Структура и система управления Французской колониальной империи

Французские заморские владения (France d'outre-mer) делились на две категории: 1) протектораты и подмандатные территории, бывшие в ведении Министерства иностранных дел; 2) колонии, управлявшиеся Министерством колоний; Алжир обладал особым статусом – он считался составной частью Франции и подчинялся Министерству внутренних дел. Главным должностным лицом в протекторате и на подмандатной территории был генеральный резидент или верховный комиссар, который ведал внешними сношениями и обороной и контролировал туземную администрацию; судебные дела коренного населения рассматривались туземными судами, французская юрисдикция распространялась только на иностранцев. В колонии вся полнота власти принадлежала губернатору; при нем функционировал консультативный орган из французских чиновников и местной знати; здесь и европейцев, и туземцев судили по французским законам. При Министерстве колоний действовали Высший колониальный совет, куда входили губернаторы и по одному представителю от каждой территории, и Инспекция колоний. Старые заморские владения (Гваделупа, Мартиника, Гвиана, Алжир, Сенегал, Реюньон, пять городов в Индии, Кохинхина) имели представительство в Национальном собрании (парламенте) Франции – 19 депутатов и 7 сенаторов.

Существовало два типа колоний: «поселенческие», являвшиеся объектом активной европейской колонизации (Алжир, Мадагаскар, Новая Каледония), и «эксплуатируемые», служившие прежде всего поставщиками природных ресурсов (Французская Западная Африка, Французская Экваториальная Африка). Французы обладали монополией на предпринимательскую деятельность и торговлю в колониях, не допуская никакой иностранной конкуренции. Если до Первой мировой войны они мало интересовались экономическим развитием своих заморских владений, то после нее они приступили к их интенсивному освоению, пиком которого стали 1930-е. Были предприняты шаги к экономической ассимиляции колоний с Францией. В 1928 часть заморских территорий получила право не облагаемого налогами ввоза товаров в метрополию, другая часть – значительные таможенные льготы. Развернулась широкомасштабная экспансия французского капитала в колонии (до 75% всего вывоза капитала). Создавалась экономическая инфраструктура (железные дороги, шоссе, телеграфная связь, объекты коммунального хозяйства), строились промышленные предприятия; появилась система здравоохранения, система начального, среднего и даже высшего образования (некоторые специалисты получали подготовку во Франции). В то же время экономика колоний, ориентированная на потребности метрополии, часто носила монокультурный характер. Существовало значительное неравенство в оплате труда европейцев и местного населения и огромный разрыв между их уровнем жизни.

В 1920–1930-х в ряде французских владений были проведены отдельные реформы. В 1919 и 1937 некоторые группы населения Алжира обрели право на получение французского гражданства. Было несколько расширено самоуправление Туниса (1922), Французской Западной Африки (1925), Индокитая (1928), Сирии и Ливана (1930). В 1936 правительство Народного фронта заключило с местными властями Сирии и Ливана соглашение об отмене мандата к 1939, однако оно не было выполнено. В отличие от Великобритании, Франция стремилась максимально ограничить участие коренного населения в управлении заморскими территориями.

41. Революция 1848 – 1849 г.г. и ее влияние на развитие германских государств.

Необходимость создания единого государства стала особенно очевидна в середине XIX в. в связи с завершением промышленного переворота, который в отличие от Англии и Франции начался в Германии задолго до революции в условиях политической раздробленности, при сохранении фео дального уклада в значительной части немецкой деревни.
Достижение государственного единства Германии и стало одной из важнейших задач буржуазно-демократической революции 1848 г. Без уничтожения феодальных и полуфео дальных порядков, без окончательного утверждения национального единства не мог в полной мере быть обеспечен капиталистический прогресс - необходимое условие преодоления сравнительно с другими странами европейского континента отставания Германии.
В переменах было заинтересовано подавляющее большинство немецкого народа, которому противостояли крупные и мелкие монархи, опиравшиеся на высшее дворянство, верхушку бюрократии и военщины, отстаивающую свои наследственные и благоприобретенные привилегии.
Разнородная, но все более настойчивая, противостоящая им оппозиция принадлежала к различным идейно-политическим течениям, единым в главном, но по-разному смотрящим на пути и формы объединения.
Основываясь на реалистической оценке соотношения социально-политических сил и настроений в стране, либеральная буржуазия отстаивала идею создания федеральной конституционной монархии с либеральным режимом под эгидой одного из крупнейших германских государств, Пруссии или Австрии. Мелкобуржуазная демократия отвергала гегемонизм Австрии и Пруссии, сосредоточив главное внимание на требованиях неограниченной свободы ассоциаций, вооружения народа, полной свободе слова и печати, уничтожении всех привилегий дворянства, ликвидации фео дальных отношений в деревне.
К. Маркс и Ф. Энгельс, принимавшие непосредственное участие в революции, выступали за единую демократическую германскую республику, рожденную в "буре войны и революции".
Апогеем германской революции стало мартовское массовое восстание в столице Пруссии Берлине в 1848 г. Король прусский Фридрих-Вильгельм IV, объявивший еще в 1847 г. о созыве объединенного ландтага, стремясь погасить революцию, подписал в марте 1848 г. серию указов, идущих навстречу ее демократическим требованиям. Им была признана необходимость конституционной монархии, создано новое либеральное правительство, провозглашены свободы личности, союзов, собраний, печати и др.
Последующий разгром революции привел к отказу от многих демократических обещаний. Ландтаг был разогнан, распущены демократические клубы, запрещены собрания и митинги, разоружено гражданское ополчение и пр.
Несмотря на тяжелое поражение демократических сил, революция не прошла бесследно. Во всех сферах общественной жизни Германии, и прежде всего, Пруссии: в экономической, социальной, идеологической, политической, - произошли серьезные изменения. Предприниматели могли отныне пользоваться относительно либеральными законами о концессиях, о горной промышленности, особенно при создании акционерных обществ. В 1850 г. вышли законы о выкупе крестьянами земли, которые либо отменяли еще не отмененные фео дальные повинности, либо переводили их в категорию капиталистической ренты, и пр.
В Пруссии в 1850 г. была принята Конституция, позволившая в последующие годы создать первые буржуазные оппозиционные партии, использовать ландтаг в качестве публичной трибуны открытой критики правительственной политики. Не случайно прусское правительство в 1851 г. приняло Закон об осадном положении, на основании которого король получил право вводить в стране режим военного правления, если внутренняя или внешнеполитическая обстановка создавали угрозу существующим в стране порядкам.

42. Прусская монархия. Конституция Пруссии 1850 г.

Революционные события 1848 г. привели тем не менее к значительным переменам в конституционном строе многих германских государств. Более чем в 10 германских монархиях были установлены конституционные законы с гарантированными правами народных представительств, в нескольких прежних конституции обновлены в сторону их либерализации. Одним из важных итогов было установление конституционной монархии в Пруссии;

В разгар революционных волнений марта 1848 г. прусский король гарантировал созыв нового ландтага, которому будет поручено выработать своего рода учредительные законы. Созванный 2 апреля ландтаг утвердил несколько основополагающих актов. Важнейшим был избирательный закон 8 апреля 1848 г. Согласно ему вводилось всеобщее мужское избирательное право (активное – с 24 лет, пассивное – с 30 лет). Будущее представительное собрание помимо выработки конституции получало право рассмотрения государственных налогов. Ландтаг признал гражданское равноправие, свободы союзов и собраний.

Учредительное собрание открылось 22 мая 1848 г. Первыми решениями о провозглашении революции в стране оно встало в оппозицию королю. Поэтому выработка конституции была обставлена затруднениями. Проект был разработан комитетом из 24 депутатов под председательством Б. Ф. Вальдека. Обсуждение конституции началось в конце июля 1848 г. и проходило в обстановке нарастания правительственного противодействия. Осенью, после разгрома венского восстания, подавления франкфуртского мятежа, прусское правительство инициировало перевод Собрания в небольшой город Бранденбург; левые депутаты были поставлены перед лицом военного давления. 5 декабря 1848 г. Собрание было распущено, и одновременно король от своего имени октроировал конституцию, в главном основанную на проекте депутатского корпуса. Текст конституции должен был быть пересмотрен и утвержден в новом собрании представительного органа.

Конституция 5 декабря 1848 г. оказалась недолговечной. Конец революции и перемены правительственного курса в Пруссии привели к значительным ее изменениям. В итоге 31 января 1850 г. Фридрих-Вильгельм IV октроировал новую Конституционную хартию, которая стала действующим основным законом Прусского королевства.

Хартия 1850 года установила в Пруссии строй конституционной монархии с выборным народным представительством. Однако главенствующей государственной силой была признана традиционная монархия.

Король был не только главой государства. Ему принадлежали значительные законодательные, административные и судебные полномочия, опиравшиеся в том числе на исключительные прерогативы короны. Король сохранил за собой ничем не ограниченное право объявления войны, заключения мира и договоров с иностранными государствами. Только торговые договоры должны были получать одобрение народного представительства. Ему принадлежало командование и управление армией и флотом, включая назначение на все должности. В сфере законодательства король обладал правом законодательной инициативы и, главное, правом абсолютного вето на решения парламента.

Важнейшим постановлением конституции было сохранение правительственной власти за монархическими институтами: «Исполнительная власть принадлежит одному королю; он назначает и отзывает министров; он предписывает обнародование законов и издает распоряжения, необходимые дляих исполнения» (ст. 45). Ответственность министров означала только обязанность контрасигнатуры ими указов короля. Кроме всего, правительство сохранило право «в случаях, когда того требует сохранение общественной безопасности и... палаты не заседают» (ст. 63) издавать законы, не противоречащие конституции. Судебная власть отправлялась от имени короля, и судьи также назначались королем – формально пожизненно, но предусматривались значительные возможности их отстранения и «временного удаления».

Представительный орган (ландтаг) получал право законодательной инициативы и принятия законов (которые затем утверждались королем). Ландтаг состоял из двух палат. Палата господперсонально назначалась монархом по традиционным сословным привилегиям и причастности к государственной службе. Вторая палата (в составе 433 депутатов) избиралась населением.

Формально конституция установила всеобщее избирательное право (мужчин, старше 25 лет и обладающих цензом оседлости в общине). Однако право было неравное и осуществлялось покуриальной системе. Система основывалась на двухстепенном порядке голосования и неравенстве распределения голосов выборщиков, которые, собственно, и избирали депутатов. Для избрания выборщиков избиратели «первой степени» делились на три разряда, соответственно сумме уплачиваемых налогов. Каждый разряд избирал свою треть выборщиков (хотя бы полагающуюся для разряда треть налогов общины уплачивал всего один человек). Это создавало огромную диспропорцию между голосами обычных избирателей и богатых собственников. В принципе приемлемое для организации местного самоуправления правило было перенесено на политический орган представительства, что деформировало его социальный состав и политические устремления.

Созывались и распускались палаты королем. Ему же депутаты приносили присягу на верность.

Конституция формально ликвидировала старый сословный строй, провозгласив равенство перед законом и отмену привилегий. Особым разделом конституции были гарантированы свободы личности и религии, неприкосновенность жилища, неприкосновенность собственности и ее неотчуждаемость. Граждане подлежали только обычному суду, наказания могли налагаться только на основании закона; упразднялся институт гражданской смерти, а также конфискация имущества. Наука и обучение ей провозглашались свободными. Декларировались свободы мнений, печати, невооруженных собраний, организации обществ и подачи петиций. Устанавливалась всеобщая, воинская обязанность.

Конституция, однако, предусмотрела возможность приостановления действия постановлений о гражданских правах и свободах в случае войны или угроз общественному порядку. Это подзаконное понимание гражданских прав стало в дальнейшем одной из особенностей германского конституционализма.

Сложившаяся в германских государствах за первую половину XIX в. конституционная монархия сформировала свой особый тип конституционализма с сильной правительственной властью монарха и подчиненным положением народного представительства. Этот тип конституционной монархии формировался не столько вследствие революций, сколько как компромисс и реакция на нее. Несмотря на свои германские корни, такая форма конституционной монархии получила большое распространение в Европе в XIX в. и затем в мире.

43. Северогерманский Союз.

Конституция нового Северогерманского союза была построена на компромиссе различных начал. Парламентаризм не установился; верховная власть сохранила за собою очень много существенных прерогатив, но было введено равное, прямое, всеобщее избирательное право. Бисмарк тем охотнее ухватился за эту идею, внушенную ему ещё раньше Лассалем, что она в его глазах сразу достигала двух целей. Прогрессивная буржуазия была довольна тем, что правительство возвращается к одному из основных начал конституционного проекта, выработанного в 1849 году франкфуртским парламентом; демократические элементы, рост которых был уже заметен, видели во всеобщем избирательном праве залог свободного развития деятельности («происки» пролетариата Бисмарк пытался обезвредить, отвергнув тайную подачу голосов; но учредительный рейхстаг, обсуждавший конституцию, включил в неё этот способ голосования). С другой стороны, Бисмарк, как это видно из его мемуаров, не без основания надеялся, что общее избирательное право послужит для него превосходным орудием для борьбы с партикуляризмом и что в минуту внешних осложнений апелляция к патриотизму страны поможет ему побороть оппозицию в союзном совете. Наконец, перед ним был пример Франции, где существование всеобщего избирательного права не наносило никакого ущерба значению верховной власти.

Рейхстаг не получил обычных парламентских прав: вотировка законов и бюджета были сделаны его единственными прерогативами. Он состоял из 297 депутатов (по 1 на 100 000 жителей).

Другим органом союза был союзный совет (нем. Bundesrat), составленный из делегатов отдельных государств, входивших в состав союза. Голоса (всего было 43) были распределены между государствами неравномерно: так, Пруссия, например, имела 17 голосов, а Саксония — 4. Делегаты были связаны определенными инструкциями своих правительств. Функции союзного совета заключались в вотировании законов; обычно они проходили простым большинством, а для всякого изменения конституции требовалось большинство двух третей. Львиную долю власти в новой организации получил прусский король, как президент союза. Ему принадлежало право объявлять войну и заключать мир от имени союза, вести дипломатические переговоры, заключать договоры, назначать и принимать посланников; в качестве главнокомандующего союзной армией он имел право назначать высших офицеров и наблюдать за организацией войска вообще. Он был верховным главою внутреннего управления, назначал главных должностных лиц союза, созывал и распускал рейхстаг.

Всеми внешними и внутренними делами союза заведовал назначенный королем Пруссия канцлер, не несший никакой ответственности перед рейхстагом и председательствовавший в союзном совете. Государства, вошедшие в союз, продолжали пользоваться своими конституциями, но должны были уступить союзу военное и морское управление, дипломатические сношения, заведование почтой, телеграфами, железными дорогами, денежной и метрической системами, банками, таможнями. Внутренняя история Северо-Германского союза в главном есть история группировки партий.

Южно-германские государства: Королевства Бавария и Вюртемберг, Баден, Гессен-Дармштадт (последний вошёл в состав Северо-Германского союза только землями к северу от реки Майн) заключили наступательные и оборонительные союзы с Пруссией, так что нужен был только толчок, чтобы и они вошли с нею в полный союз. Этим толчком стала франко-прусская война. После победы в 1871 году Бавария, Вюртемберг и Баден присоединились к союзу. Новое образование получило название Германской империи, а Вильгельм I стал первым её императором.

44. Отто фон Бисмарк. Германская империя. Конституция 1871 г.

В 1871 г. была принята Конституция Германской империи, которая в значительной мере воспроизвела конституцию Северо-Германского союза, а также учла договоры с южногерманскими государствами путем ряда конституционных новаций. За этими государствами закреплялись некоторые особые права. Бавария и Вюртемберг, например, сохранили право на такую доходную статью местного бюджета, как налог на водку и пиво, а также на управление почтой и телеграфом. У Баварии сохранялась определенная самостоятельность в области управления армией и железными дорогами, к тому же в имперском комитете по "армии и крепостям" она занимала постоянное место, в то время как другие члены комитета назначались императором. Под ее председательством действовал комитет иностранных дел, состоящий из уполномоченных Саксонии, Вюртемберга, с включением двух ежегодно избираемых членов других государств (гл. III, ст. 8(8)).
Составители Конституции 1871 г. законодательно закрепили ту же "жесткую" модель федеративно-административного политического устройства, которая разработана была их франкфуртскими предшественниками, передав федеральному собранию (Союзному совету - бундесрату и рейхстагу) законодательную компетенцию по вопросам армии, флота, внешней политики, таможни и торговли, почты, телеграфа, железных дорог, судоходства и пр. При этом Конституцией предписывалось, что "имперские законы имеют преимущество перед законами земельными" (гл. II, ст.2).
В статьи третьей главы Конституции 1871 г. "Союзный совет" (Bundesrat) включены положения, закрепляющие организационную структуру весьма своеобразной формы германской федерации, получившей название "союза неравных". Рейхсрат, формально призванный стоять на страже интересов субъектов федерации, не соответствовал своему назначению, прежде всего в силу неравного представительства входящих в федерацию государств.
Канцлер был не только единственным имперским министром, но и председателем бундесрата. Его голос был решающим в верхней палате при равенстве голосов (3, ст. 7, разд. III), если он выступал "за сохранение существующих предписаний и установлении", касающихся административных положений, регулирующих исполнение общего законодательства о таможенных тарифах, о ряде важнейших косвенных налогов (гл. VI, ст. 37), а также если в бундестаге не достигалось соглашения по военным вопросам. И более того, если общие расходы империи не покрывались соответствующими налогами и пошлинами, он имел право назначать взносы с имперских государств для пополнения имперского бюджета (гл. XII, ст. 70).
Конституция 1871 г. не знала принципа "ответственное правительство", ставшего лозунгом либеральной буржуазии, выступавшей против "мнимого конституционализма" Германской империи, за парламентскую монархию вестминстерской модели. На исполнительную власть по Конституции фактически не возлагалось никакой ответственности.
Почти самодержавная власть германского императора должна была сдерживаться лишь правом канцлера на Контрасигнатуру. Но при подписании военных приказов, объявлении войны, заключении мира, в вопросах командования армией и флотом император не был связан контрасигнатурой канцлера. Канцлер также должен был ежегодно представлять Союзному совету и рейхстагу отчет о расходах (XII, 72), но сместить его с должности мог только император, что превращало эту ответственность в функцию.
Конституция 1871 г. не провозглашала даже формально принципа "народного суверенитета", который приходил в полное противоречие с консервативными представлениями правящих кругов (и в значительной мере массового сознания) о государственной власти монарха, воля которого является высшей. От имени императора осуществлялась и исполнительная, и законодательная власть, определялась компетенция государственных учреждений и должностных лиц.
Рейхстаг, нижняя палата, создаваемая на основе "всеобщих выборов с тайной подачей голосов", находился под контролем императора. Он обладал значительно меньшими полномочиями, чем бундесрат. Ни один закон, принятый рейхстагом, не мог увидеть свет без утверждения бундестагом (гл. III, ст. 7), которому предоставлялись также полномочия на издание административных предписаний и инструкций, необходимых для проведения в жизнь имперских законов, как право роспуска рейхстага при согласии императора (гл. V, ст. 23), разрешения конфликтов между землями с правом определять необходимость применения мер принуждения (экзекуции) к союзным государствам (гл. IV, ст. 19). Формально "всеобщее избирательное право" также не было всеобщим при высоком возрастном цензе (в 25 лет), при лишении избирательного права лиц, пользующихся помощью для бедных, ограниченных в гражданских и политических правах по суду, "нижних чинов войска и флота, находящихся на службе" и пр.
Бурные споры при создании конституции вызвал вопрос о вознаграждении депутатов. Победила точка зрения О. Бисмарка, что члены рейхстага не должны получать за свою работу "никакого жалованья или вознаграждения" (гл. V, ст. 32).
Конституционный механизм Германской империи создавался для наиболее эффективного решения под руководством Пруссии сложных внутри- и внешнеполитических задач, главным образом с помощью военной силы. В Конституции нет ни декларации, ни главы, посвященной правам и свободам немцев. Вместе с тем самая обширная глава XI посвящена "военному делу империи", в которой закрепляются всеобщая воинская обязанность (ст. 5, 7) при принадлежности каждого немца в течение 7 лет (по общему правилу - с 20 до 28 лет) к составу армии, (ст. 59), требование немедленного введения по всей империи прусского военного законодательства и подготовки всеобщего имперского военного закона с целью создания единой германской армии, "подчиненной императору, безусловно следующей его приказу" (ст. 64), право императора назначать, увольнять, перемещать всех высших чинов, использовать армию для полицейских целей (ст. 66) и объявлять любую союзную территорию на военном положении, если что-либо "угрожает общественной безопасности" (ст. 68) и пр.
Политический режим кайзеровской Германии
Сложные социально-экономические процессы на пути исторического развития объединенной Германии XIX в., полном противоречий, непосредственно влияли на частые изменения ее политического режима. Особую роль в этих процессах играл ее канцлер (ранее - министр-президент Пруссии) О. Бисмарк, с именем которого в исторической литературе связывается проведение политики, определяемой противоречивыми понятиями: "революция сверху", "государственный социализм", "реакционный милитаризм", "бонапартизм" и пр.
Действительно, в Германии XIX в. была решена главная задача буржуазной революции - объединение страны, способствовавшее ее бурному развитию по пути экономического прогресса, развитию капиталистического предпринимательства, созданию множества акционерных компаний, банков, новых отраслей промышленности (судостроения, электроники, химической промышленности и пр.). Не случайно последнюю треть XIX в. в Германии называют временем грюндерства (greunden - основать, учредить). Так, например, на основании закона 1875 г. о банках в стране создается руководимый канцлером центральный имперский банк, призванный осуществлять контроль над делами частных эмиссионных банков и пр. Имперский банк с этого времени становится мощным рычагом осуществления экономической политики правительства. Вводятся единые мера и вес, таможенные тарифы, патентное законодательство и пр. В течение двух-трех десятилетий страна превращается в одну из самых передовых и индустриально развитых стран Европы и мира.
Для первых лет канцлерства Бисмарка характерно преобладание либеральных методов и средств осуществления государственной власти. В это время не только снимается множество феодальных препон для развития предпринимательства и торговли, но и создается общеимперская партийная система, растут рабочие организации, партийная печать.
Ведущей буржуазной партией, задающей оппозиционный тон деятельности рейхстага, становится партия либеральной буржуазии - Национально-либеральная, под влиянием которой находилась в это время и значительная часть рабочего класса. Слева примыкала к ней мелкобуржуазная Прогрессистская партия, которая в 1884 г. сливается с левым крылом Национально-либеральной партии, образуя Немецкую свободомыслящую партию. Особое место в политической системе занимает разношерстная Католическая партия (Центра). Резко настроенная против Пруссии, она преследует партикуляристские цели.
Вместе с ростом промышленного пролетариата в 1869 г. возникает и первая рабочая Социал-демократическая партия (СДРП). В 1875 г. в результате объединения в Готе СДРП и Всегерманского рабочего союза (эзенахцев и лассальянцев) формируется реформистская Социалистическая единая партия Германии (СЕПГ), которая по мере достижения своей организационной и политической зрелости становится во главе международного рабочего движения. Социалдемократы избираются в рейхстаг, их представительство со временем все больше растет.
Ситуация меняется в 1878 г., ставшем вехой наступления конца "либеральной эры" канцлерства Бисмарка. Застой в экономике, экономические трудности, рост влияния социалистов, успехи оппозиционных партий на выборах в рейхстаг - все это определяет резкий поворот правительства вправо. Правительство Бисмарка выдвигает проекты кардинальной финансово-экономической реформы, перехода от свободы торговли (главного требования либеральной буржуазии в сфере экономики) к протекционизму, к усилению правительственного вмешательства не только в экономику, но и в другие сферы общественной жизни, в частности пресечения с помощью репрессивного законодательства деятельности социалистов.
В это время фактически решается вопрос об установлении в сфере экономики и политики "твердой руки" канцлера. Все, кто выступал против нового курса, объявлялись противниками подъема экономики, роста занятости в промышленности, сторонниками "безумных идей" социал-демократов, "ведущих народ к бунту, крови и насилию".
Поводом для начала наступления на социал-демократов стали два покушения на императора Вильгельма II в 1871 г. и 1878 г., в которых они безосновательно были обвинены. Бисмарк называл социалистов в печати не иначе как "бандой убийц". После первого покушения в 1871 г. он распускает рейхстаг и начинает массированную атаку против инакомыслия. В 1878 г. под угрозой очередного роспуска, манипулируя общественным мнением с помощью мифа "о красном призраке" (обвинений социалистов в покушении на собственность, в подрыве веры в Бога и пр.), он добивается принятия ранее отклоненного рейхстагом закона "Против общественно опасных стремлений социал-демократов", названного впоследствии "исключительным законом против социалистов".
Закон запрещал все организации, "имеющие целью посредством социал-демократических, социалистических и коммунистических стремлений свергнуть существующий государственный и общественный строй" (что было широко использовано против профсоюзов, для разгона рабочих касс взаимопомощи и др. рабочих организаций). Запрещались также собрания и печатные издания, пропагандирующие "подобные стремления", сбор средств с этой целью и пр. Полиции и местным властям по их усмотрению предоставлялось право запрещать собрания и распространение политической литературы, объявлять "малое осадное положение" и высылать лиц, "опасных для общественной безопасности", из мест их "вредной деятельности".
Нарушение закона угрожало денежным штрафом, тюремным заключением, запрещением заниматься определенными видами деятельности и пр. Фактически запрещалось распространение всяких социалистических идей. 1881 г. был опеделен как год окончания действия закона, но рейхстаг под жестким нажимом канцлера продлевает его.
На основании закона в 1878 г. было введено "малое осадное положение" в Берлине, в 1880 г. - в Гамбурге, в 1881 г. - в Лейпциге, что дало правительству право выслать из этих центров влияния социал-демократии 500 видных ее представителей. СЕПГ фактически была распущена, но ее фракция в рейхстаге оставалась действующей.
В конце 80-х гг., однако, проявилась со всей очевидностью бесперспективность управления общественной и политической жизнью Германии с помощью репрессивных законов и непоследовательных уступок рабочему движению. 1889-1890 гг. стали рекордными по количеству рабочих забастовок (более 1100), принимающих все более массовый характер. Социальная политика Бисмарка зашла в тупик.
Вильгельм II, претендуя на роль "народного монарха", "творца новой социальной политики", связывая рост забастовочного движения с "отсутствием заботы о рабочих со стороны большинства промышленников", вопреки сопротивлению Бисмарка отменил в 1890 г. исключительный закон против социалистов, что и стало непосредственной причиной отставки "железного канцлера", а также последующей очередной либерализации политического режима. Законом 1899 г. были отменены также ограничения для всякого рода союзов, не выходящих за пределы империи, постановления отдельных германских государств, запрещающих вступление в союзы рабочих, в том числе и в избирательные союзы.

45. Изменение в политическом режиме Германии в конце XIX – начале XX в.в. Милитаризация.

После достигнутого в 1871 г. объединения экономика Германии вступила в период бурного хозяйственного прогресса. Режим «вооруженного мира», навязанный Германией самой себе и всей Европе, не только не препятствовал промышленному и торговому развитию новой империи, но, напротив, являлся его стимулом. За первое десятилетие выплавка чугуна удвоилась, производство стали выросло в 3,5 раза. По темпам промышленного роста все остальные европейские державы по сравнению с Германией остались далеко позади. Если в 70-е гг. Германия занимала четвертое место в мире по уровню экономического развития, то через два десятилетия она уступала лишь США и кон-курировала за второе место с Великобританией, а к началу XX в. превзошла и английский уровень. Используя технический опыт других стран, империя строила свою экономику на самой современной научно-технической основе, используя новейшие достижения науки и техники. Развивались самые передовые отрасли промышленности, в том числе химическая и электротехническая. Особое значение для развития тяжелой промышленности имели военные заказы. Осуществлялось грандиозное железнодорожное строительство. Число рабочих, занятых в промышленности, к концу XIX в. превысило 11 млн человек. Упрочилась финансовая база империи, чему благоприятствовало получение 5-миллиардной контрибуции с побежденной Франции. С июля 1873 г. единой денежной единицей империи стала золотая марка; действовал единый Имперский банк, созданный в марте 1875 г. на основе бывшего банка Пруссии.
Характерной особенностью социально-политической структуры объединенной Германии было то, что буржуазия не обладала здесь безраздельным политическим господством, а делила власть с помещичьим классом — юнкерством; последнее переживало медленную эволюцию приспособления феодального сельскохо-зяйственного производства к потребностям капиталистического развития. Наряду с крупными юнкерскими хозяйствами, занимавшими свыше 100 га земли, сохранялось около 3 млн мелких крестьянских хозяйств, владения которых не превышали 2 га. Согласно данным переписи 1882 г. 4,5 млн крестьян имели в 3 раза меньше земли, чем 700 тыс. помещиков и кулаков.
В структуре общества происходило интенсивное формирование новых социальных слоев, выразителями интересов которых являлись политические партии. Первый специальный закон о политических партиях был издан в 1869 г. Первой оформленной политической организацией обще германского масштаба стала Немецкая консервативная партия, реорганизованная в 1876 г. из Консервативной партии Пруссии. Опиравшаяся на крупное юнкерство, генералитет, высшее духовенство, чиновничество и зажиточное крестьянство, эта партия стояла на защите традиционного правопорядка («исторически данных основ») и являлась главным оплотом германского милитаризма. Партия свободных консерваторов защищала интересы крупных помещиков, придерживавшихся капиталистических методов ведения хозяйства, а также промышленных магнатов и финансовой олигархии. Национал-либеральная партия выражала интересы шовинистически настроенных кругов крупной буржуазии, стремившейся к внешнеполитической экспансии и колониальным захватам. Партия центра строила свое членство по принципу конфессиональной принадлежности: она объединяла в своих рядах верующих-католиков Западной и Южной Германии, Эльзаса и Лотарингии, перво начально стремившихся противостоять протестантской идеологии чиновников центральных правительственных учреждений; на рубеже XIX и XX столетий Партия центра перешла к поддержке политического курса германского империализма.
Германский рабочий класс в 1875 г. создал единую Социалистическую рабочую партию Германии (СРПГ), которая с 1890 г. получила наименование Социал-демократической партии Германии (СДПГ) и вскоре превратилась в самую влиятельную из всех европейских социалистических организаций. Программа партии предусматривала осуществление социалистических преобразований для достижения конечной цели «освобождения рабочего класса» с использованием методов парламентской борьбы и других форм конституционализма. В 1871 г. социал-демократы уже имели в рейхстаге одно депутатское место (А. Бебель). На выборах в рейхстаг 1877 г. СДПГ получила поддержку 493 тыс. избирателей и завоевала 12 депутатских мандатов.

Ответом со стороны правительства на широкое распространение социалистической идеологии стало принятие ряда репрес-сивных мер. Обвинив социал-демократов в подстрекательстве народа к бунту, мятежам и насилию (приписав им, в частности, вину за два покушения на кайзера Вильгельма I), О. Бисмарк смог провести через рейхстаг «Закон против общественно опасных стремлений социал-демократов», который вступил в силу 21 октября 1878 г. и затем продлевался рейхстагом через каждые три года. Ставший известным под наименованием «Исключительного закона», он предусматривал уголовную и административную ответственность (в виде штрафов, тюремного заключения, запретов заниматься определенными видами деятельности и т. п.) за участие в работе социал-демократических организа-ций, за распространение их идей в печатной или устной форме. Полиция и местные власти получили право объявлять «малое осадное положение» и на этом основании высылать из данной местности лиц, представлявших общественную опасность. Случаи введения «малого осадного положения» имели место в Берлине (1878 г.), Гамбурге (1880 г.), Лейпциге (1881 г.), Франкфурте (1886 г.), Штеттине (1887 г.) и ряде других городов. За 12 лет действия закона репрессиям подверглись не только социал- демократические, но и все другие рабочие организации, вплоть до спортивных союзов и кассов взаимопомощи. Всего были распущены 332 организации, арестовано 1500 и выслано 900 их членов, запрещено около 1300 печатных изданий (в том числе 232 периодических и 1067 непериодических).
Однако цели закона достигнуты не были. Уйдя в подполье, СДПГ не только восстановила свои организации, но и усилила их влияние на массы. Фракция СДПГ в рейхстаге продолжала действовать. Роль Центрального Комитета СДПГ играл комитет помощи, созданный в г. Лейпциге. По всей стране создавались подпольные партийные организации, функционировали подпольные типографии. Под влиянием социал-демократов активизировалась роль профсоюзов, численность которых к концу 80-х гг. превысила 120 тыс. чел. На выборах 1884 г. СДПГ получила 540 тыс. голосов избирателей, а на выборах 1890 г. — почти 1,5 млн голосов и провела в рейхстаг 35 депутатов. «Исключительный закон» в 1890 г. не был продлен рейхстагом и потому утратил силу; этот факт явился одной из главных причин отставки Бисмарка. На выборах 1898 г. СДПГ получила уже около трети всех голосов избирателей и 56 мест в рейхстаге. Выступая самым решительным борцом за законодательство в духе общественной справедливости, улучшение условий труда, демократизацию избирательной системы, СДПГ постоянно расширяла свою социальную базу, вовлекая в свои ряды не только рабочих, но и представителей других слоев населения. Количество членов СДПГ к 1914 г. достигло 1 млн человек. Ориентированные на социал- демократию профсоюзные организации насчитывали до 2,5 млн членов. На выборах 1912 г. СДПГ получила поддержку 4,5 млн избирателей. Перед Первой мировой войной фракция социал- демократов в рейхстаге являлась самой многочисленной и составляла 111 депутатов.
Внешняя политика Германской империи была проникнута духом экспансионизма. Объединенная Германия вышла на меж-дународную арену тогда, когда уже сложились мощные колониальные империи, и «свободных» территорий оставалось очень мало. Тем не менее Германия сумела овладеть некоторыми колониями в юго-западной и восточной частях Африки (Того, Камерун), рядом островов (Гвинея, Маршальские, Соломоновы) в
Тихом океане. В апреле 1898 г. Германия навязала неравноправный договор китайскому правительству; согласно условиям договора в бухте Цзяо-Чжоу размещалась германская военно-морская база. Получив от турецкого султана концессию на строительство Багдадской железной дороги, германское правительство поставило своей целью «экономическое освоение» малоазийского региона с перспективой выхода к Персидскому заливу. Однако в целом «крохи от колониального пирога» Германию явно не удовлетворяли, и поэтому главным внешнеполитическим требованием империи стал призыв к переделу уже поделенного мира.

Экспансионистские претензии Германии подкреплялись укреплением военной машины империи, основу которой составили милитаристские структуры Пруссии. По закону об изменении воинской повинности, принятому 11 февраля 1888 г., произошла реорганизация армии. Все военнообязанные мужчины в течение 7 лет (как правило, с 20 до 28 лет) принадлежали к постоянному войску. Первые три года они состояли на действительной военной службе, а следующие четыре года числились в резерве. В течение дальнейших пяти лет они состояли в запасе второй очереди (ландвере) первого и второго призывов, до 31 марта того календарного года, когда им исполнялось 39 лет. Все военнообязанные в возрасте от 17 до 45 лет, которые не принадлежали ни к сухопутным войскам, ни к флоту, зачислялись в ополчение (ландштурм). В случае войны ландштурм указом императора призывался к защите отечества; он привлекался к пополнению сухопутного войска и флота, причем на всех ландштурмистов распространялось действие военно-уголовных законов и дисциплинарного устава. Таким путем достигалось создание мощных людских резервов вооруженных сил, повышались их мобилизационные возможности. В 1912 г. военный совет при кайзере постановил в течении 1,5 лет довести численность армии до 800 тыс. чел.; в списках ландвера в это время числилось до 5 млн чел.
Еще в 1898 г. вступила в силу программа по созданию мощного военно-морского флота. Разработанная адмиралом А. Тирпи- цем и принятая рейхстагом, она была рассчитана на 20 лет. Если в конце XIX в. германский флот занимал лишь пятое место в Европе и был предназначен только для охраны побережья, то конечная цель принятых двух морских законов 1898 и 1900 гг. состояла в том, чтобы положить конец британскому владычеству на морях. Основная ставка была сделана на строительство сверх-тяжелых линейных кораблей (дредноутов), несущих мощное артиллерийское вооружение. Согласно принятому в 1912 г. дополнению к закону о флоте количество крупных боевых кораблей возрастало на 60 %. Опираясь на самую передовую индустрию, располагая прочной финансовой базой и значительными людскими ресурсами, к началу XX в. Германия стала самой сильной в военном отношении державой Европы.
Параллельно с укреплением вооруженных сил происходило и совершенствование полицейской системы. Полиция находилась в ведении правительств земель и имела отраслевую специализацию (административная, судебная, общая служба безопасности). Координацию полицейской деятельности в масштабе всей страны осуществлял имперский статс-секретарь внутренних дел. Особый статус имела полиция Берлина, возглавляемая полицай-президентом. Широчайшие полномочия полицейских служб уходили своими корнями в традиции прусского полицейского абсолютизма.
Определенная либерализация политического режима, произошедшая в стране после отставки Бисмарка, оказалась кратковременной. Вступление Германии в Первую мировую войну привело к складыванию в стране режима военной диктатуры, оформленного введением в действие чрезвычайного военного законодательства. Закон о чрезвычайных полномочиях правительства, принятый в 1914 г., имел своей целью перевод всей германской экономики на военные рельсы. В 1916 г. в стране была окончательно установлена военная диктатура, олицетворяемая начальником Генерального штаба генерал-фельдмаршалом П. Гин- денбургом и его заместителем генералом Э. Людендорфом. Острейший политический кризис, вызванный военными неудачами, явился одной из причин Ноябрьской революции 1918 г., в ходе которой империя Гогенцоллернов потерпела окончательный крах.

46. Образование колониальной империи в Германии. Управление в колониях.

крупнейшая колониальная империя 16-20 вв. В 1919, в период своего расцвета, империя занимала около четверти всей земной суши (37,2 млн. кв. км) и включала более четверти (462,6 млн. чел.) населения планеты.
Характер империи. Отличительная черта Британской империи на всех этапах ее развития - территориальная разобщенность и децентрализованное управление. В ее составе по типу управления выделяются доминионы (первоначально заселенные по большей части европейцами и добившиеся самоуправления); колонии (где население небританского происхождения управлялось чиновниками из метрополии); территории под британским протекторатом; мандатные территории.
Доминионы. Доминионы в известном смысле остаются единственной сохранившейся частью империи. Главным направлением британской эмиграции была Северная Америка, позднее - Австралия и Новая Зеландия. В каждой колонии создавался местный законодательный орган, зависимый от Лондона. Экономическое и политическое развитие североамериканских колоний со временем привело к провозглашению Декларации независимости и образованию США. В течение 19 в. шаги к независимости были сделаны Канадой, Австралией и Новой Зеландией, хотя их связи с Великобританией продолжали носить экономический и политический характер, основываясь на традиции и общности интересов. На имперской конференции 1926 было принято решение называть их не колониями, а доминионами со статусом самоуправления, хотя фактически организация власти в форме доминиона была введена раньше: в Канаде в 1867, в Австралийском Союзе в 1901, в Новой Зеландии в 1907, в Южно-Африканском Союзе в 1910, в Ньюфаундленде в 1917, в Ирландии в 1921.
Колонии. В доминионах проживало всего 5% населения Британской империи; в этом плане доминионы были несопоставимы с территориями, где британские чиновники управляли небританским населением на более или менее автократических началах. Насчитывалось около 50 колоний такого рода, называемых также колониями короны; это и сравнительно большие территории, такие как остров Цейлон, и маленькие острова в Вест-Индии. Ряд колоний, основанных в Африке, вошел в состав империи только к концу 19 в.
Каждая колония управлялась генерал-губернатором, которого назначало министерство по делам колоний в Лондоне. На губернаторской службе состояли генеральный прокурор и секретарь по финансам, а также несколько высокопоставленных лиц (влиятельных предпринимателей, миссионеров, племенных вождей), выбранных генерал-губернатором. Он же назначал законодательный совет, поначалу состоявший только из старших чиновников и самых авторитетных представителей местного населения; позже в него стали включать лиц, избранных на основе имущественного ценза. После Второй мировой войны система колониального управления подверглась радикальным изменениям в сторону демократизации.
Крупнейшей колонией Британской империи являлась Индия, которая формально вошла в ее состав в 1858. В течение полутора столетий этим субконтинентом управляли чиновники Ост-Индской компании. В 1876 британский монарх получил дополнительный титул императора Индии, а его местный представитель - вице-король, назначаемый кабинетом министров, - мог считать себя одним из самых могущественных людей в империи.
Протектораты. Четвертый тип зависимости - протектораты - включал наибольшее число вариаций. Такого рода территориальные образования соглашались принимать советы Великобритании во внутриполитических делах и допускали почти полный контроль над внешней политики. Степень вмешательства Лондона в их политику сильно варьировала. На одном полюсе находились такие протектораты, как королевство Буганда в Уганде. На другом - ближневосточные эмираты, например Кувейт, которые рассматривались почти как независимые союзники; их делами занималось скорее министерство иностранных дел, чем министерство колоний. В одних случаях отношения между центром и подконтрольным государством были исключительно дружественными, как, например, к королевству Тонга в юго-западной части Тихого океана. В других случаях, например в Египте, покровительство со стороны Лондона вызывало возмущение и постоянные конфликты.
Мандатные территории. После Первой мировой войны бывшие колонии Германии и Турции были переданы Лигой наций в управление странам-победительницам на основе т.н. мандата. Великобритания получила в свое владение Палестину, Ирак, Трансиорданию, Танганьику, часть Камеруна и Того.
Основание империи. Ранние поселения в Новом Свете. В 1497, когда Джон Кабот открыл Ньюфаундленд и объявил его владением Генриха VII, Англия бросила вызов испанским притязаниям на Америку. Ньюфаундленд стал по сути первой английской опорной базой за морями, а с 1583, переданный сэру Хэмфри Гилберту на основании патента "на открытие и управление островом", и первой английской колонией. Во времена правления Елизаветы I (1558-1603) Фрэнсис Дрейк высадился неподалеку от нынешнего Сан-Франциско и приобрел здесь земли для Англии у местных индейцев, но не предпринимал попыток основать постоянное поселение. В 1585 фаворит королевы Уолтер Рэли безуспешно пытался создать на месте нынешней Северной Каролины английскую колонию, назвав ее Виргинией в честь своей покровительницы королевы-девственницы Елизаветы. Колонисты не выдержали тяжелых условий жизни на новом континенте: часть их погибла, а другая часть покинула Америку. Испанцы и португальцы, поделившие между собой весь земной шар, стремились не допустить другие государства в Новый Свет. Лишь силой англичанам удалось изменить ситуацию. В 1588 огромный испанский флот - Непобедимая Армада - был уничтожен англичанами, и морское могущество Испании было сломлено. Затем настала очередь Португалии. Англия превращалась в мощную морскую державу. Одновременно попытки колонизации предпринимались англичанами в Южной Америке - в устье рек Амазонки и Ориноко и на побережье Гвианы. Но лишь в начале 17 в., во времена правления короля Якова I (1603-1625), были основаны первые постоянные английские поселения. В 1607 группа колонистов Лондонской торговой компании обосновалась на территории нынешней Виргинии, заложив там первый английский поселок на Американском континенте - Джеймстаун, а три года спустя постоянные поселения появились на юго-восточном побережье Ньюфаундленда. В течение первых десятилетий своего существования колония в Виргинии бедствовала, но устояла в основном благодаря руководству Джона Смита. Для новой колонии оказалось выгоднее всего культивировать табак, так как мода на курение стала быстро распространяться в Западной и Центральной Европе. Уже в 1619 колонисты учредили законодательную ассамблею - гражданскую палату, которая действует и в настоящее время. Мотивы дальнейшего заселения Северной Америки носили частично религиозный характер. В 1620-1640 Атлантический океан пересекали целые общины гонимых у себя на родине английских пуритан, которые мечтали учредить в Новой Англии новые теократические общества. В течение столетия английские колонии были образованы на всем восточном побережье Северной Америки, включая Новый Амстердам, который был отвоеван у голландцев в 1664 (окончательно в 1677) и переименован в Нью-Йорк.
В 17-18 вв. происходила колонизация островов Вест-Индии, в первую очередь Ямайки и Барбадоса. Англичане стремились захватить эти острова, так как отсюда было удобно торговать с испанской Америкой, а при случае и грабить ее. Здесь создавались колонии плантационного типа, основанные на подневольном труде ввозившихся из Африки рабов, а также политических и уголовных преступников из метрополии.

Индия. Проникновение англичан в Индию также началось в 16 в. В 1600 группа купцов из Лондона основала Ост-Индскую компанию, составив конкуренцию португальцам в выгодной торговле восточными шелками, пряностями и драгоценными камнями. В те времена Индией называли не только собственно Индию, но и большую часть известного европейцам Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. Первоначально компания разворачивала свою деятельность в нынешней Индонезии, затем в Китае и в других дальневосточных территориях и лишь к 1623 сконцентрировала свои интересы на самой Индии.
Первая английская "фактория" (торговое поселение) появилась в Индии в 1613, в Сурате, а к 1640 уже целая сеть таких факторий производила торговые операции с шелком, хлопком, сахаром и селитрой. В 1640 англичане основали первый опорный пункт Мадрас, долгое время остававшийся столицей владений компании на юго-востоке Индии. В 1661 Карл II получил от Португалии в качестве части приданого своей жены Екатерины Брагансской остров Бомбей, ставший центром английских владений на западном побережье. В 1686 Ост-Индская компания основала новую факторию в Бенгалии; укрепив ее, компания в 1690 приступила к строительству города Калькутта. Относительное спокойствие и безопасность этих торговых поселений привлекали к ним значительные массы людей, поэтому в Бомбее в 1677 насчитывалось 67 тыс. жителей, в Калькутте в 1706 проживало 22 тыс., а в 1735 - уже 100 тыс. Компания правила этими городами при номинальном сюзеренитете императора Индии и князей. Ее товары освобождались от пошлин при условии ежегодной выплаты в казну Моголов определенной суммы, а английские грузы не подвергались таможенному досмотру.

47. Особенности развития английского права в XX в. Возникновение англосаксонской правовой системы.

Английское право развивалось автономным путем, связи с

континентальной Европой оказали на него незначительное влияние.

Рецепция римского права в Европе не затронула английское право.

Своими корнями англо-саксонское право уходит далеко в прошлое.

Исторической датой в становлении этой системы права был 1066 год,

когда нормандцы завоевали Англию. После этого в основная роль в

осуществлении правосудия была возложена на королевские суды,

находившиеся в Лондоне. Частные лица, как правило, не могли обращаться

непосредственно в королевский суд. Они должны были просить у короля, а

практически у канцлера, выдачи приказа (Writ), позволяющего перенести

рассмотрение спора в королевский суд. первоначально такие приказы

издавались в исключительных случаях.

Но постепенно список тяжб, по которым они издавались, расширялся. В

ходе деятельности королевский судов постепенно сложилась сумма

решений, которыми и руководствовались в последующем эти суды.

Сложилось правило прецедента. Однажды сформулированное судебное

решение в последующем становилось обязательным и для всех других

судей.

К концу XIII века возрастает роль и значение статутного права. В

связи с этим правотворческая роль судей некоторым образом сдерживается

принципом, согласно которому изменения в праве не должны происходить без

согласия короля и парламента. Однако одновременно устанавливаются право

судей интерпретировать статуты.

В XIV-XV вв. в связи с большими социальными изменениями в

феодальном обществе Англии (развитие товарно-денежных отношений, рост

городов, упадок натурального хозяйства) возникла необходимость выйти за

жесткие рамки закрытой системы уже сложившихся прецедентов. Эту роль

взял на себя королевский канцлер, решая в порядке определенной процедуры

споры, по которым их участники обращались к королю.

Так рядом с общим правом сложилось “право справедливости”. Оно как

и общее является прецедентным правом, но прецеденты здесь созданы иным

путем и охватывают иные отношения, чем общее право.

До 1873 года в Англии на этой почве существовал дуализм

судопроизводства: помимо судов, применяющих нормы общего права,

существовал суд лорда-канцлера. Затем эти системы слились.

Только в XIX и XX английская юриспруденция уделяет большое

внимание материальному праву на основе которого осуществляется

систематизация решений общего права.

Во второй половине XIX века были устранены формальные различия

между судами общего права и канцлерскими судами справедливости.

Возникновение и история развития правовой системы государства

свидетельствует о том, что на содержание и динамику правовой системы

воздействует вся духовная культура общества: религия, философия,

мораль, художественная литература, наука. На правовую систему большое

воздействие оказывают политика, политическая культура.

К закономерностям, показателям развития правовых систем в древние и

средние века, в современный период относятся усложнение, активизация

процесса взаимодействия цивилизационных факторов.

Помимо этого закономерности обусловлены развитием экономического

фактора, совершенствованием производительных сил и производственных

отношений, развитием рыночного хозяйства.

Англо-саксонское общее право развивалось по принципу “ibi jus ibi

remedium” (право там, где есть защита), поэтому не смотря на все

попытки кодификации (И. Бентам и др.), английское общее право (Common

Law), дополненное и усовершенствованное положениями “права

справедливости” (Equity Law), в основном является прецедентным правом,

созданным судами.

В Англии - прародительнице общего права - назревшая потребность

упрочнения централизованной власти встретилась с иным элементом

правовой системы - развитой судебной практикой. Именно потому, что

королевские вестминстерские суды в силу особенностей

социально-политического развития Англии того времени оказались

наиболее мощным элементом государственной системы, отрабатываемые ими и

закрепляемые в протоколах решения (их логическая суть, идея) стали

прецедентами - образцами для решения аналогичных юридических дел в

будущем и тем самым приобрели значение материалов, из которых в

основном и сформировалась правовая система Англии и затем и некоторых

других стран.

Система англо-саксонского, или как его еще называют, общего права была

создана в Англии после нормандского завоевания, и в ходе истории

английское общее право стало основой весьма большой семьи

англо-саксонского права. Эта семья включает в настоящее время правовые

системы всех, за некоторым исключением, англоязычных стран. Общее

право в значительной мере оказало влияние на становление и развитие

правовых систем стран, которые политически связаны были с Англией.

Общее право Англии оказало решающее воздействие на развитие правовой

системы США, которая в настоящее время во многом отличается от

правовой системы современной Англии, но входит вместе с ней в семью

англосаксонской системы права. Помимо этого, общее право оказало

большое влияние на формирование современных правовых систем Индии,

Пакистана, ряда стран Африки.

Следует отметить, что английское общее право не является правом

Великобритании, оно применяется на территории Англии и Уэльса, а

Шотландия, Северная Ирландия, острова Ла-Манша и остров Меэ не

относятся к англосаксонской системе права.

В настоящее время в группу стран англо-саксонской системы права

входят Англия, Северная Ирландия, Канада, Австралия, новая Зеландия и

многие другие.

На географическое расположение стран, принадлежащих к

англо-саксонской системе права оказало воздействие прежде всего

влияние Англии - прародительницы этой правовой семьи. Эта правовая

система в основном присуща бывшим колониям Англии.

История возникновения и развития англо-саксонской системы права

предопределила ее сущность и особенности. В процессе исторического

формирования этой правовой системы сложилась особенная правовая семья под

влиянием различных факторов, исторических событий, традиций, обычаев

той местности, где англо-саксонская система права получила свое широкое

распространение.

Под влиянием конкретных исторических событий, были предопределены и

основные этапы и направления развития англо-саксонской системы права,

а также пути ее распространения.

Подводя итог вышесказанному, обобщив все изложенное можно

выделить основные этапы развития англо-саксонской системы права:

1. Первоначально существовавшее обычное право (четкой границей

конца этого периода можно условно назвать 1066 год).

2. Широкое распространение прецедентного права (связано с

норманским завоеванием 1066 года и деятельностью королевских

судов).

3. Развитие статутного права (начиная с конца тринадцатого

столетия, когда стала развиваться законодатальная деятельность

короля, а затем парламента).

4. Формирование “права справедливости” (в период с XVI по XV века,

но образование которого оказало влияние развитие товарно-денежных

отношений, формирование “третьего сословия”.

5. Период систематизации законодательной и нормативной базы.

Организация более эффективной судебной системы (начиная с XIX века).

Итак на основе вышеизложенного можно проанализировать

историческое развитие англо-саксонской системы права, проследить какие

исторические факторы оказывали на нее свое воздействие. Иными словами, мы

попытались изучить англо-саксонскую систему права используя

исторический и хронологический методы.

48. Особенности становления буржуазного права США.

49. Право Франции, его развитие, источники, характерные черты.

В истории французского права нашли свое наиболее полное отражение типические черты средневекового права Западной Европы. В течение всей эпохи средневековья множественность и партикуляризм источников права, отражавшие разобщенность самого феодального общества, препятствовали образованию во Франции единой национальной правовой системы. Несмотря на политическое объединение страны, религиозно-духовную общность и утверждение абсолютизма, французское право вплоть до революции 1789 года представляло собой конгломерат многочисленных правовых систем, действие которых распространялось или на определенный круг лиц (духовенство, торговцы и т.д.), или на какую-либо конкретную, часто небольшую по размерам территорию. Как язвительно заметил Вольтер, во Франции, "меняя почтовых лошадей, меняют право".
Важнейшим источником права, придававшим ему особую пестроту, был обычай. К Х в. во Франции практически перестали действовать Салическая правда и другие варварские обычаи, которые применялись по персональному принципу. На смену им в условиях феодальной раздробленности пришли территориальные правовые обычаи (кутюмы) отдельных регионов, сеньорий и даже общин. В рамках крупных феодальных владений (Нормандия, Анжу,
Бретань и др.) они отличались большим разнообразием. Особенно велика была роль кутюмов в северной Франции, которую даже называли в связи с этим "страной обычного права".
Обычаи складывались в устной форме (отсюда север Франции носил название "страны неписаного права"); они формировались на основе обыкновений, признававшихся из поколения в поколение на какой-либо определенной территории, местного или регионального масштаба. Сила и авторитет обычного права определялись тем, что оно отражало реальные потребности территориальных коллективов феодального общества, возникало, как правило, из компромисса и не зависело всецело от произвола государственной власти. Поэтому и соблюдение кутюмов в большинстве случаев было добровольным, хотя они и приобретали обязательную силу, подкрепляемую прежде всего судебной властью.
Для признания обычаев в судах было необходимо, чтобы они были известны с "незапамятных времен", т.е. по крайней мере 40 лет. Начиная с XII в. отдельные кутюмы стали записываться, а к середине XIII в. в Нормандии был составлен сравнительно полный сборник обычного права — Большой кутюм Нормандии, который использовался в судебной практике. С этого времени появляется ряд частных записей местного обычного права, сделанных королевскими судьями и логистами. Одной из таких ранних записей стал "Совет другу" (1253 год), принадлежавший перу Пьера де Фонтена. Но наиболее известным и популярным в средневековой Франции,. стал сборник обычаев — Кутюмы Бовези (около 1283 года), автором которых был королевский бальи Филипп де Бомануар. Хотя этот сборник опирался прежде всего на запись кутюмов одного из судебных округов графства Клермонта (на северо-западе Франции), Филипп де Бомануар дал в своем сочинении более широкий обзор обычного права со ссылками на кутюмы других судебных округов и с добавлением ряда положений канонического и римского права. Сборник, состоявший из пролога и 70 глав, хотя и не давал системного и цельного изложения правового материала, описывал большое количество кутюмов по различным вопросам права (организация суда и процесс, правовой статус разных категорий лиц, юридический режим земельных владений и т.д.). Кутюмы Бовези подтверждали принцип непреложности правовых обычаев не только для местных жителей, но и для государственной власти: "Король должен сам соблюдать обычаи и заставлять других соблюдать эти обычаи".
За Кутюмами Бовези последовал ряд других подобных сборников: Кутюмы Тулузы (1296 год), Древний кутюм Бретани (1330 год). Особым авторитетом в судах пользовался сборник Большой кутю Франции, составленный в 1389 году.
Поскольку частные сборники обычного права не отличались полнотой, проблема доказывания ку


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: