Внешней скоростной характеристикой двигателя называют зависимости показателей работы двигателя от частоты вращения коленчатого вала при полностью открытой дроссельной заслонке для карбюраторного двигателя или положении рейки топливного насоса у дизельного двигателя, соответствующего максимальной подачи топлива. С достаточной степенью точности эту характеристику можно построить по результатам теплового расчета, используя эмпирические зависимости. Расчетные точки кривых характеристики определяются через каждые 200…500 мин-1 в интервале:
- для карбюраторных двигателей
от nmin = 600…1000 мин-1 до nmax = (1,05…1,20) n
- для дизелей
от nmin = 300…800 мин-1 до nmax = n.
Для расчета эффективной мощности Nех в кВти эффективного удельного расхода топлива gex в г/(кВт·ч) используются следующие зависимости:
(3.1)
(3.2)
где Neх и geх – эффективные мощность и удельный расход топлива при искомой частоте вращения коленчатого вала nx;
Nе и ge – номинальная мощность двигателя и соответствующий ей удельный расход топлива;
|
|
n – частота вращения коленчатого вала при Ne, мин-1;
с1,…, с5 – коэффициенты, значения которых представлены в таблице 3.1.
Таблица 3.1 – Значения коэффициентов сi
Тип двигателя | Значения коэффициентов | ||||
с1 | с2 | с3 | с4 | с5 | |
Карбюраторный | 1,2 | 0,8 | |||
Дизельный: - с неразделенной камерой сгорания | 0,87 | 1,13 | 1,55 | 1,55 | |
- с предкамерой | 0,6 | 1,4 | 1,2 | 1,2 | |
- с вихревой камерой сгорания | 0,7 | 1,3 | 1,35 | 1,35 |
Точки кривой среднего эффективного давления рех в МПа определяются по формуле
(3.3)
Точки кривой эффективного крутящего момента Mex в Н·м определяются по формуле
(3.4)
Часовой расход топлива GТх в кг/ч определяется по зависимости
GТх = gex Nex 10 -3. (3.5)
Точки кривой среднего давления механических потерь рмх в МПа определяются по формуле
(3.6)
где ам и bм – коэффициенты, значения которых приняты в тепловом расчете.
Точки кривой среднего индикаторного давления рiх в МПа определяются по формуле
рiх = рех + рмх. (3.7)
Точки кривой мощности механических потерь Nмx в кВт определяются по формуле
(3.8)
Точки кривой индикаторной мощности Nix в кВт определяются по формуле
Nix = Nex + Nмx. (3.9)
Расчетные точки кривой индикаторного крутящего момента Mix в Н·м определяются по формуле
(3.10)
Зависимость индикаторного удельного расхода топлива gix в г/(кВт·ч):
(3.11)
Задается закон изменения коэффициента избытка воздуха aх по частоте вращения nx. Для карбюраторных двигателей значение aх принимается постоянным на всем частотном диапазоне, кроме nmin. При nх = nmin следует принимать горючую смесь несколько обогащенную, чем при nх = n, т.е. Для дизелей а закон изменения принимается линейным:
|
|
(3.12)
Расчетные точки коэффициента наполнения определяются по формуле
(3.13)
Аналитически определяются максимальные значения среднего эффективного давления ре.max МПа и эффективного крутящего момента Me.max в Н·м, а также минимальное значение эффективного удельного расхода топлива ge.min в г/(кВт×ч). Для этих значений находятся частоты вращения коленчатого вала – соответственно np, nM и ng.
Максимальное значение среднего эффективного давления ре.max МПа определяется по формуле
(3.14)
а соответствующая ему частота np в мин-1:
(3.15)
Максимальное значение эффективного крутящего момента Ме.max в Н·м определяется по формуле
(3.16)
при частоте nМ в мин-1:
(3.17)
Минимальное значение эффективного удельного расхода топлива ge.min в г/(кВт×ч) определится по формуле
(3.18)
при частоте nп в мин-1:
(3.19)
Все результаты расчетов сводятся в таблицу 3.2 (причем необходимо учесть рассчитанные значения np, nM и ng, т. е. ре.max, Ме.max и ge.min).
По данным таблицы в расчетно-пояснительной записке строятся графики внешней скоростной характеристики, примеры которых для дизельного двигателя с наддувом показаны на рисунке 3.1.
Пример расчета внешней скоростной характеристики представлен в приложении В.
Таблица 3.2 – Результаты расчета внешней скоростной характеристики
nх | Параметры внешней скоростной характеристики | ||||||||||||
Nex, кВт | gex, | реx, МПа | Mex, Н·м | GTx, кг/ч | рix, МПа | рмx, МПа | Nмx, кВт | Nix, кВт | gix, | Mix, Н·м | ax | hVx | |
nmin | |||||||||||||
nM | |||||||||||||
ng | |||||||||||||
n * | |||||||||||||
nmax |
Примечание:
* - для карбюраторных двигателей.
Рисунок 3.1 – Внешняя скоростная характеристика дизельного двигателя с наддувом
Рисунок 3.1 – Внешняя скоростная характеристика дизельного двигателя с наддувом (продолжение)