Особенности проведения специальной обработки типовых объектов ВВСТ

Танки, бронетранспортеры, боевые машины пехоты.

Частичная специальная обработка объектов бронетанковой техники проводится экипажами (расчетами) с использованием табельных комплектов.

Полная специальная обработка объектов бронетанковой техники проводится на ПуСО обрабатывается силами самих экипажей с помощью авторазливочных станций. При этом последовательно обрабатываются зараженные поверхности лобовой части объекта, затем его правой стороны, кормовой части, левой стороны и в последнюю очередь ходовой части (наружной части катков). В случае заражения отделения управления и боевого (десантного) отсека парами ОВ типа зоман проводится обработка доступных мест ветошью, смоченной дегазирующим раствором, с последующим их проветриванием при открытых люках.

Безопасность нахождения личного состава в танке, БМП, БТР без противогазов определяется по показаниям прибора химической разведки ВПХР.

Полная специальная обработка колесной бронетанковой техники, как правило, проводится табельными бортовыми техническими средствами, установленными на них, или средствами подразделений войск РХБ защиты.

Перед началом полной специальной обработки танков (САУ, БМП, БТР и БМД) заслонки воздуховода и все люки плотно закрываются, ходовая часть очищается от грязи. Затем последовательно обрабатываются наружные и внутренние поверхности. Наружные поверхности обрабатываются щетками с использованием табельных растворов, воды или растворителей. Обработка проводится сверху вниз и от лобовой части к кормовой. Наиболее тщательно обрабатываются лобовая броня, башня и люки. Внутренние поверхности обрабатываются путем трехкратного обтирания ветошью, смоченной табельными растворами, водой или растворителями.

Ракетная техника Сухопутных войск.

Частичная специальная обработка ракетной техники проводится с использованием табельных бортовых комплектов специальной обработки или ветоши, смоченной табельными растворами (рецептурами).

Полная специальная обработка ракетной техники (ракет, пусковых установок и др.) проводится их расчетами (экипажами) с использованием табельных бортовых комплектов и технических средств специальной обработки воинских частей (подразделений) войск РХБ защиты без разборки объектов, за исключением легкосъемных деталей, приборов, принадлежностей и инструмента, которые обрабатываются отдельно.

Узлы и агрегаты, которые нельзя подвергать действию растворов (панели, электрооборудование и др.), на время проведения специальной обработки закрываются чехлами, а затем обрабатываются путем трехкратного протирания их ветошью, смоченной водным раствором порошка СФ-2У или горючим.

Перед обработкой все люки (разъемы), клапаны ракеты тщательно заклеиваются изоляционной лентой во избежание попадания внутрь дегазирующих, дезактивирующих или дезинфицирующих растворов. С поверхности ракетной установки удаляются грязь, пыль и смазка.

При полной дезактивации внутренние поверхности кабин (блоков) протираются влажной ветошью.

Дегазация, дезактивация или дезинфекция ракеты проводится одновременно с обработкой грунтовых тележек или пусковой установки.

Полная специальная обработка ракеты, находящейся в герметичной укупорке, заключается в обработке самой укупорки без нарушения ее герметичности. Находящиеся на ракетах чехлы снимаются и обрабатываются отдельно.

Дегазация (дезинфекция) герметичной укупорки и чехлов проводится путем протирания их дегазирующими растворами.

Дезактивация герметичной укупорки и чехлов проводится путем сметания, обдувания или вытряхивания. Снятые чехлы протираются ветошью, смоченной дезактивирующим раствором, горючим или водой.

После дегазации, дезактивации или дезинфекции вся техника подвергается чистке и смазке в установленном порядке.

Техника войск ПВО.

Частичная специальная обработка техники войск ПВО проводится аналогично дегазации ракетной техники.

Полная специальная обработка пусковой установки (далее – ПУ), станции наведения ракет (далее – СНР), транспортно-заряжающей машины (далее – ТЗМ) и других объектов техники войск ПВО проводится их расчетами (экипажами) с использованием табельных бортовых комплектов и технических средств специальной обработки частей (подразделений) войск РХБ защиты без разборки объектов, за исключением снятия легкосъемных деталей, приборов, принадлежностей и инструмента, которые обрабатываются отдельно.

Электрооборудование и монтаж блоков, не подлежащих смачиванию водой, обрабатываются сжатым воздухом или трехкратным протиранием ветошью, смоченной горючим или спиртом. При заражении ОВ внутренних поверхностей отделений (кабин) ПУ, СНР, ТЗМ дегазация их проводится трехкратным протиранием ветошью, смоченной дегазирующими растворами, панелей электрооборудования ветошью, смоченной горючим, с последующим проветриванием с помощью вентиляторов, нагревателей системы противоатомной защиты и отопительно-вентиляционных установок при открытых люках. Вся техника после обработки подвергается чистке и смазке установленным порядком.

Артиллерийские орудия, минометы, боевые машины

реактивной артиллерии, пусковые установки

противотанковых управляемых ракет.

Частичная специальная обработка орудий, минометов, боевых машин реактивной артиллерии и пусковых установок противотанковых управляемых ракет проводится расчетами (экипажами) с использованием бортовых комплектов специальной обработки базовых шасси (тягачей) или ветоши, смоченной дегазирующими растворами (рецептурами).

Полная специальная обработка артиллерийского вооружения проводится силами расчетов, используя табельные бортовые комплекты специальной обработки или средства подразделений войск РХБ защиты. При обработке с орудия (миномета) снимается панорама (прицел) и чехлом (брезентом) закрываются несъемные детали прицельного приспособления и дульная часть ствола. Стволу придается отрицательное склонение и проводится полная специальная обработка. В дальнейшем обрабатываются прицельное приспособление, боеприпасы и защитный чехол. После обработки трущиеся детали протираются насухо, чистятся и смазываются.

Наружные детали прицельных приспособлений и оптических приборов, кроме стекол окуляра и объектива, трижды протираются ветошью, смоченной горючим (бензином, керосином) или дезактивирующим раствором порошка СФ-2У, а затем вытираются насухо и смазываются. Стекла два-три раза протираются мягкой ветошью, обильно смоченной бензином. Футляры, чехлы дегазируются (дезинфицируются) двух- трехкратным протиранием щетками или ветошью, смоченной соответствующими растворами (рецептурами) до полного промокания брезента. После этого чехлы сушатся на воздухе. Треноги протираются ветошью, смоченной дегазирующими (дезинфицирующими) растворами (рецептурами). Дезактивация футляров и чехлов проводится обметанием, вытряхиванием или выколачиванием. Непористые поверхности протираются ветошью, смоченной водой или водными растворами порошка СФ-2У.

Боеприпасы, находящиеся в укладочных ящиках, в опасной степени не заражаются и не обрабатываются. Наружная поверхность укладочного ящика дегазируется, дезактивируется и дезинфицируется. При этом применяются меры по предохранению боеприпасов от воздействия дегазирующих растворов (рецептур).

Открыто расположенные боеприпасы обрабатываются протиранием ветошью, смоченной табельными растворами. После обработки боеприпасы протираются насухо, смазываются и укладываются в просушенную укупорку. Эти боеприпасы расходуются в первую очередь.

ДДД боевых машин реактивной артиллерии и пусковых установок противотанковых управляемых ракет проводится так же, как и артиллерийских орудий.

Шасси боевых машин и пусковых установок обрабатываются как автомобильная техника.

Перед обработкой боевых машин реактивной артиллерии электрические контакты и несъемные детали прицельного приспособления (прицела) закрываются чехлами, а панорама снимается. По окончании обработки машин проводится обработка прицельного приспособления (прицела). Электрооборудование протирается ветошью, смоченной бензином (керосином).

После дегазации, дезактивации или дезинфекции орудия, минометы и специальное оборудование боевых машин и пусковых установок подвергаются чистке и смазке в установленном порядке.

Авиационная техника.

Специальная обработка самолетов (вертолетов) осуществляется табельными комплектами, а также техническими средствами частей (подразделений) войск РХБ защиты. Специальная обработка проводится личным составом, эксплуатирующим авиационную технику, с привлечением расчетов дегазационных комплектов и машин.

Частичная специальная обработка отдельных участков самолета (вертолета) проводится техническими экипажами на местах их стоянок.

При частичной дегазации обрабатываются: отдельные участки самолета, с которыми соприкасается личный состав при подготовке его к полету; наружные поверхности кабины; места подсоединения электропитания, приборов контроля бортового оборудования, снаряжения самолетов боекомплектом, зарядки воздухом, кислородом, заправки топливом, маслом и спецжидкостями, контроля агрегатов и двигателя; люк тормозного парашюта, места подвески бомб и ракет к самолету (вертолету) и др.

Полная специальная обработка самолетов (вертолетов) проводится на площадках специальной обработки, рулевых дорожках, взлетно-посадочных полосах (ВПП) или непосредственно на стоянках самолетов (вертолетов), куда подаются необходимые технические средства специальной обработки.

Для СО самолетов (вертолетов) применяются следующие растворы и рецептуры: 0,3 и 0,15% водные растворы порошка СФ-2У; 4,0% растворы препарата СОА (летом – водные, зимой – на основе антифриза А-40); рецептура РД-2; 3,0 и 5,0% водные растворы формальдегида. В качестве вспомогательных веществ для дегазации могут использоваться горючее (бензин, керосин) или растворители (спирт).

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ: дегазирующие растворы №1, 2бщ (2ащ), 1,5% водные растворы ГК и аммиачную воду для обработки поверхностей самолетов (вертолетов) применять нельзя.

Перед обработкой зараженный самолет (вертолет) тщательно герметизируется с использованием штатных лючков и заглушек, закрываются фонари кабины, входные и реактивные сопла двигателей.

При полной специальной обработке обрабатываются все наружные поверхности самолета (вертолета) по схеме: сверху вниз: от носовой к хвостовой части фюзеляжа; внутренние поверхности кабин и отсеков при заражении их OB, PB или БС, а также вооружение и авиационные средства поражения.

При заражении внутренних поверхностей самолетов (вертолетов) сначала обрабатывается поверхность кабины, агрегаты, люки и внутренние отсеки, а затем оборудование, аппаратура и вооружение. Дегазация (дезактивация) внутренних поверхностей проводится методом трехкратного протирания ветошью, смоченной спиртом (водным раствором порошка СФ-2У), дезинфекция – ветошью, смоченной водным раствором формальдегида. Стекла оптических приборов протираются только спиртом. При обработке внутренних поверхностей самолета (вертолета) следует соблюдать особую осторожность, чтобы не повредить специальное оборудование и не допустить затекание растворов в приборы и агрегаты. После обработки кабина самолета (вертолета) проветривается.

Специальная обработка съемного оборудования, техники аэродромно-технического обслуживания проводится также как и обработка вооружения и военной техники Сухопутных войск.

Автомобильная техника.

Частичная специальная обработка автомобильной техники проводится силами их экипажей (расчетов) с использованием табельных бортовых комплектов специальной обработки или ветошью, смоченной растворами (рецептурами).

Полная специальная обработка автомобильной техники проводится силами их экипажей (расчетов) с использованием бортовых комплектов, или технических средств частей (подразделений) войск РХБ защиты.

Перед началом проведения специальной обработки ходовая часть автомобильной техники очищается от грязи, из грузовых машин без тентов выгружается груз и съемное оборудование. Затем с помощью брандспойтов со щетками последовательно протираются сверху вниз наружные поверхности, пол (днище) внутри кабин, фургонов, десантных отделений и т.д. Оборудование, размещенное в них, протирается ветошью, смоченной дегазирующими (дезактивирующими или дезинфицирующими) растворами. Наиболее тщательно обрабатываются кабина, капот, подножки, двигатель, радиатор, внутренние поверхности и оборудование кабины.

В дальнейшем обрабатываются съемное оборудование и груз.

Дегазация, дезактивация или дезинфекция ходовой части, колес, внешних бортов кузова и подножек может проводиться, кроме того, протиранием ветошью с использованием кашиц ГК.

У автомобилей, кузов которых закрыт тентом, последний обрабатывается одновременно с автомобилем. При дегазации и дезинфекции тентов обработка ведется до полного промокания брезента, полимерная ткань обрабатывается аналогично лакокрасочному покрытию. При дезактивации тенты обметаются, вытряхиваются (выколачиваются).

Перед началом обработки автомобильной техники с грузом, покрытым тентом (брезентом), последние снимаются и обрабатываются отдельно. Груз в этом случае не обрабатывается.

Техника инженерных войск.

Частичная специальная обработка техники инженерных войск проводится расчетами (экипажами) с использованием табельных бортовых комплектов специальной обработки или протиранием ветошью, смоченной растворами (рецептурами).

Полная специальная обработка техники инженерных войск проводится табельными бортовыми комплектами или техническими средствами специальной обработки частей (подразделений) войск РХБ защиты (АРС).

Установки и другие средства инженерного вооружения, смонтированные на шасси автомобилей или танков, такие как машины для отрывки траншей и котлованов, путепрокладчики и бульдозеры, минные раскладчики и тралы, переправочные средства, электростанции, буровые и водоочистные установки, обрабатываются в том же порядке и теми же средствами, что и автомобильная и бронетанковая техника.

При специальной обработке переправочных средств и водоочистных станций, наряду с использованием табельных бортовых комплектов, следует использовать имеющиеся в инженерных войсках насосные агрегаты (мотопомпы и др.)

Дегазация и дезинфекция переправочных средств проводится нанесением на зараженную поверхность кашиц ГК с последующим смыванием их водой. Деревянные части понтонов обрабатываются дегазирующими растворами, а так же кашицами ГК.

Переправочные средства дезактивируются водой с помощью брандспойтов со щетками дегазационных машин (комплектов) или струей воды из мотопомп.

Противотанковые и противопехотные мины, зараженные непосредственно перед их установкой, не обрабатываются, а устанавливаются зараженными, о чем делается соответствующая отметка в отчетном документе. Установка мин в этом случае проводится в средствах защиты кожи.

Дегазация или дезинфекция мин проводится протиранием их дегазирующими растворами.

Зараженные радиоактивными веществами мины, не подлежащие использованию в ближайшее время, дезактивируются протиранием ветошью, смоченной водным раствором порошка СФ-2У, водой или растворителями.

Дегазация и дезинфекция взрывателей, замыкателей, детонирующих и огнепроводных шнуров, средств воспламенения, находящихся в упаковках, проводится обработкой поверхностей упаковок дегазирующими растворами.

Дезактивация этих изделий проводится протиранием брандспойтами со щетками, ветошью с использованием водного дезактивирующего раствора порошка СФ-2У, (воды) или обмыванием струей воды.

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ: дегазация, дезактивация и дезинфекция неупакованных взрывателей, замыкателей, детонирующих и огнепроводных шнуров и т.п. дегазирующими растворами №1, 2бщ (2ащ), рецептурой РД-2 или водными растворами ГК и порошка СФ-2У запрещается.

Средства связи, радио- и телеаппаратура, приборы радиационной, химической и биологической разведки.

Специальная обработка указанных средств не может проводиться табельными техническими средствами специальной обработки, так как их использование предусматривает орошение зараженных приборов коррозионноактивными дегазирующими, дезактивирующими или дезинфицирующими растворами (рецептурами).

Большинство средств связи, радио- и телеаппаратуры, используемых в объектах ВВТ, выполнено в герметичном исполнении, что надежно защищает их от проникновения ОВ, РВ и БС внутрь приборов. В нерабочем положении они должны быть всегда закрыто чехлами (пленкой), предотвращающими заражение его наружных поверхностей.

Специальная обработка проводится путем двух-трехкратного протирания зараженной поверхности тампонами (ветошью), смоченными дегазирующими, дезактивирующими или дезинфицирующими растворами (рецептурами). При отсутствии растворов (рецептур) используется бензин или спирт. Кроме того, переносные герметичные радиостанции (типа Р-105, Р-107, Р-148) могут дегазироваться пакетами ИДП-1. При проведении специальной обработки особое внимание уделяется на тщательную обработку передней панели и ручек управления. Обработанные поверхности протираются насухо чистыми тампонами, а при наличии времени подвергаются чистке и смазке. При чистке особенно тщательно протираются пазы, щели, контактные гнезда, а также те части, куда могли затечь растворы, применявшиеся при обработке.

Резиновые наушники головных телефонов при заражении ОВ заменяются незараженными.

Брезентовые переносные ремни и ремни гарнитуры обрабатываются до полного промокания, а затем сушатся на воздухе.

Дегазация, дезактивация или дезинфекция автомобильных радиостанции проводится путем обработки наружных поверхностей автомобиля и оборудования внутри кузова. Обработка наружной поверхности закрытых автомобильных радиостанций проводится так же, как и обработка автомобилей.

При частичной дегазации радиостанции внутри кузова обрабатываются органы настройки и рабочие места, а при полной дегазации, дезактивации или дезинфекции – вся поверхность аппаратуры, рабочие места экипажей и оборудование внутри кузова. Дезактивация осуществляется обметанием щетками или двух-трехкратным протиранием тампонами, смоченными дезактивирующим раствором или бензином.

При заражении внутренней схемы аппаратуры она дегазируется, дезактивируется или дезинфицируется (при отключенном питании) двух–трехкратным протиранием тампонами, смоченными бензином или спиртом. Дезактивация электронных схем может проводиться путем обдувания зараженных поверхностей сжатым воздухом.

Дегазация и дезинфекция мачтовых и штыревых антенн, зарядных агрегатов, упаковок (футляров, чехлов) проводятся протиранием ветошью, смоченной дегазирующими растворами, рецептурой РД-2 или 1,5% водной суспензией ГК.

Специальная обработка кабеля проводится только при свертывании связи. При дегазации и дезинфекции кабель протирают ветошью смоченной водными суспензиями ГК, или протягивают его через сосуд, наполненный этой суспензией с последующим протиранием ветошью. При дезактивации кабель протирают ветошью, смоченной дезактивирующим раствором или водой.

Полимерные, деревянные, брезентовые, резиновые и кожаные изделия.

Полимерные материалы, изделия из дерева, резины, брезента и кожи хорошо впитывают ОВ. Впитавшиеся ОВ медленно десорбируется (испаряется) из глубины материала, создавая опасность для личного состава, эксплуатирующего объект ВВСТ без средств индивидуальной защиты. Такие материалы опасны при контакте с незащищенной кожей более 15 мин и при работе без противогаза.

Вследствие хорошего впитывания ОВ указанные материалы плохо дегазируются и их эксплуатация должна осуществляться в средствах защиты кожи (перчатках) и органов дыхания. Время снятия средств индивидуальной защиты определяется по результатам химического контроля, проводимого с помощью прибора ВПХР. При заражении изделий из этих материалов отравляющими веществами их лучше всего заменить, а зараженные предметы уничтожить путем сжигания. При отсутствии возможности замены зараженные предметы дегазируются в первые минуты после заражения. В этом случае ОВ могут быть удалены протиранием подручными средствами: землей, глиной, снегом, травой, ветошью.

Специальная обработка полимерных, резиновых, брезентовых и кожаных материалов, а также изделий из дерева проводится с помощью бортовых комплектов, а также ветоши, смоченной дегазирующими растворами, 1,5% водным раствором ГК или рецептурой РД-2. Для дегазации грубых деревянных поверхностей могут быть использованы водные кашицы ГК или дегазирующий раствор №1.

Водные кашицы ГК наносятся на зараженную поверхность сплошным слоем, растираются кистью или щеткой и выдерживаются около 30 мин, после чего смываются водой и обработка объекта ВВСТ повторяется.

Использование дегазирующего раствора №1 и органических растворителей для обработки резиновых изделий не рекомендуется.

Изделия из кожи (кожзаменителя), как правило, дегазируются (дезинфицируются) двукратным протиранием ветошью, смоченной соответствующим раствором. Обработанные изделия проветриваются на воздухе, после чего смазываются жировой смазкой.

Брезентовые изделия дегазируются (дезинфицируются) путем протирания дегазирующими (дезинфицирующими) растворами до полного промокания. После этого они просушиваются на открытом воздухе. Дезактивация этих изделий осуществляется путем сметания, вытряхивания или протирания ветошью, смоченной дезактивирующим раствором или водой.

В дальнейшем брезенты, тенты, чехлы, а также изделия из кожи (кожезаменителей) могут представлять некоторую опасность для личного состава, поэтому при первой возможности их необходимо отправлять на дегазационные пункты, развертываемые войсками РХБ защиты, для специальной обработки машинными способами.

Специальная обработка обмундирования, обуви, снаряжения и средств индивидуальной защиты.

Полная СО обезличенного зараженного обмундирования, СИЗ и других элементов экипировки организуется штабами соединений (объединений) на основании решений командира на ее проведение на дегазационных пунктах вещевого имущества и СИЗ, развертываемых частями (подразделениями) войск РХБ защиты.

Штаб соединения организует проведение полной специальной обработки ВИ и СИЗ совместно с начальником службы РХБ защиты в местах сосредоточения зараженного имущества, как правило, вблизи складов ВТИ соединений (частей). Дегазационные пункты развертываются на незараженной местности, вблизи источников воды с учетом защитных и маскирующих свойств местности.

Дегазация и дезинфекция (дезинсекция) ВИ и СИЗ на дегазационных пунктах проводятся с помощью табельных автодегазационных станций АГВ-3У и бучильных установок БУ–4М.

Полнота СО ВИ и СИЗ обеспечивается точным соблюдением режимов ее проведения.

Дегазационный пункт, развертываемый, как правило, силами и средствами подразделений войск РХБ защиты должен включать следующие элементы: площадку для развертывания станции или установки; склад хранения зараженного имущества и площадку его сортировки; склад хранения обработанного имущества и площадку его сортировки; площадки надевания и снятия СИЗ; палатку санитарной обработки личного состава ДП; палатку для сушки обработанного обмундирования и другого вещевого имущества; площадку для обработки коробок противогазов; сливную яму; пресс и сушило полевое; место отдыха (обогрева) личного состава; укрытия для личного состава и окопы для стрельбы стоя при отражении противника.

12.5.3. Порядок проведения полной СО вещевого имущества и СИЗ на дегазационном пункте.

Полная СО ВИ и СИЗ проводится в следующем порядке. Поступившее зараженное имущество сортируется по виду заражения и наименованиям: обмундирование, СИЗ кожи (ОЗК, ОКЗК), противогазы, обувь и т.п. и распределяется между станциями АГВ и бучильными установками БУ.

Для обработки в автодегазационных станциях АГВ направляется следующее зараженное ОВ или БС имущество: куртки и брюки ОКЗК, хлопчатобумажное и шерстяное обмундирование, нательное (защитное) белье, фуражки полевые хлопчатобумажные, портянки, валенки и ватное обмундирование, брезенты (тенты, чехлы, ремни) и лагерные палатки; только для дегазации – общевойсковые и специальные средства защиты кожи изолирующего типа (защитные плащи ОП-1, защитные костюмы легкие Л-1, фартуки, защитные чулки и перчатки), резиновые сапоги, прорезиненные мешки для сбора зараженного обмундирования и СИЗ.

В бучильных установках БУ дегазируется и дезинфицируется следующее имущество: лицевые части и соединительные трубки противогазов, общевойсковые и специальные средства защиты кожи изолирующего типа (защитные плащи ОП-1, защитные костюмы легкие Л-1, фартуки, защитные чулки и перчатки), резиновые сапоги, прорезиненные мешки для сбора зараженного обмундирования и СИЗ.

В бучильных установках могут также дегазироваться и дезинфицироваться изделия из хлопчатобумажной ткани (летнее обмундирование, белье), а также фляги, котелки, кружки, ложки и кухонный инвентарь.

Противогазовые коробки дегазируются протиранием ветошью, смоченной рецептурой РД-2, дегазирующими растворами №1 или 2бщ (2ащ). Кроме того, допускается использование дегазационного пакета ИДП-1.

В случае заражения имущества БС сведения о форме микроорганизмов (вегетативные или спорообразующие) представляет начальнику дегазационного пункта медицинская служба. При известном виде ОВ или БС обработка зараженного имущества проводится по соответствующим режимам.

Если имущество заражено неизвестным ОВ, то дегазация его в станциях АГВ и бучильных установках проводится по режиму дегазации зомана.

Дезинфекция имущества при неизвестном виде примененных БС проводится по режиму, принятому для спорообразующих форм микроорганизмов.

За соблюдение установленных режимов дегазации, дезактивации и дезинфекции (дезинсекции) несут ответственность начальник дегазационного пункта и командиры станций АГВ и бучильных установок.

Имущество, загрязненное РВ выше допустимых уровней, складируется на специальных площадках для естественной дезактивации. В случае одновременного заражения имущества РВ, ОВ и БС после естественной дезактивации проводится его обработка по соответствующим режимам дегазации (дезинфекции). Снижение уровней загрязненности имущества РВ определяется радиометрическим контролем, осуществляемым с помощью измерителя мощности дозы типа ДП-5.

В случае необходимости при поступлении на ДП большого количества зараженного обмундирования дегазация имущества, особенно зараженного парами ОВ, в летних условиях может проводиться проветриванием. Примерные сроки естественной дегазации (проветриванием) имущества, зараженного парами зомана и иприта, приведены в Приложении 3. В весенне-осенних условиях при снижении температуры воздуха до +10°С сроки дегазации проветриванием увеличиваются в 1,5-2,0 раза. Дегазация обмундирования, зараженного парами ОВ типа зоман, проветриванием обеспечивает безопасное пребывание в нем личного состава без противогазов на открытой местности и в открытых участках траншей. Для обеспечения безопасного пребывания в закрытых помещениях без противогазов обмундирование должно быть дополнительно обработано пакетом ДПС-1 из комплекта ИДПС, ИДПС-69 или пакетами ДПП-М.

Сроки естественной дегазации имущества, зараженного капельножидкими ОВ, составляют десятки суток.

При проведении дегазации и дезинфекции имущества личный состав расчетов станций и установок, находящихся на грязной половине, работает в СИЗ.

Сортировка, подготовка к загрузке, переноска и загрузка зараженного имущества, а также дегазация специального оборудования станций АГВ и бучильных установок проводятся в противогазах, защитных плащах, перчатках и чулках или костюмах Л-1.

Выгрузку, сортировку обработанного имущества, эксплуатацию и обслуживание специального оборудования по разрешению начальника ДП допускается производить в противогазах в Положении «наготове», в защитных чулках и перчатках. При проведении дегазации и дезинфекции (дезинсекции) имущества принимаются меры защиты личного состава от поражения ОВ и БС, летом от тепловых ударов и зимой от обморожения при работе в средствах защиты кожи изолирующего типа. Кроме того, следует строго соблюдать правила эксплуатации специального оборудования, особенно паровых котлов и перегонных аппаратов.

После каждой смены (15-16ч работы) личный состав, проводивший работы по дезинфекции и дезактивации, проходит полную санитарную обработку, а личный состав, проводивший работы по дегазации, проходит гигиеническую помывку с использованием оборудования входящего в комплект станции АГВ или АРС-14, АРС-15. После окончания работы проводятся дегазация или дезинфекция специального оборудования с помощью комплекта ДК-4, имеющегося в составе станции АГВ. Отводные канавки и сливные ямы для стока отработанных растворов засыпаются землей и обозначаются указками «Заражено».

Обработанное вещевое имущество (обмундирование и другие элементы экипировки) предается на склады вещевой службы. Хлопчатобумажное имущество (брюки и куртка хлопчатобумажные, нательное белье, портянки) после обработки в АГВ подлежит гигиенической стирке в полевых механизированных прачечных. Шерстяные, меховые и валяные изделия стирке не подвергаются, а при наличии времени и благоприятной обстановки проветриваются на воздухе до удаления резкого запаха.

Обработанные СИЗ передаются на склады ВТИ дивизии (полка) для осмотра, категорирования и ремонта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: