Важной вехой на пути прогрессивного развития международного права как инструмента мира и основы международного сотрудничества явился Устав Организации Объединенных Наций. В нем нашли свое закрепление такие общедемократические принципы международного права, как принцип суверенного равенства государств, права наций на самоопределение, невмешательство во внутренние дела, добросовестное соблюдение международных обязательств и др.
Международное таможенное право является частью международного публичного права, в силу чего в основе его правового регулирования лежат вышеуказанные общедемократические принципы современного международного права.
Понятие суверенитета государства охватывает полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории, исключающую всякую иностранную власть, а также неподчинение государства властям иностранных государств в сфере международного общения.
Суверенитет государства рассматривается в двух аспектах: во-первых, как государственный и, во-вторых, как экономический суверенитет государства. Отсюда под экономическим суверенитетом понимается свобода государства в выборе форм и путей сохранения и защиты своей национальной экономики от какого-либо вмешательства со стороны иностранных государств и их экономической деятельности, в том числе и в сфере международного разделения труда.
Как считает Жозе Дория, экономический суверенитет в качестве обычной нормы международного права представляет совокупность юридических правил, которая устанавливает взаимные обязательства государств, гарантирующие для каждого из них и всех вместе суверенное право свободно распоряжаться своими ресурсами, богатствами и всей экономической деятельностью и суверенное право на равноправное участие в международных экономических отношениях*.
* См.: Жозе Дория. Экономический суверенитет Анголы (международно-правовые проблемы). М., 1997. С. 60.
Таким образом, международное таможенное право выполняет функции по охране экономического суверенитета государств в процессе их взаимного общения.
В соответствии с конституционными основами каждое государство суверенно в осуществлении им своих функций по защите экономического суверенитета в различных сферах, в том числе таких, как:
— защита национальной экономики государства от влияния иностранного капитала и товаров;
— организация экономической охраны государственной границы в целях претворения в жизнь внешнеэкономической политики государства;
— контроль за экспортными и импортными операциями торговых предприятий своей страны и иностранного государства;
— контроль за грузами, транспортными средствами внешнеторговых объединений, пассажирскими и грузовыми средствами международного сообщения и частных лиц;
— контроль за международными почтовыми отправлениями в свете международных конвенций Всемирного почтового союза;
— организация контроля за вещами лиц, следующих через государственную границу;
— организация контроля за валютой, валютными ценностями, платежными документами, денежными знаками, следующими через государственную границу;
— определение размеров взимания таможенных пошлин и сборов, определение структуры таможенного тарифа и принятие таможенных правил;
— определение пределов ответственности за нарушения национального законодательства в области таможенных операций и таможенных правил;
— организация санитарного контроля в соответствии с положениями международных санитарных правил Всемирной организации здравоохранения;
— организация фитосельскохозяйственного контроля согласно рекомендациям международной Продовольственной и сельскохозяйственной Организации Объединенных Наций;
— организация финансового и налогового режима, включая цены, тарифы и таксы;
— организация системы таможенной информации и обмен данными национального таможенного законодательства;
— организация контроля над лицензионным ввозом и вывозом товарных и материальных ценностей;
— осуществление таможенного контроля за ввозом и вывозом через государственную границу культурных ценностей;
— таможенный статистический учет экспортно-импортных операций.
Для выполнения этих функций государством учреждается таможня, являющаяся государственным органом, который несет ответственность за обеспечение охраны экономического суверенитета государства и соблюдение норм как национального, так и международного права, взимание импортных и экспортных пошлин, налогов и различного рода сборов, а также осуществление контроля за применением иных законов и правил, регулирующих, среди прочего, вопросы ввоза, транзита и вывоза грузов.
Таможенные учреждения осуществляют таможенный контроль, под которым понимаются меры, применяемые ими в целях обеспечения выполнения законов и правил, за соблюдение которых несут ответственность таможни.
Служба контроля таможенных учреждений — это любая служба, на которую возложена обязанность осуществлять виды контроля, которым регулярно подвергаются импортные, экспортные и транзитные грузы или пассажиры, их багаж, ручная кладь, валюта и валютные ценности, почтовые отправления при международных перевозках.
Виды контроля могут быть различны.
Медико-санитарный контроль осуществляется в целях охраны жизни и здоровья людей.
Ветеринарный контроль представляет собой санитарный контроль, осуществляемый в отношениях животных и продуктов животного происхождения с целью защиты жизни и здоровья людей и животных, а также контроль за предметами или грузами, которые могут являться переносчиками болезней животных.
Фитосанитарный контроль направлен на предупреждение распространения и переноса через государственную границу вредителей и продуктов растительного происхождения.
Контроль за соответствием техническим стандартам направлен на обеспечение соответствия грузов элементарным требованиям международных или национальных стандартов, установленных соответствующими законами и правилами.
Контроль за качеством груза осуществляется с целью обеспечения их соответствия минимальным международным или национальным показателям качества, установленным соответствующими законами и правилами.
Эти основные функции государства по охране его экономического суверенитета составляют объем полномочий субъектов международного таможенного права.