Проведенными исследованиями учащихся первого класса (35 человек), выявлен четкий параллелизм между степенью мышечной напряженности детей при письме и качеством межполушарных отношений (табл. 3). Установлено, в частности, чем в больше степени сжимались и склонялись дети при выполнении тонко-координаторных работ, т.е. чем меньшей была зрительно рабочая дистанция (ЗРД), тем более отчетливо выявлялись диспропорции (нарушения) в кровоснабжении левого и правого полушария. При этом степени мышечной напряженности соответствовала и степень межполушарной диссоциации («расчлененки»).
Таблица 3
Взаимоотношение мышечной напряженности и межполушарных отношений учащихся первого класса (при письме).
№ группы | Число детей | ЗРД, см | А, % | Б, % | В, % |
I | 8.8 ± 0.1 | 11.1 | 22.2 | 34.0 | |
II | 12.2 ± 0.3 | 21.1 | 42.2 | 32.7 | |
III | 17.4 ± 0.6 | 42.9 | 22.1 | ||
Где: А – процент случаев доминантности правого, или левого полушария;
Б - процент случаев с коэффициентом асимметрии (20%);
|
|
В – среднее значение коэффициента асимметрии (без учета знака доминантности).
Полученные данные выявили, что внутренним эквивалентом внешней мышечной напряженности детей является напряженность между левополушарной сферой (кодирующей чувственные сигналы в духовные) и правой (непосредственно воспринимающей чувственно-образный сценарий мира). В этих условиях мышечная (психомоторная) напряженность тела отражает незрелость механизмов сенсорного контроля за целенаправленной (осознанной) деятельностью рук.
О том, что в чрезмерном нейромышечном напряжении и склонении детей над рабочей поверхностью стола (парты) основную роль играет не зрительный фактор, а степень дезинтеграции зрительных и ручных непроизвольных микродвижений (ритмов) мы уже неоднократно писали в специальной научной литературе (1986, 1991 гг. и т.д.). И, как уже отмечали, именно зрелость зрительно-ручного чувственно моторного «модуля» за счет «сборки» (интеграции) зрительных и ручных микродвижений, как раз и определяет меру зрелости рукотворческих способностей. В т.ч. меру возвышения их над самым древним уровнем построения произвольных движений, осуществляемых по закону «все, либо ничего», а в итоге над своей первичной животно-инстинктивной природой! При этом, главным механизмом «сборки» и интеграции зрительных и ручных микродвигательных ритмов выступает вестибуломозжечковый телесно-осевой ритм (рис. 21), названный нами телесно-осевым гравитационно-торсионным ритмом жизни (ТОГРЖ – см. раздел II.13).
Вся эта эпидемия сверхзаболеваемости, в т.ч. психических расстройств, которые поразили сегодня Россию, свои начала берут из глубоко проникающего нейромоторного стресс-напряжения, внешним выражением которого является согбенный учебно-динамический стереотип (СУДс).