Построение индикаторной диаграммы

Индикаторная диаграмма – графическая зависимость давления газа в цилиндре от надпоршневого объема, либо перемещения поршня или угла поворота коленчатого вала. Методика построения индикаторной диаграммы включает следующую последовательность.

1) Определяется отрезок АВ в мм, соответствующий рабочему объёму двигателя Vh, по величине равный ходу поршня S в масштабе μs в мм/мм Масштаб μs принимают равным 1,0; 1,5 или 2,0. При этом длина отрезка АВ в мм определится по формуле

АВ = S/μs (2.107)

и должна войти в рекомендуемый диапазон 70…100 мм.

Отрезок ОА в мм соответствует объёму камеры сгорания Vc, и определяется из выражения

(2.108)

На оси абсцисс в соответствии с рисунком 2.1 откладываются отрезки ОА и АВ.

 
 


Рисунок 2.1 – Построение индикаторной диаграммы двигателя аналитическим методом


Отрезок, соответствующий полному объему цилиндра ОВ в мм определяется по формуле

ОВ=ОА + АВ. (2.109)

По оси ординат откладывается отрезок ОД, соответствующий максимальному давлению сгорания рz, в масштабе μр. При этом должно выполняться условие: отрезок ОД в мм, определенный по формуле

ОД = (1,2…1,7) АВ, (2.110)

соответствовал масштабу давления μр в МПа/мм, который определен по формуле

(2.111)

и принимает одно из рекомендуемых значений:

μр= 0,02; 0,025; 0,04; 0,05; 0,07; 0,10.

2) По данным теплового расчета на диаграмме откладывают в масштабе μр величины давлений pа, pc, pz, pb, pr, соответствующих характерным точкам: а; с; z; b; r.

3) Построение политроп сжатия и расширения проводится аналитическим методом. Для этого вычисляется ряд промежуточных точек для интервала объёмов (VcVa) и (VzVb) по уравнению политропы pVn = const.

Для политропы сжатия откуда определяется давление в МПа по формулам:

, (2.112)

(2.113)

где px и Vx – давление и объём в расчетной точке процесса сжатия;

ОХ – абсцисса расчетной точки, мм.

Аналогично для политропы расширенияопределяется давление в МПа по формулам:

(2.114)

(2.115)

Абсцисса расчетной точки ОХ в мм определится по формуле

(2.116)

где АХ – перемещение поршня в мм, определяемоепо формуле

(2.117)

где l – отношение радиуса кривошипа R к длине шатуна Lш;

a - угол поворота коленчатого вала, град.

Значения l выбираются по таблице 2.12.

Значения тригонометрической функции [(1-cosα) + λ (1-cos2α)/4]) для различных α и λ приведены в приложении Б.

Таблица 2.13 – Величина параметра l различных двигателей

Двигатель l
ВАЗ-2106 0,296
ЗМЗ-53-11 0,256
ЗИЛ-508.10 0,257
ЯМЗ-236М 0,264
КАМАЗ-740 0,270
Существующие 0,24…0,31

Политропы сжатия и расширения строятся в диапазонах a = 180…360о и a = 360…540о соответственно с шагом z = 10о. Результаты расчета заносятся в таблицу 2.14.

4) Между точками А и В проводятся прямые линии, параллельные оси абсцисс, ординаты которых соответствуют давлениям pа, pr, p0. Точка c соединяется отрезком с точкой z (для дизеля z′), точка b соединяется вертикальным отрезком с линией pr в точке l, точка r соединяется вертикальным отрезком с линией pа в точке m.

Для дизельного двигателя через точку Д параллельно оси абсцисс проводится полупрямая. Она пересекается в точке z’ с вертикальной линией, проходящей через точку А, а также с линией политропы расширения в точке z. Величина отрезка z’z должна совпасть со значением, полученным по формуле

z′ z = ОА(ρ-1). (2.118)

Таким образом, получается теоретическая (расчетная) индикаторная диаграмма r m a c ( z′) z b l r.

5) Действительная индикаторная диаграмма отличается от теоретической, т.к. в реальном двигателе за счет опережения зажигания или впрыска топлива рабочая смесь воспламеняется до прихода поршня в ВМТ и повышает давление в конце хода сжатия. Процесс видимого сгорания происходит при изменяющемся объёме. Открытие выпускного клапана до прихода поршня в НМТ снижает давление в конце хода расширения.

Для построения действительной индикаторной диаграммы находятся характерные точки. Давление в точке с″, характеризующей момент достижения поршня ВМТ при сгорании, определяется по формуле

рс″ = (1,15…1,25) рс. (2.119)

Точку b″ - момент достижения поршня НМТ в конце расширения - располагают между точками b и а. При этом давление рb в МПа ориентировочно рассчитывается по формуле

(2.120)

Точка zд характеризует действительное максимальное давление цикла рzд в МПа, определяемое по формулам:

- для карбюраторного двигателя

рzд = 0,85 рz, (2.121)

- для дизельного двигателя

рzд = рz. (2.122)

Положение точки zд должно соответствовать условию допустимой скорости нарастания давления Кр в МПа/град, которая определяется по формуле

(2.123)


Таблица 2.14 - Результаты расчета политроп сжатия и расширения

a, град АХ, мм ОХ, мм Сжатие a, град Расширение  
рxр, мм  
рxр, мм  
    АВ ОВ 1 рa     pb    
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
    0 ε рс     pz    

где - нарастание давления в МПа, определяется по формуле

Dр = рzд - рс″; (2.124)

Daz - угол поворота коленчатого вала, соответствующий точке zд.

Для карбюраторных двигателей:

Daz =8…120; Кр = 0,1…0,4 МПа/град;

для дизельных двигателей:

Daz =6…150 ; Кр = 0,2…0,5 МПа/град (при пленочном смесеобразовании);

Кр = 1,0…1,2 МПа/град (при объемном смесеобразовании).Положение точки zд на индикаторной диаграмме АХ (zд) определяется по формуле для перемещения поршня АХ (2.116) при a = 360+ Daz. Поскольку точка zд не может находиться за пределами индикаторной диаграммы, то должно выполняться следующие условие:

(2.125)

Принимаются характерные углы:

- угол опережения начала впрыска топлива для дизелей aв = 15…25о или угол опережения зажиганиядля карбюраторных двигателей aз = 30…40о;

- продолжительность периода задержки воспламенения aи = 8…12о для дизелей или aи = 5…18о для карбюраторных двигателей;

- значения фаз газораспределения выбираются по таблице 2.16.

Таблица 2.16 – Фазы газораспределения различных двигателей

Двигатель Впускной клапан Выпускной клапан
начало открытия до ВМТ aо.вп , град. полное закрытие после НМТ aз.вп, град. начало открытия до НМТ aо.в, град. полное закрытие после ВМТ aз.в, град.
Карбюраторный 10…35 40…85 40…70 10…50
Дизельный без наддува 15…20 30…50 40…60 15…45
Дизельный с наддувом 50…80 40…50 40…60 40…60
ВАЗ-2106        
ЗМЗ-53-11        
ЗИЛ-508.10        
ЯМЗ-236М        
КАМАЗ-740        

Определяют углы поворота коленчатого вала a в градусах, соответствующие характерным точкам:

- f – начало впрыска топлива или подача искры a (f) = 360 –aв (aз);

- с′ - начало видимого сгорания a (c') =360 - aв(aз) + aи;

- b' – начало открытия выпускного клапана a (b') =540 - aо.в;

- r' – начало открытия впускного клапана a (r') =720 - a о.вп;

- а" – полное закрытие впускного клапана a (a") =180 + a з.вп;

- a' – полное закрытие выпускного клапана a (а') = a з.в.

Положение характерных точек по оси абсцисс определяется по формуле для перемещения поршня АХ (2.116).

6) Соединение плавными кривыми точек r a′ а a" f c' c" zд b' b" r' r позволяет получить действительную диаграмму. Рекомендуется использовать лекальную линейку. По индикаторной диаграмме для проверки теплового расчета и правильности построения диаграммы определяется среднее индикаторное давление в МПа

(2.125)

где Fi – площадь действительной индикаторной диаграммы, заключенная внутри линии а a" f c' c" zд b' b" а, мм2.

Величина рi, полученная по индикаторной диаграмме, не должна отличаться от величины рi, полученной в тепловом расчете, более чем на 10 %.

Индикаторная диаграмма строится на первом листе графической части проекта.

Пример теплового расчета представлен в приложении Б.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: