Заповеди блаженства. Евангелие от Матфея 5:3–13 Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Евангелие от Матфея 5:3–13 Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Каждую Литургию мы слышим такие знакомые для нас слова: «Блаженны нищие духом, блаженны плачущие, блаженны миротворцы», — так начинается Нагорная проповедь Спасителя, в которой сосредоточено главное евангельское учение о жизни. И наверное, никогда человек не исчерпает всей глубины этих священных, Божественных слов. Не случайно Нагорная проповедь была произнесена на горе.

Как в древности Синайский Закон был дан на горе, так, поднявшись на одну из гор на берегу Галилейского озера, Господь провозгласил Свою Благую Весть, Свой Новый Завет, Свою Новую жизнь. С этой горы прозвучали слова о жизни обновленной.

Начинается эта проповедь словом «блаженны», то есть счастливы, имеют полноту жизни, а кончаются заповеди блаженства, а вернее, обетования блаженства, так: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах». О ком же говорит Господь? О тех, кто всегда преуспевал? — нет; о тех, кто всегда жил безоблачно, безболезненно, беспечально? — нет; о тех, кто не испытал в жизни препятствий, разочарований? — нет. Господь называет счастливыми плачущих, гонимых за правду и говорит нам, что в самом страдании Он пребывает с нами.

Имеет ли это к нам отношение? Прямое! Потому что весь мир страдает, каждый человек страдает. Недаром в Новом Завете сказано: «Мир лежит во зле»[3]. Горькая правда. Мы рождаемся в этом мире с плачем и уходим так же. Нас поражают болезни и немощи. Коротка жизнь человеческая — в Книге Иова она сравнивается с цветком, который сегодня расцвел, а завтра уже увял. Человек, говорится в этой Книге, рожденный женою, скуден днями и богат скорбью.

В самом деле, окинем взором свою жизнь и увидим, сколько было потрясений, огорчений, можно сказать, ни одного дня не проходит, чтобы человек не печалился, не терзался, не мучился от душевных и телесных болей. В конце концов, не успев расцвесть, он начинает увядать, слабеть, чувствовать на себе холодную, неумолимую руку смерти. Никакая земная слава, самая восторженная и ослепительная, не может скрыть от нас этих немощей, и когда человек, старый и больной, находится на вершине власти — на самом деле он несчастный человек, и никакие хвалы не могут заменить ему того, что он потерял.

Нет возможности исчислить всего, что нас преследует в жизни: измена друзей, разлука с дорогими людьми, неисполнение наших горячих и страстных желаний, удары, которые мы получаем по своему самолюбию, разочарования в людях и общая наша греховная немощь.

И сколько бы ни менялась жизнь на земле — от чего страдали люди пять тысяч лет назад, от того же страдают они и теперь. И те же у нас грехи, и те же у нас печали, и то же нас тревожит и в близких, и в далеких, и нет мира на земле — как была война, так и остается повсюду, — такова человеческая жизнь. Она похожа на темную пещеру, в которой еле светит огонек, и люди бредут, чтобы прийти в еще более темную яму, бредут один за другим, быстро проходя свой путь. Это правда о жизни. Все прекрасное забывается. Как сказал поэт Державин:

Река времен в своем стремленьи, Уносит все дела людей, И топит в пропасти забвенья Народы, царства и царей.

Все проходит, ничего не остается, такова правда, черная, мрачная правда, и поэтому Священное Писание говорит нам, что «мир во зле лежит». Сам Господь говорит нам: «В мире будете иметь скорбь» [4].

Но почему же Он, возвещая нам Свое учение, начинает со слов «вы блаженны», «вы счастливы» — и заканчивает: «радуйтесь и веселитесь». Мы спросим, Господи, какие же мы счастливые, когда живем среди печали и горя? Как можем мы радоваться и веселиться, когда на нас камнем висит груз наших немощей, грехов и огорчений? И все–таки Он говорит: «Радуйтесь и веселитесь».

В этом сила Христа Спасителя, Который пришел именно к страдающим, именно к тем, кому Он сказал: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные» [5]. Так в темной пещере открывается окно, и оттуда льется свет, потому что Он говорит: «Все, кто страдает, радуйтесь, потому что Я страдаю с вами, Я вас выведу в светлый мир. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах».

Какая же это награда? Бесконечная любовь Христова, которая нас объемлет, как свет, как блаженство, как радость, как мир. И мы с вами приходим сюда, в этот храм, чтобы призвать Его, потому что здесь Небеса; они спускаются к нам, когда мы совершаем Божественную литургию, Сам Господь приходит сюда, и Небо здесь начинает сиять. Значит, наша награда, которая на небесах, — она уже здесь, уже в этой жизни. Поэтому сейчас, здесь стоя и молясь, мы должны почувствовать, что Божия рука, Христова благодать на каждом из нас, что Он нас поднимает, дает нам силы, дает нам радость, потому что нет у нас иного Спасителя, кроме Господа Иисуса. Вместе с Ним, страдающим нашими страданиями, меняется все — скорбь превращается в радость, тьма рассеивается, наступает свет, и мы можем распрямить свои спины, посмотреть вперед и сказать: «С нами Бог, разумейте, языцы, и покоряйтесь» [6]. Мы можем сказать: «Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся» [7].

Так наступает радость и в темноте начинает светить свет: «Свет во тьме светит, и тьма не объяла его». Этот свет мы можем принять только очами веры. Ничто нас не спасет, кроме веры, которая приводит ко Христу Спасителю. Откройте свое сердце, сейчас, здесь, в этот момент, молитесь о том, чтобы Он коснулся вас, чтобы Он сейчас, здесь, в этот момент снял с вас тяжесть жизни. Потому что Он Сам говорит: «Придите ко Мне!» И мы должны сами сейчас прийти к Нему — и тогда найдем покой душам нашим — свет, мир, любовь, радость, блаженство.

Аминь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы с вами, как и на каждой Литургии, слышали замечательные слова Господа, сказанные Им в начале Его Нагорной проповеди: «Блаженны нищие духом, блаженны плачущие, блаженны кроткие…» Многие люди, глубоко изучавшие Священное Писание, признают, что в Нагорной проповеди, сказанной на горе, запечатлелась самая суть учения Господа нашего Иисуса Христа.

Именно поэтому так часто в храме мы слышим эти слова, эти, как мы их называем, заповеди блаженства, или, правильнее будет сказать, обетования блаженства. Господь обещает блаженство плачущим, кротким, миротворцам, изгнанным за правду.

Что же такое «блаженство»? Это высшая ступень счастья, это благо, к которому стремятся все люди на земле! Грешно ли стремиться к счастью? Грешно ли желать его? Конечно, нет. Потому что Господь, создавший по любви весь мир, возлюбивший каждую тварь и особенно нас, людей, ибо мы чада Божий, не мог создать нас ради зла, ради страданий, ради несчастья. Его цель — благо всех существ, каждой человеческой души. Между тем люди, отойдя от Бога, забыв Его Завет, потеряв ту духовную силу, которую Господь дал нам, терзаются в глубоких муках, душевных и телесных. Мир не знает счастья, хотя за ним гонится. И мир ищет его там, где его нет. Сколько сил потратили люди на то, чтобы найти счастье!

Некоторые из вас, наверное, помнят книгу про Синюю птицу, которую искали дети. Синяя птица — это знак счастья! Когда они ее искали, она была синяя, но, оказавшись в руках, она умирала и становилась черной. Так и счастье человеческое. Люди стремятся к почету, к славе, но, достигая их, видят, что они не имеют никакой цены. Люди ищут материальных благ и удобств, достигают их, но оказывается, этого совсем недостаточно для счастья. Быть может, мы, живущие сейчас, живем намного лучше, чем жили люди триста или четыреста лет назад на этом самом месте, в этом городе. Но можем ли мы сказать, что мы счастливее их? Нет, не можем. Значит, не в этом дело.

Люди часто ошибаются, полагая, что счастья можно достигнуть усилиями и хлопотами. Сегодняшний мир похож на человека, который бежит за призраком, который страстно хочет настичь его, поймать, схватить, но призрак ускользает из рук. У нас тысячи развлечений, тысячи возможностей, и они возрастают с каждым годом. Но можем ли мы сказать, что с каждым годом человек становится спокойнее, добрее, счастливее? Оказывается, и этого недостаточно.

Бог вложил в человека стремление к знанию, к познанию тайн мира. Люди многое узнали, и с каждым днем их знания увеличиваются. И это прекрасно! Это может только радовать человека. Однако это еще не счастье. Это еще не тот предел, к которому человек может стремиться. Мир, спокойствие, благополучие, молодость, любовь, здоровье — вот что пишут люди на вратах, за которыми надеются найти неуловимое счастье.

И поскольку мы видели, что люди его не достигают, спросим все–таки у Господа: «Господи! Что же есть счастье? Что это за цель, к которой стремятся люди?» И что же мы слышим? Совсем неожиданные для нас слова. Он вовсе не говорит, что счастливы люди обеспеченные, властвующие, довольные собой. Он говорит, что счастливы, блаженны могут быть люди, изгнанные за правду, люди, которые плачут, то есть переживают какое–то горе, люди, нищие духом, то есть знающие свои недостатки, ищущие духовного обогащения, сознающие, что у них чего–то нет.

Оказывается, счастье не в том, чтобы искать и завоевывать его для себя. Надо забыть об этом. И тогда мы действительно найдем то, что мы ищем: внутренний мир души, радость, спокойствие, доброжелательное отношение ко всем людям, и главное — мир с Богом и с собой! Человек, который имеет все, о чем мечтают люди на земле, но не имеет мира с собственной совестью и мира с Богом, такой человек не нашел и не найдет счастья. Между тем тот, кто лишен многого из того, что люди считают самым замечательным и заманчивым, но имеет мир с Богом и с собой, — он счастлив здесь, сегодня.

Когда мы читаем писания подвижников, мы узнаем о том, что переживали люди Божий: как будто огонь Пятидесятницы снова приходил к ним; и они писали, что нет у них слов, нет выражений для того, чтобы рассказать, как посетил их Господь…

Кто же были эти люди? Цари или прославленные полководцы, которых приветствовали толпы людей? Нет, они жили в убогих хижинах, вдали от человеческого жилья, и иногда у них не было куска хлеба на день. Но с ними был Господь!

«Блаженны миротворцы!» — говорит нам Господь. Это значит, что счастлив тот, кто может служить другим, приносить им мир…

«Блаженны кроткие», то есть люди, которые стараются убить зло в корне. Человек некроткий, сталкиваясь со злом, пытается одолеть его другим злом, и вместо одного зла получается два. Кроткий же человек способен обуздать себя, свой язык и свои чувства, и стойко переносит трудности, неприятности и даже поношение.

Счастлив человек, который ищет правды — правды Бо–жией, правды жизни, правды поступка, правды сердца.

Но что такое правда Божия? Это преподанное нам учение нашего Господа. Если мы его ищем, то мы его уже находим. И еще правда — это сам Христос! Он Сам — живая правда! Не слова и не книга, а Он живой, явленный нам Богочеловек, Господь Спаситель, вот Он и есть правда. Если мы — алчущие и жаждущие Христа, Он никогда от нас не отвернется и никогда не отринет тех, кто Его ищет. Мы находим Его в молитве, видим Его в таинствах, в святой Чаше, в причастии Он Сам отдает нам Себя, отдает Свое сердце, чтобы нас укрепить.

И если мы терпим ради Его имени, то будем помнить — «блаженны изгнанные правды ради». Пусть это трудно и тяжело, но мы можем в этом обрести счастье. Потому что великая честь — принять поношение за крест, за имя Христово. И если миру будет казаться, что мы на самом деле несчастные, что мы какие–то отверженные, он будет ошибаться. Даже в испытаниях, даже в трудностях, если мы рядом с Господом, мы имеем благословенный, блаженный мир.

И тогда люди увидят, что ничто не может нас сломить, потому что мы имеем самое главное, самое драгоценное, неистребимое и несокрушимое: благословение Божие, жизнь рядом с Ним, перед Его лицом, исполнение заповедей Его из любви к Нему, жизнь в свете Его вечного Царства, чтобы оно сияло в наших домах, в наших храмах, в наших сердцах.

Аминь.

23 июня 1978 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: