Процесс крушения мировой системы прямого колониального управления и эксплуатации длился более тридцати лет. В абсолютном боль-шинстве стран Востока народы вынуждены были вести длительную и упорную /нередко вооружённую/ борьбу за право независимого существования. Особенно сложной и кровопролитной была борьба в странах, избравших в качестве модели общественно-политического и социально-экономического развития марксистско-социалистическую или близкую к ней модели /Китай и Северная Корея, Вьетнам, Лаос и Камбоджа, отчасти Афганистан., Эфиопия, Гвинея-Бисау, Ангола и Мозамбик/. Ожесточённая антиколониальная и антиимпериалистическая борьба развернулась также и в тех странах Азии и Африки, где освободительное движение возглавляла национальная буржуазия. В ходе этой борьбы шло размежевание социаль-ных и политических сил, зрело национальное самосознание народов, воз-растала их политическая активность. Существенное влияние на эти про-цессы оказывала борьба всех прогрессивных сил за национальное и соци-альное освобождение, а также обстановка в афро-азиатском регионе в целом, сдвиги в самом империалистическом лагере.
Провозглашение независимости бывших колоний европейских держав-метрополий означало завершение важнейшего этапа национально-освободительных революций в странах Азии и Африки — этапа борьбы за политическую самостоятельность. Народам освободившихся стран пред-стояло выполнить другую, не менее революционную задачу — осуще-ствить назревшие социально-экономические и политические преобразо-вания уже в новых, принципиально иных условиях. Масштабы, глубина, социальная направленность преобразований зависели теперь не только от того, представители каких' социальных групп и слоев оказывались у вла-сти, но и степени исторической, культурной и социально-экономической зрелости этих стран, не говоря уже о зрелости политической, остроты общественных и социально-классовых противоречий. Неизбежность проведения реформ была очевидной и осознавалась многими, однако их проведение не всегда шло гладко. Незавершённость национально-освободительных революций лишь отодвигала их проведение до момента, когда созреют соответствующие предпосылки. Так, в Египте, где буржуаз-ные революции были половинчатыми, не устраняли полуколониального империалистического господства, где сохранялся реакционно-монархи-ческий режим короля Фарука, тормозивший экономическое и полити-ческое развитие, только по прошествии определённого времени созрели предпосылки для новой революции 1952 года, ставшей важным рубежом в новейшей истории страны.
Как и раньше, национально-освободительные революции в странах Востока объективно носили буржуазный или буржуазно-демократический характер. Признание этого факта имело большое значение для дальней-шего хода революционных преобразований в освободившихся странах. Становление национальной государственности по вполне понятным и объяснимым причинам' не могло происходить беспрепятственно и гладко. Наряду с характерными трудностями деятельности молодых правительств в условиях отсталости, многоукладности, политической и национально-этнической раздробленности многих государств, постоянного вмешатель-ства бывших метрополий во внутренние дела недавних колоний и т.п. особую опасность представлял отрыв от реальности, пренебрежение некоторыми задачами осуществления и доведения до конца соответству-ющих демократических преобразований. Отсутствие должного опыта приводило иногда к недоучёту не только характера революций, но и реального соотношения и расстановки основных социальных и полити-ческих сил, к стремлению «перепрыгнуть» через определённые этапы революций, выдвинуть задачи и поставить цели, которые не могли быть выполнены в короткий срок. Всё это проявлялось иногда в провозгла-шении «социализма» и даже «коммунизма» и соответствующих лозунгов там, где они были явно преждевременны, невыполнимы, а зачастую и просто вредны в создавшихся условиях.
После второй мировой войны почти во всех странах Востока к власти пришли представители национальной буржуазии. Это не было случайно-стью. Такое явление объяснялось следующими причинами.
Во-первых, главной общенациональной целью всех социальных групп, слоев и классов колониального общества на первом этапе национа-льно-освободительных революций было завоевание политической незави-симости. Всё общество в это время ставило перед собой именно эту цель, которая объединяла его в борьбе, интересы же конкретных социальных слоев, как бы отходили на второй план. К тому же, национальная буржу-азия, в отличие от других групп, слоев и классов колониального общества, была /за редким исключением/ более организованной и целеустремлённой, поскольку она уже сложилась как класс и реально осознала свои интересы. Вполне естественно, что в большинстве стран она и возглавила национа-льно-освободительное движение.
Во-вторых, колонизаторы, вынужденные убраться из стран Азии и Африки, исподволь готовили себе замену из представителей местной буржуазии, особенно из тех, кто наиболее тесно был связан с капиталом метрополий. Нередко случалось так, что первые национальные правите-льства возглавляли лица практически ничем себя не проявившие в годы национально-освободительной борьбы. В странах Ближнего Востока, например в Ираке, англичане всемерно поддерживали реакционную кровавую диктатуру Нури Саида /т.н. «чёрный режим», существовавший до 1958 года/, а в Египте правление короля Фарука не могло бы просуще-ствовать и года без поддержки извне /низложен в ходе июльской революции 1952 года/.
В-третьих, на Востоке, к моменту обретения национальной независимости странами Азии и Африки, попросту не сложились ещё те классы и социальные слои, которые могли бы оттеснить буржуазию от руководства национально-освободительным движением. Рабочий класс был малочисленным, он находился в стадии формирования, крестьянство по-прежнему жило традиционным укладом. Не было и сколько-нибудь заметной и влиятельной прослойки разночинной интеллигенции, являющейся носительницей радикальных идей национального и социального освобождения. Даже в тех странах, где руководство национально-освободительным движением оказалось у коммунистических партий /Китай, Индокитай/ или других марксистскоориентированных организаций /Гвинея-Бисау, Ангола и Мозамбик/, последние вынуждены были высту-пать не с лозунгами социального освобождения /как это было в России, Европе и Америке/, а в первую очередь с лозунгами национального освобождения, то есть выполнять роль антиколониальной, антиимпериа-листической и национально-демократической силы.
По мере того как становилось всё более очевидным, что дни прямого колониального господства сочтены, колонизаторы начали готовиться к переменам. Их главная цель состояла в том, чтобы, уходя из колоний, сохранить там свои экономические, а по возможности и политические позиции. Наряду с подготовкой социальной базы из представителей национальной буржуазии и традиционной правящей верхушки, колони-заторы осуществили ряд экономических мер, с тем чтобы замаскировать своё присутствие в молодых независимых государствах. Там появились смешанные компании, банки, подставные общества. Действуя по принципу «уходя оставаться», бывшие колонизаторы увеличили свои капиталовло-жения в наиболее узловых отраслях экономики, расширили подготовку специальных кадров из местного населения — инженеров, юристов, врачей и учителей, политических и военных деятелей, в метрополиях, усовершен-ствовали различные формы «сотрудничества», сутью которого часто яв-лялась долговая кабала.
Необходимо отметить и следующее обстоятельство: во многих странах Востока пришедшая к власти национальная буржуазия, почти немедленно начинала, если позволяли условия, проводить антирабочую и антикоммунистическую политику, объясняя её необходимостью достиже-ния «единства нации». Как правило, такая политика, серьёзно ослабляла позиции национально-освободительного движения и создавала угрозу /причём, вполне реальную/ нового порабощения страны, её неоколониа-листского закабаления.
В абсолютном большинстве стран Востока в момент провозглаше- ния политической независимости были созданы буржуазные республики, в которых утвердилась у власти национальная буржуазия. Поскольку последняя в странах Азии и Африки весьма пестра и многообразна, постольку и государственная власть отличалась большим разнообразием. Если у власти оказывались представители мелкой национальной буржуа-зии, то они часто объявляли о своём стремлении строить «национальное социалистическое государство», под которым понимался социализм мелкобуржуазного толка — корпоративная организация общества, нацио-нализация иностранной и крупной национальной частной собственности, особенно банков, и использование её в интересах государства или мелких собственников, кооперирование сельского хозяйства и ремесленного производства и т.п. Оказавшиеся у власти представители крупной нацио-нальной буржуазии также стремились к национализации иностранного капитала, банков, но экономическую программу они строили с ориен-тацией на поддержку крупного предпринимательства. Во всех случаях такая деятельность объяснялась «интересами народа», его нуждами и потребностями. Любая антиправительственная деятельность объявлялась антигосударственной и антинародной. Под этим или подобными предло-гами буржуазные правительства стремились установить всесторонний контроль над социальными низами, прежде всего над национальным рабочим классом, обрабатывая его идеологически, сужая его возможности выступать на политической арене самостоятельно, отстаивать экономи-ческие и политические интересы и права. В некоторых молодых освобо-дившихся государствах Азии и Африки начали утверждаться реакционные и диктаторские режимы, часто при непосредственной поддержке бывших метрополий.
Начало процесса крушения колониальных империй европейских держав в странах Азии и Африки. Как известно, крушение колониальной системы управления и эксплуатации на Востоке и образование молодых независимых государств начался в первую очередь в странах Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии. Одной из первых стран, сумевшей добиться политической независимости, была Индия. В ходе предыдущей лекции уже упоминалось о том, что колония Британская Индия к концу второй мировой войны и с социально-экономической, и с политической точек зрения была вполне готова к самостоятельному национально-государственному существованию. Капитализм в Индии пустил глубокие корни, а национальная буржуазия уже сложилась как класс, она была не только экономически сильна, но хорошо организована политически /Индийский национальный конгресс, ИНК и Мусульманская лига выражали прежде всего её интересы/.
После второй мировой война антибританские выступления в Индии резко усилились. В 1945-1946 гг. по стране прокатилась волна забастовок, принявшая особо ожесточённый характер в Калькутте, Бомбее, Дели и Бенаресе. На улицах развёртывались подлинные сражения, в ходе которых были убиты и ранены сотни людей. К бастовавшим рабочим стали при-соединяться студенты, служащие банков, телеграфа, учителя и т.д. Всего в 1946 г. в забастовочном движении участвовало около 2 млн. рабочих и служащих. Начались восстания в армии и на флоте, высшей точкой которых было восстание военных моряков в Бомбее 19-23 февраля 1946 г. при подавлении которого колониальными властями было убито более трёхсот человек, а ранено свыше 15 тыс. человек. Со второй половины 1946 г. в стране вспыхнули антифеодальные восстания крестьян-арен-даторов, требовавших снижения арендной платы и ликвидации задол-женности помещикам. Одновременно ширилось движение национальных меньшинств за гражданские права.
Все эти выступления заставили британское правительство лейбористов маневрировать. Опытные англичане-колонизаторы, в отличие от французов, голландцев, бельгийцев и португальцев, предпочли пойти на переговоры с лидерами индийского национально-освободительного дви-жения о предоставлении Индии статуса доминиона. В то же время они спровоцировали индусско-мусульманские беспорядки. Однако освобо-дительная борьба приняла такой размах, что манёвры колонизаторов уже не давали ожидаемых результатов.
В сложившихся обстоятельствах англичане, с подачи лидеров Мусульманской лиги, высказались за раздел Индостана по конфессиона-льно-общинному и этнонациональному признакам с последующим образованием на его территории зависимых от метрополии доминионов. Было развработано, по крайней мере, два плана подобного раздела — план Черчилля /бывший премьер-министр Великобритании/ и план Маунтбэттена /последний вице-король Индии/. Согласно плану Черчилля Индостан предполагалось разделить на три доминиона: Индийский Союз, Пакистан и Принцесстан. В первое государственное образование предпо-лагалось включить ту часть территории Индостана, на которой проживало преимущественно индусское население; во второе — ту, где преобладали мусульмане; в третье — территории княжеств, формально не входивших в состав колонии Британская Индия и с правителями которых, в своё время, англичанами были заключены т.н. «союзные договоры». Согласно плану Маунтбэттена Индостан предполагалось разделить только на два доминиона: Индийский Союз и Пакистан, в княжествах должны были состояться референдумы по вопросу о вхождении их территорий в состав того или иного государства, В конечном итоге именно этот план и был реализован на практике.
15 августа 1947 г. на карте мира появилось два новых доминиона — Индийский Союз и Пакистан. Индийские буржуазные партии согласились с разделом страны, тогда как левые и демократические силы, включая компартию Индии высказывались за создание единого независимого государства. 26 января 1950 г. при всеобщем одобрении народа Индия была провозглашена суверенной независимой республикой. Первым президентом страны был избран Раджендра Прасад, премьер-министром стал Джавахарлал Неру. Что касается Пакистана, то он был провозгла- шён Исламской Республикой только в марте 1956 г. Первым генерал-губернатором, а затем и премьер-министром независимого Пакистана стал Каид-и азам Мухаммед Али Джинна.
На территории независимой Индии вплоть до конца 1961 г. существовала португальская колония Гоа, состоявшая из территории Гоа, Диу и Дамана. Несмотря на неоднократные требования индийского правитель-ства, португальские колонизаторы отказывались согласиться на воссо-единение Гоа с Индийской республикой. Правительство португальского диктатора Салазара увеличило численность своих вооружённых сил в Гоа и предприняло ряд провокационных действий против независимой Индии. В результате 18 декабря 1961 г. индийские войска вступили на территорию Гоа, Диу и Дамана. Вся кампания по освобождению Гоа заняла несколько дней, так как войска Индии не встретили серьёзного военного сопротив-ления, а население Гоа и повстанческие отряды оказали им всяческую поддержку. Португалия попыталась интернационализировать данный конфликт и при поддержке США инициировала, обсуждение вопроса о Гоа в ООН. Советский Союз оказал дипломатическую поддержку Индии наложив вето в Совете Безопасности на проект резолюции осуждавшей действия индийского правительства.
Раздел Индостана на два государства породил множество проблем территориального /Джамму и Кашмир, отчасти Пенджаб/ и конфессионально-общинного /положение индусов и мусульман/ характеров. В Южной Азии появилась устойчивая зона межгосударственного конфликта, «горячая точка», неоднократно приводившая к вооружённым столкновениям на индо-пакистанской границе /точнее — демаркационной линии/ в 1947, 1965, 1970-1971 и 1998-1999 гг. В ходе т.н. «Бангладешской войны» 1970-1971 гг., являвшейся следствием резкого обострения межэтнических противоречий между основным населением Пакистана /Западного Пакистана/ и Восточной Бенгалии /Восточного Пакистана/, а также начавшейся очередной резни индусов и неспособности режима генерала Яхья-хана урегулировать возникший конфликт мирным путём, руковод-ство восточнобенгальской Авами лиг /Народная лига/ заявило о выходе Восточной Бенгалии из состава Пакистана и провозгласило образование Народной Республики Бангладеш. 12 января 1972 г. была принята временная конституция НРБ, главой правительства стал вернувшийся из пакистанского заключения лидер Авами лиг Муджибур Рахман.
Практически одновременно с Индией политической независимости сумела добиться и Бирма /Мьянма/. В годы второй мировой войны эта страна была оккупирована Японией. В марте 1945 г. в Бирме началось всенародное восстание против японских оккупантов. Восстанием руководила Антифашистская лига народной свободы /АЛНС/, возглавляемая национальным героем Бирмы Аун Саном. В лиге, объединяющей различные партии, в том числе и компартию Бирмы состояло более 200 тыс. человек. Ей подчинялись также десятки тысяч партизан и регу-лярные национальные войска /созданные, кстати, с разрешения японских оккупационных властей/. К августу 1945 г. почти вся территория Бирмы была очищена от японских оккупантов.
Восстание серьёзно обеспокоило английских колонизаторов, которые весь конец 1945 и начало 1946 гг. пытались восстановить в стране старые порядки. Однако возврата к прошлому уже не могло быть. В январе 1947 г. правительство Великобритании на переговорах в Лондоне с представи-телями АЛНС вынуждено было признать право страны на независимость.
В апреле 1947 г. в Бирме состоялись выборы в Учредительное собрание, которые принесли бесспорную победу представителям АЛНС. Они и создали национальное правительство Бирманского Союза. Несмотря на организованное колониальной агентурой убийство Аун Сана и нескольких членов правительства, правительство возглавляемое У Ну разработало и приняло 24 сентября 1947 г. конституцию, а 4 января 1948 г. торжественно провозгласило независимость Бирманского Союза.
Национально-освободительное движение на Цейлоне не было столь мощным как в Индии и Бирме, Тем не менее и здесь после окончания второй мировой войны произошло усиление борьбы за независимость от Великобритании. В феврале 1948 г. Цейлон добился статуса «независимого и самоуправляющегося доминиона» в составе Британского Содружества наций. Англичане навязали стране договор об обороне и внешних сноше-ниях, по которому бывшие колонизаторы получили право сохранять воен-ные базы и войска на её территории. Лишь в 1956 г. вместо реакционного проанглийского правительства Объединённой национальной партии в результате выборов к власти пришло правительство Объединённого народного фронта во главе с Соломоном Бандаранаике, тоже впоследст-вии ставшего жертвой заговора местной реакции /убит буддийским фанатиком/.
Обретение политической независимости Индонезией происходило в более драматических условиях и обстоятельствах. Эта страна являлась частью голландской колониальной империи, её лакомым куском /Нидерландская Индия/. Народам Индонезии пришлось вести вооружённую борьбу и против японских оккупантов и против голландских колонизаторов.
17 августа 1945 г. в Джакарте Ахмед Сукарно, возглавлявший Комитет по подготовке независимости, провозгласил республику. Он же стал и первым её президентом. На следующий день была принята конституция, создано национальное правительство, созван временный парламент. В соответствии с конституцией важные для государства и жизни народа отрасли производства переходили в собственность государства. Государство брало в свои руки землю, воду и природные богатства. Конституцией предусматривалось также возможность установление контроля государства над деятельностью иностранных монополий, провозглашались демократические права для народа, равенство всех граждан, право на труд, образование, свобода союзов, слова, печати, вероисповедания и т.д. Эти положения были внесены в конституцию под давлением левых сил, среди которых наиболее активными были коммуни-сты. Одним из первых актов Сукарно как главы республики был также подписанный им 30 августа 1945 г. краткий, но многозначительный указ, в котором он призывал сограждан при встрече взаимно обмениваться приветствиями: «Мердека!» /«Свобода!»/. Позже президент расширил его до лозунга «Мердека! Тетап мердека» /«Свобода! Свобода навсегда!»/.
Провозглашение республики фактически означало призыв ко всеобщему восстанию, так как в это время Индонезия находилась ещё под японской оккупацией. Терпя поражение на всех фронтах, Япония пыталась создать «независимое» марионеточное правительство, тесно связанное с оккупационной администрацией. Вполне естественно, что такая «незави-симость» не получила бы признания ни у голландцев, ни у англичан, которые искали лишь предлог, чтобы начать интервенцию.
Восстание началось практически повсеместно. Индонезийцы всюду разоружали японские части, захватывали их оружие, формировали боевые отряды из которых позднее стала формироваться национальная армия Индонезии. В стране создалось своеобразное двоевластие: одновременно с японской администрацией и армией действовали республиканские национальные комитеты и их вооружённые отряды. Но индонезийцам предстояло ещё многие годы бороться за свою свободу и независимость.
В сентябре 1945 г. в Индонезии высадились английские войска, якобы для разоружения японских подразделений, а на самом деле они начали постепенную оккупацию страны. Вместе с англичанами прибыли голландские отряды. В конце октября англичане и голландцы захватили ряд стратегических пунктов и портов страны /Джакарту, Бандунг, Семаранг и др./. 10 ноября 1945 г. они попытались штурмом овладеть г. Сурабайя, но получили отпор от плохо вооружённых и необученных индонезийских отрядов. Сражение длилось две недели и имело огромное моральное значение для народа. Этот день и сейчас отмечается в Индонезии как «День героя». В результате молодая республика отстояла значительную часть территории страны, в том числе и Джокьякарту, где временно обосновалось правительство.
В июле 1947 г. Нидерланды начали открытую войну против Индонезии. Хорошо вооружённая и обученная голландская армия встретила упорное сопротивление. В защиту Индонезии выступили Советский Союз и другие страны народной демократии, все миролюбивые силы планеты. Всё же понадобилось ещё два года тяжёлой и изнурительной борьбы, прежде чем Нидерланды признали независимость страны.
В августе 1949 г. в ходе конференции «круглого стола» в Гааге произошло международное признание Республики Индонезия. Это государство вместе с 15 марионеточными штатами, образованными голландцами вошло в Республику Соединённых Штатов Индонезии. Спустя год, в августе 1950 г. штаты добровольно слились с республикой в единое унитарное государство — Республику Индонезия, а голландцы в конце концов были вынуждены признать политический суверенитет страны. Всё-же Нидерланды продолжали удерживать за собой Западный Ириан /западная часть острова Новая Гвинея/, суверенитет над которым Индонезия смогла установить только с I мая 1963 г.
В трудной и тяжёлой борьбе завоёвывал свободу и народ Филиппин. Как известно, эта страна с конца XIX - начала XX вв. находилась под непосредственным политическим и военным патронажем США, хотя официально статус колонии за ней закреплён не был /«автономное» государство, фактически полуколония/. В годы второй мировой войны Филиппины также были оккупированы Японией, что, в свою очередь, вызвало к жизни движение Сопротивления. Созданная патриотами и находящаяся под влиянием коммунистов партизанская армия Хукбалахап, вела долгие и упорные бои с японскими оккупантами. Когда в октябре 1944 г. американские войска высадились на Филиппинах, значительная часть страны /остров Лусон/ была уже освобождена самими филиппин-цами. Командовавший американцами генерал Д.Макартур начал «освобождение страны» с разоружения партизан, с арестов борцов за независимость и реставрации старых порядков. Вполне естественно, что его деятельность вызвала всеобщее возмущение народа и усиление антиамериканских настроений.
После возвращения США на острова, вопрос о предоставлении Филиппинам независимости стал во весь рост. За это выступали самые широкие слои населения. В стране стали возникать профсоюзные и крестьянские организации, а также политические партии и объединения. Если левые силы группировались вокруг Демократического альянса /в него вош-ли компартия Филиппин, Хукбалахап, Национальный крестьянский союз и др./, выдвигавшего главными лозунгами получение полной независимости, проведение аграрной реформы и осуществление индустриализации, то пра-вые, поддерживаемые США, сплотились под знамёнами Партии национа-листов и лично одного из её лидеров М.Рохаса, ещё в предвоенные годы игравшего заметную роль в правительстве «автономии». Именно его кандидатура в начале 1946 г. была выдвинута на пост президента. Демократический альянс поддержал С.Осменью одного из лидеров националистов, проводившего более гибкий, чем его коллега из числа правых, политический курс. После того как Осменья дал согласие баллотироваться на пост президента, группа Рохаса вышла из Партии националистов и образовала новую самостоятельную партию — Либеральную, получившую поддержку части чиновничества, крупных предпринимателей и землевладельцев.
М.Рохас с небольшим преимуществом победил на президентских выборах, а его партия на парламентских. После этого правительство США окончательно приняло решение о дальнейшей судьбе Филиппин как само-стоятельного государства.
4 июля 1946 г. Филиппины официально получили политическую независимость, однако на практике продолжало сохраняться сильное влияние США на внутреннюю и внешнюю политику. На территории страны были развёрнуты американские военные базы /согласно договорённос-тям — сроком на 99 лет/, значение которых возросло в связи с началом «холодной войны».
Одним из первых провозгласил независимость и Вьетнам, где во главе национально-освободительного движения стояла возглавляемая коммунистами Лига независимости Вьетнама /Вьет Минь/. Поражение Японии и массовое демократическое движение во Французском Индокитае /Вьетнам, Лаос и Камбоджа/ предопределили победу Августовской рево-люции 1945 г. во Вьетнаме. После капитуляции японской армии был создан Национальный комитет освобождения Вьетнама во главе с Хо Ши Мином, а 28 августа 1945 г. было сформировано Временное революционное правительство, власть которого распространялась на территории всей страны. 2 сентября 1945 г. Хо Ши Мин огласил Декларацию независимости Вьетнама и объявил об образовании нового государства — Демократической Республики Вьетнам /ДРВ/.
Правительству молодой республики удалось провести ряд мероприятий, в т.ч. демократические выборы по всей стране, которые позволили сформировать в январе 1946 г. демократическое правительство: в нём представители компартии Индокитая сотрудничали с деятелями из мелко-буржуазных и буржуазных партий и группировок.
Правительство ДРВ пользовалось широкой поддержкой населения, и это позволило ему начать проведение, по существу, буржуазно-демократических реформ: в стране были конфискованы земли французских колонизаторов и их пособников; колониальный налог был заменён прогрессивным подоходным налогом; беднейшее крестьянство, составлявшее до 1/3 сельских жителей, было освобождено от налогов; был осуществлён передел общинных земель; арендная плата за использование земель поме-щиков, ростовщический процент и другие поборы с крестьян были снжены и т.д. Одновременно с этим проводились важные мероприятия в городе: был введён восьмичасовой рабочий день; установлен минимум зароботной платы; приняты меры по охране труда, началось страхование рабочих, на предприятиях возникли временные рабочие комитеты, активизировалась деятельность профсоюзов и т.д.
Однако уже в конце сентября 1945 г. Франция посылает во Вьетнам свои войска, которые, при поддержке англичан /по решению Потсдамской конференции на юге Вьетнама они принимали капитуляцию японских войск/, захватили Сайгон, а затем и весь юг страны. Франция и её союз-ники небезосновательно считали, что, таким образом, могут воспрепят-ствовать переходу власти в руки коммунистов.
В сложившейся ситуации Хо Ши Мин и его соратники проявили политическую гибкость. В ноябре 1945 г. компартия Индокитая объявила о своём самороспуске. Одновременно, для решения проблемы расширения социальной базы своих сторонников, коммунистами была создана Национальная лига Вьетнама /Льен Вьет/, в которую наряду с Вьет Минем, вошли националистически настроенные представители буржуазии Севера. Во главе национально-освободительного движения остался Хо Ши Мин, который формально теперь являлся беспартийным.
В марте 1946 г. в результате длительных переговоров, правительство Франции признало ДРВ «свободным государством», но при условии вхож-дения его в создаваемый Французский Союз. Кроме того, на продолжите-льный период в стране должен был остаться французский экспедиционный корпус. Однако уже в сентябре 1946 г. Франция признала, также т.н. «Республику Кохинхина», созданную на Юге националистами. В декабре 1946 г. Франция начала военные действия против ДРВ. Началась первая война Сопротивления вьетнамского народа, которая продолжалась в течение восьми лет.
Вначале успех был на стороне французов /к середине 1947 г. они захватили Ханой и большую часть территории ДРВ/, но затем, после принятия Хо Ши Мином затяжной тактики партизанской войны в горной местности и джунглях / «тактика слона и тигра»/, инициатива перешла к коммунистам. Тогда, стремясь вновь овладеть ситуацией, Франция про-возгласила на Юге «Государство Вьетнам» во главе которого был пос-тавлен ранее отрёкшийся от престола император Бао Дай. Он согласился на контроль со стороны французов и его режим был признан США, Великобританией и рядом других дружественных Франции государств. В ответ, в январе 1950 г., СССР и его союзники установили дипломати-ческие отношения с ДРВ.
В 1953 г. французские колонизаторы предприняли последнюю отчаянную попытку изменить ход войны во Вьетнаме в свою пользу. Был разработан план полного разгрома вооружённых сил ДРВ, т.н. «план Наварра». Для его реализации французы сконцентрировали в Северном Вьетнаме почти половину всех своих вооружённых сил находившихся в Индокитае. Развернувшаяся в марте - мае 1954 г. битва за Дьенбьенфу стала решающей для исхода войны Сопротивления. Французский экспедиционный корпус был полностью блокирован, 7 мая после ожесточённых боёв Дьенбьенфу был взят частями Вьетнамской Народной армии.
Полный военный, политический и моральный крах французской политики во Вьетнаме, героическая борьба вьетнамского народа, а также протесты мировой общественности, заставили правительство Франции пойти на переговоры с представителями ДРВ. 26 апреля 1954 г. в Женеве по инициативе СССР открылось совещание министров иностранных дел СССР, КНР, Франции, Великобритании и США, на повестке дня которого стоял вопрос о восстановлении мира в Индокитае. Делегация США всячески стремилась сорвать совещание. Однако, несмотря на бойкот США и их отказ подписать соглашение, Женевское совещание завершилось успешно. 20-21 июля 1954 г. были подписаны Женевские соглашения, которые положили конец военным действиям во Вьетнаме.
Женевские соглашения признавали независимость, суверенитет и территориальную целостность трёх стран Индокитая — Вьетнама, Лаоса и Камбоджи. Территория Вьетнама временно была разделена по 17-й параллели демаркационной линией, которая не могла рассматриваться как граница. Район к северу от неё являлся зоной расположения и перегруппи-ровки вооружённых сил ДРВ, к югу — зоной вооружённых сил Франции и баодаевского режима. Объединение Вьетнама должно было быть осущест-влено посредством проведения по всей стране в июле 1956 г всеобщих свободных выборов.
К сожалению, ход дальнейших событий привёл к тому, что выполнение Женевских соглашений по Индокитаю фактически было сорвано вследствие противодействий со стороны США и других западных держав. Только в 1976 г. чаяниям вьетнамского народа наконец-то суждено было сбыться — обе части страны, Север и Юг, объединились в едином национальном государстве — Социалистической Республике Вьетнам /СРВ/. До этого же народам Индокитая пришлось вести длительную вооружённую борьбу против американской агрессии, за национальную независимость, государственную самостоятельность и суверенитет.
Относительно спокойно процесс деколонизации прошёл в Малайе, Сингапуре и Брунее, являвшимися британскими колониальными аские-ми, что довольно резко контрастировало по сравнению с соседними стра-нами Юго-Восточной Азии.
Малайя сумела обрести политическую независимость в 1957 г., а в 1963 г. было провозглашено образование Федерации Малайзия. Согласно конституции Малайзия состоит из 18 штатов, 9 из которых представляют собой княжества во главе с наследственными султанами. Султаны из своего состава выбирают верховного правителя государства сроком на семь лет. Большую роль играет центральное правительство во главе с премьер-министром. Первым премьер-министром независимой Малайзии был Абдул Рахман.
Сингапур, возникший в своё время как свободный перевалочный порт, после образования Федерации Малайзия вошёл в её состав. Однако вскоре сингапурцы стали ощущать своё неравноправное положение в этом государственном образовании. В августе 1965 г. Абдул Рахман и извест-ный политический деятель Сингапура Ли Куан Ю /впоследствии премьер-министр/ подписали соглашение о выходе Сингапура из состава Малайзии. 9 августа 1965 г. была провозглашена независимость Сингапура, а в декабре того же года за ним официально был закреплён статус республики.
Что касается Брунея, то этот султанат провозгласил свою независи-мость только в 1964 г. Сравнительно слабая активность национально-освободительного движения в Брунее связана прежде всего с аские-ческой стабильностью, достаточно высоким уровнем жизни населения и традиционным почитанием власти султана. Основа процветания страны — добыча и экспорт нефти. Неудивительно, что режим конституционной монархии сложившийся здесь политически стабилен, в качестве ориентира для себя он избрал малые монархии Персидского залива, в частности Оман.
К настоящему времени в Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии процесс деколонизации уже завершён. Последние колониальные анклавы существовавшие на территории Китая, -- британский Гонконг /Сянган/ и португальский Макао /Аомэнь/, переданы под юрисдикцию КНР соответственно в 1997 и 1999 гг.
Долгое время оставалась неурегулированной проблема. Восточного Тимора, ранее являвшегося португальской колонией. В 1974 г. Индонеа, воспользовавшись крушением португальской колониальной империи, оккупировала эту территорию /западная часть острова Тимор является составной частью Республики Индонезия/. Данная акция вызвала вполне естественное недовольство местного /преимущественно метисированного и католицизированного в отличие от индонезийце-мусульа/ населения и явилось толчком к вооружённому сопротивлению. Только после падения режима Сухарто наметилось политическое решение этой проблемы при посредничестве ООН. В феврале 2002 г. была официально провозглашена независимость Восточного Тимора.
Борьба народов Арабского Востока за политическую независимость и национально-государственную самостоятельность своих стран. Особую «чувствительность» колонизаторы проявляли к освободительным движениям народов Арабского Востока, где сосредоточено около 70% всех разведанных мировых запасов нефти. До конца 20-х гг. XX века Ближний Восток традиционно считался сферой влияния Великобритании. В Иране /который тяготеет к этому региону/ господство английских колонизаторов определялось позициями «Англо-иранской нефтяной кома», в Ираке — компанией «Ирак петролеум К0». Начиная с 30-х гг. XX века на Ближний Восток стали внедряться американские монополии. До второй мировой войны и во время её здесь значительно укрепились пять крупней-ших американских нефтяных компаний: «Стандарт ойл оф Нью-Джерси», «Мобил ойл», «Галф ойл корпорейшн», «Стандарт ойл оф Калифорния», «Тексас ойл аские», а также англо-голландский трест «Ройял датч-Шелл» и британская «Бритиш петролеум К0». Вместе они составили т.н. большую семёрку крупнейших нефтяных монополий составившую основу для Международного нефтяного консорциума /«Семь сестёр»/. В годы второй мировой войны американские монополии проникли в Бахрейн, Саудовскую Аравию, Кувейт и Катар. Уже в 1944 г. америаские нефтяные монополии контролировали почти 44% всех разведанных запасов нефти Ближнего и Среднего Востока, английские – 48%, французские – 5% и голландские – около 3%. Не удивительно, что после войны в этом регионе развернулась острая конкурентная борьба, главными противниками в которой выступали Великобритания и США. По сути дела, все крупнейшие события в этом регионе во время и после второй мировой войны, так или иначе, связаны с борьбой за источниа нефти.
Процесс деколонизации стран Арабского Востока растянулся более чем на полстолетия — с начала 20-х и вплоть до начала 70-х гг. XX века. Первыми политической независимости сумели добиться арабские стра- ны Восточного Средиземноморья — Иордания, Ирак, Сирия и Ливан /о проблеме Израиля и арабской Палестины поговорим на семинарских занятиях/. Трансиорданский эмират /ныне Хашимитское королевство Иордания/ был образован в 1923 г., Ирак стал независимым королевством в 1930 г., а в 1958 г. в результате антимонархического переворота в нём установился республиканский режим. Сирия и Ливан получили незави-симость в 1943 г., в отличие от Иордании и Ирака здесь изначально утвердилась республиканская форма правления. Как известно, ранее эти страны являлись подмандатными территориями Великобритании /Палестина, Трансиордания и Ирак/ и Франции /Сирия и Ливан/. Формально в этих странах существовали национальные правительства, однако над их деятельностью был установлен полный контроль со стороны британской и французской администрации, прежде всего над внешней политикой, в военной и финансовой сферах. Восстановление реальной независимости стало возможным только в годы второй мировой войны и вскоре после её окончания.
В отличие от арабских стран Восточного Средиземноморья большинство государств Центральной Аравии — это монархии /за исключением Йемена/, являющиеся к тому же богатейшими и процветающими странами. Правда, процветание их — скорее результат щедрости судьбы, своего рода подарок Аллаха, нежели плод собственных целенаправленных усилий. Имеется в виду нефть и обильный поток нефтедолларов.
Саудовская Аравия — крупнейшая и богатейшая из этого ряда стран. Родина арабов и ислама, Аравийская пустыня с её немногочисленными оазисами издревле была малонаселённой, что, впрочем, не мешало ей время от времени выплёскивать на север очередные волны семитских племён и народов, последней в ряду которых была именно арабо-исламская. Расцвет арабо-исламской культуры, однако, мало затронул бедуинов Аравийской пустыни, сохранивших свой привычный образ жизни до наших дней. Активность ваххабитов /исламская секта, возникла в ХYШ веке, предшественница исламского фундаментализма/, приведшая к созданию в XIX веке государства Саудидов, заложила основу современной монархии, существующей в её нынешнем политическом оформлении с 1932 г., что в свою очередь прежде всего связано с деятельностью выдающегося представителя этой династии короля Фейсала.
Кувейт обрёл независимость в 1961 г.. до этого он был колониальным владением Великобритании. Будучи формально конституционной монар-хией во главе с эмиром из династии Сабах, он по конституции имеет парламент и избираемого из членов клана Сабахов правителя-эмира. Но в реальности эта традиционная политическая структура не всегда функцио-нирует. В частности, кувейтский парламент был малодеятелен, а в 1986 г. вовсе прекратил свою деятельность. Это и неудивительно: традиционные формы исламского эмирата гораздо более привычны для жителей страны, в подавляющем своём большинстве вчерашних бедуинов-кочевников, возглавляемых своими шейхами.
Нечто похожее на Кувейт представляют собой и остальные небольшие эмираты и султанаты аравийской зоны, находившиеся ранее под британ-ским владычеством — Бахрейн, Катар, Оман и Объединённые Арабские Эмираты, разбогатевшие на нефтедолларах и быстрыми темпами разви-вающиеся на хорошо продуманной коммерческой основе. Политическую независимость они провозгласили в 1970-1971 гг.
Исключение составляет только Республика Йемен, возникшая в 1990 г. в результате объединения Северного и Южного Йеменов в еди- а государство. Северный Йемен с 1918 по 1962 гг. был независимой аравийской монархией, однако в результате военного переворота монар- хия была упразднена и взамен её провозглашена Йеменская Арабская Республика. Южный Йемен или британский Аден сумел добиться поли-тической независимости в 1967 г. после изнурительной национально-освободительной войны. На Юге была провозглашена Народно-Демократическая Республика Йемен, которая с начала 70-х гг. XX века единственная из аравийских стран взяла курс на развитие по марксистско-социалистической модели, но в движении по этому пути больших успехов не имела.
В отличие от арабских стран Восточного Средиземноморья и отча- сти Центральной Аравии, арабские страны Северной Африки стали освобождаться от колониальной зависимости несколько позднее — в 50 — 60-х гг. XX века. Начало этому процессу положила египетская революция 1952 года.
Официально Египет был провозглашён независимым государством ещё в 1922 г., в стране был установлен политический режим конституционной монархии, создан парламент и сформирован ответственный перед ним и королём кабинет министров. В то же время Великобритания навя-зала Египту ряд соглашений кабального характера оставив за собой, в частности, следующие права: охрана Суэцкого канала, защита Египта от иностранного вмешательства, охрана интересов иностранцев и рели-гиозных меньшинств, соуправление Суданом. В августе 1936 г. между Великобританией и Египтом был подписан новый договор, закрепивший по существу полуколониальный статус египетского государства. Договор санкционировал присутствие английских войск в зоне Суэцкого канала, в Каире и Александрии; английские вооружённые силы сохраняли право пользования египетскими аэродромами и право полётов над египетской территорией; египетская армия ставилась под контроль английской военной миссии и т.п.
После окончания второй мировой войны в Египте начался новый подъём национально-освободительного движения. Вследствие этого Великобритания в 1946 г. была вынуждена вывести свои войска из Каира и разместить их в зоне Суэцкого канала. В борьбу против колонизаторов в этот момент включились даже определённые слои компрадорской буржуазии. В 1950 г. на парламентских выборах большинство голосов завоевала партия «Вафд Мысри» /«Египетская делегация»/ которая и сформировала национальное правительство. Вафдистское правительство попыталось добиться пересмотра англо-египетского договоа 1936 г., однако попытки эти не дали положительных результатов. В Египте поднялась волна всеобщего возмущения, а в зоне Суэцкого канала началось партизанское движение.
В этой обстановке 23 июля 1952 года организация «Свободные офицеры», возглавляемая Мухаммедом Нагибом, Гамаль Абдель Насером и Анваром Садатом, совершила государственный переворот и принудила короля Фарука отречься от престола. Власть в стране перешла в руки прогрессивных представителей национальных патриотических сил. Египетская революция объективно была направлена против империализма, продажности королевского правительства, феодальных порядков и отсталости. 18 июня 1953 г. Египет был провозглашён республикой. Первым президентом нового Египта стал Г.А.Насер.
Июльская революция 1952 г. и провозглашение республики в Египте оказали существенное воздействие и на активизацию национально-освободительного движения в Англо-Египетском Судане. Правительство Г.А.Насера поставило вопрос о ликвидации режима кондоминиума в этой стране. Великобритания была вынуждена вступить в переговоры с Египтом по суданскому вопросу. 12 февраля 1953 г. в Каире было подписано англо-египетское соглашение о Судане, предусматривавшее аннулирование соглашения 1899 г. и предоставление Судану самоупра-вления, а через три года — независимости.
В сложный переходный период 1953-1955 гг. состоялись выборы в парламент. Британские власти, обрушив репрессии на коммунистов и профсоюзных деятелей, поддерживали партии правого блока: Аль-Умму /Нация/ и Либеральную партию Юга, объединявших компрадоров и ро- до-племенную элиту. Все патриотические силы поддерживали умерен- ную Национально-юнионистскую партию /НЮП/. В результате блок либералов, и демократов одержал победу. I января 1954 г. председатель НЮП Исмаил аль-Азхари сформировал и возглавил первый суданский однопартийный кабинет, опиравшийся на парламентское большинство. В декабре 1955 г. иностранные войска были выведены из страны, а I января 1956 г. суданский парламент принял временную конституцию, провозгласившую Судан унитарной демократической республикой с коллективным главой государства.
Кроме Египта наиболее широкое национально-освободительное движение в арабских странах Северной Африки развернулось также в Ливии, Тунисе, Алжире и Марокко.
Ливия с ее пустынями и немногочисленным населением могла бы считаться одной из самых отсталых стран среди арабских стран Африки. До 1943 г. страна была колониальным владением Италии. В ходе военных действий в годы второй мировой войны Италия лишилась этой колонии и Ливия была оккупирована войсками союзников, фактически попав под административный контроль Великобритании. Советский Союз, в свою очередь, на международных конференциях в первые послевоенные годы настаивал на передаче ему прав мандатария на эту территорию, но запад-ные державы воспротивились этому, опасаясь усиления позиций СССР в Средиземноморье. 24 декабря 1951 г. при поддержке ООН Ливия обрела независимость. Тогда это была монархия, тесно сотрудничавшая со странами Запада. Но открытие в Ливии нефтяных месторождений и их интенсивная эксплуатация круто изменили судьбу страны. Поток нефте-долларов вначале способствовал укреплению позиций конституционной монархии и её главы Идриса I. Однако в недрах ливийского общества постепенно вызревал заговор, нити которого шли к организации «Свободные офицеры — юнионисты-социалисты» /СОЮС/, созданной в Ливии в 1964 г. по образцу египетской и имевшей сходные установки и цели. В результате военного переворота совершённого I сентября 1969 г. монархия была низвергнута, а власть в стране перешла к Совету револю-ционного командования /СРК/ во главе с капитаном Муаммаром Каддафи.
«Революция 1 сентября» являлась следствием того, что монархический режим уже не мог решать должным образом стоявшие перед страной слож-нейшие социально-экономические проблемы. К тому времени в ней соз-рели и окрепли мощные силы, выступавшие с антиимпериалистических позиций за проведение независимого внешнеполитического курса, осуще-ствление широких социально-политических и экономических преобразо-ваний. Специфика революционного переворота заключалась в том, что монархия была свергнута в ходе выступления немногочисленной группы военных, выражавших интересы радикально настроенной мелкой буржуазии, средних слоев города и деревни.
11 декабря 1969 г. СРК опубликовал текст временной Конституционной декларации, в соответствии с которой Ливия объявлялась Ливийской Арабской Республикой / с 1977 г. — Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия/. После этого новое руководство страны повело борьбу за пересмотр неравноправных договоров и ликвидацию военных баз США и Великобритании. В марте 1970 г. был завершён вывод английских войск, а в июне — американских. Одновременно началось широкое наступление на позиции иностранного капитала в экономике страны. Правительство М.Каддафи железной рукой принялось за проведение радикальных реформ в экономической и социальной сферах, руководствуясь при этом собственными представлениями о благе народном и не останавливаясь перед самыми рискованными экспериментами в духе «третьей мировой теории», базирующейся на принципах «подлинного революционного ислама и арабского национализма».
В Тунисе, находившемся под французским протекторатом, национально-освободительное движение возглавила партия «Нео-Дустур». Согласно конституции IY Республики, Тунис оставался в статусе «присоединившегося государства» в рамках Французского Союза. Заигрывая с крупными тунисскими предпринимателями и средними слоями города и деревни, в августе 1947 г. колониальные власти с целью укреп-ления режима протектората выступили с идеей сформировать кабинет министров, состоящий из семи французов и шести тунисцев. Однако данное предложение не нашло поддержки у генерального секретаря партии «Нео-Дустур» Мухаммеда бен Юсефа, который замещал на этом посту находившегося тогда в эмиграции Хабиба Бургибу. Бен Юсеф усмотрел в нём всего лишь очередную попытку колонизаторов дезориентировать население и отвлечь его внимание от принятой в августе 1946 г. в ходе работы Национального конгресса всех патриотических объединений Декларации независимости.
В апреле 1950 г. по настоянию вернувшегося в страну Х.Бургибы неодустуровцы взяли установку на реализацию т.н. «почётного компромисса», предусматривавшего поэтапное проведение реформ на пути к внутренней автономии и арабизации государственного аппарата. Тем не менее французское правительство под различными предлогами затя-гивало переговоры, стремясь сохранить прежнее положение. После декабрьской 1951 г. всеобщей забастовки протеста на патриотов со стороны резиденции обрушилась волна жестоких преследований.
В июле 1954 г. во Франции к власти пришёл кабинет министров П.Мендес-Франса, обещавшего до этого решить проблему Туниса мирным путём. Такой поворот событий означал близость установления в протекто-рате режима внутренней автономии. Соглашение о нём было подписано 3 июня 1955 г. Страна отныне обрела право формировать собственные законодательные органы и национальное правительство без учёта мнения Парижа. Последний, тем не менее оставлял за собой контроль за её обо-роной и внешней политикой, опираясь на сохранившуюся сеть своих военных баз.
Вопреки давлению сил колониальной реакции, 20 марта 1956 г. в Париже состоялось подписание протокола о признании полной независимости Туниса, окончательно завоевавшего суверенитет, как во внутренних, так и внешних делах. Одновременно денонсировались соглашения от 3 июня 1955 г. и Бардосский договор, являвшиеся юридической основой протектората, просуществовавшего 75 лет.
На выборах в Национальное учредительное собрание Туниса 25 марта 1956 г. победу одержал ведомый «Нео-Дустуром» Национальный фронт. 14 апреля того же года Х.Бургиба образовал правительство, а в августе вышел декрет, согласно которому высшая исполнительная власть получала право самостоятельно издавать законы от имени бея. Год спустя последний представитель династии Хусейнидов аль-Амин-бей по инициа-тиве неодустуровцев был низложен. Собравшееся 25 июня 1957 г. учреди-тельное собрание провозглаисло республику, и первым её президентом стал Х.Бургиба.
Процесс обретения политической независимости Алжиром протекал, по целому ряду причин, в более драматических обстоятельствах. В стране, более ста лет находившейся под французским колониальным владыче-ством и сравнительно недалеко расположенной от метрополии, наряду с арабо-берберским населением проживало более миллиона европейцев. Преимущественно это были франкоалжирцы, для которых Франция к тому времени уже являлась исторической родиной. Европейское население колонии опасавшееся / и не безосновательно, как показал ход дальнейших событий/ за свою жизнь и имущество довольно болезненно относилось к идее независимости Алжира. Правительство Франции использовало подобные настроения в своих интересах и пыталось удержать Алжир за метрополией, компенсировав таким образом утрату колониальных вла-дений в Азии его усиленной эксплуатацией.
В ноябре 1946 г, на основе находившейся в подполье Партии алжирского народа возникло Движение за торжество демократических свобод. Несмотря на внутренние противоречия, оно начало быстро укреплять свои позиции среди широких масс алжирцев. На I съезде в феврале 1947 г. приверженцы как парламентских, так и непарламентских методов борьбы приняли решение о создании из боевиков-подпольщиков тайной Специальной организации. Общее руководство всеми тремя группи-ровками новой партии захватил Мессали Хадж. Он под предлогом преодоления «берберской» оппозиции сместил наиболее опасных конкурентов и поставил во главе Специальной организации бывшего унтер-офицера французской армии араба Ахмеда Бен Беллу.
Весной 1950 г. полиция раскрыла часть подпольных структур Специальной организации. Большинство боевиков в 1951 г. получили разные сроки тюремного заключения. Однако в 1952 г. наиболее влиятельные их лидеры сумели бежать. Выехавшие в Египет Бен Белла, Махсас и др. учредили в Каире отдельную штаб-квартиру и вступили в соперни-чество с официальными представителями Движения за торжество демократических свобод.
В июне 1951 г. колониальная администрация в очередной раз инсценировала «выборы» депутатов от Алжира в парламент Франции. Перешедшие к тому времени на более жёсткую позицию в национальном вопросе Алжирская коммунистическая партия /состояла наполовину из европейцев/, Демократический союз алжирского манифеста, Ассоциация улемов, Движение за торжество демократических свобод и некоторые независимые общественные деятели в качестве ответной меры в июле 1951 г. образовали Алжирский фронт защиты и уважения свободы. Входившие в него партии потребовали признать недействительными результаты фальсифицированных выборов и организовали ряд акций протеста. Хотя из-за внутренних конфликтов и противоречий Фронт просуществовал лишь до ноября 1952 г. однако наработанный им опыт подготовки и прове-дения совместных действий с учётом интересов разных слоев общества имел немалое значение для дальнейшего развития антиколониальной борьбы.
В результате распада Фронта националистические партии охватил кризис. Особенно остро он затронул Движение за торжество демократических свобод, расколовшееся на склонявшихся к реформизму и отступлению на позиции «аполитизма» европеизированных «централистов» и «мессалитов». Оставшиеся не раскрытыми боевики Специальной органи-зации, не примкнувшие ни к одной из этих группировок, создали тогда собственную фракцию и, сформировав весной 1954 г. Революционный комитет единства и действия, приступили к подготовке вооружённого восстания. В июле 1954 г. в составе Бен Мхиди, Битата, Будиафа, Дидуша, командира партизан Ауреса Бен Булаида был образован Национальный совет революции. Позднее к ним присоединились руководитель парти- зан Кабилии Белькасем Крим, а также лидеры зарубежной эмиграции Айт Ахмед, Бен Белла, Хидер. На последних возлагалась ответственность за обеспечение дипломатической поддержки и военно-технической помо-щи революции. 10 октября Национальный совет объединил все подконт-рольные силы во Фронт национального освобождения /ФНО/, а находив-шиеся в его подчинении вооружённые формирования — в Армию национального освобождения /АНО/.
В ночь на 1 ноября 1954 г. по сигналу ФНО на юго-востоке страны началось восстание, в короткие сроки распространившееся на весь Алжир. Наряду с беднейшими крестьянами горных областей его поддержали буржуазия, пролетариат и студенчество. Несмотря на ощутимые потери АНО к концу 1955 г. насчитывала уже около 20 тыс. человек. Вместе с муджахидами в антиколониальную борьбу включились и вспомогательные силы: городские подпольщики мусабили и фидаи, действовавшие в тылу французских властей и карателей. Почти все националистические партии, кроме «мессалитов», к 1956 г. самораспустились, присоединившись к ФНО. С некоторым опозданием на сторону восстания встала и запрещён-ная в сентябре 1955 г. Алжирская коммунистическая партия, сохранившая идеологическую и организационную автономию и делегировавшая свои отряды в АНО.
В августе 1956 г. в долине Суммам /регион Кабилии/ съезд команди-ров партизан и руководителей ФНО провозгласил своими целями борьбу за независимость Алжира, построение «демократической и социальной» республики, осуществление аграрной реформы, национализацию основ-ных средств производства, достижение равенства алжирцев и европейцев. I съезд ФНО избрал также Национальный совет алжирской революции и Координационно-исполнительный комитет.
Неспособность чередовавшихся правительств IY Республики сломить сопротивление АНО привела 13 мая 1958 г. к мятежу европейских ультра-колониалистов и верхушки французской армии. Это ускорило установле-ние во Франции режима Y Республики, основанной на личной власти генерала Ш.де Голля. Объявив Алжир «французской землёй навеки», он резко усилил давление на АНО, которая, несмотря на огромные потери, всё-таки выстояла. В сентябре 1959 г. президент Франции был вынужден согласиться с правом алжирцев на самоопределение. Однако приступить к реализации своего плана решения алжирского вопроса де Голль смог только после подавления очередного путча европейских ультра в январе 1960 г., добившись повиновения армии.
Героическая борьба алжирского народа, получавшего помощь арабских и социалистических стран, находила неуклонно возраставшую поддержку внутри Франции и во всём мире. В декабре 1960 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила резолюцию о праве Алжира на независимость. Ещё перед этим, в сентябре 1958 г., руководители ФНО сформировали в эмиграции Временное правительство Алжирской республики /ВПАР/, признанное многими государствами Азии и Африки /Советский Союз признал его де-факто в октябре 1960 г., де-юре — в марте 1962 г./.
Однако под нажимом колониальной реакции военные операции против алжирцев не прекращались. АНО, блокированная французскими войсками со стороны границ Марокко и Туниса, разделилась на слабевшую в неравных боях «внутреннюю», сократившуюся с 40 тыс. бойцов в 1958 г. до 12-14 тыс. в 1962 г., и «внешнюю», выросшую за тот же период с 11 тыс. до 35 тыс. «Внешняя» армия значительно окрепла благодаря усилиям выходца из крестьянской семьи, бывшего выпускника каирского университета «Аль-Азхар», Хуари Бумедьена. Пройдя с 1955 по 1960 г. путь от начальника разведки округа до начальника генштаба всей АНО, располагавшегося в Тунисе, он приобрёл серьёзное влияние на состав и политический курс ВПАР.
Огромные жертвы /из 9 миллионов алжирцев более миллиона погибло, около 2 млн. находилось во французских тюрьмах и концлагерях, 9 тыс. селений было разрушено и сожжено/ не подорвали стремление алжирского народа к освобождению от иноземного порабощения. Несмотря на путч 22-26 апреля 1961 г. выступивших за «возрождение французского Алжира» реакционных генералов, возглавленных Р.Саланом, и террор «Организации секретной армии» /ОАС/ фашиствующих ультраколониалистов, правитель-ство Франции под давлением международного общественного мнения в мае 1961 г. начало переговоры с ВПАР. Переговоры завершились подписа-нием 18 марта 1962 г. Эвианских соглашений о прекращении военных действий и самоопределении Алжира.
1 июля 1962 г. в обстановке всенародного подъёма был проведён референдум, предусмотренный Эвианскими соглашениями. Более 99% избирателей, принявших участие в голосовании, высказались за незави-симость Алжира. Правительство Франции признало итоги референдума спустя двое суток, а день 5 июля 1962 г. официально был объявлен днём рождения независимого Алжира.
Завоёванная независимость была поставлена под угрозу кризисом, возникшим весной-летом того же года вследствие политических разногласий в руководстве ФНО, ВПАР и АНО, личных амбиций некоторых политиков и военных командиров боровшихся за распределение тех или иных постов в будущем национальном правительстве независимого Алжира. Кризис этот принял болезненные формы и вылился в открытые вооружённые столкновения соперничающих между собой группировок. В сложившейся ситуации большинство членов ФНО сплотилось вокруг Бен Беллы и Бумедьена, а «внешняя» АНО, переименованная в Национальную народную армию /ННА/, рассеяла уступавшие ей в выучке отряды партизан и установила контроль над территорией страны.
20 сентября 1962 г. состоялись Еыборы в Учредительное собрание, которое провозгласило образование Алжирской Народной Демократиче-ской Республики /АНДР/. Первое правительство независимого Алжира возглавил Ахмед Бен Белла, министром обороны стал /по вполне понятным причинам/ Хуари Бумедьен. Фактически только с этого момента прекратили существование все прежние.самостоятельные центры власти. Пошёл отсчёт истории Алжира в качестве независимого государства.
Весьма длительную и упорную борьбу за политическую независимость пришлось вести и народу Марокко. После окончания второй мировой войны французские монополии сумели относительно быстро восстановить здесь свои экономические позиции. Тем не менее колониальная администрация столкнулась с возросшим недовольством марокканцев режимом протектората. Руководство IY Республики под лицемерным предлогом «демократического обновления» архаичного общественного строя Марокко, ужесточив репрессии, пошло на уничтожение остатков султанского правления. Но султан Мухаммед бен Юсуф, вопреки давлению генерального резидента Жюэна, отказывался утверждать законопроекты, которые ущемляли его юридические полномочия. Более того, на встрече в июне 1948 г. с президентом Франции он даже настаивал на пересмотре условий Фесского договора 1912 г. Для свержения симпатизировавшего борцам за национальное освобождение строптивого монарха был использован коллаборационист Аль-Глауи, паша Марракеша. Он был известен своими давними профранцузскими настроениями. Имея под рукой 20 тыс. берберов, присланных Аль-Глауи и его сторонниками, в феврале 1951 г. генерал Жюэн в очередной раз попытался склонить Бен Юсуфа к подписанию протокола с осуждением антиколониального движения, однако опять получил категорический отказ. Лишь после того, когда дворец султана окружили танки, тот принял ультиматум. Арестам и тюремному заключению подверглись многие патриоты, в т.ч. и члены руководства партии «Истикляль» /»Независимость»/.
Сознавая необходимость консолидации усилий, буржуазно-националистические партии французской и испанской зон в апреле 1951 г. провели совещание в Танжере и приняли решение о создании Марокканского национального фронта /МНФ/, неприятия деятельности генеральной резиденции и верховного комиссариата, а также укрепление связей с Лигой арабских государств. Несмотря на преследования и репрессии, МНФ много сделал для сообщения международной общественности правды о происхо-дивших в Марокко событиях.
В августе 1953 г. преемнику Жюэна генералу Гийому удалось смес-тить с престола несговорчивого султана. При попустительстве генеральной резиденции Аль-Глауи и его приверженцы осуществили государственный переворот, провозгласив новым монархом Мухаммеда бен Арафу. Отстра-нённый от власти Бен Юсуф был отправлен сначала в ссылку на Корсику, а потом и на Мадагаскар. Свержение популярного среди марокканцев правителя вызвало взрыв народного возмущения. Для подавления мас-совых акций протеста колонизаторы бросили крупные полицейские силы и установили во многих городах французской зоны комендантский час.
Желая сохранить и упрочить престиж в глазах марокканцев, испанское правительство отказалось признать Бен Арафу и выступило за возвращение на престол опального Бен Юсуфа. Тогда же по требованию группы азиатских государств в ООН состоялось обсуждение данной проблемы. Однако Франция от участия отказалась, заявив, что это — её «внутреннее дело».
В годовщину свержения Бен Юсуфа в Марокко прошла всеобщая забастовка. К тому времени от Аль-Глауи стали отходить вожди берберских кланов и племена Рифа, духовенство перестало упоминать в проповедях в мечетях имя узурпатора Бен Арафы. Освободительное движение генера-льная резиденция планировала подавить с помощью армейских соедине-ний, прибывавших из Индокитая. Но, несмотря на зверства карателей, в августе 1955 г. в Касабланке, Мекнесе, Рабате и других городах состоя-лись мощные антиколониальные манифестации, перекинувшиеся и на столицу испанской зоны Тетуан.
20 октября 1955 г. Бен Арафа отрёкся от престола. В страну вернулся Мухаммед бен Юсуф которого Франция вновь признала законным монархом /с 1957 г. — король Марокко Мухаммед Y/.
2 марта 1956 г. в Париже были подписаны франко-марокканское заявление и протокол, подтверждавшие независимость бывшего протектората. Фесский договор 1912 г. квалифицировался как несоответствую-щий веяниям времени и неспособный обеспечить новый уровень двусторонних отношений. 7 апреля 1956 г. Мухаммед бен Юсуф в Мадриде скрепил подписью испано-марокканскую декларацию, отменявшую Фесский договор. Испания также подтверждала суверенитет Марокко в области внешней политики и обороны. В. то же самое время Ф.Франко оставил открытым вопрос о Мелилье, Сеуте и островах Чафаринас — испанских анклавах на территории султаната.
В октябре 1956 г. Марокко сумело настоять н