Послесловие к истории человечества 6 страница

[253] «Что в теле душа, то в мире христиане. Душа распространена по всем членам тела, и христиане по всем городам мира. Душа хотя обитает в теле, но не телесна, и христиане живут в мире, но не суть от мира…Плоть ненавидит душу и воюет против нее, ничем не будучи обижена… так и мир ненавидит христиан, от которых не терпит никакой обиды… Душа любит плоть свою и члены, несмотря на то, что они ненавидят ее, и христиане любят тех, которые их ненавидят. Душа заключена в теле, но сама содержит тело: так и христиане, заключенные в мире, как бы в темнице, сами сохраняют мир. Бессмертная душа обитает в смертном жилище, так и христиане обитают, как пришельцы, в тленном мире, ожидая нетления на небесах»

[254] Ученик Поликарпа Смирнского. Из соч. «Против ересей»: «заблуждение заманчиво и вероподобно и нуждается в прикрасах, а истина без прикрас и потому вверена детям»

[255] Мученицу, дочь знатного карфагенянина, заточили в тюрьму, разлучив с грудным ребенко. Старый отец, язычник, придя в темницу, плакал, уговаривая отречься от Христа и пожалеть младенца. Парпетуя говорила, что страдания близких и разлука с ребенском были для нее самой страшной пыткой, но не отреклась от Христа…Ради любви к убийцам пообещала им дать знак своего пребывания со Спасителем. По усекновении ее главы предстал пред ними Ангел с корзиной благоуханных неземных фруктов и сказал: «Это вам прислала святая Перпетуя в знак пребывания со Христом». — и мучители исповедали Христа.

[256] “Мы для прославления Бога единственно пользуемся мирным словом, и уже не пользуемся ни древней псалтирью, ни трубою, ни тимпаном, ни флейтою”. “К музыке должно прибегать для украшения и образования нравов... должна быть отвергнута музыка чрезмерная, надламливающая душу, вдающаяся в разнообразие, то плачущая, то неудержимая и страстная, то неистовая и безумная. Мелодии мы должны выбирать проникнутые бесстрастностью и целомудрием; мелодии же разнеживающие и расслабляющие душу, не могут гармонировать с нашим мужественным и великодушным образом мыслей и расположением. Искусство, выражающееся в переливах голоса по разным коленам, есть ложное искусство,- оно развивает склонность к бездеятельной и беспорядочной жизни. Мелодиями же строгими и серьезными предупреждается бесстыдство и пьянство в самом зародыше. Хроматические гармонии должны быть предоставлены музыке нецеломудренной”.

[257] По ее молитве обрушилась часть храма с идолами, которым ее принуждали принести жертву. По молитве о просвещении мучителей явились ангелы. Мучители уверовали и были тоже казнены.

[258] «Симфония — это сладкое согласие двух различных звуков, соединенных между собой».

«К нашему рождению причастна музыка. Заключается ли она только в звуке, как говорит Сократ, или в звуке и в движении тела, по Аристоксену, или в них обоих и еще — в движении души, как думает Феофраст, — определенно, много в ней божественности и всего более властна она в движении душ». «Сами души людей — божественные, хотя против и кричит Эпикур, — природу свою познают через песни. Чтобы легче сносить тяготу, например, в корабельном плавании — у корабельщиков музыка; и когда легионы бьются в строю, даже смертный страх прогоняется трубой. Потому Пифагор, как рассказывают, чтобы проникся дух своей божественностью, имел обыкновение, прежде, чем предаться сну, и после пробуждения играть на кифаре, и врач Асклепиад разум душевнобольных, возмущенный недугом, часто симфонией возвращал к его природе. А Герофил, наставник в том же искусстве, говорил, что пульс в венах бьется в музыкальных ритмах». (Вестник древней истории, 1986, N2,3)

[259] Родом из Фригии, имел от Господа дар исцеления различных болезней и изгнания бесов. Как христианина в гонение Деция его мучили, привязав к коню, на котором правитель ехал ради развлечения. Воины, жегшие его факелами, увидели, как с неба спустился венец и встал в воздухе над головой мученика. С того времени Трифон пребывал в великой духовной радости, ибо Господь посетил его и утешил. Правитель приказал усечь его мечом. Господь взял его душу до того, как меч коснулся его шеи.

[260] «qui non habet Ecclesiam matrem, non habet Deum Patrem»

[261] Возобновил жестокие гонения на христиан, издав 4 эдикта, под угрозой лишения должности и жизни запрещавшие христианам совершать богослужения, иметь храмы, заставлявшие их сжечь священные книги и приносить жертву богам. Все христиане обязаны были вернуться к язычеству. Непокорные подвергались пыткам.

[262] Раб римлянки Аглаиды, пребывал с ней в греховной связи, но в душе оба желали омыть грех. Узнав, что молитвами у мощей святых мучеников можно получить спасение, Аглаида отправила Вонифатия за мощами на Восток. В Киликии, в г. Тарсе, Вонифатий, видя просветленные лица мучимых христиан, бросился к ним, целуя им руки и ноги и прося их молитв, чтобы и ему удостоиться пострадать за Христа, что вскоре и осуществилось. Над его мощами, привезенными ее госпоже и погребенными ею, она построила храм. Раздав имение, св. Аглаида провела 18 лет в иноческих трудах в монастыре, стяжав дар изгнания злых духов.

[263] “Кто из здравомыслящих людей может поверить богам… в виде осла, собаки или свиньи?”

[264] «Пусть никто из отрекшихся от мира не думает о себе, что он оставил нечто великое, потому что по сравнению с небесными благами вся земля ничтожна и мала». Антоний претерпев великую брань с дьяволом и бесами (они сильно избивали его, являли ложный свет), опытно удостоверился в бессилии яростного сатаны. «Великую силу, возлюбленные братья, имеют против диавола чистая жизнь и непорочная вера в Бога. Поверьте моему опыту, – для сатаны страшны бодрствование живущих по воле Божией людей, их молитвы и посты, кротость, добровольная нищета, скромность, смирение, любовь, сдержанность, больше же всего – их чистосердечная любовь ко Христу». Антоний видел отшествие души старца Аммония, оповестил об этом братий. Кажется, Антоний первый сообщил нам о мытарствах, которые проходят души умерших людей после смерти, встречаясь с бесами-истязателями, препирающимися с ангелами (Антоний прошел мытарства до смерти). Ради изобличения ереси Ария 104-летний старец вышел из пустыни в Александрию. Множество бесноватых и больных получили тогда исцеления. По свидетельству св. Афанасия Александрийского, за несколько дней пребывания Антония в городе, число обратившихся язычников превысило число обращенных в течение года. Святой имел мудрость от Бога, посрамлял языческих философов, говорил:«В ком здоровый ум, тот может и не нуждаться в письменах». Св. Антоний оставил нам 20 речей 20 посланий, правила жизни увещания и изречения. Из наставлений святого: «Страх Господень соделывает человека свободным и спасает его от грехов» «И пришел ко мне глас от милосердого Господа: "диавол ничего не может ниспровергнуть. Такой власти он не имеет: потому что Я пришел, восприняв в себя человечество, и стер в прах могущество его; но человек сам, своим похотением и сладострастием сокрушает себя и падает"» «Сущность философии заключается в том, что она дает человеку памятование о смерти»

[265] “Бог спасает нас не без нас!”

[266] Маленьким мальчиком Афанасий крестил своих сверстников на берегу моря, присовокупив к сему поучение. Патриарх Александрийский Александр, случайно взглянув в окно, с удивлением наблюдал совершение таинства. Призвав детей и выяснив с тщанием, что все совершалось в строгом соответствии с церковным уставом, признал крещение истинным и довершил таинство миропомазанием, родителям же посоветовал воспитать детей для священства. Афанасий имел и блестящее светское образование. На Первом вселенском соборе (325) Афанасий, известный уже своими трудами, победоносно опровергал еретика Ария. Среди множества сочинения Св.Афанасия выделяется Житие Антония Великого, которое свт. Иоанн Златоуст советует читать каждому человеку.

[267] «Нет иной такой близости и взаимности, какая есть у души с Богом и Бога с душою… Тело и душу человека создал Он в жилище Себе, чтобы вселяться и находить покой в теле его, как в доме Своем, имея прекрасною невестою возлюбленную душу, сотворенную по образу Его» Святой Макарий Великий. Наставления о христианской жизни. – М., 1998, с. 10-11. В 40 лет Макарий получил дар великих чудотворений и пророчества (святые никогда не испрашивали даров, ибо это признак гордости, но принимали их, покоряясь воле Божией): многократно воскрешал мертвых, изгонял бесов, мысленными очами видел дальнее так же ясно, как и близкое, однажды перенес по воздуху инока и сам бывал перенесен. Встретив на дороге идольского жреца, несшего тяжелое бревно, приветствовал его: «Спасайся, трудолюбец, спасайся»! Тот, покоренный любовью святого, изъявил желание креститься и стать иноком. «Злое слово и добрых делает злыми, доброе же слово и злых соделывает добрыми», «Бог соизволяет безгрешной душе, и чего она ни попросит от Него, получает», – наставлял Макарий. Будучи нестяжательным, помогал вору красть свои вещи. Имел крайнее смирение, так что и дьявол признался ему (возможно, ради попытки соблазнить его возношением): «из-за твоего смирения не могу бороться с тобой». Святые отцы видели, как душе Макария, несомой херовимом, кричали воздушные бесы, желая в последний раз соблазнить святого: «О, какой славы сподобился ты, Макарий… избежал ты наших рук». Смиренный же Макарий отвечал, что еще не избежал, и только во вратах рая сказал: «Да! Ограждаемый силою Христа моего, я избежал ваших козней». Смиренные молитвы Макария вошли в утреннее и вечернее правило христиан. «Боже, очисти мя грешнаго, яко николиже сотворих благое пред Тобою…»

[268] Друг Макария Великого (оба – ученики преп. Антония Великого), аскет. Не ел вареного, ни печеного, питался жестким просом и семенами, размоченными в воде. Убив комара, наказал себя как убийцу и мстителя, пребывая нагим в болоте. Иноку Феосфию, встетившему его в пустыне, носящего тяжелый короб с песком, отвечал: «Я томлю томящего меня». Однажды повелел своему уму: смотри, не сходи с неба. Простояв двое суток, так раздражил дьявола, что тот, превратившись в пламень, сжег все, даже рогожу, на которой стоял святой. Тогда он сошел умом до земных помыслов, чтобы не впасть в грех высокоумия. Имел великий дар исцелений, по любви исцелял и животных (дал зрение слепому щенку гиены, брошенному к его ногам гиеною). Святому не вредили укусы смертоносных змей. Макарий воочию видел, как бесы искушали иноков: что они им представляли, то те помышляли. Святой удостоверился в этом, призвав к себе иноков после службы и расспросив о бывших им помыслах. Макарий видел также, что от недостойных причастия дары улетали, а иных причащал Ангел Господень. Святой оставил после себя правило монашеское в 30 главах, письмо к инокам, слово об исходе души и о состоянии по смерти.

[269] Константин провозглашен рим. императором в 306 году; с 325 г. после войн восстановил единоличное управление Римской империей. Перенес столицу в Константинополь. В 313 г. в Милане издал эдикт о веротерпимости. Председательствовал на 1 Вселенском (Никейском) соборе (325 г.). «Видение Константина»: перед одной из решающих битв с претендентом на власть Максенцием в небе появился несомый ангелами крест с монограммой Христа и надписью «Сим победиши»; – основа для композиций на тему «Прославление Креста».

Мать Константина Елена, приняв крещение, способствовала распространению христианства. В 326 г. в Святой Земле обрела крест, на котором распят Иисус Христос.

[270] «До скончания века не оскудеют святые, но в последние годы святые эти скроются от людей и будут угождать Богу в таком смиренномудрии, что в Царствии Небесном явится выше первых чудесных отцев».

[271] Родственница св. Георгия Победоносца, племянница Иерусалимского патриарха. Родилась в Каппадокии, 12-лет с родителями пришла в Иерусалим. Пресвятая Богородица, явившись ей во сне, поручила идти в Иверию. В сновидении передала ей крест из виноградной лозы. Проснувшись, обнаружила крест в руках (хранится в Сионском кафедральном соборе Тбилиси). После того патриарх Иерусалимский, дядя св. Нины, благословил ее на апостольское служение. Обратила ко Христу жителей Иверии и соседних стран, армянского царя Тиридата. В летописях сказано, что Господь открыл св. Нине, где находится Его хитон. Позднее на этом месте был воздвигнут первый в Иверии христианский храм.

[272] Сократ Схоластик рассказывает, как воры решили похитить овец святого Спиридона: глубокой ночью забрались они в овчарню, но тут же невидимой силой оказались связанными. Когда настало утро, святой пришел к стаду и, увидев связанных разбойников, помолившись, развязал их и уговаривал оставить беззаконный путь и добывать пропитание честным трудом. Потом, подарив им по овце и отпуская их, ласково сказал: пусть же не напрасно вы бодрствовали.

Когда в Александрии Патриархом был созван Собор ради сокрушения идолов и капищ, по молитвам отцов Собора пали все идолы, кроме одного, самого почитаемого. Патриарху в видении было открыто, что идол этот остался для того, чтобы быть сокрушенным святителем Спиридоном Тримифунтским. Вызванный Собором святитель сел на корабль, и в тот момент, когда корабль пристал к берегу и святитель ступил на землю, идол в Александрии со всеми жертвенниками повергся в прах, чем возвестил Патриарху и всем епископам приближение святителя Спиридона.

[273] «Сущность философии заключается в том, что она дает человеку памятование о смерти». «Мир есть училище Боговедения» (беседа 1-я на Шестоднев).

«Бог сотворил тело, а не болезнь…сотворил душу, а не грех. Повредилась же душа, ук­лонившись от того, что ей естественно. От­пав от Него, она стала страдать. <...> Но говорят: «Почему в самом устройстве не дано нам безгрешности, так что нельзя было бы согрешить, хотя бы хотели?» Пото­му же, почему и ты не тогда признаешь слуг исправными, когда держишь их связанны­ми, но когда видишь, что они добровольно выполняют перед тобою свои обязанности. Поэтому и Богу угодно не вынужденное, но совершаемое добродетельно. Добродетель же происходит от произволения, а не от не­обходимости; а произволение зависит от того, что в нас; и что в нас, то свободно».

Св. Василий имел дар прозорливости, молитвою испросил для св. Ефрема знание греческого языка, молитвою разрешил спор с арианами (правое вероисповедание — того, по чьей молитве откроются двери церковные): при молитве св. Василия сокрушились и выпали затворы, расселись печати и врата открылись как бы от бури. По всенощной молитве очистилась хартия грехов женщины. Ради обращения врача отложил свою смерть, и потрясенного врача крестил.

«Шестоднев», псалмы, монашеские правила, послания, литургия Василия Великого. Хр. космология. Учение о Св. Троице (совместно с Григорием Богословом понятия «усии» (сущности) и «ипостаси», – соотношение общего и особенного в Боге. Это позволило преодолеть противоположные ереси арианства и савеллианства, подготовило решения II Вселенского (Константинопольского) Собора. «О Духе Святом» – о личной природе Св. Духа, его равенство двум другим лицам Св. Троицы.

[274] “Почему псалмы поются мерным тактом и на распев?.. Господь, желая, чтобы мелодия слов была символом духовной гармонии души, назначил петь псалмы мерно и читать их на распев... Сопровождать псалмы пением означает не заботливость о благозвучии, а знак гармонического состояния душевных помыслов... Хорошо поющий настраивает свою душу и как бы из неровности приводит ее в ровность...”

[275] «Блудник портит свой род». «Я изучал все науки, чтобы ими служить Богу». «Смертные человеки! Строители того, что не существует! Долго ли вам обольщаться и обольщать ложными, наяву видимыми грезами?» Патриарх константинопольский. Председательствовал на II Вселенском (Константинопольском) соборе 381 г. «Слова о богословии», дух. Стихи, послания. Учение о Св. Троице (понятия «усии» и «ипостаси»), о Богочеловечестве Христа. Память 25 января (7 февраля).

Автор многих гимнов. Гимн “Богу” - прообраз “Тебе Бога хвалим” Амвросия Медиоланского. Начало его “Слова на Пасху”: “Вот день Воскресения, начало блаженное; просветимся торжеством, обнимем друг друга; скажем - братия” и пр. - затем было положено на мелодию Иоанном Дамаскином и стало одной из пасхальных стихир. Там же читаем “вчера я погребался вместе с Тобою, Христе, теперь встаю вместе с Тобою” и “о Пасха велия и священная, Христе! О мудрость и сила!” - это вошло в тропари канона. Косма Маюмский для первого ирмоса Рождества взял начало “Слова на Рождество” свт. Григория: “Христос рождается, славите; Христос с небес, встречайте; Христос на земле, возноситеся,- пойте Господу вся земля”. На слова его проповедей поются многие стихиры Пятидесятницы и Обновления иерус. храма. “Блудник портит свой род”

[276] мл. брат и сподвижник Василия Великого, участник II Вселенского (Константиноп.) собора 381 г. Экзег. и догм. сочинения. Человек – совокупность потенций Богосотворенного мира, венец творения. Цель человека – движение к Богу, ступени: 1) очищение, победа над страстями, 2) обретение разумом «естественного видения» и 3) Боговидение, Богопознание, обожение. «Не всякий просящий может получить то, чего желает, но тот, кто делами приобрел право просить с дерзновением». Правило Григория Нисского 2: «Грехи, касающиеся мысленной способности души, признаны отцами тягчайшими и требующими более продолжительного и строгого покаяния».

“Избыток Божия человеколюбия можно познать в том, что она награждает не за труды и пот, но, можно сказать, за удовольствия и радости» Григорий Нисский (ибо иго Мое легко)

“Мы становимся собственными родителями”.

[277] «Человеку необходимо соблюдать три главных правила: бояться Бога, часто молиться и делать добро людям». «Наверное, чада, где сатана, там и я буду»

[278] «Все то, что мы без молитвы говорим или делаем, бывает впоследствии или погрешительно, или вредно и обличает нас через дела». «Уклонившись от духовного образа мыслей, ощутишь страдание»

[279] «Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, ллюбоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей Господи, Царю, даждь ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего!».

[280] Ее отец Урбан, правитель Тира, готовя ее в жрицы, заключил в помещение, полное идолов. Но Ангел Господень просветил ее. Отец, узнав, что дочь стала христианкой, предал ее бичеванию. Неожиданно Урван скончался, а св. Христина обратила к вере около 3000 человек. Новые правитель продолжил мучения святой, но тоже умер. Третий правитель бросил ее в разожженную печь, но мученица вышла невредимой и была зарублена мечом.

[281] «Только при содействии Духа Святого открывается и приобретается понятие и точное ведение о душе»

[282] Старший военачальник. Во время гонения Диоклетиана явился ему и объявил себя христианином. Предан на тяжкие мучения. Победоносцем назван потому, что стойкостью в мучениях показал победу христианства над язычеством. Видя эту стойкость, Александра, жена императора, и многие придворные уверовали во Христа.

[283] Родилась в Антиохи в семье жреца. Узнав, что девочка стала христианкой, отец отрекся от нее. В возрасте 15 лет предана на мучения, описанные очевидцем Феотимом. Правитель Олимврий, очарованный красотой девушки, уговаривал ее отречься от Христа и стать его женой. Но святая отвергла предложение. Ее избивали, затем прибили гвоздями к доске и трезубцами рвали тело. Ночью в темнице она сподобилась Небесного посещения и была исцелена от ран. Затем мученицу жгли огнем, топили в бочке. Когда ее погружали в воду, внезапно засиял свет и белоснежная голубка опустилась с Неба, неся в клюве золотой венец. Святая вышла из купели без единого следа ожогов. Пораженный чудом народ восславил Бога, и многие уверовали. Разъяренный правитель приказал уничтожить уверовавших. Тогда погибло 15000 христиан, а святая мученица Марина была обезглавлена. Мощи перенесены в Италию, рука находится на Афоне, в Ватопедском монастыре (частичка мощей в Москве — в храме Воскресения Христова в Сокольниках).

[284] Во все времена одержимые богоборчеством поют одну и ту же песнь одним и тем же голосом. “Советскую власть мы взяли навсегда”, – заявит и Ленин. Так же круто будет изъясняться антихрист: “И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно” (Откр. 13:5). Божье слово умеряет пыл безумия: “Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? … Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им” (Пс. 2:1,4). (В мультимедийном варианте представить видеорядом)

[285] По смерти матери, тайной христианки, ее отец, римский сенатор, язычник, выдал Анастасию замуж, но она — под предлогом неисцелимой женской болезни — сохранила девство. Кормила и лечила узников за Христа, по возможности выкупала их (за что названа Узорешительницей). Узнав об этом, ее муж, язычник Помплий, заключил ее под стражу. В это время умер отец Анастасии, и она оказалась единственной наследницей его богатства. Муж Анастасии решил объявить ее сумасшедшей или убить. Духовный учитель Анастасии, Хрисогон, предсказал гибель мужа, и тот действительно вскоре утонул. Получившая свободу Анастасия вновь помогает христианам в темницах, переходя из города в город. Владея врачебным искусством, лечит больных. Платит тюремщикам, дабы те облегчали жизнь заключенных, укрепляет тех, кому предстояли мучения, погребает умученных. Позднее схвачена, предана в руки верховного жреца Ульпиана. Воспылавший страстью, тот решил осквернить ее, но тут же ослеп, помешался умом и вскоре умер. Св. Анастасию топили вместе с осужденными на смерть. Чудом спасенные 120 человек уверовали во Христа и приняли крещение. Их предали казни чрез усечение, а св. Анастасию крестообразно растянули между четырьмя столбами над разведенным костром, и она предала дух свой Богу. Ее мощи позднее перенесены в Константинополь.

[286] От священника Ермолая юноша услышал, что исцелять нужно именем Божиим. Желая проверить это, Пантелеимон призвал имя Христа над ребенком, ужаленным змеей, и тем вылечил его. Приняв христианство, привел к вере и своего отца, исцелив пред ним слепого. Представ пред императором, потребовавшим отречения от Христа, святой мужественно заявил, что не может отречься от сильного пред бессильным, и предложил провести испытание: найти тяжело больного и посмотреть, чье имя исцелит больного — Христово или языческих богов. Больной выздоровел по молитве Пантелеимона. В ярости язычники приступили к мучениям и затем обезглавили святого.

[287] Играя в цирке роль христианина, он, по сценарию, должен был сначала отказаться от принесения жертвы идолам, а затем отречься от Христа. По ходу действия святого Ардалиона строгали железными крючьями. Зрители были в восторге от его игры. Вдруг святой велел всем замолчать и объявил, что он действительно христианин и не отречется от Господа. По повелению правителя мученик был брошен на раскаленную сковороду и так удостоился мученического венца.

[288] Святую девочку били розгами, потом повесили вниз головой над дымным очагом, затем, по повелению мучителя вошла в печь, осенив себя крестным знамением, и вышла невредимой. Это явное проявление силы Божией потрясло мучителя — правителя Никомидии Александра, и он уверовал во Христа, был крещен епископом Антонином. Прожив в покаянии, мирно отошел ко Господу, а следом за ним и мученица Василисса. Кончина ее сопровождалась чудесными знамениями милости Божией.

[289] Епископ Севастии. Во время гонений скрывался с паствой на горе Аргеос. Жил в пещере. К святому приходили дикие звери и ждали, когда он окончит молитву.

[290] Христиане обратились за помощью к Константину Великому (тогда формально бывшему язычником) разрешить догматический спор в связи с арианской ересью. Император вынес этот вопрос на всехристианский совет

[291] На Соборе святитель Спиридон Тримифунтский явил против ариан наглядное доказательство Единства во Святой Троице. Он взял в руки кирпич и стиснул его; мгновенно вышел из него вверх огонь, вода потекла вниз, а глина осталась в руках чудотворца. "Се три стихии, а плинфа (кирпич) одна, - сказал тогда святитель Спиридон, - так и в Пресвятой Троице - Три Лица, а Божество Едино".

[292] Новый Рим тоже был расположен на 7 холмах, так же делился на 14 районов, имел тильный столб, Палатинский дворец, страгигиат, церк, термы, конюшни и казармы. Но отличался обилием христианских храмов, господством христианского календаря и иерусалимских мотивов (Золотые ворота, поклонная гора, Гептапиргия — семисводчатая башня, повторяющая дворец царя Давида). Жители именовали себя вплоть до IX века ромеями, а не византийцами

[293] Обращенная к вере и покаянию старцем Пафнутием, оставив богатства, удалилась в пустыню.

[294] Жизнь строгого подвижника была открыта преп. Антонию Великому. Во время их беседы прилетел ворон, который 60 лет питал святого в пустыне, и принес им обоим хлеб. Присутствуя при кончине св. Павла, прп. Антоний видел, как его святая душа в окружении ангелов, пророков и апостолов восходила к Богу. Похоронив старца, Антоний взял его одежду из пальмовых листьев и хранил ее как величайшую святыню, надевая только два за в год — на Пасху и Пятидесятницу. В подражание святому Павлу вся Фиваидская пустыня покрылась обителями.

[295] Однажды святого подвижника Фиваидской пустыни пробовал искусить бес. Приняв облик Христа, он явился со словами: «Радуйся, Пахомий, ты угодил мне». Но святой рассудил, что Христово пришествие приносит радость, а не беспокойство и, оградив себя крестным знамением, прогнал беса: «Отойди от меня, дух злобы»! Прирак тот же исчез.

[296] Однажды к святителю пришла женщина с мертвым ребенком на руках, прося заступничества. Помолившись, он вернул младенца к жизни. Мать, потрясенная радостью, упала бездыханной. Но молитва угодника Божия вернула жизнь и матери. Как-то, спеша спасти своего друга, оклеветанного и приговоренного к смерти, святитель был остановлен в пути неожиданно разлившимся от наводнения ручьем. Святой приказал потоку: "Стань! Так повелевает тебе Владыка всего мира, дабы я мог перейти и спасен был муж, ради которого спешу". Воля святителя была исполнена, и он благополучно перешел на другой берег. Судья, предупрежденный о происшедшем чуде, с почетом встретил святого Спиридона и отпустил его друга.

[297] Полностью нетленные мощи весят как тело взрослого мужчины, не утрачиваютс свойства живой плоти, имеют температуру тела и сохраняют мягкость. По свидетельству Гоголя, приехавшего поклониться мощам в день памяти Святителя, один англичанин уверял, что в спине угодника сделаны надрезы для бальзамирования. Когда он подошел к мощам, тело святого приподнялось и повернулось к нему синой, показывая, что надрезов нет. Бархатные сапожки святого быстро снашиваются и их меняют несколько раз в год. Во время переобувания чувствуются ответные движения святителя.

[298] Из поучений преподобной:

«Много трудов и подвигов предстоит приходящим к Богу, но потом ожидает их радость. Желающие развести огонь сперва задыхаются от дыма и плачут, а потом достигают, чего ищут; так и мы должны воспламенять в себе Божественный огонь со слезами и трудами».
«Враг нападает сперва объядением, негою и любодеянием. Эти ветры дуют особенно на молодой возраст. Когда душа воздержала чрево, победила чистотою чувственные удовольствия, является гордость или сребролюбие; в уме являются мысли о первенстве, учении, дарованиях, заслугах. Отшельница, если придут к ней такие помыслы, пусть идет в киновию».
"Вот женщины, живущие в миру, внешне стараются вести себя сдержанно, хотя вместе с предусмотрительностью в них есть и глупость, и невежество, из-за которых они блудодействуют мысленно всеми своими чувствами, подчас и не замечая этого: они и взирают бесчинно, и смеются неподобающим образом, и слушают скверные речи. Но мы, монашествующие, должны отвергнуть все неуместное даже в мыслях, удерживать язык от постыдных бесед, и не только не говорить такого, но и не слушать других говорящих".

[299] Погруженный однажды в мысли о тайне Троицы, Августин оказался на берегу моря. Там мальчик, играя на песке, рыл яму. Августин спросил его: "Что ты делаешь?" — "Хочу перелить море в эту ямку", — ответил тот. Тогда Августин понял: "Разве я не делаю то же, что и этот ребенок, когда пытаюсь море бесконечности Божией исчерпать своим разумом?"

[300] Богом посланный к сапожнику научиться смирению, стал помышлять: «все спаутся, один я погибну»

[301] Правило о пении: “Кроме певцов, состоящих в клире, на амвон входящих и по книге поющих, не должно иным некоторым петь в церкви”. Певцы поставлялись на служение малым посвящением и особой молитвой.

[302] «Ложь говорит тот, кто умствует, будто из различия имен должно заключать о различии сущностей»

[303] «Из сохраненных в Церкви догматов и проповеданий некоторые мы имеем от письменного наставления, а некоторые приняли от апостольского предания преимущественно втайне: и те и другие имеют одну и ту же силу для благочестия… Потому что, если начнем отвергать неписаные обычаи, как имеющие небольшую силу, то непременно повредим Евангелию… Например… слова призывания при преложении хлеба евхаристии и чаши благословения кто из святых оставил нам письменно?.. Благословляем также и воду крещения, и елей помазания, а еще и самого крещаемого — по какому писанию? Не по преданию ли, умалчиваемому и тайному?» (Правило Василия Великого 91) Своей молитвой свт. Василий дал Ефрему Сирину разумение греческого языка и впоследствии посвятил его в пресвитеры.

[304] «Памятовать о Боге необходимее, нежели дышать»

[305] «Падшие духи принимают величайшее старание о том, чтоб действовать скрытно и пребывать незамеченными» (Преподобный Макарий Великий, Слово VII, глава 31)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: