Подъём национально-освободительных движений в колониальных и зависимых странах Востока, крушение колониальных империй в Азии и Африке

Процесс крушения мировой системы прямого колониального упра­вления и эксплуатации длился более тридцати лет. В абсолютном боль-шинстве стран Востока народы вынуждены были вести длительную и упорную /нередко вооружённую/ борьбу за право независимого сущест­вования. Особенно сложной и кровопролитной была борьба в странах, избравших в качестве модели общественно-политического и социально-экономического развития марксистско-социалистическую или близкую к ней модели /Китай и Северная Корея, Вьетнам, Лаос и Камбоджа, отча­сти Афганистан., Эфиопия, Гвинея-Бисау, Ангола и Мозамбик/. Ожесто­чённая антиколониальная и антиимпериалистическая борьба разверну­лась также и в тех странах Азии и Африки, где освободительное дви­жение возглавляла национальная буржуазия. В ходе этой борьбы шло размежевание социаль-ных и политических сил, зрело национальное са­мосознание народов, воз-растала их политическая активность. Сущест­венное влияние на эти про-цессы оказывала борьба всех прогрессивных сил за национальное и соци-альное освобождение, а также обстановка в афро-азиатском регионе в целом, сдвиги в самом империалистичес­ком лагере.

Провозглашение независимости бывших колоний европейских дер­жав-метрополий означало завершение важнейшего этапа национально-освободительных революций в странах Азии и Африки — этапа борьбы за политическую самостоятельность. Народам освободившихся стран пред-стояло выполнить другую, не менее революционную задачу — осуще-ствить назревшие социально-экономические и политические преобразо-вания уже в новых, принципиально иных условиях. Масштабы, глубина, социальная направленность преобразований зависели теперь не только от того, представители каких' социальных групп и слоев оказывались у вла-сти, но и степени исторической, культурной и социально-экономической зрелости этих стран, не говоря уже о зре­лости политической, остроты общественных и социально-классовых противоречий. Неизбежность проведения реформ была очевидной и осознавалась многими, однако их проведение не всегда шло гладко. Незавершённость национально-освободительных революций лишь отодви­гала их проведение до момента, когда созреют соответствующие пред­посылки. Так, в Египте, где буржуаз-ные революции были половинчатыми, не устраняли полуколониального империалистического господст­ва, где сохранялся реакционно-монархи-ческий режим короля Фарука, тормозивший экономическое и полити-ческое развитие, только по про­шествии определённого времени созрели предпосылки для новой рево­люции 1952 года, ставшей важным рубежом в новейшей истории страны.

Как и раньше, национально-освободительные революции в стра­нах Востока объективно носили буржуазный или буржуазно-демократи­ческий характер. Признание этого факта имело большое значение для дальней-шего хода революционных преобразований в освободившихся странах. Становление национальной государственности по вполне по­нятным и объяснимым причинам' не могло происходить беспрепятственно и гладко. Наряду с характерными трудностями деятельности молодых правительств в условиях отсталости, многоукладности, политической и национально-этнической раздробленности многих государств, посто­янного вмешатель-ства бывших метрополий во внутренние дела недавних колоний и т.п. особую опасность представлял отрыв от реальности, пренебрежение некоторыми задачами осуществления и доведения до конца соответству-ющих демократических преобразований. Отсутствие должного опыта приводило иногда к недоучёту не только характера революций, но и реального соотношения и расстановки основных соци­альных и полити-ческих сил, к стремлению «перепрыгнуть» через опре­делённые этапы революций, выдвинуть задачи и поставить цели, кото­рые не могли быть выполнены в короткий срок. Всё это проявлялось иногда в провозгла-шении «социализма» и даже «коммунизма» и соот­ветствующих лозунгов там, где они были явно преждевременны, невы­полнимы, а зачастую и просто вредны в создавшихся условиях.

После второй мировой войны почти во всех странах Востока к власти пришли представители национальной буржуазии. Это не было случайно-стью. Такое явление объяснялось следующими причинами.

Во-первых, главной общенациональной целью всех социальных групп, слоев и классов колониального общества на первом этапе национа-льно-освободительных революций было завоевание политической незави-симости. Всё общество в это время ставило перед собой именно эту цель, которая объединяла его в борьбе, интересы же конкретных социальных слоев, как бы отходили на второй план. К тому же, наци­ональная буржу-азия, в отличие от других групп, слоев и классов ко­лониального общества, была /за редким исключением/ более организо­ванной и целеустремлённой, поскольку она уже сложилась как класс и реально осознала свои интересы. Вполне естественно, что в большинстве стран она и возглавила национа-льно-освободительное движение.

Во-вторых, колонизаторы, вынужденные убраться из стран Азии и Африки, исподволь готовили себе замену из представителей мест­ной буржуазии, особенно из тех, кто наиболее тесно был связан с капиталом метрополий. Нередко случалось так, что первые националь­ные правите-льства возглавляли лица практически ничем себя не проя­вившие в годы национально-освободительной борьбы. В странах Ближ­него Востока, например в Ираке, англичане всемерно поддерживали реакционную кровавую диктатуру Нури Саида /т.н. «чёрный режим», существовавший до 1958 года/, а в Египте правление короля Фарука не могло бы просуще-ствовать и года без поддержки извне /низложен в ходе июльской революции 1952 года/.

В-третьих, на Востоке, к моменту обретения национальной неза­висимости странами Азии и Африки, попросту не сложились ещё те классы и социальные слои, которые могли бы оттеснить буржуазию от руководства национально-освободительным движением. Рабочий класс был малочисленным, он находился в стадии формирования, крестьянст­во по-прежнему жило традиционным укладом. Не было и сколько-нибудь заметной и влиятельной прослойки разночинной интеллигенции, являю­щейся носительницей радикальных идей национального и социального освобождения. Даже в тех странах, где руководство национально-освободительным движением оказалось у коммунистических партий /Китай, Индокитай/ или других марксистскоориентированных организа­ций /Гвинея-Бисау, Ангола и Мозамбик/, последние вынуждены были высту-пать не с лозунгами социального освобождения /как это было в России, Европе и Америке/, а в первую очередь с лозунгами национа­льного освобождения, то есть выполнять роль антиколониальной, антиимпериа-листической и национально-демократической силы.

По мере того как становилось всё более очевидным, что дни пря­мого колониального господства сочтены, колонизаторы начали готови­ться к переменам. Их главная цель состояла в том, чтобы, уходя из колоний, сохранить там свои экономические, а по возможности и поли­тические позиции. Наряду с подготовкой социальной базы из предста­вителей национальной буржуазии и традиционной правящей верхушки, колони-заторы осуществили ряд экономических мер, с тем чтобы замас­кировать своё присутствие в молодых независимых государствах. Там появились смешанные компании, банки, подставные общества. Действуя по принципу «уходя оставаться», бывшие колонизаторы увеличили свои капиталовло-жения в наиболее узловых отраслях экономики, расширили подготовку специальных кадров из местного населения — инженеров, юристов, врачей и учителей, политических и военных деятелей, в метрополиях, усовершен-ствовали различные формы «сотрудничества», сутью которого часто яв-лялась долговая кабала.

Необходимо отметить и следующее обстоятельство: во многих странах Востока пришедшая к власти национальная буржуазия, почти немедленно начинала, если позволяли условия, проводить антирабо­чую и антикоммунистическую политику, объясняя её необходимостью достиже-ния «единства нации». Как правило, такая политика, серьёзно ослабляла позиции национально-освободительного движения и создава­ла угрозу /причём, вполне реальную/ нового порабощения страны, её неоколониа-листского закабаления.

В абсолютном большинстве стран Востока в момент провозглаше- ния политической независимости были созданы буржуазные республики, в которых утвердилась у власти национальная буржуазия. Поскольку последняя в странах Азии и Африки весьма пестра и многообразна, постольку и государственная власть отличалась большим разнообра­зием. Если у власти оказывались представители мелкой национальной буржуа-зии, то они часто объявляли о своём стремлении строить «на­циональное социалистическое государство», под которым понимался социализм мелкобуржуазного толка — корпоративная организация об­щества, нацио-нализация иностранной и крупной национальной частной собственности, особенно банков, и использование её в интересах го­сударства или мелких собственников, кооперирование сельского хозяй­ства и ремесленного производства и т.п. Оказавшиеся у власти пред­ставители крупной нацио-нальной буржуазии также стремились к нацио­нализации иностранного капитала, банков, но экономическую програм­му они строили с ориен-тацией на поддержку крупного предпринимате­льства. Во всех случаях такая деятельность объяснялась «интересами народа», его нуждами и потребностями. Любая антиправительственная деятельность объявлялась антигосударственной и антинародной. Под этим или подобными предло-гами буржуазные правительства стремились установить всесторонний контроль над социальными низами, прежде всего над национальным рабочим классом, обрабатывая его идеологи­чески, сужая его возможности выступать на политической арене само­стоятельно, отстаивать экономи-ческие и политические интересы и права. В некоторых молодых освобо-дившихся государствах Азии и Африки начали утверждаться реакционные и диктаторские режимы, часто при непосредственной поддержке бывших метрополий.

Начало процесса крушения колониальных империй европейских держав в странах Азии и Африки. Как известно, крушение колони­альной системы управления и эксплуатации на Востоке и образование молодых независимых государств начался в первую очередь в странах Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии. Одной из первых стран, су­мевшей добиться политической независимости, была Индия. В ходе предыдущей лекции уже упоминалось о том, что колония Британская Индия к концу второй мировой войны и с социально-экономической, и с политической точек зрения была вполне готова к самостоятельно­му национально-государственному существованию. Капитализм в Индии пустил глубокие корни, а национальная буржуазия уже сложилась как класс, она была не только экономически сильна, но хорошо организо­вана политически /Индийский национальный конгресс, ИНК и Мусуль­манская лига выражали прежде всего её интересы/.

После второй мировой война антибританские выступления в Индии резко усилились. В 1945-1946 гг. по стране прокатилась волна заба­стовок, принявшая особо ожесточённый характер в Калькутте, Бомбее, Дели и Бенаресе. На улицах развёртывались подлинные сражения, в хо­де которых были убиты и ранены сотни людей. К бастовавшим рабочим стали при-соединяться студенты, служащие банков, телеграфа, учителя и т.д. Всего в 1946 г. в забастовочном движении участвовало около 2 млн. рабочих и служащих. Начались восстания в армии и на флоте, высшей точкой которых было восстание военных моряков в Бомбее 19-23 февраля 1946 г. при подавлении которого колониальными влас­тями было убито более трёхсот человек, а ранено свыше 15 тыс. че­ловек. Со второй половины 1946 г. в стране вспыхнули антифеодаль­ные восстания крестьян-арен-даторов, требовавших снижения арендной платы и ликвидации задол-женности помещикам. Одновременно ширилось движение национальных меньшинств за гражданские права.

Все эти выступления заставили британское правительство лейбо­ристов маневрировать. Опытные англичане-колонизаторы, в отличие от французов, голландцев, бельгийцев и португальцев, предпочли пойти на переговоры с лидерами индийского национально-освободительного дви-жения о предоставлении Индии статуса доминиона. В то же время они спровоцировали индусско-мусульманские беспорядки. Однако освобо-дительная борьба приняла такой размах, что манёвры колонизаторов уже не давали ожидаемых результатов.

В сложившихся обстоятельствах англичане, с подачи лидеров Мусульманской лиги, высказались за раздел Индостана по конфессиона-льно-общинному и этнонациональному признакам с последующим обра­зованием на его территории зависимых от метрополии доминионов. Было развработано, по крайней мере, два плана подобного раздела — план Черчилля /бывший премьер-министр Великобритании/ и план Маунтбэттена /последний вице-король Индии/. Согласно плану Черчил­ля Индостан предполагалось разделить на три доминиона: Индийский Союз, Пакистан и Принцесстан. В первое государственное образование предпо-лагалось включить ту часть территории Индостана, на которой проживало преимущественно индусское население; во второе — ту, где преобладали мусульмане; в третье — территории княжеств, фор­мально не входивших в состав колонии Британская Индия и с прави­телями которых, в своё время, англичанами были заключены т.н. «союзные договоры». Согласно плану Маунтбэттена Индостан предпо­лагалось разделить только на два доминиона: Индийский Союз и Пакистан, в княжествах должны были состояться референдумы по воп­росу о вхождении их территорий в состав того или иного государства, В конечном итоге именно этот план и был реализован на практике.

15 августа 1947 г. на карте мира появилось два новых домини­она — Индийский Союз и Пакистан. Индийские буржуазные партии со­гласились с разделом страны, тогда как левые и демократические си­лы, включая компартию Индии высказывались за создание единого не­зависимого государства. 26 января 1950 г. при всеобщем одобрении народа Индия была провозглашена суверенной независимой республи­кой. Первым президентом страны был избран Раджендра Прасад, премь­ер-министром стал Джавахарлал Неру. Что касается Пакистана, то он был провозгла- шён Исламской Республикой только в марте 1956 г. Первым генерал-губернатором, а затем и премьер-министром независи­мого Пакистана стал Каид-и азам Мухаммед Али Джинна.

На территории независимой Индии вплоть до конца 1961 г. суще­ствовала португальская колония Гоа, состоявшая из территории Гоа, Диу и Дамана. Несмотря на неоднократные требования индийского правитель-ства, португальские колонизаторы отказывались согласиться на воссо-единение Гоа с Индийской республикой. Правительство порту­гальского диктатора Салазара увеличило численность своих вооружён­ных сил в Гоа и предприняло ряд провокационных действий против не­зависимой Индии. В результате 18 декабря 1961 г. индийские войска вступили на территорию Гоа, Диу и Дамана. Вся кампания по освобож­дению Гоа заняла несколько дней, так как войска Индии не встретили серьёзного военного сопротив-ления, а население Гоа и повстанческие отряды оказали им всяческую поддержку. Португалия попыталась ин­тернационализировать данный конфликт и при поддержке США иницииро­вала, обсуждение вопроса о Гоа в ООН. Советский Союз оказал дипло­матическую поддержку Индии наложив вето в Совете Безопасности на проект резолюции осуждавшей действия индийского правительства.

Раздел Индостана на два государства породил множество проблем территориального /Джамму и Кашмир, отчасти Пенджаб/ и конфессиона­льно-общинного /положение индусов и мусульман/ характеров. В Южной Азии появилась устойчивая зона межгосударственного конфликта, «го­рячая точка», неоднократно приводившая к вооружённым столкновениям на индо-пакистанской границе /точнее — демаркационной линии/ в 1947, 1965, 1970-1971 и 1998-1999 гг. В ходе т.н. «Бангладешской войны» 1970-1971 гг., являвшейся следствием резкого обострения межэтнических противоречий между основным населением Пакистана /Западного Пакистана/ и Восточной Бенгалии /Восточного Пакистана/, а также начавшейся очередной резни индусов и неспособности режима генерала Яхья-хана урегулировать возникший конфликт мирным путём, руковод-ство восточнобенгальской Авами лиг /Народная лига/ заявило о выходе Восточной Бенгалии из состава Пакистана и провозгласило образование Народной Республики Бангладеш. 12 января 1972 г. была принята временная конституция НРБ, главой правительства стал верну­вшийся из пакистанского заключения лидер Авами лиг Муджибур Рахман.

Практически одновременно с Индией политической независимости сумела добиться и Бирма /Мьянма/. В годы второй мировой войны эта страна была оккупирована Японией. В марте 1945 г. в Бирме началось всенародное восстание против японских оккупантов. Восстанием руко­водила Антифашистская лига народной свободы /АЛНС/, возглавляемая национальным героем Бирмы Аун Саном. В лиге, объединяющей различные партии, в том числе и компартию Бирмы состояло более 200 тыс. чело­век. Ей подчинялись также десятки тысяч партизан и регу-лярные наци­ональные войска /созданные, кстати, с разрешения японских оккупаци­онных властей/. К августу 1945 г. почти вся территория Бирмы была очищена от японских оккупантов.

Восстание серьёзно обеспокоило английских колонизаторов, кото­рые весь конец 1945 и начало 1946 гг. пытались восстановить в стра­не старые порядки. Однако возврата к прошлому уже не могло быть. В январе 1947 г. правительство Великобритании на переговорах в Лондоне с представи-телями АЛНС вынуждено было признать право страны на независимость.

В апреле 1947 г. в Бирме состоялись выборы в Учредительное собрание, которые принесли бесспорную победу представителям АЛНС. Они и создали национальное правительство Бирманского Союза. Не­смотря на организованное колониальной агентурой убийство Аун Сана и нескольких членов правительства, правительство возглавляемое У Ну разработало и приняло 24 сентября 1947 г. конституцию, а 4 января 1948 г. торжественно провозгласило независимость Бирманского Союза.

Национально-освободительное движение на Цейлоне не было столь мощным как в Индии и Бирме, Тем не менее и здесь после окончания второй мировой войны произошло усиление борьбы за независимость от Великобритании. В феврале 1948 г. Цейлон добился статуса «незави­симого и самоуправляющегося доминиона» в составе Британского Сод­ружества наций. Англичане навязали стране договор об обороне и внешних сноше-ниях, по которому бывшие колонизаторы получили право сохранять воен-ные базы и войска на её территории. Лишь в 1956 г. вместо реакционного проанглийского правительства Объединённой национальной партии в результате выборов к власти пришло правите­льство Объединённого народного фронта во главе с Соломоном Банда­ранаике, тоже впоследст-вии ставшего жертвой заговора местной реак­ции /убит буддийским фанатиком/.

Обретение политической независимости Индонезией происходило в более драматических условиях и обстоятельствах. Эта страна явля­лась частью голландской колониальной империи, её лакомым куском /Нидерландская Индия/. Народам Индонезии пришлось вести вооружён­ную борьбу и против японских оккупантов и против голландских коло­низаторов.

17 августа 1945 г. в Джакарте Ахмед Сукарно, возглавлявший Комитет по подготовке независимости, провозгласил республику. Он же стал и первым её президентом. На следующий день была принята кон­ституция, создано национальное правительство, созван временный пар­ламент. В соответствии с конституцией важные для государства и жиз­ни народа отрасли производства переходили в собственность государ­ства. Государство брало в свои руки землю, воду и природные богат­ства. Конституцией предусматривалось также возможность установле­ние контроля государства над деятельностью иностранных монополий, провозглашались демократические права для народа, равенство всех граждан, право на труд, образование, свобода союзов, слова, печати, вероисповедания и т.д. Эти положения были внесены в конституцию под давлением левых сил, среди которых наиболее активными были коммуни-сты. Одним из первых актов Сукарно как главы республики был так­же подписанный им 30 августа 1945 г. краткий, но многозначитель­ный указ, в котором он призывал сограждан при встрече взаимно об­мениваться приветствиями: «Мердека!» /«Свобода!»/. Позже президе­нт расширил его до лозунга «Мердека! Тетап мердека» /«Свобода! Свобода навсегда!»/.

Провозглашение республики фактически означало призыв ко все­общему восстанию, так как в это время Индонезия находилась ещё под японской оккупацией. Терпя поражение на всех фронтах, Япония пыталась создать «независимое» марионеточное правительство, тесно связанное с оккупационной администрацией. Вполне естественно, что такая «незави-симость» не получила бы признания ни у голландцев, ни у англичан, которые искали лишь предлог, чтобы начать интервенцию.

Восстание началось практически повсеместно. Индонезийцы всю­ду разоружали японские части, захватывали их оружие, формировали боевые отряды из которых позднее стала формироваться национальная армия Индонезии. В стране создалось своеобразное двоевластие: од­новременно с японской администрацией и армией действовали респуб­ликанские национальные комитеты и их вооружённые отряды. Но индо­незийцам предстояло ещё многие годы бороться за свою свободу и независимость.

В сентябре 1945 г. в Индонезии высадились английские войска, якобы для разоружения японских подразделений, а на самом деле они начали постепенную оккупацию страны. Вместе с англичанами прибыли голландские отряды. В конце октября англичане и голландцы захвати­ли ряд стратегических пунктов и портов страны /Джакарту, Бандунг, Семаранг и др./. 10 ноября 1945 г. они попытались штурмом овладе­ть г. Сурабайя, но получили отпор от плохо вооружённых и необучен­ных индонезийских отрядов. Сражение длилось две недели и имело ог­ромное моральное значение для народа. Этот день и сейчас отмечает­ся в Индонезии как «День героя». В результате молодая республика отстояла значительную часть территории страны, в том числе и Джокьякарту, где временно обосновалось правительство.

В июле 1947 г. Нидерланды начали открытую войну против Индо­незии. Хорошо вооружённая и обученная голландская армия встретила упорное сопротивление. В защиту Индонезии выступили Советский Союз и другие страны народной демократии, все миролюбивые силы планеты. Всё же понадобилось ещё два года тяжёлой и изнурительной борьбы, прежде чем Нидерланды признали независимость страны.

В августе 1949 г. в ходе конференции «круглого стола» в Гааге произошло международное признание Республики Индонезия. Это госу­дарство вместе с 15 марионеточными штатами, образованными голланд­цами вошло в Республику Соединённых Штатов Индонезии. Спустя год, в августе 1950 г. штаты добровольно слились с республикой в еди­ное унитарное государство — Республику Индонезия, а голландцы в конце концов были вынуждены признать политический суверенитет стра­ны. Всё-же Нидерланды продолжали удерживать за собой Западный Ириан /западная часть острова Новая Гвинея/, суверенитет над которым Индонезия смогла установить только с I мая 1963 г.

В трудной и тяжёлой борьбе завоёвывал свободу и народ Филип­пин. Как известно, эта страна с конца XIX - начала XX вв. находи­лась под непосредственным политическим и военным патронажем США, хотя официально статус колонии за ней закреплён не был /«автоном­ное» государство, фактически полуколония/. В годы второй мировой войны Филиппины также были оккупированы Японией, что, в свою оче­редь, вызвало к жизни движение Сопротивления. Созданная патриота­ми и находящаяся под влиянием коммунистов партизанская армия Хукбалахап, вела долгие и упорные бои с японскими оккупантами. Когда в октябре 1944 г. американские войска высадились на Филиппи­нах, значительная часть страны /остров Лусон/ была уже освобождена самими филиппин-цами. Командовавший американцами генерал Д.Макартур начал «освобождение страны» с разоружения партизан, с арестов бор­цов за независимость и реставрации старых порядков. Вполне естест­венно, что его деятельность вызвала всеобщее возмущение народа и усиление антиамериканских настроений.

После возвращения США на острова, вопрос о предоставлении Филиппинам независимости стал во весь рост. За это выступали самые широкие слои населения. В стране стали возникать профсоюзные и кре­стьянские организации, а также политические партии и объединения. Если левые силы группировались вокруг Демократического альянса /в него вош-ли компартия Филиппин, Хукбалахап, Национальный кресть­янский союз и др./, выдвигавшего главными лозунгами получение пол­ной независимости, проведение аграрной реформы и осуществление ин­дустриализации, то пра-вые, поддерживаемые США, сплотились под зна­мёнами Партии национа-листов и лично одного из её лидеров М.Рохаса, ещё в предвоенные годы игравшего заметную роль в правительстве «автономии». Именно его кандидатура в начале 1946 г. была выдвину­та на пост президента. Демократический альянс поддержал С.Осменью одного из лидеров националистов, проводившего более гибкий, чем его коллега из числа правых, политический курс. После того как Осменья дал согласие баллотироваться на пост президента, группа Рохаса вышла из Партии националистов и образовала новую самостоя­тельную партию — Либеральную, получившую поддержку части чинов­ничества, крупных предпринимателей и землевладельцев.

М.Рохас с небольшим преимуществом победил на президентских выборах, а его партия на парламентских. После этого правительство США окончательно приняло решение о дальнейшей судьбе Филиппин как само-стоятельного государства.

4 июля 1946 г. Филиппины официально получили политическую независимость, однако на практике продолжало сохраняться сильное влияние США на внутреннюю и внешнюю политику. На территории стра­ны были развёрнуты американские военные базы /согласно договорённос-тям — сроком на 99 лет/, значение которых возросло в связи с началом «холодной войны».

Одним из первых провозгласил независимость и Вьетнам, где во главе национально-освободительного движения стояла возглавляемая коммунистами Лига независимости Вьетнама /Вьет Минь/. Поражение Японии и массовое демократическое движение во Французском Индоки­тае /Вьетнам, Лаос и Камбоджа/ предопределили победу Августовской рево-люции 1945 г. во Вьетнаме. После капитуляции японской армии был создан Национальный комитет освобождения Вьетнама во главе с Хо Ши Мином, а 28 августа 1945 г. было сформировано Временное ре­волюционное правительство, власть которого распространялась на территории всей страны. 2 сентября 1945 г. Хо Ши Мин огласил Декларацию независимости Вьетнама и объявил об образовании нового государства — Демократической Республики Вьетнам /ДРВ/.

Правительству молодой республики удалось провести ряд меропри­ятий, в т.ч. демократические выборы по всей стране, которые позво­лили сформировать в январе 1946 г. демократическое правительство: в нём представители компартии Индокитая сотрудничали с деятелями из мелко-буржуазных и буржуазных партий и группировок.

Правительство ДРВ пользовалось широкой поддержкой населения, и это позволило ему начать проведение, по существу, буржуазно-демо­кратических реформ: в стране были конфискованы земли французских колонизаторов и их пособников; колониальный налог был заменён прог­рессивным подоходным налогом; беднейшее крестьянство, составлявшее до 1/3 сельских жителей, было освобождено от налогов; был осуществлён передел общинных земель; арендная плата за использование зе­мель поме-щиков, ростовщический процент и другие поборы с крестьян были снжены и т.д. Одновременно с этим проводились важные меро­приятия в городе: был введён восьмичасовой рабочий день; установ­лен минимум зароботной платы; приняты меры по охране труда, нача­лось страхование рабочих, на предприятиях возникли временные рабо­чие комитеты, активизировалась деятельность профсоюзов и т.д.

Однако уже в конце сентября 1945 г. Франция посылает во Вьетнам свои войска, которые, при поддержке англичан /по решению Потсдамской конференции на юге Вьетнама они принимали капитуляцию японских войск/, захватили Сайгон, а затем и весь юг страны. Фран­ция и её союз-ники небезосновательно считали, что, таким образом, могут воспрепят-ствовать переходу власти в руки коммунистов.

В сложившейся ситуации Хо Ши Мин и его соратники проявили по­литическую гибкость. В ноябре 1945 г. компартия Индокитая объявила о своём самороспуске. Одновременно, для решения проблемы расшире­ния социальной базы своих сторонников, коммунистами была создана Национальная лига Вьетнама /Льен Вьет/, в которую наряду с Вьет Минем, вошли националистически настроенные представители буржуазии Севера. Во главе национально-освободительного движения остался Хо Ши Мин, который формально теперь являлся беспартийным.

В марте 1946 г. в результате длительных переговоров, правите­льство Франции признало ДРВ «свободным государством», но при усло­вии вхож-дения его в создаваемый Французский Союз. Кроме того, на продолжите-льный период в стране должен был остаться французский экспедиционный корпус. Однако уже в сентябре 1946 г. Франция приз­нала, также т.н. «Республику Кохинхина», созданную на Юге национа­листами. В декабре 1946 г. Франция начала военные действия против ДРВ. Началась первая война Сопротивления вьетнамского народа, кото­рая продолжалась в течение восьми лет.

Вначале успех был на стороне французов /к середине 1947 г. они захватили Ханой и большую часть территории ДРВ/, но затем, пос­ле принятия Хо Ши Мином затяжной тактики партизанской войны в гор­ной местности и джунглях / «тактика слона и тигра»/, инициатива пе­решла к коммунистам. Тогда, стремясь вновь овладеть ситуацией, Франция про-возгласила на Юге «Государство Вьетнам» во главе которо­го был пос-тавлен ранее отрёкшийся от престола император Бао Дай. Он согласился на контроль со стороны французов и его режим был признан США, Великобританией и рядом других дружественных Франции государств. В ответ, в январе 1950 г., СССР и его союзники уста­новили дипломати-ческие отношения с ДРВ.

В 1953 г. французские колонизаторы предприняли последнюю от­чаянную попытку изменить ход войны во Вьетнаме в свою пользу. Был разработан план полного разгрома вооружённых сил ДРВ, т.н. «план Наварра». Для его реализации французы сконцентрировали в Северном Вьетнаме почти половину всех своих вооружённых сил находившихся в Индокитае. Развернувшаяся в марте - мае 1954 г. битва за Дьенбьенфу стала решающей для исхода войны Сопротивления. Французский экспеди­ционный корпус был полностью блокирован, 7 мая после ожесточённых боёв Дьенбьенфу был взят частями Вьетнамской Народной армии.

Полный военный, политический и моральный крах французской по­литики во Вьетнаме, героическая борьба вьетнамского народа, а так­же протесты мировой общественности, заставили правительство Фран­ции пойти на переговоры с представителями ДРВ. 26 апреля 1954 г. в Женеве по инициативе СССР открылось совещание министров иностран­ных дел СССР, КНР, Франции, Великобритании и США, на повестке дня которого стоял вопрос о восстановлении мира в Индокитае. Делегация США всячески стремилась сорвать совещание. Однако, несмотря на бой­кот США и их отказ подписать соглашение, Женевское совещание завер­шилось успешно. 20-21 июля 1954 г. были подписаны Женевские согла­шения, которые положили конец военным действиям во Вьетнаме.

Женевские соглашения признавали независимость, суверенитет и территориальную целостность трёх стран Индокитая — Вьетнама, Лаоса и Камбоджи. Территория Вьетнама временно была разделена по 17-й параллели демаркационной линией, которая не могла рассматриваться как граница. Район к северу от неё являлся зоной расположения и перегруппи-ровки вооружённых сил ДРВ, к югу — зоной вооружённых сил Франции и баодаевского режима. Объединение Вьетнама должно было бы­ть осущест-влено посредством проведения по всей стране в июле 1956 г всеобщих свободных выборов.

К сожалению, ход дальнейших событий привёл к тому, что выпол­нение Женевских соглашений по Индокитаю фактически было сорвано вследствие противодействий со стороны США и других западных держав. Только в 1976 г. чаяниям вьетнамского народа наконец-то суждено бы­ло сбыться — обе части страны, Север и Юг, объединились в едином национальном государстве — Социалистической Республике Вьетнам /СРВ/. До этого же народам Индокитая пришлось вести длительную воо­ружённую борьбу против американской агрессии, за национальную независимость, государственную самостоятельность и суверенитет.

Относительно спокойно процесс деколонизации прошёл в Малайе, Сингапуре и Брунее, являвшимися британскими колониальными аские-ми, что довольно резко контрастировало по сравнению с соседними стра-нами Юго-Восточной Азии.

Малайя сумела обрести политическую независимость в 1957 г., а в 1963 г. было провозглашено образование Федерации Малайзия. Согласно конституции Малайзия состоит из 18 штатов, 9 из которых представляют собой княжества во главе с наследственными султанами. Султаны из своего состава выбирают верховного правителя государст­ва сроком на семь лет. Большую роль играет центральное правитель­ство во главе с премьер-министром. Первым премьер-министром неза­висимой Малайзии был Абдул Рахман.

Сингапур, возникший в своё время как свободный перевалочный порт, после образования Федерации Малайзия вошёл в её состав. Од­нако вскоре сингапурцы стали ощущать своё неравноправное положение в этом государственном образовании. В августе 1965 г. Абдул Рахман и извест-ный политический деятель Сингапура Ли Куан Ю /впоследствии премьер-министр/ подписали соглашение о выходе Сингапура из соста­ва Малайзии. 9 августа 1965 г. была провозглашена независимость Сингапура, а в декабре того же года за ним официально был закреп­лён статус республики.

Что касается Брунея, то этот султанат провозгласил свою независи-мость только в 1964 г. Сравнительно слабая активность национа­льно-освободительного движения в Брунее связана прежде всего с аские-ческой стабильностью, достаточно высоким уровнем жизни насе­ления и традиционным почитанием власти султана. Основа процветания страны — добыча и экспорт нефти. Неудивительно, что режим консти­туционной монархии сложившийся здесь политически стабилен, в каче­стве ориентира для себя он избрал малые монархии Персидского зали­ва, в частности Оман.

К настоящему времени в Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии процесс деколонизации уже завершён. Последние колониальные анклавы существовавшие на территории Китая, -- британский Гонконг /Сянган/ и португальский Макао /Аомэнь/, переданы под юрисдикцию КНР соот­ветственно в 1997 и 1999 гг.

Долгое время оставалась неурегулированной проблема. Восточного Тимора, ранее являвшегося португальской колонией. В 1974 г. Индоне­а, воспользовавшись крушением португальской колониальной империи, оккупировала эту территорию /западная часть острова Тимор являет­ся составной частью Республики Индонезия/. Данная акция вызвала вполне естественное недовольство местного /преимущественно метисированного и католицизированного в отличие от индонезийце-мусуль­а/ населения и явилось толчком к вооружённому сопротивлению. Только после падения режима Сухарто наметилось политическое реше­ние этой проблемы при посредничестве ООН. В феврале 2002 г. была официально провозглашена независимость Восточного Тимора.

Борьба народов Арабского Востока за политическую независимо­сть и национально-государственную самостоятельность своих стран. Особую «чувствительность» колонизаторы проявляли к освободительным движениям народов Арабского Востока, где сосредоточено около 70% всех разведанных мировых запасов нефти. До конца 20-х гг. XX века Ближний Восток традиционно считался сферой влияния Великобритании. В Иране /который тяготеет к этому региону/ господство английских колонизаторов определялось позициями «Англо-иранской нефтяной ком­а», в Ираке — компанией «Ирак петролеум К0». Начиная с 30-х гг. XX века на Ближний Восток стали внедряться американские монополии. До второй мировой войны и во время её здесь значительно укрепились пять крупней-ших американских нефтяных компаний: «Стандарт ойл оф Нью-Джерси», «Мобил ойл», «Галф ойл корпорейшн», «Стандарт ойл оф Калифорния», «Тексас ойл аские», а также англо-голландский трест «Ройял датч-Шелл» и британская «Бритиш петролеум К0». Вместе они составили т.н. большую семёрку крупнейших нефтяных монополий соста­вившую основу для Международного нефтяного консорциума /«Семь сес­тёр»/. В годы второй мировой войны американские монополии проникли в Бахрейн, Саудовскую Аравию, Кувейт и Катар. Уже в 1944 г. амери­аские нефтяные монополии контролировали почти 44% всех разведан­ных запасов нефти Ближнего и Среднего Востока, английские – 48%, французские – 5% и голландские – около 3%. Не удивительно, что пос­ле войны в этом регионе развернулась острая конкурентная борьба, главными противниками в которой выступали Великобритания и США. По сути дела, все крупнейшие события в этом регионе во время и пос­ле второй мировой войны, так или иначе, связаны с борьбой за источни­а нефти.

Процесс деколонизации стран Арабского Востока растянулся более чем на полстолетия — с начала 20-х и вплоть до начала 70-х гг. XX века. Первыми политической независимости сумели добиться араб­ские стра- ны Восточного Средиземноморья — Иордания, Ирак, Сирия и Ливан /о проблеме Израиля и арабской Палестины поговорим на семи­нарских занятиях/. Трансиорданский эмират /ныне Хашимитское коро­левство Иордания/ был образован в 1923 г., Ирак стал независимым королевством в 1930 г., а в 1958 г. в результате антимонархическо­го переворота в нём установился республиканский режим. Сирия и Ливан получили незави-симость в 1943 г., в отличие от Иордании и Ирака здесь изначально утвердилась республиканская форма правления. Как известно, ранее эти страны являлись подмандатными территориями Великобритании /Палестина, Трансиордания и Ирак/ и Франции /Сирия и Ливан/. Формально в этих странах существовали национальные прави­тельства, однако над их деятельностью был установлен полный контро­ль со стороны британской и французской администрации, прежде всего над внешней политикой, в военной и финансовой сферах. Восстановле­ние реальной независимости стало возможным только в годы второй мировой войны и вскоре после её окончания.

В отличие от арабских стран Восточного Средиземноморья боль­шинство государств Центральной Аравии — это монархии /за исключе­нием Йемена/, являющиеся к тому же богатейшими и процветающими стра­нами. Правда, процветание их — скорее результат щедрости судьбы, своего рода подарок Аллаха, нежели плод собственных целенаправлен­ных усилий. Имеется в виду нефть и обильный поток нефтедолларов.

Саудовская Аравия — крупнейшая и богатейшая из этого ряда стран. Родина арабов и ислама, Аравийская пустыня с её немногочис­ленными оазисами издревле была малонаселённой, что, впрочем, не ме­шало ей время от времени выплёскивать на север очередные волны се­митских племён и народов, последней в ряду которых была именно арабо-исламская. Расцвет арабо-исламской культуры, однако, мало затро­нул бедуинов Аравийской пустыни, сохранивших свой привычный образ жизни до наших дней. Активность ваххабитов /исламская секта, воз­никла в ХYШ веке, предшественница исламского фундаментализма/, при­ведшая к созданию в XIX веке государства Саудидов, заложила основу современной монархии, существующей в её нынешнем политическом офор­млении с 1932 г., что в свою очередь прежде всего связано с деяте­льностью выдающегося представителя этой династии короля Фейсала.

Кувейт обрёл независимость в 1961 г.. до этого он был колони­альным владением Великобритании. Будучи формально конституционной монар-хией во главе с эмиром из династии Сабах, он по конституции имеет парламент и избираемого из членов клана Сабахов правителя-эмира. Но в реальности эта традиционная политическая структура не всегда функцио-нирует. В частности, кувейтский парламент был мало­деятелен, а в 1986 г. вовсе прекратил свою деятельность. Это и не­удивительно: традиционные формы исламского эмирата гораздо более привычны для жителей страны, в подавляющем своём большинстве вче­рашних бедуинов-кочевников, возглавляемых своими шейхами.

Нечто похожее на Кувейт представляют собой и остальные небо­льшие эмираты и султанаты аравийской зоны, находившиеся ранее под британ-ским владычеством — Бахрейн, Катар, Оман и Объединённые Арабские Эмираты, разбогатевшие на нефтедолларах и быстрыми темпа­ми разви-вающиеся на хорошо продуманной коммерческой основе. Поли­тическую независимость они провозгласили в 1970-1971 гг.

Исключение составляет только Республика Йемен, возникшая в 1990 г. в результате объединения Северного и Южного Йеменов в еди­- а государство. Северный Йемен с 1918 по 1962 гг. был независимой аравийской монархией, однако в результате военного переворота мо­нар- хия была упразднена и взамен её провозглашена Йеменская Араб­ская Республика. Южный Йемен или британский Аден сумел добиться поли-тической независимости в 1967 г. после изнурительной национа­льно-освободительной войны. На Юге была провозглашена Народно-Демократическая Республика Йемен, которая с начала 70-х гг. XX века единственная из аравийских стран взяла курс на развитие по марксистско-социалистической модели, но в движении по этому пути больших успехов не имела.

В отличие от арабских стран Восточного Средиземноморья и отча- сти Центральной Аравии, арабские страны Северной Африки стали освобождаться от колониальной зависимости несколько позднее — в 50 — 60-х гг. XX века. Начало этому процессу положила египетская рево­люция 1952 года.

Официально Египет был провозглашён независимым государством ещё в 1922 г., в стране был установлен политический режим конститу­ционной монархии, создан парламент и сформирован ответственный пе­ред ним и королём кабинет министров. В то же время Великобритания навя-зала Египту ряд соглашений кабального характера оставив за со­бой, в частности, следующие права: охрана Суэцкого канала, защита Египта от иностранного вмешательства, охрана интересов иностранцев и рели-гиозных меньшинств, соуправление Суданом. В августе 1936 г. между Великобританией и Египтом был подписан новый договор, закре­пивший по существу полуколониальный статус египетского государства. Договор санкционировал присутствие английских войск в зоне Суэцкого канала, в Каире и Александрии; английские вооружённые силы сохра­няли право пользования египетскими аэродромами и право полётов над египетской территорией; египетская армия ставилась под контроль английской военной миссии и т.п.

После окончания второй мировой войны в Египте начался новый подъём национально-освободительного движения. Вследствие этого Великобритания в 1946 г. была вынуждена вывести свои войска из Каира и разместить их в зоне Суэцкого канала. В борьбу против ко­лонизаторов в этот момент включились даже определённые слои комп­радорской буржуазии. В 1950 г. на парламентских выборах большинст­во голосов завоевала партия «Вафд Мысри» /«Египетская делегация»/ которая и сформировала национальное правительство. Вафдистское прави­тельство попыталось добиться пересмотра англо-египетского догово­а 1936 г., однако попытки эти не дали положительных результатов. В Египте поднялась волна всеобщего возмущения, а в зоне Суэцкого канала началось партизанское движение.

В этой обстановке 23 июля 1952 года организация «Свободные офицеры», возглавляемая Мухаммедом Нагибом, Гамаль Абдель Насером и Анваром Садатом, совершила государственный переворот и принудила короля Фарука отречься от престола. Власть в стране перешла в руки прогрессивных представителей национальных патриотических сил. Еги­петская революция объективно была направлена против империализма, продажности королевского правительства, феодальных порядков и от­сталости. 18 июня 1953 г. Египет был провозглашён республикой. Первым президентом нового Египта стал Г.А.Насер.

Июльская революция 1952 г. и провозглашение республики в Египте оказали существенное воздействие и на активизацию национа­льно-освободительного движения в Англо-Египетском Судане. Правите­льство Г.А.Насера поставило вопрос о ликвидации режима кондоминиу­ма в этой стране. Великобритания была вынуждена вступить в перего­воры с Египтом по суданскому вопросу. 12 февраля 1953 г. в Каире было подписано англо-египетское соглашение о Судане, предусматри­вавшее аннулирование соглашения 1899 г. и предоставление Судану самоупра-вления, а через три года — независимости.

В сложный переходный период 1953-1955 гг. состоялись выборы в парламент. Британские власти, обрушив репрессии на коммунистов и профсоюзных деятелей, поддерживали партии правого блока: Аль-Умму /Нация/ и Либеральную партию Юга, объединявших компрадоров и ро- до-племенную элиту. Все патриотические силы поддерживали умерен- ную Национально-юнионистскую партию /НЮП/. В результате блок либера­лов, и демократов одержал победу. I января 1954 г. председатель НЮП Исмаил аль-Азхари сформировал и возглавил первый суданский однопартийный кабинет, опиравшийся на парламентское большинство. В декабре 1955 г. иностранные войска были выведены из страны, а I января 1956 г. суданский парламент принял временную конститу­цию, провозгласившую Судан унитарной демократической республикой с коллективным главой государства.

Кроме Египта наиболее широкое национально-освободительное движение в арабских странах Северной Африки развернулось также в Ливии, Тунисе, Алжире и Марокко.

Ливия с ее пустынями и немногочисленным населением могла бы считаться одной из самых отсталых стран среди арабских стран Афри­ки. До 1943 г. страна была колониальным владением Италии. В ходе военных действий в годы второй мировой войны Италия лишилась этой колонии и Ливия была оккупирована войсками союзников, фактически попав под административный контроль Великобритании. Советский Союз, в свою очередь, на международных конференциях в первые послевоен­ные годы настаивал на передаче ему прав мандатария на эту террито­рию, но запад-ные державы воспротивились этому, опасаясь усиления позиций СССР в Средиземноморье. 24 декабря 1951 г. при поддержке ООН Ливия обрела независимость. Тогда это была монархия, тесно со­трудничавшая со странами Запада. Но открытие в Ливии нефтяных мес­торождений и их интенсивная эксплуатация круто изменили судьбу страны. Поток нефте-долларов вначале способствовал укреплению пози­ций конституционной монархии и её главы Идриса I. Однако в недрах ливийского общества постепенно вызревал заговор, нити которого шли к организации «Свободные офицеры — юнионисты-социалисты» /СОЮС/, созданной в Ливии в 1964 г. по образцу египетской и имевшей сход­ные установки и цели. В результате военного переворота совершённого I сентября 1969 г. монархия была низвергнута, а власть в стране пе­решла к Совету револю-ционного командования /СРК/ во главе с капита­ном Муаммаром Каддафи.

«Революция 1 сентября» являлась следствием того, что монархический режим уже не мог решать должным образом стоявшие перед стра­ной слож-нейшие социально-экономические проблемы. К тому времени в ней соз-рели и окрепли мощные силы, выступавшие с антиимпериалисти­ческих позиций за проведение независимого внешнеполитического курса, осуще-ствление широких социально-политических и экономических преобразо-ваний. Специфика революционного переворота заключалась в том, что монархия была свергнута в ходе выступления немногочисленной группы военных, выражавших интересы радикально настроенной мелкой буржуазии, средних слоев города и деревни.

11 декабря 1969 г. СРК опубликовал текст временной Конститу­ционной декларации, в соответствии с которой Ливия объявлялась Ливийской Арабской Республикой / с 1977 г. — Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия/. После этого новое руково­дство страны повело борьбу за пересмотр неравноправных договоров и ликвидацию военных баз США и Великобритании. В марте 1970 г. был завершён вывод английских войск, а в июне — американских. Одно­временно началось широкое наступление на позиции иностранного ка­питала в экономике страны. Правительство М.Каддафи железной рукой принялось за проведение радикальных реформ в экономической и соци­альной сферах, руководствуясь при этом собственными представления­ми о благе народном и не останавливаясь перед самыми рискованными экспериментами в духе «третьей мировой теории», базирующейся на принципах «подлинного революционного ислама и арабского национа­лизма».

В Тунисе, находившемся под французским протекторатом, нацио­нально-освободительное движение возглавила партия «Нео-Дустур». Согласно конституции IY Республики, Тунис оставался в статусе «присоединившегося государства» в рамках Французского Союза. Заи­грывая с крупными тунисскими предпринимателями и средними слоями города и деревни, в августе 1947 г. колониальные власти с целью укреп-ления режима протектората выступили с идеей сформировать каби­нет министров, состоящий из семи французов и шести тунисцев. Однако данное предложение не нашло поддержки у генерального секретаря пар­тии «Нео-Дустур» Мухаммеда бен Юсефа, который замещал на этом посту находившегося тогда в эмиграции Хабиба Бургибу. Бен Юсеф усмотрел в нём всего лишь очередную попытку колонизаторов дезориентировать население и отвлечь его внимание от принятой в августе 1946 г. в ходе работы Национального конгресса всех патриотических объединений Декларации независимости.

В апреле 1950 г. по настоянию вернувшегося в страну Х.Бургибы неодустуровцы взяли установку на реализацию т.н. «почётного компро­мисса», предусматривавшего поэтапное проведение реформ на пути к внутренней автономии и арабизации государственного аппарата. Тем не менее французское правительство под различными предлогами затя-гивало переговоры, стремясь сохранить прежнее положение. После декабрьской 1951 г. всеобщей забастовки протеста на патриотов со стороны резиденции обрушилась волна жестоких преследований.

В июле 1954 г. во Франции к власти пришёл кабинет министров П.Мендес-Франса, обещавшего до этого решить проблему Туниса мир­ным путём. Такой поворот событий означал близость установления в протекто-рате режима внутренней автономии. Соглашение о нём было подписано 3 июня 1955 г. Страна отныне обрела право формировать собственные законодательные органы и национальное правительство без учёта мнения Парижа. Последний, тем не менее оставлял за собой контроль за её обо-роной и внешней политикой, опираясь на сохранив­шуюся сеть своих военных баз.

Вопреки давлению сил колониальной реакции, 20 марта 1956 г. в Париже состоялось подписание протокола о признании полной неза­висимости Туниса, окончательно завоевавшего суверенитет, как во внутренних, так и внешних делах. Одновременно денонсировались сог­лашения от 3 июня 1955 г. и Бардосский договор, являвшиеся юриди­ческой основой протектората, просуществовавшего 75 лет.

На выборах в Национальное учредительное собрание Туниса 25 марта 1956 г. победу одержал ведомый «Нео-Дустуром» Националь­ный фронт. 14 апреля того же года Х.Бургиба образовал правительст­во, а в августе вышел декрет, согласно которому высшая исполните­льная власть получала право самостоятельно издавать законы от име­ни бея. Год спустя последний представитель династии Хусейнидов аль-Амин-бей по инициа-тиве неодустуровцев был низложен. Собравше­еся 25 июня 1957 г. учреди-тельное собрание провозглаисло респуб­лику, и первым её президентом стал Х.Бургиба.

Процесс обретения политической независимости Алжиром проте­кал, по целому ряду причин, в более драматических обстоятельствах. В стране, более ста лет находившейся под французским колониальным владыче-ством и сравнительно недалеко расположенной от метрополии, наряду с арабо-берберским населением проживало более миллиона ев­ропейцев. Преимущественно это были франкоалжирцы, для которых Франция к тому времени уже являлась исторической родиной. Европей­ское население колонии опасавшееся / и не безосновательно, как по­казал ход дальнейших событий/ за свою жизнь и имущество довольно болезненно относилось к идее независимости Алжира. Правительство Франции использовало подобные настроения в своих интересах и пыта­лось удержать Алжир за метрополией, компенсировав таким образом утрату колониальных вла-дений в Азии его усиленной эксплуатацией.

В ноябре 1946 г, на основе находившейся в подполье Партии алжирского народа возникло Движение за торжество демократических свобод. Несмотря на внутренние противоречия, оно начало быстро ук­реплять свои позиции среди широких масс алжирцев. На I съезде в феврале 1947 г. приверженцы как парламентских, так и непарламент­ских методов борьбы приняли решение о создании из боевиков-подпо­льщиков тайной Специальной организации. Общее руководство всеми тремя группи-ровками новой партии захватил Мессали Хадж. Он под предлогом преодоления «берберской» оппозиции сместил наиболее опа­сных конкурентов и поставил во главе Специальной организации быв­шего унтер-офицера французской армии араба Ахмеда Бен Беллу.

Весной 1950 г. полиция раскрыла часть подпольных структур Специальной организации. Большинство боевиков в 1951 г. получили разные сроки тюремного заключения. Однако в 1952 г. наиболее влия­тельные их лидеры сумели бежать. Выехавшие в Египет Бен Белла, Махсас и др. учредили в Каире отдельную штаб-квартиру и вступили в соперни-чество с официальными представителями Движения за торжест­во демократических свобод.

В июне 1951 г. колониальная администрация в очередной раз инсценировала «выборы» депутатов от Алжира в парламент Франции. Перешедшие к тому времени на более жёсткую позицию в национальном вопросе Алжирская коммунистическая партия /состояла наполовину из европейцев/, Демократический союз алжирского манифеста, Ассоциация улемов, Движение за торжество демократических свобод и некоторые независимые общественные деятели в качестве ответной меры в июле 1951 г. образовали Алжирский фронт защиты и уважения свободы. Вхо­дившие в него партии потребовали признать недействительными резуль­таты фальсифицированных выборов и организовали ряд акций протеста. Хотя из-за внутренних конфликтов и противоречий Фронт просущество­вал лишь до ноября 1952 г. однако наработанный им опыт подготовки и прове-дения совместных действий с учётом интересов разных слоев общества имел немалое значение для дальнейшего развития антиколо­ниальной борьбы.

В результате распада Фронта националистические партии охватил кризис. Особенно остро он затронул Движение за торжество демократи­ческих свобод, расколовшееся на склонявшихся к реформизму и отступ­лению на позиции «аполитизма» европеизированных «централистов» и «мессалитов». Оставшиеся не раскрытыми боевики Специальной органи-зации, не примкнувшие ни к одной из этих группировок, создали тогда собственную фракцию и, сформировав весной 1954 г. Революци­онный комитет единства и действия, приступили к подготовке воору­жённого восстания. В июле 1954 г. в составе Бен Мхиди, Битата, Будиафа, Дидуша, командира партизан Ауреса Бен Булаида был обра­зован Национальный совет революции. Позднее к ним присоединились руководитель парти- зан Кабилии Белькасем Крим, а также лидеры зару­бежной эмиграции Айт Ахмед, Бен Белла, Хидер. На последних возла­галась ответственность за обеспечение дипломатической поддержки и военно-технической помо-щи революции. 10 октября Национальный со­вет объединил все подконт-рольные силы во Фронт национального осво­бождения /ФНО/, а находив-шиеся в его подчинении вооружённые форми­рования — в Армию национального освобождения /АНО/.

В ночь на 1 ноября 1954 г. по сигналу ФНО на юго-востоке страны началось восстание, в короткие сроки распространившееся на весь Алжир. Наряду с беднейшими крестьянами горных областей его поддержали буржуазия, пролетариат и студенчество. Несмотря на ощу­тимые потери АНО к концу 1955 г. насчитывала уже около 20 тыс. че­ловек. Вместе с муджахидами в антиколониальную борьбу включились и вспомогательные силы: городские подпольщики мусабили и фидаи, дей­ствовавшие в тылу французских властей и карателей. Почти все наци­оналистические партии, кроме «мессалитов», к 1956 г. самораспусти­лись, присоединившись к ФНО. С некоторым опозданием на сторону вос­стания встала и запрещён-ная в сентябре 1955 г. Алжирская коммуни­стическая партия, сохранившая идеологическую и организационную ав­тономию и делегировавшая свои отряды в АНО.

В августе 1956 г. в долине Суммам /регион Кабилии/ съезд команди-ров партизан и руководителей ФНО провозгласил своими целями борьбу за независимость Алжира, построение «демократической и соци­альной» республики, осуществление аграрной реформы, национализацию основ-ных средств производства, достижение равенства алжирцев и ев­ропейцев. I съезд ФНО избрал также Национальный совет алжирской ре­волюции и Координационно-исполнительный комитет.

Неспособность чередовавшихся правительств IY Республики сломи­ть сопротивление АНО привела 13 мая 1958 г. к мятежу европейских ультра-колониалистов и верхушки французской армии. Это ускорило установле-ние во Франции режима Y Республики, основанной на личной власти генерала Ш.де Голля. Объявив Алжир «французской землёй наве­ки», он резко усилил давление на АНО, которая, несмотря на огромные потери, всё-таки выстояла. В сентябре 1959 г. президент Франции был вынужден согласиться с правом алжирцев на самоопределение. Однако приступить к реализации своего плана решения алжирского во­проса де Голль смог только после подавления очередного путча евро­пейских ультра в январе 1960 г., добившись повиновения армии.

Героическая борьба алжирского народа, получавшего помощь ара­бских и социалистических стран, находила неуклонно возраставшую поддержку внутри Франции и во всём мире. В декабре 1960 г. Генера­льная Ассамблея ООН одобрила резолюцию о праве Алжира на независи­мость. Ещё перед этим, в сентябре 1958 г., руководители ФНО сфор­мировали в эмиграции Временное правительство Алжирской республики /ВПАР/, признанное многими государствами Азии и Африки /Советский Союз признал его де-факто в октябре 1960 г., де-юре — в марте 1962 г./.

Однако под нажимом колониальной реакции военные операции про­тив алжирцев не прекращались. АНО, блокированная французскими вой­сками со стороны границ Марокко и Туниса, разделилась на слабевшую в неравных боях «внутреннюю», сократившуюся с 40 тыс. бойцов в 1958 г. до 12-14 тыс. в 1962 г., и «внешнюю», выросшую за тот же период с 11 тыс. до 35 тыс. «Внешняя» армия значительно окрепла благодаря усилиям выходца из крестьянской семьи, бывшего выпускни­ка каирского университета «Аль-Азхар», Хуари Бумедьена. Пройдя с 1955 по 1960 г. путь от начальника разведки округа до начальника генштаба всей АНО, располагавшегося в Тунисе, он приобрёл серьёз­ное влияние на состав и политический курс ВПАР.

Огромные жертвы /из 9 миллионов алжирцев более миллиона погиб­ло, около 2 млн. находилось во французских тюрьмах и концлагерях, 9 тыс. селений было разрушено и сожжено/ не подорвали стремление алжирского народа к освобождению от иноземного порабощения. Несмо­тря на путч 22-26 апреля 1961 г. выступивших за «возрождение фран­цузского Алжира» реакционных генералов, возглавленных Р.Саланом, и террор «Организации секретной армии» /ОАС/ фашиствующих ультраколо­ниалистов, правитель-ство Франции под давлением международного обще­ственного мнения в мае 1961 г. начало переговоры с ВПАР. Переговоры завершились подписа-нием 18 марта 1962 г. Эвианских соглашений о пре­кращении военных действий и самоопределении Алжира.

1 июля 1962 г. в обстановке всенародного подъёма был проведён референдум, предусмотренный Эвианскими соглашениями. Более 99% изби­рателей, принявших участие в голосовании, высказались за незави-симость Алжира. Правительство Франции признало итоги референдума спу­стя двое суток, а день 5 июля 1962 г. официально был объявлен днём рождения независимого Алжира.

Завоёванная независимость была поставлена под угрозу кризисом, возникшим весной-летом того же года вследствие политических разно­гласий в руководстве ФНО, ВПАР и АНО, личных амбиций некоторых по­литиков и военных командиров боровшихся за распределение тех или иных постов в будущем национальном правительстве независимого Алжира. Кризис этот принял болезненные формы и вылился в открытые вооружённые столкновения соперничающих между собой группировок. В сложившейся ситуации большинство членов ФНО сплотилось вокруг Бен Беллы и Бумедьена, а «внешняя» АНО, переименованная в Национа­льную народную армию /ННА/, рассеяла уступавшие ей в выучке отряды партизан и установила контроль над территорией страны.

20 сентября 1962 г. состоялись Еыборы в Учредительное собра­ние, которое провозгласило образование Алжирской Народной Демократиче-ской Республики /АНДР/. Первое правительство независимого Алжира возглавил Ахмед Бен Белла, министром обороны стал /по впол­не понятным причинам/ Хуари Бумедьен. Фактически только с этого момента прекратили существование все прежние.самостоятельные цент­ры власти. Пошёл отсчёт истории Алжира в качестве независимого го­сударства.

Весьма длительную и упорную борьбу за политическую независи­мость пришлось вести и народу Марокко. После окончания второй ми­ровой войны французские монополии сумели относительно быстро вос­становить здесь свои экономические позиции. Тем не менее колониаль­ная администрация столкнулась с возросшим недовольством мароккан­цев режимом протектората. Руководство IY Республики под лицемерным предлогом «демократического обновления» архаичного общественного строя Марокко, ужесточив репрессии, пошло на уничтожение остатков султанского правления. Но султан Мухаммед бен Юсуф, вопреки давле­нию генерального резидента Жюэна, отказывался утверждать законопро­екты, которые ущемляли его юридические полномочия. Более того, на встрече в июне 1948 г. с президентом Франции он даже настаивал на пересмотре условий Фесского договора 1912 г. Для свержения симпати­зировавшего борцам за национальное освобождение строптивого монар­ха был использован коллаборационист Аль-Глауи, паша Марракеша. Он был известен своими давними профранцузскими настроениями. Имея под рукой 20 тыс. берберов, присланных Аль-Глауи и его сторонниками, в феврале 1951 г. генерал Жюэн в очередной раз попытался склонить Бен Юсуфа к подписанию протокола с осуждением антиколониального движения, однако опять получил категорический отказ. Лишь после того, когда дворец султана окружили танки, тот принял ультиматум. Арестам и тюремному заключению подверглись многие патриоты, в т.ч. и члены руководства партии «Истикляль» /»Независимость»/.

Сознавая необходимость консолидации усилий, буржуазно-нацио­налистические партии французской и испанской зон в апреле 1951 г. провели совещание в Танжере и приняли решение о создании Мароккан­ского национального фронта /МНФ/, неприятия деятельности генераль­ной резиденции и верховного комиссариата, а также укрепление свя­зей с Лигой арабских государств. Несмотря на преследования и реп­рессии, МНФ много сделал для сообщения международной общественно­сти правды о происхо-дивших в Марокко событиях.

В августе 1953 г. преемнику Жюэна генералу Гийому удалось смес-тить с престола несговорчивого султана. При попустительстве генеральной резиденции Аль-Глауи и его приверженцы осуществили государственный переворот, провозгласив новым монархом Мухаммеда бен Арафу. Отстра-нённый от власти Бен Юсуф был отправлен сначала в ссылку на Корсику, а потом и на Мадагаскар. Свержение популярно­го среди марокканцев правителя вызвало взрыв народного возмущения. Для подавления мас-совых акций протеста колонизаторы бросили круп­ные полицейские силы и установили во многих городах французской зоны комендантский час.

Желая сохранить и упрочить престиж в глазах марокканцев, ис­панское правительство отказалось признать Бен Арафу и выступило за возвращение на престол опального Бен Юсуфа. Тогда же по требова­нию группы азиатских государств в ООН состоялось обсуждение дан­ной проблемы. Однако Франция от участия отказалась, заявив, что это — её «внутреннее дело».

В годовщину свержения Бен Юсуфа в Марокко прошла всеобщая за­бастовка. К тому времени от Аль-Глауи стали отходить вожди бербер­ских кланов и племена Рифа, духовенство перестало упоминать в про­поведях в мечетях имя узурпатора Бен Арафы. Освободительное движе­ние генера-льная резиденция планировала подавить с помощью армей­ских соедине-ний, прибывавших из Индокитая. Но, несмотря на зверст­ва карателей, в августе 1955 г. в Касабланке, Мекнесе, Рабате и других городах состоя-лись мощные антиколониальные манифестации, перекинувшиеся и на столицу испанской зоны Тетуан.

20 октября 1955 г. Бен Арафа отрёкся от престола. В страну вернулся Мухаммед бен Юсуф которого Франция вновь признала закон­ным монархом /с 1957 г. — король Марокко Мухаммед Y/.

2 марта 1956 г. в Париже были подписаны франко-марокканское заявление и протокол, подтверждавшие независимость бывшего протек­тората. Фесский договор 1912 г. квалифицировался как несоответствую-щий веяниям времени и неспособный обеспечить новый уровень дву­сторонних отношений. 7 апреля 1956 г. Мухаммед бен Юсуф в Мадриде скрепил подписью испано-марокканскую декларацию, отменявшую Фес­ский договор. Испания также подтверждала суверенитет Марокко в области внешней политики и обороны. В. то же самое время Ф.Франко оставил открытым вопрос о Мелилье, Сеуте и островах Чафаринас — испанских анклавах на территории султаната.

В октябре 1956 г. Марокко сумело настоять н


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: