Индикаторная диаграмма – графическая зависимость давления газа в цилиндре от надпоршневого объема, либо перемещения поршня или угла поворота коленчатого вала. Методика построения индикаторной диаграммы включает следующую последовательность.
1) Определяется отрезок АВ в мм, соответствующий рабочему объёму двигателя Vh, по величине равный ходу поршня S в масштабе μs в мм/мм Масштаб μs принимают равным 1,0; 1,5 или 2,0. При этом длина отрезка АВ в мм определится по формуле
АВ = S/μs (2.107)
и должна войти в рекомендуемый диапазон 70…100 мм.
Отрезок ОА в мм соответствует объёму камеры сгорания Vc, и определяется из выражения
(2.108)
На оси абсцисс в соответствии с рисунком 2.1 откладываются отрезки ОА и АВ.
Рисунок 2.1 – Построение индикаторной диаграммы двигателя аналитическим методом
Отрезок, соответствующий полному объему цилиндра ОВ в мм определяется по формуле
ОВ=ОА + АВ. (2.109)
По оси ординат откладывается отрезок ОД, соответствующий максимальному давлению сгорания рz, в масштабе μр. При этом должно выполняться условие: отрезок ОД в мм, определенный по формуле
|
|
ОД = (1,2…1,7) АВ, (2.110)
соответствовал масштабу давления μр в МПа/мм, который определен по формуле
(2.111)
и принимает одно из рекомендуемых значений:
μр= 0,02; 0,025; 0,04; 0,05; 0,07; 0,10.
2) По данным теплового расчета на диаграмме откладывают в масштабе μр величины давлений pа, pc, pz, pb, pr, соответствующих характерным точкам: а; с; z; b; r.
3) Построение политроп сжатия и расширения проводится аналитическим методом. Для этого вычисляется ряд промежуточных точек для интервала объёмов (Vc … Va) и (Vz … Vb) по уравнению политропы pVn = const.
Для политропы сжатия откуда определяется давление в МПа по формулам:
, (2.112)
(2.113)
где px и Vx – давление и объём в расчетной точке процесса сжатия;
ОХ – абсцисса расчетной точки, мм.
Аналогично для политропы расширенияопределяется давление в МПа по формулам:
(2.114)
(2.115)
Абсцисса расчетной точки ОХ в мм определится по формуле
(2.116)
где АХ – перемещение поршня в мм, определяемоепо формуле
(2.117)
где l – отношение радиуса кривошипа R к длине шатуна Lш;
a - угол поворота коленчатого вала, град.
Значения l выбираются по таблице 2.12.
Значения тригонометрической функции [(1-cosα) + λ (1-cos2α)/4]) для различных α и λ приведены в приложении Б.
Таблица 2.13 – Величина параметра l различных двигателей
Двигатель | l |
ВАЗ-2106 | 0,296 |
ЗМЗ-53-11 | 0,256 |
ЗИЛ-508.10 | 0,257 |
ЯМЗ-236М | 0,264 |
КАМАЗ-740 | 0,270 |
Существующие | 0,24…0,31 |
Политропы сжатия и расширения строятся в диапазонах a = 180…360о и a = 360…540о соответственно с шагом Dαz = 10о. Результаты расчета заносятся в таблицу 2.14.
|
|
4) Между точками А и В проводятся прямые линии, параллельные оси абсцисс, ординаты которых соответствуют давлениям pа, pr, p0. Точка c соединяется отрезком с точкой z (для дизеля z′), точка b соединяется вертикальным отрезком с линией pr в точке l, точка r соединяется вертикальным отрезком с линией pа в точке m.
Для дизельного двигателя через точку Д параллельно оси абсцисс проводится полупрямая. Она пересекается в точке z’ с вертикальной линией, проходящей через точку А, а также с линией политропы расширения в точке z. Величина отрезка z’z должна совпасть со значением, полученным по формуле
z′ z = ОА(ρ-1). (2.118)
Таким образом, получается теоретическая (расчетная) индикаторная диаграмма r m a c ( z′) z b l r.
5) Действительная индикаторная диаграмма отличается от теоретической, т.к. в реальном двигателе за счет опережения зажигания или впрыска топлива рабочая смесь воспламеняется до прихода поршня в ВМТ и повышает давление в конце хода сжатия. Процесс видимого сгорания происходит при изменяющемся объёме. Открытие выпускного клапана до прихода поршня в НМТ снижает давление в конце хода расширения.
Для построения действительной индикаторной диаграммы находятся характерные точки. Давление в точке с″, характеризующей момент достижения поршня ВМТ при сгорании, определяется по формуле
рс″ = (1,15…1,25) рс. (2.119)
Точку b″ - момент достижения поршня НМТ в конце расширения - располагают между точками b и а. При этом давление рb” в МПа ориентировочно рассчитывается по формуле
(2.120)
Точка zд характеризует действительное максимальное давление цикла рzд в МПа, определяемое по формулам:
- для карбюраторного двигателя
рzд = 0,85 рz, (2.121)
- для дизельного двигателя
рzд = рz. (2.122)
Положение точки zд должно соответствовать условию допустимой скорости нарастания давления Кр в МПа/град, которая определяется по формуле
(2.123)
Таблица 2.14 - Результаты расчета политроп сжатия и расширения
a, град | АХ, мм | ОХ, мм | Сжатие | a, град | Расширение | |||||
рx/μр, мм | ||||||||||
рx/μр, мм | ||||||||||
АВ | ОВ | 1 | рa | pb | ||||||
0 | OА | ε | рс | pz |
где Dр - нарастание давления в МПа, определяется по формуле
Dр = рzд - рс″; (2.124)
Daz - угол поворота коленчатого вала, соответствующий точке zд.
Для карбюраторных двигателей:
Daz =8…120; Кр = 0,1…0,4 МПа/град;
для дизельных двигателей:
Daz =6…150 ; Кр = 0,2…0,5 МПа/град (при пленочном смесеобразовании);
Кр = 1,0…1,2 МПа/град (при объемном смесеобразовании).Положение точки zд на индикаторной диаграмме АХ (zд) определяется по формуле для перемещения поршня АХ (2.116) при a = 360+ Daz. Поскольку точка zд не может находиться за пределами индикаторной диаграммы, то должно выполняться следующие условие:
(2.125)
Принимаются характерные углы:
- угол опережения начала впрыска топлива для дизелей aв = 15…25о или угол опережения зажиганиядля карбюраторных двигателей aз = 30…40о;
|
|
- продолжительность периода задержки воспламенения aи = 8…12о для дизелей или aи = 5…18о для карбюраторных двигателей;
- значения фаз газораспределения выбираются по таблице 2.16.
Таблица 2.16 – Фазы газораспределения различных двигателей
Двигатель | Впускной клапан | Выпускной клапан | ||
начало открытия до ВМТ aо.вп , град. | полное закрытие после НМТ aз.вп, град. | начало открытия до НМТ aо.в, град. | полное закрытие после ВМТ aз.в, град. | |
Карбюраторный | 10…35 | 40…85 | 40…70 | 10…50 |
Дизельный без наддува | 15…20 | 30…50 | 40…60 | 15…45 |
Дизельный с наддувом | 50…80 | 40…50 | 40…60 | 40…60 |
ВАЗ-2106 | ||||
ЗМЗ-53-11 | ||||
ЗИЛ-508.10 | ||||
ЯМЗ-236М | ||||
КАМАЗ-740 |
Определяют углы поворота коленчатого вала a в градусах, соответствующие характерным точкам:
- f – начало впрыска топлива или подача искры a (f) = 360 –aв (aз);
- с′ - начало видимого сгорания a (c') =360 - aв(aз) + aи;
- b' – начало открытия выпускного клапана a (b') =540 - aо.в;
- r' – начало открытия впускного клапана a (r') =720 - a о.вп;
- а" – полное закрытие впускного клапана a (a") =180 + a з.вп;
- a' – полное закрытие выпускного клапана a (а') = a з.в.
Положение характерных точек по оси абсцисс определяется по формуле для перемещения поршня АХ (2.116).
6) Соединение плавными кривыми точек r a′ а a" f c' c" zд b' b" r' r позволяет получить действительную диаграмму. Рекомендуется использовать лекальную линейку. По индикаторной диаграмме для проверки теплового расчета и правильности построения диаграммы определяется среднее индикаторное давление в МПа
(2.125)
где Fi – площадь действительной индикаторной диаграммы, заключенная внутри линии а a" f c' c" zд b' b" а, мм2.
Величина рi, полученная по индикаторной диаграмме, не должна отличаться от величины рi, полученной в тепловом расчете, более чем на 10 %.
Индикаторная диаграмма строится на первом листе графической части проекта.
Пример теплового расчета представлен в приложении Б.
|
|