Физическое воспитание в пожилом и старшем возрасте

Старение – длительный биологический процесс постепенного снижения функциональных возможностей организма.

Старость – неизбежная стадия онтогенеза, характеризующаяся невысоким уровнем функциональных возможностей организма.

Задачи физического воспитания:

1. Содействовать творческому долголетию и сохранению здоровья (остаточного здоровья).

2. Задержать процессы старения и обеспечить сохранность работоспособности.

3. Обеспечить сохранность жизненно важных двигательных навыков и умений.

4. Пополнить и углубить знания, необходимые для самостоятельного применения средств физического воспитания.

Особенности возрастного развития. К пожилому возрасту относят людей достигших пенсионного возраста (55/60-74 года).

Процесс старения имеет свои закономерности и его сроки зависят от комплекса факторов: социально-экономический, личностно-поведенческий и др. С целью профилактики преждевременного старения и творческого трудоспособного долголетия необходимо грамотно использовать средства физического воспитания.

Обмен веществ: в основе старения лежит снижение обмена веществ – процессы разрушения преобладают над процессами созидания. В организме накапливаются продукты обмена – шлаки, развивается склероз сосудов, что ухудшает процесс кровоснабжения тканей и органов.

Сердечнососудистая система: сердце чувствительно к возрастным изменениям, его размер уменьшается, а ЧСС увеличивается (20 лет – 60-70 уд/мин, 60 лет – 75-80 уд/мин). Сердце труднее приспосабливается к физическим напряжениям, увеличивается восстановительный период после нагрузки.

Дыхательная система: снижается эластичность легочной ткани, легкие становятся менее подвижными и не могут обеспечить полноценную доставку кислорода к тканям; дыхание становится частым и неглубоким, а это затрудняет выполнение физических нагрузок.

Опорно-двигательный аппарат: позвоночник утрачивает нормальное, сбалансированное положение. Как результат – шаркающая походка, сутулая спина. Истончаются и становятся более рыхлыми кости – повышается риск скелетных повреждений. Понижается эластичность связок, мышц, а это при неправильной дозировке физических упражнений может привести к разрыву мышечных волокон; уменьшается сила и объем мышц; замедляется переход мышц из состояния расслабления в напряжение и наоборот.

Центральная нервная система: ее функции также ухудшаются. Замедляются реакции, понижается чувствительность нервных процессов, труднее вырабатываются новые условные рефлексы, ухудшается точность движений – как результат ухудшается сон, аппетит, самочувствие.

Указанные возрастные изменения влияют и на психику пожилого человека. Он выполняет новую социальную роль – пенсионера. В связи с чем возникают трудности в приспособлении к окружающим, теряются близкие люди, друзья и в результате нарушаются контакты с внешним миром и развивается чувство одиночества.

Средства физического воспитания в пожилом и старшем возрасте.

Применяются легко дозируемые и малоинтенсивные физические упражнения:

1. Гигиеническая и лечебная гимнастика, средства основной гимнастики.

2. Циклические упражнения (дозированная ходьба, бег умеренной интенсивности, лыжные прогулки, плавание, езда на велосипеде и др.).

3. Игры: городки, бадминтон, теннис, бильярд и др.

Формы организации занятий:

1. Коллективные (группы здоровья, секции ОФП, туристические походы).

2. Самостоятельные занятия; труд на открытом воздухе, организованный по правилам рационального дозирования нагрузки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: