Физическое воспитание в основной период трудовой деятельности

Социальное значение и задачи физического воспитания взрослого населения, занятого трудовой деятельностью.

С завершением общего и профессионального образования люди приступают к многолетней трудовой деятельности. В этой связи физическая культура является одним из факторов, оказывающим восстановительное влияние на трудовую деятельность человека в со­временном производстве.

Взаимосвязи физической культуры с трудовой деятельностью прослеживаются во многих аспектах.

1. Любой трудовой процесс имеет фазу врабатывания, а при большой продолжительности и напряженности также и фазу падения работоспособности. Средства физического воспитания убыстряют врабатываемость, замедляют падение работоспособности и производительности труда, способствуют более быстрому восстановлению утраченной в процессе труда нервно-психической и мышечной энергии.

2. Некоторые современные виды труда характеризуются малой мышечной активностью (гиподинамией) или локальной нагрузкой на отдельные части тела, на отдельные функции организма. Средства физического воспитания позволяют предупредить отклонения в физическом состоянии и развитии, возникающие в силу специфики данного труда.

3. В современном производстве пока еще не исключены факторы и условия, создающие возможность профессиональных заболеваний. Средства физического воспитания в значительной мере выполняют профилактическую функцию и снижают вероятность появления типичных заболеваний и травм.

4. Ряд видов труда требует специальной физической подготов­ленности, которая может быть обеспечена только специфическими средствами и методами физической подготовки.

5. В современном производстве в связи с научно-техническим прогрессом наблюдается тенденция смены профессий у трудящихся. Хорошая общая физическая подготовленность расширяет возможности для соответствующей адаптации и овладения новыми профессиями.

Физическая культура в научной организации труда. Внедрение физической культуры в научную организацию труда (НОТ) является существенной необходимостью. НОТ, основываясь на постоянном использовании достижений науки и передового опыта, предусматривает оптимальное взаимодействие людей и техники в едином производственном процессе с целью повышения производительности труда. Внедрение физической культуры в НОТ имеет существенное социально-экономическое значение. Это определяется прежде всего ролью физической культуры как неотъемлемого фактора достижения высокой работоспособности, хорошей физической подготовленности и укрепления здоровья.

Главной целью внедрения физической культуры в систему НОТ в обществе является содействие повышению производительности труда на базе укрепления здоровья и всестороннего гармонического физического развития трудящихся.

Данная цель конкретизируется в следующих специфических задачах, решаемых средствами физической культуры в процессе трудовой деятельности.

На этапе обучения профессиям (в колледжах профессионального образования, училищах, вузах) обеспечить необходимый уровень профессионально-прикладной физической подготовленности к избранной трудовой деятельности (т.е. повысить уровень специфических для избранной профессии физических качеств и сформировать необходимые профессиональные двигательные умения и навыки).

1. В процессе непосредственной трудовой деятельности (т.е. в течение рабочего дня) способствовать оптимальной динамике (ускорению врабатывания, поддержанию высокой работоспособности замедлению этапов ее снижения).

3. В послерабочее время путем специально направленного активного отдыха содействовать восстановлению работоспособности, а также устранению негативных сдвигов в физическом состоянии организма, вызванных неблагоприятными условиями труда.

От успешного решения перечисленных задач в немалой степени зависят здоровье человека, его творческое долголетие и общественно полезная активность. Эти задачи конкретизируются в зависимости от:

I – содержания и характера труда (умственный или физически, напряженность и длительность рабочих усилий и т.д.);

II – особенностей производственных условий (технологических, технических и др.);

III – особенностей реакции организма на требования, предъявляемые трудовой деятельностью и ее условиями (характер функциональных сдвигов в основных системах организма, степень утомления и т.д.).

При конкретизации задач и форм направленного использования физической культуры в системе НОТ учитываются также возрастные и половые особенности трудящихся, уровень физически подготовленности, состояние здоровья. В системе НОТ выделяют три сферы целесообразного использования физической культуры: 1) в рамках трудового процесса; 2) в непосредственной связи с процессом труда (на производстве), но вне его собственных рамок; 3) вне производства, но в связи с его требованиями (в системе профессионально-прикладной подготовки, а также физкультурно-реабилитационных мер).

В результате организованного включения физической культуры НОТ, как показывают многочисленные исследования, заметно возрастает производительность труда, уменьшаются пропуски по болезням, увеличивается трудовое долголетие.

Возраст от 18 до 29 лет принято считать молодежным, а от 30 до 55 лет (женщины) и 60 лет (мужчины) – зрелым.

В возрастном интервале 18-29 лет у человека сохраняется высокий уровень тренируемости двигательной функции, особенно: силовых проявлений и работоспособности, складываются благоприятные предпосылки для занятий различными видами спорта и достижения в них высоких спортивных результатов.

В возрастном интервале 30-60 лет наступает медленное, но неуклонное снижение ряда показателей физического развития и уровня физического потенциала человека. Причем масса тела, частота дыхания, систолическое давление изменяются в сторону увеличения, а показатели физической подготовленности снижаются. Мышцы человека зрелого возраста в основном сохраняют свои функциональные свойства, однако регрессивные изменения морфологических характеристик аппарата движения заметны уже после 30-35 лет.

Это относится, прежде всего, к снижению эластичности связочного аппарата, понижению его прочности, возрастанию хрупкости костей, окостенению ряда элементов позвоночного столба, снижению подвижности в суставах (В. К. Бальсевич, В. А. Запорожанов, 1987). После 30 лет начинает уменьшаться скорость двигательной реакции, что связано также с понижением возбудимости нервных центров и мышц и уменьшением их лабильности. С возрастом заметно ухудшаются координационные способности, снижается способность к освоению новых движений. Снижается также продуктивность умственной деятельности, главным образом в количественных параметрах, что приводит к более быстрой утомляемости.

Современные данные геронтологии свидетельствуют о том, что инволюционный период развития человека начинается в 30-35 лет, когда осуществляется переход от первого зрелого возраста во второй. Этот период, как правило, разделяет эволюционные и инволюционные периоды развития.

Характер возрастных изменений морфофункциональных свойств аппарата движения человека зависит от образа жизни, уровня и содержания его физической активности. Научные и практические данные говорят о том, что в принципе можно управлять процессом инволюционных изменений, замедляя регресс организма с помощью рациональной двигательной деятельности. Правильная организация физической активности в соответствии с возрастными особенностями человека предполагает систематическую физическую тренировку со средней и невысокой интенсивностью нагрузок, разнообразных по характеру воздействия на организм.

Исходя из естественных возможностей организма людям в возрасте до 5О лет можно выполнять физические нагрузки умеренно развивающего характера в пределах 60-75% собственного МПК, а старше 50 лет – поддерживающие нагрузки в пределах 50% МПК (Н. Амосов, 1985). Также определить физическую подготовленность мужчин и женщин в любом возрасте можно по 12-минутным тестам предложенным Купером (приложение 1 и 2).

В молодом и зрелом возрасте рекомендуется заниматься физическими упражнениями не реже 3 раз в неделю с дополнильным занятием оздоровительного и рекреационного характера, продолжительность занятия не должна превышать 2 ч для лиц молодого возраста и 1,5 ч для людей зрелого возраста. Следует считать, что интенсивность занятий на начальном этапе не должна — превышать 40— 15% МПК. Активные занятия почти в любом возрасте повышают жизненный тонус организма, противодействуют различного рода заболеваниям, особенно сердечно-сосудистым и простудным. Люди любого возраста, систематически занимающиеся физической культурой, в 2-3 раза реже болеют, а по физической подготовленности и состоянию здоровья приравниваются к лицам на 10—15 лет моложе себя (Р. Е. Мотылянекая, 1967).


ТЕМА 7: «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРА И СПЕЦИАЛИСТА»

Производственная физическая культура (ПФК) - система физкультурно- оздоровительных мероприятий, формы и содержание которых диктуются особенностями влияния на человека условий, характера и организации труда.

Цель ПФК - способствовать укреплению здоровья и повышению производительности труда работающего. ПФК решает общеоздоровительные и специфические задачи, состоящие в подготовке человека к процессу труда в

восстановлении работоспособности во время и после его окончания, в профилактике возможных влияний неблагоприятных факторов труда.

ПФК включает четыре относительно самостоятельных вида:

– производственная гимнастика, основной задачей которой является повышение работоспособности во время работы за счет снижения утомления, ускорения восстановительных процессов;

– послерабочее восстановление, способствующее ускорению восстановительных процессов сразу после окончания рабочего дня.

– профилактика влияния неблагоприятных факторов труда, способствующая повышению устойчивости организма к их воздействию.

– профессионально-прикладная физическая подготовка, пре­дусматривающая развитие или поддержание определенного уровня физических и психических качеств, навыков, умений.

Каждый вид ПФК имеет свои формы занятий физическими упражнениями, но иногда в рамках одной формы можно решать одновременно задачи других форм.

Одним из условий эффективности ПФК является учет специфики трудовой деятельности при подборе комплексов упражнений. Для этого существует классификация профессий, отражающая особенности каждого вида труда. В данной классификации в отдельную группу выделены профессии, связанные с умственным трудом. Последний характеризуется как труд, требующий постоянного умственного и эмоционального напряжения и длительного внимания.

К умственному труду относят деятельность, связанную с приемом и переработкой информации и требующую преимущественного напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, активации процессов мышления, эмоциональной сферы и, в то же время, не требующую значительных физических усилий. Систематизацию различных видов умственного труда можно проводить, базируясь на отдельных его характеристиках.

Наиболее важными критериями умственного труда являются информационная структура деятельности, характер ответственности за принятые решения, влияние трудовой деятельности на состояние здоровья человека в ближайшем и отдаленном будущем. Среди разновидностей умственного труда необходимо рассмотреть те, которые имеют или будут иметь впоследствии отношение к основной деятельности бакалавра и специалиста.

Творческий труд - одна из наиболее сложных форм человеческой деятельности, так как требует многолетней предварительной подготовки, высокой квалификации и особых условий. Для него характерно создание (чаще, чем в других профессиях) новых алгоритмов деятельности, значительный объем долговременной и оперативной памяти, напряженное и сосредоточенное на объекте деятельности внимание, что повышает степень нервно-эмоционального напряжения, и в то же время нерегламентированный график деятельности.

Труд студентов требует напряжения основных психических функций - памяти, внимания, восприятия. Кроме того, учебный процесс часто сопровождается стрессовыми ситуациями (например, во время сдачи экзаменов, зачетов).

Рассмотрим основные характеристики данного вида труда.

1. Рабочая поза, в основном, - сидя. Физическая нагрузка незначительная, связана с поддержанием рабочей позы, действиями рук.

2. Акт вдоха-выдоха вялый, напряжено зрение, внимание. Активная деятельность мышления.

3. Энергетические затраты связаны, в основном, с напряженной психической Деятельностью.

Необходимо отметить, что указанная классификация недостаточно полно отражает все многообразие особенностей современного производства. Изменения характера и содержания труда обязывают при разработке комплексов упражнений более тщательно учитывать характер производст­венной деятельности. При обосновании характеристик производственной деятельности следует также учитывать показатели работоспособности, физиологические показатели в динамике трудового дня, санитарно- гигиенические условия, режим труда и др.

В наше время заметно возрастает напряженность процесса учебной работы студентов. Известно, что продолжительность рабочего дня студента достигает 10-12 часов, а в период экзаменационной сессии 14-16 часов, превышая оптимальные физиологические нормы. Речь идет об основной - учебной деятельности, которая по содержанию является умственным трудом.

Переходим к освещению особенностей различных видов ПФК. Первый из них - производственная гимнастика - имеет четыре основные формы.

Вводная гимнастика. Она помогает сократить период врабатывания благодаря ускорению протекания биологических процессов и настройке на предстоящий вид деятельности. Использование специально подобранных физических упражнений позволяет сократить период врабатывания при­мерно наполовину. Вводная гимнастика дает также возможность продлить время оптимальной работоспособности. Комплекс вводной гимнастики состоит из 6-8 упражнений, выполняемых в течение 5-7 минут в начале рабочего дня.

Комплексы вводной гимнастики, предназначенные для представителей различных видов производственной деятельности, различаются характером упражнений, подбором специальных упражнений, которыми заканчивается комплекс, а также распределением нагрузки в процессе занятия.

Типовая схема вводной гимнастики такова:

1. Упражнение организующего характера.

2. Упражнение для мышц туловища, рук и ног.

3. Упражнение общего воздействия.

4. Упражнение для мышц туловища, рук и ног с маховыми элементами.

5. Упражнение для мышц туловища, рук и ног.

6-8. Специальные упражнения.

Для студентов может быть предложен следующий комплекс вводной гимнастики (В.Н. Носарь, 1973):

1-е упражнение - ходьба на месте.

2-е упражнение - для ног (приседания, прыжки, бег).

3-е упражнение - для мышц туловища (наклоны назад).

4-е упражнение - для мышц туловища, рук и ног (повороты туловища, наклоны в стороны).

5-е упражнение - для мышц туловища (наклоны в стороны).

6-е упражнение - наклоны вперед.

7-е упражнение - на координацию движений и внимание.

Физкультурная пауза. Проводится для снижения утомления в процессе труда. Она состоит из 5-7 упражнений и проводится в течение 5-7 минут в период начинающегося утомления. Время ее включения в режим рабочего дня зависит от вида деятельности и особенностей динамики профессиональной работоспособности. Для людей умственного труда ее целесообразно проводить не ранее, чем через 3 часа после начала работы. Упражнения для физкультурной паузы подбираются в зависимости от особенностей трудового процесса.

Применительно к производственной гимнастике профессии делятся на четыре группы. Для каждой из них разработаны примерные типовые схемы подбора физических упражнений, которые значительно облегчают составление конкретных комплексов физкультурных пауз.

В схемах типовых комплексов упражнений для разных групп профессий имеются некоторые общие моменты. При любых видах деятельности первой естественной потребностью организма при утомлении является желание потянуться, глубоко подышать, выпрямить спину, развернуть плечи. Поэтому В начале физкультурной паузы для всех групп профессий предлагается Упражнение в потягивании. Оно выполняется в медленном темпе, с глубоким Дыханием.

После физкультурной паузы рабочий процесс возобновляется, поэтому необходимо создать наиболее благоприятные условия для перехода от выполнения физических упражнений к продолжению работы. Исследования показали, что наилучшим образом это удается сделать при помощи уп­ражнений, сосредоточивающих внимание.

Общим моментом для всех групп труда, кроме группы тяжелого физического труда, является использование в середине комплекса Упражнений общего воздействия. Они дают наибольшую физическую нагрузку на организм. Это оправдано как физиологически, так и с точки зрения педагогики. Первые три упражнения постепенно подготавливают организм к выполнению нагрузочного упражнения. Все последующие дают возможность снизить физическую нагрузку до такого уровня, чтобы человек мог приступить к продолжению работы в наиболее благоприятном состоянии. Остальные физические упражнения комплекса физкультурной паузы подби­раются в соответствии с особенностями труда и его условий, с учетом влияния неблагоприятных факторов, характера утомления, его локализации и т.д.

Работы, связанные с умственным и преимущественно умственным трудом, относятся к группе профессий, требующих большого напряжения Центральной нервной системы. Как правило, они малоподвижны, характеризуются небольшими затратами физических усилий.

Физкультурная пауза для людей этой группы профессий состоит из разнообразных физических упражнений с широкой амплитудой движений. Кроме непосредственного влияния на повышение профессиональной работоспособности, они должны способствовать общему укреплению организма, улучшению деятельности системы кровообращения.

В физкультурную паузу необходимо включать упражнения для мышц ног, которые создают наиболее благоприятные условия для кровоснабжения тканей всего организма, в том числе и головного мозга, ликвидируют застой крови в области нижних конечностей и малого таза. Обязательно включаются упражнения, улучшающие осанку и способствующие глубокому дыханию.

Физкультурную паузу лучше выполнять в положении стоя. Ее типовая схема для этой группы профессий следующая:

1. Упражнение в потягивании.

2. Упражнение для мышц туловища, ног и рук.

3. Упражнение для мышц туловища, ног и рук (более динамическое, с большей нагрузкой).

4. Упражнение общего воздействия - приседания, бег, прыжки.

5. Упражнение для мышц ног, рук и туловища и их комбинации с акцентом на движения ног.

6. Упражнение на расслабление мышц рук.

7. Упражнение на внимание, координацию движений.

Физическая нагрузка во время выполнения комплекса упражнений физкультпаузы должна постепенно подниматься, достигнуть максимума к середине комплекса, а к его концу снизиться. Если один и тот же комплекс выполняется в течение рабочего дня дважды, физическая нагрузка во время активного отдыха во второй половине дня должна быть снижена по сравнению с первой примерно на 30-40%.

Студентам предлагается следующий комплекс физкультурной паузы:

1-е упражнение - потягивание. Темп медленный. 5-6 раз.

2-е упражнение наклоны назад и повороты туловища. Темп средний. 3-4 раза.

3-е упражнение - наклоны вперед. Темп средний. 6-10 раз.

4-е упражнение - пружинистые приседания. Темп средний. 6-8 раз.

5-е упражнение - наклоны в стороны. Темп средний. 6-8 раз.

6-е упражнение - маховые движения. Темп средний. 4-6 раз.

7-е упражнение - на координацию движений. Темп средний. 6-8 раз.

Рекомендуется включать данный комплекс между второй и третьей лекцией в режиме учебного дня.

Третья форма производственной гимнастики - физкультминутки, состоящие из 2-3 упражнений, выполняемых в течение 1-2 минут. Физкультурные минутки могут быть общего или локального воздействия, они применяются в течение рабочего дня по мере необходимости в активном отдыхе (до 5 и более раз).

В физкультминутках общего воздействия первое упражнение обычно бывает связано с распрямлением спины и отведением плеч назад. Оно не всегда выполняется с глубоким дыханием, что обусловлено особенностями санитарно-гигиенических условий работы. Второе упражнение - наклоны или повороты туловища в сочетании с движениями рук и ног, третье - маховые движения.

Физкультминутки локального воздействия направлены на отдых тех анализаторов или мышечных групп, в которых в первую очередь ощущается усталость. Как правило, при этом используются упражнения на расслабление, так как именно они способствуют лучшему кровоснабжению мышц, дают возможность снять развившееся в них утомление, быстрее и полнее восстановить их работоспособность. Одновременное использование некоторых приемов самомассажа позволяет усилить восстановительный эффект.

Физкультурные минутки могут использоваться в режиме рабочего дня независимо от того, выполняется физкультурная пауза и вводная гимнастика или нет. Кроме того, для людей одного вида трудовой деятельности рекомендуются различные физкультминутки, так как утомление накаплива­ется в разные периоды работы в различных отделах организма.

Примером физкультминутки для студентов может служить следующий комплекс: 1 -е упражнение - потягивание. 2-е упражнение - приседания, выпады или прыжки. 3-е упражнение - на координацию движений.

Микропаузы активного отдыха. Это - самая короткая форма производственной гимнастики, длящаяся всего 20-30 секунд. Цель микропауз - ослабить утомление путем снижения или повышения возбудимости центральной нервной системы, нормализации мозгового и периферического кровообращения, снижения утомления отдельных анализаторных систем. В микропаузах активного отдыха используются мышечные напряжения динамического, а чаще изометрического (без движения) характера, расслабление мышц, движения головой, глазами, дыхательные упражнения, приемы самомассажа, ходьба по помещению и т.д. На протяжении рабочего дня они могут применяться многократно, по мере необходимости, индивидуально, наряду с другими формами производственной гимнастики.

По результатам многочисленных научных исследований в области производственной гимнастики разработаны рекомендации по примерным типовым схемам комплексного использования ее форм для людей разных групп труда. В частности, для лиц умственного труда, характеризующегося ма­лой подвижностью, требующего большого напряжения нервной системы и психических функций, рекомендуются следующие физкультурные мероприятия в режиме рабочего дня:

1. Вводная гимнастика.

2. Физкультпауза через 3-3,5 часа работы.

3. Физкультпауза в середине второй половины рабочего дня.

4. Физкультминутки общего и локального воздействия по мере необходимости (индивидуально).

5. Микропаузы для снятия локального утомления по мере необходимости (индивидуально).

Эффективность различных форм производственной физической культуры определяется правильной методикой ее проведения, а также оптимальным моментом применения. Показано, что наиболее благоприятное влияние на организм человека оказывают занятия физическими упражнениями, когда они проводятся на фоне начинающегося утомления. При этом необходимо учитывать, что при разных видах трудовой деятельности период вхождения в работу и устойчивой работоспособности длится неодинаковое время. Напомним, что у людей умственного труда период врабатывания составляет около 3 часов, а утомление начинает проявляться после 3-3,5 часов работы.

На этом мы заканчиваем анализ первого вида ПФК - производственной гимнастики - и переходим к рассмотрению второго: послерабочего восстановления. Основное назначение занятий - быстрее и полнее восстановить силы непосредственно после окончания рабочего дня. Для послерабочего вос- становления средства физической культуры могут использоваться как самостоятельно, так и в комплексе с гигиеническими, физиотерапевтическими процедурами, психорегулирующими воздействиями. Выбор средств восстановления работоспособности зависит от характера, степени и локализации утомления, развившегося в процессе труда.

При умственном труде, осуществляемом, как правило, в условиях малой двигательной активности, развивается нервно-психическое утомление. Оно успешно снимается динамичными нагрузочными упражнениями, включающими в активную деятельность весь опорно-двигательный аппарат, функциональные системы (в первую очередь сердечно-сосудистую, дыхательную, терморегуляционную и др.). Можно также включать в восстановительные занятия упражнения силового характера с использованием тренажеров, специальных приспособлений, эспандеров, гирь, гантелей и т.д.

Степень развившегося утомления влияет на выбор системы восстановительных средств и форм их использования. При сильно выраженном утомлении предпочтение отдается пассивным средствам, при умеренном утомлении - активным.

Утомление может быть общим или локальным, т.е. особенно четко проявляться в отдельных частях организма. Для снятия локального утомления подбираются специальные упражнения для соответствующих частей тела, используются приемы восстановительного массажа и самомассажа.

Послерабочее восстановление осуществляется в нескольких организационных формах. Рассмотрим их подробнее.

Восстановительная гимнастика. Проводится сразу после окончания рабочего дня. Это комплекс физических упражнений в сочетании с приемами самомассажа, который выполняется в течение 7-10 минут и включает 7-9 физических упражнений. Упражнения подбираются таким образом, чтобы снять утомление с наиболее загруженных во время работы систем организма. В этом отношении послерабочая восстановительная гимнастика очень похожа на физкультурную паузу, но отличается от нее несколько большей нагрузкой, повышенным эмоциональным фоном.

Занятия в восстановительных центрах разного типа. Занятия в восстановительных центрах основываются на переключении на другой вид деятельности, разнообразии используемых средств, включающих упражнения на тренажерах, игровые и соревновательные элементы, психорегулирующие воздействия, физиотерапевтические процедуры, массаж и др.

Занятия восстановительного характера на спортивных сооружениях, находящихся на территории предприятия, учебного заведения. В частности, для восстановления после работы или учебы успешно используется плавание в бассейнах, занятия на спортивно-игровых площадках и в залах.

Для лиц умственного труда рекомендуются следующие восстановительные мероприятия сразу после работы.

1. Психорегуляция утомления (самостоятельно или в комнатах психологической разгрузки).

2. Занятия в восстановительных центрах.

3. Восстановительная гимнастика на рабочем месте в сочетании с самомассажем и функциональной музыкой.

Третий вид ПФК - профилактические занятия. Их основная задача повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию различных факторов труда, которые могут вызвать профессиональные заболевания и отклонения в состоянии организма.

Основные неблагоприятные факторы, характерные для умственного труда: ограниченная двигательная активность, неудобная рабочая поза, повышенная нервно-эмоциональная напряженность. Кроме того, необходим учет санитарно-гигиенических условий труда, которые сами по себе могут быть неблагоприятными, сказываясь на состоянии работающих. Исходя ш 'описанных особенностей, и осуществляются профилактические занятия для лиц умственного труда. Формы занятий таковы.

Профилактическая гимнастика. Это - комплекс упражнений, подобранных в соответствии с необходимостью профилактики конкретных неблагоприятных влияний. Занятия проводятся во внерабочее время. Для профессий умственного труда в него рекомендуется включать 18-20 упражнений динамического характера. При их выполнении в активную работу вовлекаются мышечная, сердечно-сосудистая и дыхательная системы Выполнять упражнения целесообразно в среднем и быстром темпе Продолжительность занятия 20-25 минут.

Занятия в профилированной группе здоровья. В ней занимаются те, кто подвержен однотипным влияниям определенных факторов труда. Занятия i использованием специальных упражнений проводятся 2-3 раза в неделю во внерабочее время по 45-90 минут.

Профилированные самостоятельные занятия. Используются для профилактики возможных неблагоприятных отклонений в организме no;i влиянием некоторых факторов труда. На таких занятиях могут применяться различные виды физических упражнений, помогающих противодействоиап. неблагоприятным факторам труда.

Профилированные занятия в физкультурно-оздоровительных центрах. ')то одна из наиболее эффективных форм профилактических воздействий, т.к. и

занятиях используется оздоровительная техника, которой оборудуются центры. Занятия могут проводиться до и после работы или учебных занятий, а также во время обеденного перерыва.

Для профилактики неблагоприятных факторов умственного труда целесообразны описываемые далее мероприятия.

2. Занятия энергоемкими видами физических упражнений с большой амплитудой движений.

3. Занятия в кабинетах, комнатах здоровья с использованием тренажерной техники.

4. Психопрофилактика нервных напряжений самостоятельно или в комнатах психологической разгрузки.

5. Двигательная разрядка психо-эмоциональных напряжений силовыми упражнениями.

Четвертый вид ПФК - профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП). Она представляет собой специальную физическую подготовку к конкретной трудовой деятельности. Основная задача ППФП -

1. развизвивать или поддерживать высокий уровень профессионально важных физических и психических качеств, умений и навыков, которые позволяют сохранять высокую работоспособность и квалификацию.

Поскольку разные виды деятельности предъявляют повышенные требования к уровню развития различных физических и психических качеств и их сочетанию, необходим соответствующий дифференцированный подход к

2. их совершенствованию. Характерные требования, предъявляемые к организму работающих в некоторых видах профессиональной деятельности, сходны. Это предоставило возможность разработать классификацию профессий применительно к решению задач ППФП.

В данной классификации профессии умственного труда были отнесены к первой группе. Они имеют одну основную особенность - наибольшая нагрузка в процессе труда приходится на центральную нервную систему. Большинство объединенных в данной группе профессий относятся к малоподвижным видам труда и требуют небольших затрат физической энергии. Чаще всего деятельность протекает в рабочей позе сидя, двигательные действия минимальные и обычно сводятся к малоамплитудным и незначительным напряжениям мышц кисти и пальцев рук.

Успешность деятельности людей этих профессий во многом зависит от общей выносливости. Хорошая эмоциональная устойчивость помогает быстро оценить обстановку и выбрать наиболее подходящее решение возникшей проблемы.

Организованная ППФП осуществляется в группах ППФП и при занятиях профилированными видами спорта.

Группы ППФП формируются по принципу однотипной специальной физической и психической подготовки.

Занятия профилированными видами спорта позволяют развивать профессионально важные физические и психические качества. Для людей умственного труда рекомендуются занятия видами спорта, развивающими общую выносливость, устойчивость внимания, быстроту реакции, координацию движений, в частности, игровыми видами.

Описанные рекомендации по организации ППФП лиц умственного труда имеют довольно узкое значение. Более широко под ППФП следует подразумевать такую подготовку, которая сформирует у сегодняшнего студента, а завтрашнего работника умственного труда целостное пред­ставление о роли физкультурно-спортивной активности в поддержании своего профессионального уровня. Указанная роль заключается в поддержании оптимальной умственной работоспособности, в улучшении протекания регуляторных процессов (на физиологическом и психологическом уровнях), в снятии нервно-эмоционального напряжения, в повышении физической и психической устойчивости. Все это только в комплексе может способствовать эффективному осуществлению умственной деятельности как студента, так и специалиста.

ТЕМА 8: «ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОГО ТРУДА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РЕГУЛИРОВАНИИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: