано с производительностью труда |
Иерархия потребностей | Маслоу | Нет смысла переходить на более высокий уровень, не удовлетворив всех низких |
Альдерфер | 3 уровня: существование, соотнесенность и развитие. Отсутствие удовлетворения более высоких потребностей делает более низкие значимее | |
Теория приобретенных потребностей | МакКлелланд | Потребности приобретаются и развиваются под влиянием обучения и жизненного опыта, при этом рассм взаимоотн отд групп потребностей |
Теория двух факторов | Херцберг | Мотивирующие(признание, содержание работы, возможность роста) и гигинические (могут сделать человека несчастным, но не могут мотивировать) |
Теория человеческих отношений | Лайкерт | Руководитель – ключевой фактор мотивации, должен дать почувствовать работникам себя важными членами команды |
Инструменты трудовой мотивации:
1 – заработная плата
2 – денежные бонусы
3 – участие в прибыли
4 – планы дополнительных выплат
5 – отсроченные платежи (13 зарплата и тд)
6 – участие в акционерном капитале
7 – машина компании
8 – оплата транспортных расходов
9 – субсидии на питание
10 – скидки на упаковку товаров фирмы
11 – помощь в оплате расходов на образование
12 – помощь в обучении
13 – стипендиальная программа
14 – ассоциации в получении кредитов
15 – членство в клубах
16 – загородные поездки
17 – консультативная служба
18 – мед обследования
19 - членство в проф. Орг-циях
20 - соревнование сотрудников сбыта
21 – страхование жизни
22 – страхование жизни иждевенцев \
23 - страхование от несчастных случаев
24 – мед и стоматологич обслуживание
25 – кратко- и долговременная нетрудоспособность
26 – иные оплачиваемые невыходы на работу
27 – сберегательные фонды
28 – сбережения
29 – пенсии
30 – отпуск
31 – выходные дни
Социальный кафетерий – выбор конкретных стимуляций самим работником
Место мотивации в структуре личности
Организационный контекст управления персоналом
Организация – совокупность людей, групп, объединенных для решения какой-либо задачи или социальный институт.
№ признакак организации:
- Состоит из людей
- Наличие цели
- Наличие плана ее достижения
Цель – то, ради чего данная организация формируется и будет действовать в дальнейшем. (внеш и внутр)
Миссия – утверждение, раскрывающее смысл существования организации, специфику ее деятельности и основные социальные обязательства
Видение – то, как организация предполагает двигаться к достижению стратегических целей, как она видит пути и этапы достижения целей.
Структура – архитектоника, наличие отдельных частей и соотношение между ними, степень жесткости \ гибкости организационной конфигурации, типы взаимодействий м\у внутренними элементами.
Орг. структура:
- Линейная (Пирамидальная, бюрократическая) – строго иерархически организованная, характеризующаяся разделением зон ответственности и единоначалием. Подтипы, отличающиеся количеством иерархических уровней на число работников
- Плоские
- Высокие
Преимущества
1. Четкая система связей
2. Быстрота реакции на прямые приказания
3. Согласованность действий исполнителей
4. Оперативность принятия решений
5. Ясно выраженная личная ответственность руководителя за принятые решения
Недостаток: - ограниченность кол-ва подчиненных, которые могут «замыкаться» на одного руководителя – ограниченность сферы (диапазона) контроля (кол-ва связей, подразделений в орг-ции в целом). Чем больше связей, тем сложнее деятельность руководителя. Типы связей:
1. Прямые личные между подчиненными
2. Перекрестные связи между подчиненными
3. Прямые связи между руководителями и любой комбинацией подчиненных
Чем больше связей, тем уже диапазон контроля àдля сложных видов деятельности необходимо узкий диапазон контроля и многоуровневая структура
- Функциональная – построена по принципу распределения функций внутри организации и создания сквозных подструктур по управлению функциями
Линейно-функциональная – двойное подчинение исполнителей- право отдавать распоряжения в рамках своей компетенции как нижестоящим подразделениям, так и равным по статусу, но включенных в реализацию единых функций.
Преимущество
- Более глубокая проработка решений по функциональным направлениям
- Высокая компетентность специалистов, отвечающих за выполнение функций
- Высвобождение линейных менеджеров от части задач, решаемых функциональными руководителями
Недостаток
a. Реализация в основном закрепленных функций
b. Отсутствие инновационности и гибкости при изменении ситуации как в орг-ции так и вне ее
Дивизионная структура (департаментная) – вариант функц структуры, построенный по продуктному, региональному или потребительскому принципу
- Адаптивная – гибкая структура, способная изменяться под требования среды
- Проектная – структура, создаваемая временно для решения конкретных задач
- Матричная – функционально-временно-целевая, действует длительное время
Управление по отдельным сферам – по вертикали и управление проектами по горизонтали
Преимущества
- Активизация деятельности руководителей за счет создания программных подразделений и резкого увеличения контактов с функциональными подразделениями
- Гибкое использование кадрового потенциала организации
Недостатки
- Сложность самой структуры из-за наложения большого количества вертикальных и горизонтальных связей
- Сложность управления орг-цией при отсутствии единоначалия
Отбор персонала
Критерии отбора, признанные во всем мире:
- Образование
- Опыт работы
- Профессиональные навыки
- Личные качества (демограф, псих и физ качества)
Профессиограмма – образ идеального сторудника – документ, кот содержит комплексное систематизированное и всестороннее описание объективных характеристик профессии и совокупность ее требований к индивидуальным психологическим особенностям человека:
- соц-эконом
- произв-техн
- санитарно-гигиенические
- психологические
- и др
Главная часть профессиограммы – психограмма, сод описание прсихол характеристик и профессионально важных качеств личности специалиста
Цели, с кот проводится изучение профессии:
- Профориентация
- Профконсультирование
- Производственное обучение
- Рационализация режима и условий труда
- Профотбор
Состав профессиограммы:
- Требования к наличию необходимых способностей, кот предъявляются к любому среднему работнику данной профессии – обязательные качества
- Желательные качества – определяют возможность достижения высокого уровня мастерства
- Перечень психологических противопоказаний – те свойства личности, кот определяют неспособность к данной профессии
Торговый представитель:
- Содержание и основные операции
- Условия и характер труда
- Критерии эффективности
- Знания
- Умения и навыки
- Интересы и склонности
- Профессионально важные качества
- Рекомендованные методики тестирования при отборе
- Медицинские противопоказания
Компоненты процесса отбора персонала:
- Определение
- Поиск
- Обсуждение
- Принятии решения
Жесткие и мягкие навыки – объективные, легкооцениваемые и измеряемые навыки, мягкие – скорее субъективные, измерить нелегко.
Жесткие навыки:
- технически навыки – навыки в специфической области, необходимые для выполнения определенной задачи
- Базовые знания и навыки – умение грамотно говорить, писать, считать.
- Навыки работы с оборудованием
- Навыки управления
- Умение обучать других
- Коммуникативные навыки
Мягкие навыки:
- Навыки работы с людьми и работы в команде (Организатор, айтишник, визионер(генератор идей), циник-скептик, интегратор, координатор, завершитель, мотиватор, искатель ресурсов, специалист)
- Честность
- Уверенность в себе
- Творческие способности и изобретательность
- Способность к обучению
- Разное
Поиск кандидатов. Реклама по внутренним – сотрудники организации – и внешним – газеты-журналы-интернет-слухи - каналам.
Оценка резюме. Насколько творчески составлено – насколько интересно, с фото или без; насколько читабельна информация, насколько информация подробна.
Образование, опыт работы (продолжительность, место), биографические данные, хобби, интересы. Собеседование по телефону. Требования к уровню заработной платы.
Интервью:
- Индивидуальное. Типы:
- Структурированное – список задаваемых вопросов
- Частично структурированное интервью – список вопросов с отклонениями в интересующую менеджера тему
- Неструктурированное интервью.
Формы интервью:
1. Интервью, основанное на описании деятельности – вопросы по прошлому опыту работы.
2. Ситуационное интервью – вопросы-ситуации, которые необходимо решить
3. Всестороннее интервью – сочетает оба подхода.
- Массовое
Виды вопросов:
- Закрытые вопросы – только один ответ
- Открытые вопросы
- Зондирующие («Например?»)
- Да\нет
Избегать:
- Неправильно составленных вопросов
- Акцента на негатив
- Акцента на одном позитивном качестве
- Желания получить подтверждение своих предположений
- Стереотипов
- Эффекта контраста
- Чрезмерной агитации
- Чрезмерного доверия к невербальным сигналам
Длительность интервью от получаса до часа.
Для интервьюэра важно умение слушать и определять по способу ответа кандидата важные вещи. Размер з\п. «Мы сообщим вам о результатах позже» и важно сообщить именно тогда, когда обещают.
Этап принятия решения: Сравнивая по объективным фактрам – соответствие параметрам должности, способность к коммуникации, правдивость, субъективные факторы – уверенность в себе, установка по отношению к организации, что-то сверх нормы, практические факторы – сочетаемость с уже работающим персоналом, политика организации.
Ориентация новых сотрудников. В работе с новыми сотрудниками организация стремится к трем целям:
- Каждый сотрудник должен быть ориентирован на обслуживание клиентов
- У каждого сотрудника должно возникнуть чувство ответственности за все операции организации, сопричастности организации
- Каждый сотрудник должен стремиться к росту и развитию в своей профессиональной жизни (не более 4 лет на одной должности одной организации, 5-10 лет в одной орг-ции)
Психологические установки сотрудника могут этим целям как помогать, так и препятствовать:
- Сам сотрудник:
- Сотрудник осознает, что ему не хватает знаний à пытается утвердиться в должности, чувствовать себя уверенно, набраться знаний
- Сотрудник осознает, что другие его оценивают
- Произвести благоприятное первое впечатление
- Сотрудник хочет, чтобы его усилия были оценены
- Его задачи:
- Выполняет осторожно, старается не ошибиться
- Оценивает результаты своей работы по работе коллег
- Новый сотрудник нуждается в обратной связи по поводу результатов его работы.
- Другие люди:
- На других людей обращает внимание, когда уже освоился, когда его потребности удовлетворены.
- Сотрудник начинает воспринимать оценку себя не только со стороны руководства, но и со стороны клиентов.
- Новый сотрудник начинает понимать, как строить отношения с коллегами и клиентами
Причины неудач при адаптации нового сотрудника:
- Неадекватная программа обучения
- На ориентацию и обучение отведено слишком мало вемени
- На ориентацию и обучение отводятся недостаточные фонды
- Высшее руководство не поддерживает программу обучения
- Жесткие требования к новичку
- Программа обучения устарела
- Не принимается во внимание психологическое состояние новичка
Установки менеджера. Две роли должны быть уравновешены:
- Роль учителя – обучать, следить, отвечать на все вопросы, пытаться сделать так, чтобы сотрудник проникся культурой компании, информировать о формальных и неформальных правилах
- Роль коллеги – предлагает методы работы, относится с уважением
- Мастер (негативная) – единственный все знает и умеет, считает вопросы глупыми и не стоящими ответа, наказания за нарушения, считает новичка неспособным и неподходящим, требует, чтобы темпы обучения были равными
- Занятой шеф (негативная) – менеджер отмахивается от просьб о помощи, тк занят, предлагает сотруднику обчаться самому, во внерабочее время, передает полномочия по обучению тем, у кого нет для этого навыков
Оценка нового сотрудника:
- Оценка знаний с помощью опроса
- Оценка установок – мотивации, честности и уверенности в себе – через наблюдение
- Оценка качества выполнения работы
- стратегии компенсации недостатков сотрудника
- Когда сотруднику не хватает базовых навыков – договориться об обучающей программе
- Когда сотруднику не хватает специальных навыков – еще раз проинструктировать, разработать руководство, упростить задачу.
- Сотруднику не хватает рабочей этики – четко расписать обязанности
- Сотрудник не совместим с остальными – обучить методам создания команды, переформировать команду
Групповое поведение.
Группа – общность людей, кот регулярно взаимодействуют друг с другом для дост опр целей и считает себя целым, отличным от других.
Категория | Формальная группа | Неформальная группа | Команда |
Структура | Задается руководством | Спонтанно или вокруг лидера | В результате совместного взаимодействия |
Источник власти | Формальные полномочия | Личные ресурсы влияния | Индивидуальная ответственность за результат |
Кто руководит | Начальник или администрация | Лидер | Распределенное лидерство |
Направленность на достижение целей | Формальные цели организации | Субъективные интересы лидера \ отношений | Общая цель |
Принятие решений | Руководство | Лидером или спонтанно | Совместное |
Основа для объединения | Лояльность к организации | Желание или безысходность | Общая идея, взаимное доверие, взаимопонимание |
Виды формальных групп
- Производственная – самостоятельна, льготы премии за повышение эффективности
- Группа руководителя – руководитель + приближенные
- Комитет – для решения проблем и координации
- Постоянный
- Специальный
- Исследовательские
Неформальная группа – гр возникающая естественным путем среди персонала организации без каких-либо указаний. Виды:
- Группы по интересам
- Дружеские группы
Подходы к формированию групп:
- Классическая модель
- Формирование – знакомство, выявление моделей взаимодействия
- Волнение – самая высокая конфликтность
- Нормирование – принятие лидера, снижение конфликтности (как только установлен кодекс и ответственность за результат – следующая стадия)
- Исполнение – начало работы и функционирования.
- Роспуск – достижение результата, изживление цели, окончание финансирования
- Модель переменного равновесия:
- Определение миссии, задач, формирование норм и правил.
- Отказ от прежних способов мышления, зреют энергетические резервы для деятельности
Структура группы – схема взаимоотношений м\у индивидами, составл группу, осн линии поведения, делающие функционирование группы уполномоченным и предсказуемым. Каждый член группы играют опр роль – типичное поведение, хар человека в конкретном соц контексте
Ролевая дифференциация – тенденция возникновения различных специализированных ролей в процессе развития группы:
- Роли, ориентированные на выполнение задания – более, чем другие способствует достижению цели
- Социоэмоциональные роли – оказание помощи, поддержание связей
- Эгоцентричная роль, самориентированная – на собственное благополучие, часто за счет других.
Эл-ты, кот дает группа:
- Нормы
- Статус – соответствующий престиж, общественная позиция или ранг, предоставляемый группам или конкретным людям другими людьми. Формальный статус – престиж, обеспечиваемый общественной позицией человека в орг-ции, опр статусными символами – техника, машина, зарплата
- Сопричастность – сила и желание членов группы сохранять свою групповую принадлежность.
Черты неформальных групп.
Группы по интересам:
- Соц контроль над членами группы, главная санкция – отчуждение
- Самоформирование целей группы:
- Цели, совп с целями орг-ции
- Цели, противоречащие целям орг-ции
- Обязательное присутствие лидера (поддержание правильных взаимоотношений в группе)
- 5 человек – лидер, помощник, стабилизатор, 2 запасных
- Коллективная безответственность (соц леность – чем больше людей, тем меньше индивидуальных усилий)
- Зависимость достижений групповых целей от собл норм или отклонения от них
Дружеские группы:
- Низкий уровень соблюдения групповых норм, высокий уровень отклонения, никий показатель выполнения работы
- Полное собл норм – низкое отклонение
- Умеренность
Методы преодоления колл безотв:
- Сделать работу каждого наглядной
- Повышать интерес и значимость выполнения работы
- Вознаграждение работника за его вклад в выполнение задания группой
- Угроза наказания
Команда – группа, члены кот обл доп навыками и привержены общим идеям или целям, объедин их взаимной ответственностью
Cв-ва:
- Результативность зависит от личного вклада участников и от совместного рез-та согласованной работы
- Ответственность – на всей команде
- Члены заинтересованы в общих целях и разделяют приверженность к конечной цели
- Более четко работают на достижение цели, цель конкретна
- Группа зависит от управления, команды управляют сами собой
- Необязательное физическое присутствие (вирт команда – преодолевающая в своей работе время и организационные барьеры, 1,5года – максимум. Стадии
- Формирование – цель
- Создание рабочих условий – учет мат и чел ресурсов
- Формирование и строительство команды – четкие границы, члены принимают цель и миссию, ответственность
- Постоянное предоставление поддержки)
Критерии идеальной рабочей группы:
- Вера в общие цели и задачи
- Чувство преданности группе
- Принятие групповых ценностей и норм
- Чувство взаимного доверия и взаимозависимости
- Активное участие членов группы в принятии решений путем консенсуса
- Свободное циркулирование информации
- Открытое выражение чувств и разногласий
- Самостоятельное разрешение конфликтов внутри группы
- Низкий уровень текучести кадров, прогулов, несчастных случаев, ошибок и жалоб
Различия м\у эффективной и неэффективной группой
Эффективная | Неэффективная |
Атмосфера неформальная, не вызывает напряжения | Атмосфера вызывает скуку или напряжение |
Много дискуссий, участвует большинство | Выступает в основном лидер, остальные молчат, часто не о работе |
Задачи ясны всем, все стремятся к выполнению | Размытая цель. Нет ясности |
Члены группы слушают друг друга | Сложно слушать друг друга |
Конфликтов не избегают, открытое обсуждение, конструктивое решение | Конфликтов или избегают или воюют |
Решения консенсусом | Решение большинством |
Идеи высказываются свободно и открыто | Члены группы скрывают свои чувства, тк боятся критики |
Руководитель не всегда лидер | Руководитель всегда «рулит» группой |
Группа отслеживает собственное поведение и продвижение | Группа избегает обсуждать собственное поведение à не продвигается |
Тайм-менеджмент и стресс-менеджмент
- Выявить источники возможного стресса. Основная причина – неэффективное планирование времени, но может возникать тогда, когда есть неопределенность и неуверенность. Симптомы:
- Стресс от современных технологий
i. Проблема адаптации
ii. Зависимость от компьютера (желание и невозможность выключить)
- Стресс от условий работы
- Стресс от необходимости управлять или подчиняться
i. От недостатка знаний
ii. От недостатка фидбэка
iii. От недостатка заинтересованности
- От корп культуры и стр-ры организации
- Стратегии стресс-менеджмента:
- Поддержание хорошей физ формы
- Забота о здоровье
- Индивидуальный менеджмент и самоорганизация
Осн концепции тайм-менеджмента:
- Стандартная концепция. «Планируйте свою работу, а затем работайте по своему плану»
- Разбиение задач на приоритетные группы: (список того, что нужно, хотите и желательно сделать). Задачи группы А – то, что обязаны сделать в этот день. Задачи группы В – то, что следовало бы сделать сегодня. С – то, сто надеется сделать сегодня. D – задачи, которые нужно делегировать. Е – то, о чем можно забыть.
- Планирование. (приоритетные – раньше, однотипные – вместе, большие задачи – на мелкие (не более получаса), задачи менее пяти минут, контроль своего графика, противное сначала. Метод Глеба Архангельского: лягушки, слоны и глобальная цель)
- Что делать, если дела из А занимают слишком много времени? Пересмотреть приоритеты.
- Планировать график на перед.
- Блочное планирование времени. Сначала – общая картина, детали «Представьте себе свою работу и реализуйте ее». Объединять задачи в группы.
- Индивидуальная система. 6 принципов (эффективные \ неэффективные):
- Циклическое и линейное планирование времени.
- Сначала – самые приоритетные задачи
- Разумное использование свободного времени
- Выделить время наиболее эффективной работы
- Хорошая память или хорошее средство запоминания информации
- Тайм-менеджмент идет рука об руку с самоорганизацией.
- Используют долгосрочное планирование
- Умеют определять срочность и приоритетность задач
- Не тратят время на свои слабости
- Следуют системе, которая соответствует особенностям их личности
- Умеют слушать и эффективно коммуницировать
- Не позволяют обстоятельствам контролировать их действия
Комментарий | Реакция |
«Я ненавижу здесь работать» | Подражание «Я понял, что вы ненавидите здесь работать» |
«Работы слишком много, а з\п слишком маленькая» | Дополнение «Вы хотите работать меньше и считаете, что зарплата не соответствует?» |
«Я думаю, что никто здесь по-настоящему не ценит нашей работы» | Отражение чувства |
«Я хочу работать там, где мои усилия будут ценить по достоинству» | Перефразировать содержание и отразить чувства «Вам не нравится стиль руководства и вы хотите перейти туда, где ваши усилия будут ценить по достоинству?» |
Резюме через пять лет
Lie to me теория лжи
Форум Селигер лекция Василий Якименко.