Расчет внешней скоростной характеристики двигателя

Внешней скоростной характеристикой двигателя называют зависимости показателей работы двигателя от частоты вращения коленчатого вала при полностью открытой дроссельной заслонке для карбюраторного двигателя или положении рейки топливного насоса у дизельного двигателя, соответствующего максимальной подачи топлива. С достаточной степенью точности эту характеристику можно построить по результатам теплового расчета, используя эмпирические зависимости. Расчетные точки кривых характеристики определяются через каждые 200…500 мин-1 в интервале:

- для карбюраторных двигателей

от nmin = 600…1000 мин-1 до nmax = (1,05…1,20) n

- для дизелей

от nmin = 300…800 мин-1 до nmax = n.

Для расчета эффективной мощности Nех в кВти эффективного удельного расхода топлива gex в г/(кВт·ч) используются следующие зависимости:

 
 


(3.1)

 
 


(3.2)

где Neх и geх – эффективные мощность и удельный расход топлива при искомой частоте вращения коленчатого вала nx;

Nе и ge – номинальная мощность двигателя и соответствующий ей удельный расход топлива;

n – частота вращения коленчатого вала при Ne, мин-1;

с1,…, с5 – коэффициенты, значения которых представлены в таблице 3.1.

Таблица 3.1 – Значения коэффициентов сi

Тип двигателя Значения коэффициентов
с1 с2 с3 с4 с5
Карбюраторный     1,2   0,8
Дизельный: - с неразделенной камерой сгорания   0,87   1,13   1,55   1,55  
- с предкамерой 0,6 1,4 1,2 1,2  
- с вихревой камерой сгорания 0,7 1,3 1,35 1,35  

Точки кривой среднего эффективного давления рех в МПа определяются по формуле

(3.3)

Точки кривой эффективного крутящего момента Mex в Н·м определяются по формуле

(3.4)

Часовой расход топлива GТх в кг/ч определяется по зависимости

GТх = gex Nex 10 -3. (3.5)

Точки кривой среднего давления механических потерь рмх в МПа определяются по формуле

(3.6)

где ам и bм – коэффициенты, значения которых приняты в тепловом расчете.

Точки кривой среднего индикаторного давления рiх в МПа определяются по формуле

рiх = рех + рмх. (3.7)

Точки кривой мощности механических потерь Nмx в кВт определяются по формуле

(3.8)

Точки кривой индикаторной мощности Nix в кВт определяются по формуле

Nix = Nex + Nмx. (3.9)

Расчетные точки кривой индикаторного крутящего момента Mix в Н·м определяются по формуле

(3.10)

Зависимость индикаторного удельного расхода топлива gix в г/(кВт·ч):

(3.11)

Задается закон изменения коэффициента избытка воздуха aх по частоте вращения nx. Для карбюраторных двигателей значение aх принимается постоянным на всем частотном диапазоне, кроме nmin. При nх = nmin следует принимать горючую смесь несколько обогащенную, чем при nх = n, т.е. Для дизелей а закон изменения принимается линейным:

(3.12)

Расчетные точки коэффициента наполнения определяются по формуле

(3.13)

Аналитически определяются максимальные значения среднего эффективного давления ре.max МПа и эффективного крутящего момента Me.max в Н·м, а также минимальное значение эффективного удельного расхода топлива ge.min в г/(кВт×ч). Для этих значений находятся частоты вращения коленчатого вала – соответственно np, nM и ng.

Максимальное значение среднего эффективного давления ре.max МПа определяется по формуле

(3.14)

а соответствующая ему частота np в мин-1:

(3.15)

Максимальное значение эффективного крутящего момента Ме.max в Н·м определяется по формуле

(3.16)

при частоте nМ в мин-1:

(3.17)

Минимальное значение эффективного удельного расхода топлива ge.min в г/(кВт×ч) определится по формуле

(3.18)

при частоте nп в мин-1:

(3.19)

Все результаты расчетов сводятся в таблицу 3.2 (причем необходимо учесть рассчитанные значения np, nM и ng, т. е. ре.max, Ме.max и ge.min).

По данным таблицы в расчетно-пояснительной записке строятся графики внешней скоростной характеристики, примеры которых для дизельного двигателя с наддувом показаны на рисунке 3.1.

Пример расчета внешней скоростной характеристики представлен в приложении В.


Таблица 3.2 – Результаты расчета внешней скоростной характеристики

nх Параметры внешней скоростной характеристики
Nex, кВт gex, реx, МПа Mex, Н·м GTx, кг/ч рix, МПа рмx, МПа Nмx, кВт Nix, кВт gix, Mix, Н·м ax hVx
nmin                          
                           
nM                          
ng                          
                           
n *                          
nmax                          

Примечание:

* - для карбюраторных двигателей.



Рисунок 3.1 – Внешняя скоростная характеристика дизельного двигателя с наддувом


Рисунок 3.1 – Внешняя скоростная характеристика дизельного двигателя с наддувом (продолжение)



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: