О празднике

Праздник Пасхи является главным праздником для всех православных, ибо Воскресением Христа нам

дарован вход в Царство Божие. Дата Пасхи является преходящией, просто потому что рассчитывается по фазам Луны: Пасха всегда бывает в первое воскресенье после первого полнолуния после 22 марта по юлианскому календарю, если же полнолуние приходится точно на данный воскресный день, то празднование Пасхи переносится на следующее воскресенье. Причина таких сложностей в требованиях, предъявляемых к празднованию Пасхи Церковью, главное из которых – она не должна совпадать или быть раньше еврейской Пасхи, которая, как известно, праздновала исход евреев из Египта, а Господь, как известно, воскрес уже после праздника, накануне которого и пострадал, тем более, что праздник должен совершаться 14 нисана, а месяц нисан, примерно соответствующий марту – апрелю, начинается исключительно в новолуние, таким образом, сам праздник песах всегда приходится на полнолуние, отсюда и второе требование – совершать Пасху уже после полнолуния. В связи с этим рассчитываются и все связанные с ней праздники, а также начало Великого поста и дней подготовки к нему, а также попразднество, длящееся 39 дней в связи с тем, что Господь, как написано в книге Деяний апостольских, 40 дней после Воскресение учил апостолов, а на 40 день вознесся на небеса….

Празднование Пасхи начинается накануне полуночи, когда в храме совершается полунощница особым чином с пением или чтением канона Великой субботы, в конце которого лежащая в центре храма с Великого пятка плащаница Христова вносится в алтарь. В полночь начинается крестный ход с пением «Воскресение Твое Христе Спасе, Ангели поют на небеси и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити», после чего духовенство останавливается перед закрытыми дверями храма (в книгах написано, что духовенство «входит в притвор», но почти везде начало утрени происходит на паперти храма). Все это символизирует шествие жен-мироносиц ко гробу Господню в день Воскресения. И здесь по традиции начинается утреня праздника, в которой оставлено лишь пение, а всякие читаемые элементы, включаемые в утреню в другие дни, опускаются. Главной частью праздничной службы является канон праздника, который не читается, а исключительно поется[2]. После первых возгласов духовенство и народ возвращается в храм, где продолжается богослужение. После утрени всегда читается огласительное слово святителя Иоанн Златоуста на праздник Пасхи. Точно также исключительно из пасхальных песнопений состоят и пасхальные часы и лишь литургия отличается от обычной лишь пением в начале пасхального тропаря с повторением стихов из 67 и ряда других псалмов. Также, по традиции, в этот день Евангелие на литургии в храмах, где служат несколько священников, читается на нескольких языках в воспоминания Сошествия Святаго Духа на апостолов, после которого они начали говорить на других языках, которых прежде не знали. По окончании пасхальной службы освящается артос – особый хлеб, традиция освящения которого пошла с тех времен, когда апостолы, совершая трапезу, всегда клали хлеб на место, отведенное Христу, а затем возносили его во имя Господне. Вечером в день Пасхи совершается Великая пасхальная вечерня, на которой поется Великий прокимен[3] «Кто бог велий яко Бог наш, Ты еси Бог творяй чудеса» (который у нас красиво пропевает диакон о.Евгений Габов), а также читается Евангелие. 7 дней после Пасхи длится Светлая седмица, когда службы совершаются по чину Пасхи с некоторыми отличиями. Всю седмицу в храме совершаются Великие вечерни с Великим прокимном (свой на каждый день), но Евангелие уже не читается и т. д. Артос всю седмицу находится в храме и носится на крестных ходах, которые положены каждый день после литургии и в субботу с особой молитвой раздробляется и раздается верующим. Следующее после Пасхи воскресенье именуется Неделей Антипасхи и посвящается явления Воскресшего Христа апостолу Фоме, который не видел Воскресения, когда Христа видели прочие апостолы и сказал, что не поверит, пока не увидит Господа сам. Именно в этот день поется величание празднику Пасхи, хоть с этого дня восстанавливается обычный чин службы. Последующие воскресные дни, до отдания Пасхи имеют свою символику.

11 апреля 2015 г. 13:30

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: