Послесловие к истории человечества 2 страница

продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. 13 Не убивай. 14 Не прелюбодействуй. 15 Не кради. 16 Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. 17 Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего. (Исход 20)

[30] Во время раскопок Иерихона (1930-36) Гарстанг сделал поразительное открытие: "Что же до главного факта, то в нём, таким образом, не остаётся никаких сомнений: стены города упали в направлении наружу, причём полностью, так что нападающие могли вскарабкаться по их обломкам и пройти в город". (Стены городов не падают наружу, они падают вовнутрь).

[31] «…Написанное в книгах возводит дома и пирамиды в сердцах тех, Кто повторяет имена писцов,
Чтобы на устах была истина» (Пер. А. Ахматовой)

[32] Когда Самуил увидел Саула, то Господь сказал ему: вот человек, о котором Я говорил тебе; он будет управлять народом Моим (1 Царств 9:17) И взял Самуил сосуд с елеем и вылил на голову его, и поцеловал его и сказал: вот, Господь помазывает тебя в правителя наследия Своего… После того ты придешь на холм Божий… и когда войдешь там в город, встретишь сонм пророков, сходящих с высоты, и пред ними псалтирь и тимпан, и свирель и гусли, и они пророчествуют; и найдет на тебя Дух Господень, и ты будешь пророчествовать с ними и сделаешься иным человеком. Когда эти знамения сбудутся с тобою, тогда делай, что может

рука твоя, ибо с тобою Бог (1 Царств 10:1,5-7)

[33] «Саул сказал слугам своим: сыщите мне женщину волшебницу… И сказал ей Саул: прошу тебя, поворожи мне и выведи мне, о ком я скажу тебе…Самуила выведи мне… И сказал Самуил: для чего же ты спрашиваешь меня, когда Господь отступил от тебя и сделался врагом твоим? Господь сделает то, что говорил чрез меня; отнимет Господь царство из рук твоих и отдаст его ближнему твоему, Давиду…Так как ты не послушал гласа Господня… И предаст Господь Израиля вместе с тобою в руки Филистимлян» (1 Царств 28:7-19). «И битва против Саула сделалась жестокая, и стрелки из луков поражали его, и он очень изранен был стрелками. И сказал Саул оруженосцу своему: обнажи твой меч и заколи меня… Но оруженосец не хотел…Тогда Саул взял меч свой и пал на него…Так умер в тот день Саул и три сына его, и оруженосец его, а также и все люди его вместе» (1 Царств 31:3-6).

[34] В соответствии с его учением, смена династий осуществляется так: мандат властелина Небо предоставляет тому, кто воплощает в себе наибольшее количество “ дэ” (честность, благодать, справедливость). Правитель передает власть преемникам. Так происходит до тех пор, пока в них “ дэ” не исчерпается — при аморальности правителя, пренебрежении к подданным, нарушении справедливости. Тогда Небо, вновь воздействуя на Поднебесную, выбирает властителя-мудреца, исполненного дэ, и так учреждается новый властный цикл.

[35] Давид (евр.– возлюбленный) родился в Вифлееме Иудейском, мл. сын Иессея. Помазан Самуилом втайне от Саула (1 Цар XVI, 13). Вел победоносные войны. Создал государственные должности секретаря и летописца. Создал общеизраильскую столицу. Ок.995 года переносит «Трон Ягве» в Иерусалим, отвоеванный у иевуссеев, вел подготовительные работы для строительства Иерусалимского храма. По совершении греха обличен Богом через пророка Нафана, который, подтвердив Сионский завет, предсказал и бедствия, которые тут же начали сбываться (восстание его сына Авессалома). Покаяние Давида отражено в 50 псалме: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству шедрот Твоих очисти беззаконие мое…»

По настоянию Нафана состарившийся Давид провозгласил соправителем своего сына Соломона. Жизнеописание – в: с I Цар 16 по III Цар 2I и 1 Пар 10-29. Один из предков Христа (Христос — «сын Давидов»).

[36] Для пения псалмов Давид отделил 4000 певцов и музыкантов из левитов (Пар.23:5) – так из числа левитов выделилась каста певцов. Прославление Бога – громким голосом. Пение и игра на трубах – в унисон (2Пар.5:13).

[37] «Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его… возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя… Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре.

Блаженны все, уповающие на Него»; «пронзили руки мои и ноги мои… делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий» (Пс. 2:1;7,12; 21:17-19).

«Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Пс. 109:1).

[38] «И сказал Бог Соломону: за то, что… ты не просил богатства, имения и славы и души неприятелей твоих, и также не просил ты многих дней, а просил себе премудрости и знания, чтобы управлять народом Моим, над которым Я воцарил тебя, премудрость и знание дается тебе, а богатство и имение и славу Я дам тебе такие, подобных которым не бывало у царей

прежде тебя и не будет после тебя. (2 Паралипоменон 1:11-12)

[39] «Устроим ковы праведнику, ибо он в тягость нам и противится делам нашим, укоряет нас в грехах против закона и поносит нас за грехи нашего воспитания; объявляет себя имеющим познание о Боге и называет себя сыном Господа; он пред нами-- обличение помыслов наших. Тяжело нам и смотреть на него, ибо жизнь его не похожа на жизнь других, и отличны пути его: он считает нас мерзостью и удаляется от путей наших, как от нечистот, ублажает кончину праведных и тщеславно называет отцом своим Бога. Увидим, истинны ли слова его, и испытаем, какой будет исход его; ибо если этот праведник есть сын Божий, то Бог защитит его и избавит его от руки врагов. Испытаем его оскорблением и мучением, дабы узнать смирение его и видеть незлобие его; осудим его на бесчестную смерть, ибо, по словам его, о нем попечение будет". Так они умствовали, и ошиблись; ибо злоба их ослепила их, и они не познали тайн Божиих, не ожидали воздаяния за святость и не считали достойными награды душ непорочных. Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его» (Прем. Соломона 2:12-24)

[40] «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих,

ибо Он создал все для бытия, и все в мире спасительно» (Прем. Соломона 1:13-14)

[41] «Начало мудрости — страх Господень» (Притчи 1:7). «Кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему» (3:12). «Мерзость пред Господом развратный, а с праведными у Него общение» (3:32). «Если над кощунниками Он посмеивается, то смиренным дает благодать» (3:34). «Крепко держись наставления, не оставляй, храни его, потому что оно — жизнь твоя» (4:13). «Стезя праведных — как светило лучезарное» (4:18). «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» (4:23).

[42] Слова Екклесиаста, сына Давидова, царя в Иерусалиме. Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, - все суета! (Екклесиаст 1:1-2)

[43] «Премудрость, художница всего... есть дух разумный, святый, единородный, многочастный, тонкий, удобоподвижный, светлый, чистый, ясный, невредительный, благолюбивый, скорый, неудержимый, благодетельный, человеколюбивый, твердый, непоколебимый, спокойный, беспечальный, всевидящий и проникающий все умные, чистые, тончайшие духи. Ибо премудрость подвижнее всякого движения, и по чистоте своей сквозь все проходит и проникает. Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя: посему ничто оскверненное не войдет в нее. Она есть отблеск вечного света и чистое зеркало действия Божия и образ благости Его. Она — одна, но может все, и, пребывая в самой себе, все обновляет, и, переходя из рода в род в святые души, приготовляет друзей Божиих и пророков; ибо Бог никого не любит, кроме живущего с премудростью. Она прекраснее солнца и превосходнее сонма звезд; в сравнении со светом она выше; ибо свет сменяется ночью, а премудрости не превозмогает злоба» (Прем. 7:21-30).

[44] «И ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве. Увидев это, весь народ пал на лице свое и сказал: Господь есть Бог, Господь есть Бог! И сказал им Илия: схватите пророков Вааловых, чтобы ни один из них не укрылся. И схватили их, и отвел их Илия к потоку Киссону и заколол их там» (3 Царств 18:38-41)

[45] «…было к нему слово Господне, и сказал ему Господь: что ты здесь, Илия? … И сказал: выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, [и там Господь]. (3 Царств 19:9,11-12)

[46] И поднял милоть Илии, упавшую с него, и пошел назад, и стал на берегу Иордана; и взял милоть Илии, упавшую с него, и ударил ею по воде, и сказал: где Господь, Бог Илии, - Он Самый? И ударил по воде, и она расступилась туда и сюда, и перешел Елисей. И увидели его сыны пророков, которые в Иерихоне, издали, и сказали: опочил дух Илии на Елисее. И пошли навстречу ему, и поклонились ему до земли (4 Царств 2: -1315)

[47] Из «Римской истории» Веллея Патеркула (см. 30 г. По Р.Х.): Вслед за этим воссиял гений Гомера, не имеющий себе равных, величайший как по размерам произведения, так по блеску поэзии, единственно достойный имени поэта.И самое великое в нем то, что не было до него никого, кому бы он мог подражать, и не нашлось после него никого, кто бы смог подражать ему. Нельзя найти ни одного поэта, кроме Гомера и Архилоха, которые, создав новый род поэзии, достигли бы в нем совершенства. Гомер отстоял по времени от Троянской войны, которую описал, дальше, чем думают некоторые. Ведь он достиг расцвета почти девятьсот пятьдесят лет назад, а родился около тысячи лет назад.

Изречения Гомера: «Бог находит виновного». «Время на все есть: свой час для беседы, свой час для покоя». «Гибок язык человека; речей в нем край непочатый». «Глупец познает только то, что свершилось». «Женщину украшает молчание». «Не навязывай услуг против воли». «Нет ничего худшего, чем блуждать в чужих краях». «Прекрасное недолговечно». «Приятны завершенные труды». «Я – тебе, ты – мне».

[48] И сказал Иона: «Еще сорок дней,– и Ниневия будет разрушена!» И поверили Ионе жители Ниневии и покаялись в делах своих. «И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел» (Иона 3: 4-10).

[49] «Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они

покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы» (Мф. 12:40-41)

[50] Так пишет историк Патеркул (см. 30 г. По РХ) и продолжает:. «Ведь царя их Сарданапала, ослабленного изнеженностью и на свое несчастье слишком счастливого, тридцать третьего потомка (при постоянном переходе власти от отца к сыну) в роду Нина и Семирамиды, которые основали Вавилон, лишил царства и жизни мидиец Арбак.

[51] Историк Патеркул (см. выше) продолжает: «В это время Ликург, лакедемонянин, славнейший из греков, человек царского происхождения, был создателем строжайших и справедливейших законов и порядка, в высшей степени подходящего воинам. Пока Спарта тщательно им следовала, она процветала в полной мере».

[52] Историк Патеркул (см. выше) продолжает: «В этот промежуток времени, еще за шестьдесят пять лет до основания Рима, Элисса Тирийская, которую некоторые именуют Дидоной, основала Карфаген».

[53] Историк Патеркул (см. выше) продолжает: «В это время Каран, муж царского рода, одиннадцатый в роду от Геркулеса, покинув Аргос, завладел царской власть в Македонии. Александр Македонский происходил от него в семнадцатом поколении и по праву гордился тем, что по материнской линии он потомок Ахилла, а по отцовской — Геркулеса».

[54] «Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь. Но, как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис.55:8-9)

[55] О Кире «Так говорит Господь помазаннику Своему Киру: Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы, и сниму поясы с чресл царей, чтоб отворялись для тебя двери, и ворота не затворялись; Я пойду пред тобою и горы уровняю, медные двери сокрушу и запоры железные сломаю; и отдам тебе хранимые во тьме сокровища и сокрытые богатства, дабы ты познал, что Я Господь, называющий тебя по имени, Бог Израилев. Ради Иакова, раба Моего, и Израиля, избранного Моего, Я назвал тебя по имени, почтил тебя, хотя ты не знал Меня» (Ис. 45:1-4) — см. исполнение -538

[56] «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил» (Ис VII, 14) — что значит: «С нами Бог»

[57] Пророк Исайя употребил древнееврейское слово almah. Неверующие отрицали мессианскую сущность этого отрывка, утверждая, что слово almah можно перевести как "молодая женщина". Это не подтверждается археологическими свидетельствами. Доктор Сайрес X. Гордон, один из самых компетентных исследователей еврейского народа данного поколения, обнаружил в Угарите, в Сирии, глиняные таблички, в которых употребляется слово almah в сходном семитском языке в значении "девственница". Доктор Гордон, принадлежавший еврейскому народу, писал: "Следовательно, новозаветный перевод слова "almah" из Книги пророка Исайи 7:14 как "дева" покоится на более раннем иудейском толковании, то есть, Септуагинте, что, в свою очередь, теперь подтверждается текстом не только времен до Исайи, но и до Моисея в том, что мы имеем в точной форме благовещения на глиняной табличке". Другой исследователь, профессор Эдвард Дж. Янг ссылается на тексты, найденные в Рас-Шамре в 1929 г. В них слово almah обозначает именно незамужнюю женщину в противоположность замужней женщине — bethulah.

[58] «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» (Ис. 40::3)

[59] «Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет» (Ис. 9:1-2)

[60] «Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине; не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда, и на закон Его будут уповать острова» (Ис. 42:1-4)

[61] «Господь Бог дал Мне язык мудрых, чтобы Я мог словом подкреплять изнемогающего; каждое утро Он пробуждает, пробуждает ухо Мое, чтобы Я слушал, подобно учащимся. Господь Бог открыл Мне ухо, и Я не воспротивился, не отступил назад. Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания» (Ис.50:4-6)

[62] Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесется, и возвеличится. Как многие изумлялись, смотря на Тебя, - столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его - паче сынов человеческих! Так многие народы приведет Он в изумление; цари закроют пред Ним уста свои, ибо они увидят то, о чем не было говорено им, и узнают то, чего не слыхал. [Господи!] кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом» (Ис.52:13-15; 53:1-4).

[63] «Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь. Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его. Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет. Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем» (Ис. 53:4-12)

[64] «Слухом услышите - и не уразумеете, и очами смотреть будете - и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. И сказал я: надолго ли, Господи? Он сказал: доколе не опустеют города, и останутся без жителей, и домы без людей, и доколе земля эта совсем не опустеет. И удалит Господь людей, и великое запустение будет на этой земле» (Ис. 6:9-12). О том же пророчествовал псалом: «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла: это - от Господа, и есть дивно в очах наших» (Пс. 117:22-23)

[65] «Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесется, и возвеличится. Как многие изумлялись, смотря на Тебя, - столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его - паче сынов человеческих! Так многие народы приведет Он в изумление; цари закроют пред Ним уста свои, ибо они увидят то, о чем не было говорено им, и узнают то, чего не слыхали» (Ис. 52:13-15)

[66] «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных». (Мих.5:2)

[67] «Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» (Амос 3:7)

[68] "Так как они сеяли ветер, то и пожнут бурю" (Ос. 8,7)

[69] Государство подобно семье, где отношения строятся по принципу “старший-младший”. Два пути государственного управления: основанный на силе (ба-дао) — и на честности (ван-дао).

[70] «Возликуй, измученный страданьем, ибо ты не страдал еще. Из человека ты возродился в Бога»; «Счастлив и блажен будешь Богом более, чем смертным»; «Из человека родится Бог, ибо произошел ты от божественного». Судьба человека — «быть возвращенным к Богам».

[71] Историк Веллей Патеркул (см. 30 г по РХ) пишет: «Современником этой эпохи был Гесиод, отделенный от века Гомера почти ста двадцатью годами, человек изысканного таланта, достойный памяти из-за сладостной нежности стиха, страстный приверженец мира и покоя, наиболее близкий к Гомеру не только по времени, но и по значению своего труда. Он позаботился, чтобы с ним не произошло того, что с Гомером, дал свидетельства о родине и родителях, но о родине, поскольку претерпел от нее кару, отозвался в высшей степени оскорбительно».

[72] «Первые люди звались Золотым поколением и поклонялись Крону. Жили они без забот и трудов, питаясь желудями, дикими фруктами и медом… Пили овечье и козье молоко, никогда не старели, танцевали и много смеялись. Смерть для них была не более страшна, чем сон. Из них уже никого не осталось, но их духи еще существуют: они стали благостными демонами, дарителями удачи и защитниками справедливости.

Затем были люди Серебряного века, которые питались хлебом, тоже имеющим божественное происхождение. Эти люди во всем подчинялись своим матерям и не смели ослушаться их, хотя и жили до ста лет. Они были сварливы и невежественны и никогда не приносили жертвы богам, но хороши уже тем, что не воевали друг с другом. Зевс уничтожил их всех.

Затем пришли люди Медного века, ни в чем не схожие с прежними; все они были вооружены медным оружием. Ели мясо и хлеб, любили воевать, были грубы и жестоки. Черная Смерть взяла их всех.

Четвертыми людьми были тоже люди меди, но от своих предшественников они отличались благородством и добротой, поскольку являлись детьми богов и смертных матерей. Они покрыли себя славой при осаде Фив, во время путешествия аргонавтов и во время Троянской войны. Стали они героями, и «острова населяют Блаженных».

Пятыми стали нынешние железные люди, недостойные потомки четвертого поколения. Они ожесточились, стали несправедливыми, злобными, нечестивыми к родителям и лживыми…»

[73] Причину оскудения поколения Гесиод видит в нелепейшей гордыне неверия и неблагодарности: «Жили лишь малое время, на беды себя обрекая Собственной глупостью: ибо от гордости дикой не в силах Были они воздержаться, бессмертным служить не желали»

[74] «Были те люди могучи и страшны. Любили

Грозное дело Арея, насильщину. Хлеба не ели.

(…) Сила ужасная собственных рук принесла им погибель.

Все низошли безыменно: и, как ни страшны они были,

Черная смерть их взяла и лишила сияния солнца»

[75] Землю теперь населяют железные люди. Не будет

Им передышки ни ночью, ни днем от труда и от горя,

И от несчастий. Заботы тяжелые боги дадут им.

(…) Дети - с отцами, с детьми - их отцы сговориться не смогут.

Чуждыми станут товарищ товарищу, гостю - хозяин.

Больше не будет меж братьев любви, как бывало когда-то.

Старых родителей скоро совсем почитать перестанут;

Будут их яро и зло поносить нечестивые дети

Тяжкою бранью, не зная возмездья богов; не захочет

Больше никто доставлять пропитанья родителям старым.

Правду заменит кулак. Города подпадут разграбленью.

И не возбудит ни в ком уваженья ни клятвохранитель,

Ни справедливый, ни добрый. Скорей наглецу и элодею

Станет почет воздаваться. Где сила, там будет и право.

Стыд пропадет. Человеку хорошему люди худые

Лживыми станут вредить показаньями, ложно кляняся.

Следом за каждым из смертных бессчастных пойдет неотвязно

Зависть злорадная и злоязычная, с ликом ужасным.

[76] Вот что однажды сказал соловью пестрогласному ястреб,

Когти вонзивши в него и неся его в тучах высоких.

Жалко пищал соловей, пронзенный кривыми когтями,

Тот же властительно с речью такою к нему обратился:

"Что ты, несчастный, пищишь? Ведь намного тебя я сильнее!

Как ты ни пой, а тебя унесу я, куда мне угодно,

И пообедать могу я тобой, и пустить на свободу.

[77] Гесиод. «Труды и дни»: «Целый город нередко за мужа единого страждет, Если тот злое творит и замысел дерзкий питает». «Также людей не дерзай попрекать разрушающей душу, Гибельной бедностью: шлют ее людям блаженные боги». «Меру в словах соблюдешь - и всякому будешь приятен; Станешь злословить других - о себе еще хуже услышишь». «В дом свой супругу вводи, как в возраст придешь подходящий.

До тридцати не спеши, но и за тридцать долго не медли:

Лет тридцати ожениться - вот самое лучшее время.

Года четыре пусть зреет невеста, женитесь на пятом».
Лучше хорошей жены ничто не бывает на свете…»

«Друзей то и дело менять не годится». «Истинно велик тот человек, который сумел овладеть своим временем». «Медлительный борется с бедами всю свою жизнь непрерывно». «Нет никакого позора в работе: позорно безделье». «То слово не исчезнет совершенно, которое повторяется многими в народе».

[78] Блажен человек, если Музы
Любят его: как приятен из уст его льющийся голос!
Если нежданное горе внезапно душой овладеет,
Если кто сохнет, печалью терзаясь, то стоит ему лишь
Песню услышать служителя Муз, песнопевца, о славных
Подвигах древних людей, о блаженных богах олимпийских,
И забывает он тотчас о горе своем; о заботах
Больше не помнит: совсем он от дара богинь изменился.

[79] «Их телами заполнил я широкие площади города… Богатства этого города… серебро, золото, драгоценные камни, все имущество я разделил между моими людьми, и они превратили их в свою собственность… Город и его дома от фундамента до стен я разрушил, я опустошил его и предал огню. Стены города и его дома, храмы богов, храмовую башню из кирпича и глины, все, что здесь было, я уничтожил и сбросил в канал Арахту. Посреди города я вырыл каналы, и дно их наполнил водой… Мои разрушения были страшнее, чем от потопа. Чтобы в будущем никто не вспомнил больше места, где стоял город и его храмы, и боги, я уничтожил его полностью потоками воды, превратив его в луг»

[80] Сведения о Ниневии сохранила только Библия. По этому поводу Вольтер и его единомышленники посмеивались над Библией, называя ее собранием сказок. Но в 40 годах XIX века Ниневия восстала из праха в результате раскопок.

[81] Основатель Милетской школы философии. По словам Геродота, Фалес предсказал солнечное затмение 28 мая 585 г. «Что легко? - Давать советы другим». «О друзьях должно помнить не только в их присутствии, но и в их отсутствии.

[82] Из Египта привез сведения об Атлантиде (современная наука доказательно отождествляет ее с Крито-Микенской цивилизацией, погибшей при взрыве острова Санторин). «Называть счастливым человека при жизни, пока он еще подвержен опасностям… это дело неверное, лишенное всякого смысла» (см.547) В Элегиях Солон говорит, что периоды человеческой жизни складываются по семилетиям. Другие высказывания: «Ничего слишком!», «Слово есть образ дела», «Пекись о важном», «Не советуй угодное, советуй лучшее», «С дурными не общайся», «Богам — почет, родителям — честь», «От богатства родится пресыщение, от пресыщения — спесь».

Стихотворение Благозаконие (евномия):

Благозаконье же всюду рождает порядок и стройность,
В силах оно наложить цепь на неправых людей,
Сгладить неровности, наглость унизить, ослабить кичливость,
Злого обмана цветы высушить вплоть до корней,
Выправить дел кривизну, и чрезмерную гордость умерить,
И разномыслья делам вместе с гневливой враждой
Быстрый конец положить навсегда, и тогда начинает
Всюду, где люди живут, разум с порядком царить.

[83] Стихотворение «Благозаконие» (Евномия):

Так нам из пышного храма изрек Аполлон-дальновержец,
Златоволосый наш бог, с луком серебряным царь:
«Пусть верховодят в совете цари богочтимые, коим
Спарты всерадостный град на попечение дан,
Вкупе же с ними и старцы людские, а люди народа,
Договор праведный чтя, пусть в одномыслии с ним
Только благое вещают и правое делают дело, —
Умыслов злых не тая против отчизны своей,
И не покинет народа тогда ни победа, ни сила!»
Так свою волю явил городу нашему Феб

Стихотворение «Храбрый гражданин»:

Если он жизни лишится, средь воинов доблестных павши

Город, народ и отца доброю славой покрыв

Многие раны спереди в грудь получивши сквозь панцирь

Или сквозь выпуклый щит, всюду пробитый копьем

Плачут по нем одинаково юные люди и старцы

Град весь родной удручен тяжкою скорбью по нем

Славится всюду могила его средь народа и дети

Дети детей и весь род славой покрыты навек.

И никогда его добрая слава и имя не гибнет:

В царстве подземном живя, будет бессмертен тот муж

Коего сгубит жестокий Арей среди подвигов ратных

В храбром бою за детей и за родную страну.

[84] Называл себя философом (стремящимся к мудрости), а не мудрецом, п.ч. премудр лишь Бог. По свидетельству Климента Александрийского, Пифагор был ученик первого священноначальника Сонхедиса и учился у волхва Зороастра. Страбон утверждает: ему показывали дом, где Евдокс и Платон 13 лет жили с Египетскими жрецами.

[85] «Побеждают там, где высшие и низшие имеют одни и те же желания». «Путь — это когда достигают того, что мысли народа одинаковы с мыслями правителя, когда народ готов вместе с ним умереть, готов вместе с ним жить, когда он не знает ни страха, ни сомнений». «Закон — это воинский строй, командование и снабжение». «Победоносная армия сначала осознает условия победы, а затем ищет битвы; проигравшая армия сначала сражается, а затем ищет победу». «Находясь в порядке, ждут беспорядка; находясь в спокойствии, ждут волнений; это и есть управление сердцем». «Война — это путь обмана. Поэтому, если ты и можешь что-нибудь, показывай противнику, будто не можешь». «Полководец — это ум, беспристрастность, гуманность, мужество, строгость».

[86] Начало служения – при иудейском царе Иосии (конец VII в. до Р.X.). Был свидетелем разрушения Иерусалима (587 г. до Р.X.). Обличитель идолопоклонства; мученическая кончина от соотечественников, насильно увлекших его за собой в Египет.

[87] Жил во времена вавилонского пленения, после разрушения Иерусалима (587 г. до Р.Х.). По иудейскому преданию, служил у пророка Иеремии. В 25-летнем возрасте во время нашествия Навуходоносора вместе с царем Иехонией попал в плен. В плену пророку было открыто будущее евреев и глас Божий повелел ему начать проповедь израильтянам, грядущее возвращение из вавилонского плена и восстановление Иерусалимского храма. 22 года продолжалось пророческое служение. По преданию, умер мученической смертью за обличение еврейского князя: тело его, привязанное к диким коням, было ими разорвано на части.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: