Основные положения теории государства и права

1. Государство:

а) теории происхождения государства;

б) сущность государства, его признаки и функции;

в) механизм государства, его органы и их характеристика;

г) форма государства.

2. Право:

а) с ущность права, его признаки и функции.

б) соотношение права и морали.

в) действие права в системе общественных отношений:

1. Нормы права, их структура, виды и способы изложения.

2. Нормативно-правовые акты, их виды и требования, предъявляемые к ним.

3. Действие нормативно-правовых актов во времени и пространстве.

4. Содержание правовых отношений в обществе.

1. Государство:

а) Теории происхождения государства отличаются множеством различных подходов к пониманию государства.

Одной из самых древних является теологическая теория. Суть ее в том, что государство как упорядоченная социальная структура ниспослана че­ловечеству свыше. Эта теория была весьма распространена в средние века. Ее ярким представителем в XIII в. был итальянский философ и богослов Фома Аквинский.

Не менее древней считается патриархальная теория происхождения государства. Она получила обоснование еще в трудах Аристотеля. Со­гласно этой теории, неорганизованное общество преобразуется в госу­дарство вследствие разрастающейся из поколения в поколение семьи, глава которой - отец - становится главой государства. Эта теория нашла свое развитие в XVII в. во взглядах английского мыслителя Роберта Фильмера. В России ее сторонником был Н. К. Ми­хайловский.

Наиболее теоретически обоснованной и популярной является договорная теория происхождения государства, или, что то же самое, теория общест­венного договора. Сторонниками этой теории были Дж. Локк и Т. Гоббс в Англии, Ж.-Ж. Руссо во Франции, Б. Спиноза в Голландии, А.Н. Ради­щев в России. Согласно договорной теории, государство возникает из соглашения между правителем и народом, заключаемого в целях обеспе­чения порядка и организации общественной жизни.

В XIX в. наибольшее число сторонников получает теория насилия, со­гласно которой все государства возникли в результате завоевания и пора­бощения одного народа другим. Основателем этой теории был австрийский социолог Людвиг Гумплович.

Появление в XIX в. теории Ч. Дарвина привело к тому, что биологические закономерности эволюции живых организмов стали распространять на социальные про­цессы. Так была сформулирована органическая теория происхождения государства, видными представителями которой являлись английский философ Герберт Спенсер и французский социолог Рене Вормс.

В XIX в. появляется психологическая теория происхождения государ­ства, которая рассматривала эту проблему в ином аспекте. Основатели этой теории - французский социолог и криминалист Габриэль Тард и русский правовед и социолог Л. И. Петражицкий. Суть данной теории в том, что в людях заложена психологическая потребность жить в рамках организованного сообщества.

Немецкий социолог К. А. Витгофель в работе "Восточный деспотизм" обосновал так называемую ирригационную теорию происхождения госу­дарства, обосновавшую образование государства необходимостью строи­тельства и поддержания мощных ирригационных систем в восточных аграрных областях (Месопотамии, Египте, Индии, Китае и т. п.).

Современные политологи и социологи отдельно выделяют демографи­ческий фактор, согласно которому процесс возникновения государства рассматривается в зависимости от численности и плотности проживания населения на конкретной территории.

Ни одна из перечисленных теорий происхождения государства не мо­жет претендовать на истину в последней инстанции. Это касается и тео­рии, которая до недавнего времени в официальной советской науке счи­талась единственно верной. Имеется в виду историко-материалистическая теория происхождения государства. Она связана с именами Ф. Энгельса и К. Маркса. Множественность теорий происхождения государства является естественным следствием различных подходов к пониманию сущности государства, но это не мешает выделять его отличительные черты, которые признаются всеми исследователями.

б) Студенту следует запомнить определение и признаки государства: государство – это политико-территориальная организация общества, основанного на обменных связях людей, которая характеризуется публичной властью, призванной решать общие дела и осуществляющей свою деятельность на собираемые с населения налоги.

Признаками государства являются:

1. Административно-территориальное деление (внутренние и внешние границы).

2. Наличие населения. Этот признак характеризует принадлежность людей к данному государству (гражданство). Именно через население происходит объединение людей в общество, где они выступают в качестве це­лостного организма, т. е. государства.

3. Наличие публичной легитимной власти, имеющей три ветви: зако­нодательную, исполнительную и судебную.

4.Обладание суверенитетом (состояние независимости государствен­ной власти при решении как внутренних, так и внешних задач).

5.Наличие особого аппарата управления, обеспечивающего выполне­ние функций государства.

6.Единая денежная система, единое экономическое и правовое прост­ранство.

7. Существование системы взимания налогов.

8.Наличие внешней атрибутики: гимн, флаг, герб, столица.

Функции государства - это основные направления его деятельности, благодаря которым реализуется назначение государства. Принято делить функции государства по сферам распространения на внутренние и внеш­ние; по продолжительности действия - на постоянные и временные.

К внутренним функции государства относятся:

принятие законов и контроль за их соблюдением;

регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;

определение общих программ экономического развития, формиро­вание государственного бюджета и контроль за его расходованием (адми­нистративно-хозяйственная функция);

осуществление единой финансовой, кредитно-денежной и тамо­женной политики (функция финансового контроля);

обеспечение точного и полного осуществления законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений (функция ох­раны правопорядка);

оказание социальной помощи нуждающимся в ней членам общест­ва (социальная функция);

осуществление мероприятий, направленных на сохранение и вос­становление природной окружающей среды (экологическая функция).

К внешнимфункциям государства относятся:

осуществление внешней политики, установление и координация международных отношений; заключение международных договоров по вопросам войны и мира, экономического и культурного сотрудничества;

обеспечение национальной безопасности и оборона от внешних посягательств на территориальную целостность и суверенитет;

определение статуса государственной границы и ее защита.

в) Под механизмом государства понимается система государственных органов, взаи­мосвязанных общими принципами, наделенных властными полномочиями с целью осуществления управления обществом и защиты его основных ин­тересов.

Государственный орган - это специально созданная организация, имеющая строго определенные властные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни. Объединенные в единую систему орга­ны государства образуют аппарат государства, который еще называют ме­ханизмом государства.

Обычно система государственных органов устанавливается конститу­цией государства. По характеру выполняемых задач, государственные ор­ганы подразделяются на три группы:

представительные законодательные органы;

органы исполнительной власти;

органы судебной власти.

г) следует запомнить, что понимается под формой государства. Форма государства- это совокупность его внешних характеристик, определяющих способ организации и устройства государства, форма госу­дарства включает в себя три элемента: 1)форму правления, 2)форму государст­венного устройства и 3)форму государственного (политического) режима.

Известны следующие формы правления: монархия и республика. Монархи я - такая форма правления, при которой вся государственная власть принадлежит единоличному правителю (монарху) и которая, как правило, передается по наследству. Монархии подразделяются на абсо­лютную, сословно-представительную (ограниченную, или дуалистичес­кую), конституционную (парламентарную).

Республика- форма правления, при которой государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на оп­ределенный срок. Республики подразделяются на парламентские (Авст­рия, Италия, Германия), президентские (США), смешанного типа (Фран­ция), суперпрезидентские (Аргентина, Гватемала и другие страны Латин­ской Америки).

Форма государственного устройстваопределяет административно-тер­риториальную организацию государства, характер взаимодействия состав­ных частей центральных и местных органов власти. Различают две ос­новных формы государственного устройства: унитарное государство и фе­дерация.

Признаки унитарного государства:

1. Единые для всей территории высшие органы государственной влас­ти, органы государственного управления и судебные органы.

2. На всей территории действуют одна конституция, единая система за­конодательства, одно гражданство, единая денежная система, общая на­логовая и кредитная политика.

3. Унитарное государство может состоять из областей, краев, округов, провинций, которые не имеют атрибутов государственности. По степени зависимости местных органов власти от центральных унитарные государ­ства подразделяются на централизованные и децентрализованные.

4. В рамках унитарного государства допускается существование авто­номий (например, в составе Великобритании - Шотландия и Северная Ирландия).

5. Межгосударственные отношения осуществляют только центральные органы.

Признаки федеративного государства:

1. Федерация представляет собой добровольное объединение несколь­ких административно-территориальных образований в единое государст­во. Оно состоит из субъектов федерации (штаты, земли, области, респуб­лики и т. п.), которые имеют административные границы, свои органы власти, могут иметь даже свою конституцию и законодательство, но в рам­ках единого правового пространства.

2. Федеративное государство имеет органы государственной власти и государственного управления, полномочия которых распространяются на все субъекты федерации.

3. Субъекты федерации лишены права прямого представительства в межгосударственных отношениях и международных организациях.

4. Конституционное законодательство не предусматривает односто­роннего выхода субъекта федерации из состава государства (например, в конституциях США, Германии и Бразилии содержится даже запрет на по­добного рода действия).

5. Федеративное государство имеет единые вооруженные силы, руко­водство которыми осуществляется центральными федеральными органа­ми, а главнокомандующим является глава государства (президент).

Надо понимать, что Форма государственного (политического) режимаопределяет совокуп­ность способов и методов взаимодействия государственной власти с на­селением. Различают две формы государственного режима: демократический и антидемократический.

Основные черты демократического режима:

1. Демократия предполагает наличие в государстве коллективного за­конодательного органа, в который народ выбирает своих представителей.

2. Возможность для всех граждан, независимо от политических или иных убеждений, свободно изъявлять свою волю путем всеобщих выбо­ров и на референдуме.

3. Граждане обладают реальными способами влияния на государст­венный аппарат для защиты своих интересов, используя при этом свобо­ду слова, печати, собраний, свободу получения информации, партийные и общественные организации.

4. Минимальное вмешательство государства в экономическую сферу и личную жизнь граждан.

5. В идеале демократический характер государства отличается высо­кой степенью развития экономики, достойным уровнем жизни, защи­щенностью населения от произвола и беззакония.

Виды антидемократических режимов:

1. Тоталитарный режим. Он имеет следующие признаки:

тотально жесткий контроль государства над всеми сфер жизни общества (экономика, культура, искусство, идеология и т. д.), включая личную жизнь граждан;

узурпация власти одной массовой партией, которая навязывает на­селению свою идеологию в условиях нетерпимости к инакомыслию и по­давления других идеологий.

2. Авторитарный режим. Имеет сходные характеристики с тоталитар­ным, но в нем нет амбиций властных структур тоталитарного режима, т. е. стремления управлять всеми сферами общественной жизни. Автори­тарный режим строится на диктатуре отдельной личности.

Право.

а) Право - одно из самых сложных общественных явлений. Более чем двухтысячелетняя история юридической науки знает множество правовых теорий, но ни одна из них до конца не раскрывает сущности права. Мож­но лишь констатировать, что все представления о праве опираются на об­щую основу: право всегда выступало как реализация определенного порядка в обществе. Исходя из этого,право понимается в двух смыслах: субъективном и объективном.

Субъективное право- это право конкретного лица, которое имеет воз­можность свободно выбирать для себя формы поведения в рамках закона.

Общеобязательная система правил поведения, выраженных в законо­дательных актах, принимаемых или санкционированных государством, представляет собой объективное право.

Философы считают, что субъективное - это объективное, пропущен­ное через человеческое сознание. Не случайно правоведы пытаются оп­ределить сущность права именно в объективном смысле.

Право- это одна из форм общественного сознания и социальной регуляции, выраженная в юридических нормах, воплощающихся в системе реально существующих прав и обязанностей участников регулируемых общественных отношений.

Для раскрытия признаков права следует отметить:

Право есть результат правотворческой деятельности исключительно соответствующих органов государственной власти (парламент, правитель­ство, президент). Негосударственные структуры или общественные объе­динения не имеют таких полномочий.

Право имеет общеобязательный характер для всех граждан незави­симо от идеологических, религиозных, личностных убеждений, классо­вой или социальной принадлежности. Действие права распространяется на всю территорию государства (единое правовое пространство).

Исполнение норм права обеспечивается и гарантируется государст­вом в лице его компетентных органов, в том числе с помощью офици­альных форм принуждения. Все иные нормы (например, моральные) мо­гут лишь поддерживаться государством. Соблюдение гражданами норм морали государство не обеспечивает и тем более не вправе применять меры государственного воздействия за их несоблюдение.

Право является инструментом государственного аппарата, позво­ляющим ему исполнять свои властные полномочия.

Основным свойством права является нормативность. Это значит, что право может быть выражено только в письменной форме и только в специально предназначенных для этого официальных документах, исхо­дящих от уполномоченных государством органов печати.

Функции правав целом соответствуют функциям государства, но имеют свою специфику. Чаше всего выделяют две функции права: регу­лятивную и охранительную.

Регулятивная функция заключается в упорядочении общественных отношений.

Охранительная функция права заключается в пресечении и предот­вращении противоправного поведения и защите позитивных отношений.

б)Известно, что общественные отно­шения регулируются не только правом, но и моральными нормами, ус­тановками. К общим чертам права и морали можно отнести следующие:

Право и мораль представляют собой требования к человеку от лица общества или государства.

Право и мораль являют собой высказывания в повелительной фор­ме и призывают людей к совершению определенных действий либо к воз­держанию от них.

Критерии оценок поведения людей с точки зрения соответствия как нормам права, так и нормам морали определяют общество и государ­ство, а не отдельный индивид.

Право и мораль в целом совпадают по объекту воздействия. Это от­дельные индивиды, социальные группы, коллективы и т. д.

В то же время следует проводить различия между правом и моралью:

Если право - это система наведения порядка в обществе, обеспечен­ная государством принудительной силой, то мораль - это система пред­ставлений о поведении людей, и соблюдение норм морали не может быть навязано кому-либо помимо его воли.

Право и мораль не совпадают по сфере действия. Мораль охватыва­ет все сферы человеческого поведения, а право - только те сферы, где есть необходимость и возможность регуляции общественных отношений.

Они не совпадают по происхождению. Моральные нормы склады­ваются в обществе на основе представлений людей о добре и зле, чести и совести, справедливости. Правовые нормы принимаются уполномочен­ными на их принятие государственными органами.

Право и мораль различаются по форме выражения. Право получает свое выражение в официальных документах государственных органов, а нормы морали для своего установления не требуют закрепления их в официальных актах.

Право и мораль не имеют общего содержания.

в) При рассмотрении действия права в системе общественных отношений необходимо знать, что собой представляют нормы права, какова их структура, а также виды и способы изложения нормативных актов, основанных на нормах права и их действие в пространстве, времени и по кругу лиц.

Норма права- государственно-властное предписание, общеобязательное правило, направленное на регулирование общественных отношений. Норма - это "первокирпичик" права.

Студенту надо овладеть представлением о структуре нормы права, которая включает гипотезу, диспозицию и санкцию.

Гипотеза- часть правовой нормы, содержащая указания на обстоя­тельства, при которых следует руководствоваться данной нормой.

Диспозиция - часть правовой нормы, указывающая, каким может или должно быть поведение субъекта права при наличии условий, указанных в гипотезе.

Санкция- часть правовой нормы, в которой указываются меры госу­дарственного воздействия, применяемые в случае невыполнения предпи­саний, содержащихся в диспозиции.

Виды норм права соответственно определяются по характеру содержащихся в нормах правил поведения. По этому признаку выделяют три вида норм права:

Диспозитивные (управомочивающие). Предоставляют участникам от­ношений определенный объем прав, которыми они при желании могут пользоваться. Например, граждане имеют право на судебную защиту, но законодатель предоставляет им право самим решать возникающие между ни­ми спорные вопросы без обращения в суд.

Императивные (обязывающие). Устанавливают для участников об­щественных отношений непременное требование придерживаться опре­деленного поведения. Ключевыми словами таких норм являются: "дол­жен", "обязан". Например, ст. 57 Конституции РФ: "Каждый обязан пла­тить законно установленные налоги и сборы".

Запрещающие, т. е. устанавливающие обязанность лица воздержать­ся от определенных действий или бездействий.

г)Раскрывая сущность нормативно-правовых актов, и требований, предъявляемых к ним, следует отметить, чтосодержание норм права выражается в статьях. Совокупность ста­тей, сгруппированных по определенным принципам, представляет от­дельный нормативно-правовой акт. Самое существенное в нём то, что нормативно-правовой акт - офици­альный документ, который создается в результате правотворческой дея­тельности государства или всенародного волеизъявления (референдума). Нормативно-правовой акт является основной формой права, Кроме нор­мативно-правовых актов, формами права являются санкционированный обычай, судебный прецедент, нормативный договор.

Санкционированному обычаюгосударство придает обязательное значе­ние и соблюдение его гарантирует своей принудительной силой. В на­стоящее время такая форма права почти не используется.

Судебный прецедент- придание конкретному решению суда обяза­тельного значения. На это решение суда можно ссылаться как на статью закона при решении аналогичных дел. Само слово "прецедент" перево­дится как "факт, имевший пример в прошлом". Такая форма права ши­роко распространена в Великобритании. В Российской Федерации су­дебный прецедент не является формой права.

Нормативный договор- это либо международный договор, либо дого­воры о разграничении предметов ведения между субъектами федерации. Данная форма права больше относится к выполнению внешних функций государства и к организации формы государственного устройства.

Индивидуально-правовые акты имеют три характерных признака:

в них не содержатся правила поведения (т. е. нормы);

они являются актами одноразового и кратковременного действия;

носят строго адресный, персонифицированный характер, т. е. об­ращены к конкретным лицам.

Акт применения норм права- официальный правовой документ, со­держащий индивидуальное государственно-властное предписание компе­тентного органа, которое формулируется на основе норм права в отно­шении конкретных обстоятельств или персонально определенных лиц (например, акты парламента, главы государства, органов исполнительной власти, судебные решения, акты прокурорского надзора и др.).

Акты применения норм права отличаются от нормативно-правовых актов тем, чтоакты применения норм права имеют исключительно по­велительный характер. Нормы, содержащиеся в них, отличаются катего­ричностью. Это либо императивные, либо запретительные нормы права. Они не дают права выбора лицу, в отношении которого применяются.

Следует ориентироваться в видах нормативно-правовых актов.

Закон- нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической си­лой, принимаемый в особом порядке с целью регулирования наиболее важных с точки зрения государственного и общественного интереса, отношений.

Правом принятия законов в Российской Федерации обладают:

Федеральное Собрание РФ (законы принимаются Государственной Думой и одобряются Советом Федерации);

законодательные органы субъектов Российской Федерации;

граждане, имеющие право избирать и участвовать в референдуме (п. 2 ст. 32 и ст. 60 Конституции РФ).

Виды законов:

Основные- Конституция РФ и Конституции субъектов Российской Федерации.

Федеральные конституционные законы- законы, регулирующие наиболее важные в стратегическом плане общественные отношения, ко­торые определяют форму государства и всю его политическую систему. К ним относятся: законы об условиях и порядке введения чрезвычайного положения; законы о порядке принятия в состав РФ нового субъекта, а также об изменении конституционно-правового статуса субъекта Феде­рации; законы о порядке деятельности Правительства РФ; законы о су­дебной системе РФ; Федеральные законы призваны регулировать основные сферы дея­тельности общества и государства.

Законы субъектов Российской Федерации регулируют социальную, экономическую, культурную, научную и другие сферы общественной жизни в рамках отдельных регионов государства. Эти законы принима­ются представительными законодательными органами субъектов Федера­ции и действуют только на их территории.

Законы принимаются в порядке законодательной инициативы. Право законодательной инициативы - это право выдвигать предложе­ние о необходимости принятия закона и вносить в законодательный ор­ган проект закона. В Российской Федерации правом законодательной инициативы обладают:

депутаты Государственной Думы;

Совет Федерации и члены Совета Федерации;

Президент;

Правительство;

законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации;

высшие судебные органы (Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд) по вопросам их ведения.

Студент должен знать, что законы - первичные нормативно-правовые документы, так как они содержат нормы, которых до их принятия не было. Вторичными норма­тивно-правовыми актами являются подзаконные акты.

Подзаконный акт- один из видов нормативно-правового акта, кото­рый создается для того, чтобы конкретизировать положение принятых законов с целью облегчения их применения с учетом специфики различ­ных слоев населения, территориальных особенностей и индивидуальных интересов. Подзаконные акты характеризуются двумя признаками:

содержат в себе только те нормы, которые уже закреплены в зако­нах. Новые нормы подзаконные акты вводить не могут;

обладают меньшей юридической силой, чем закон (если нормы, содержащиеся в подзаконном акте, противоречат нормам закона, то при­меняется закон).

По степени юридической силы подзаконные акты подразделяются на:

1) нормативные указы Президента, 2) постановления Правительства, 3) ведомственные нормативные, 4) подзаконные акты органов местного самоуправления и 5) внутриорганизационные.

д) При раскрытии действия нормативно-правовых актов во времени и пространстве следует отметить, что все нормативно-правовые акты являются актами направленного действия, т. е. реализуются в рамках определенных временных парамет­ров и на определенной территории (пространстве).

Действие нормативно-правовых актов во временисвязано с моментом вступления нормативного акта в законную силу и с моментом утраты им юридической силы. Нужно запомнить следующие основные положения вступления закона в силу:

1.С момента официального опубликования закона. Публикация при­нятого Государственной Думой и одобренного Советом Федерации зако­на должна осуществляться не позднее, чем через семь дней после подпи­сания этого закона Президентом РФ.

2.С момента подписания закона (что специально оговаривается в за­коне).

3.Срок вступления закона в силу может быть указан в самом законе или в специальном акте о введении закона в действие.

4.Нормативный акт может вступить в силу с момента получения его в организациях и учреждениях. Это относится к адресным нормативным актам, которые нигде не публикуются, а лишь направляются в соответст­вующие учреждения.

5.Нормативные акты Президента и Правительства РФ вступают в си­лу через семь дней после их опубликования.

6.Все ведомственные подзаконные акты (инструкции, рекомендации) вступают в силу через четырнадцать дней после их опубликования.

Необходимо четко усвоить, когда нормативный акт утрачивает свою силу:

1.По истечении срока его действия (например, Закон "О федераль­ном бюджете Российской Федерации" каждый раз прекращает свое дейст­вие по окончании текущего года).

2.В результате его прямой отмены. Для этого принимается федераль­ный закон, содержащий статью о признании нормативного акта утратив­шим силу.

3.В результате его фактической отмены. Это означает, что специаль­ного закона, отменяющего правовой акт, не издавалось, но был принят новый нормативный акт, нормы которого входят в противоречие со ста­рыми нормами. Главное, чтобы новые нормы не противоречили положе­ниям Конституции.

Действие нормативно-правовых актов в пространствеопределяется территорией государства, на которую распространяются их предписания. В территориальное пространство государства входят: 1) земная поверх­ность, 2) недра, 3) внутреннее водное пространство, 4) внешнее водное пространство (территориальное море - 12 морских миль), 5) воздушное пространство в пределах государственных границ.

Кроме понятия территориального пространства, существует понятие экстерриториального пространства, которое включает в себя пространство, находящееся за пределами границ государства, но имеющее статус госу­дарственной территории. К экстерриториальному пространству относятся: 1) посольства и представительства, 2) военные корабли (в открытом море и портах), 3) все другие корабли (только в открытом море), 4) салоны и ка­бины летательных аппаратов (на земле и в воздухе).

е) Для полного понимания сущности права необходимо иметь представление о содержании правовых отношений в обществе. Правоотношение- регулируемая нормами права юридическая связь меж­ду лицами, которые обладают взаимными правами и обязанностями.

Предпосылки правоотношений определяютсяпотенциальными свойст­вами личности, которые могут актуализироваться при конкретных об­стоятельствах. Такими свойствами являются правоспособность и дееспо­собность.

Правоспособность- способность лица быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей, закрепленных в нормах права. Под субъективным правом понимается, с одной стороны, принадлежность определенного объема прав конкретному лицу, с другой - возможность пользоваться предоставленным набором прав. Под юридической обязан­ностью понимается необходимость выполнения общепринятых норм и правил поведения. Правоспособность граждан в большинстве случаев возникает с момента рождения и прекращается только со смертью. Чтобы стать полноправным участником правоотношений, необходимо не только иметь права, но и быть способным их осуществлять. Поэтому другим потенциальным свойством, которым должна обладать личность, является дееспособность.

Дееспособность- способность лица самостоятельно, осознанно и це­ленаправленно осуществлять свои права и обязанности, а также способ­ность предвидеть и оценивать последствия своих действий. По россий­скому законодательству дееспособность граждан возникает по достиже­нии ими определенного возраста. В отличие от правоспособности, кото­рую никто не может отнять, дееспособность может прекращаться при признании судом гражданина недееспособным, если он вследствие пси­хического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими. Более узким понятием по отношению к дееспособности является деликтоспособность.

Деликтоспособность- способность лица отвечать за совершенные им действия, а также нести ответственность за противоправные деяния в ус­тановленном законом порядке. Общим понятием для правоспособности и дееспособности является понятие правосубъектности.

Следует помнить, что правоспособность и дееспособность являются важными, но не един­ственными предпосылками возникновения правоотношений. Наряду с ними предпосылками правоотношений являются юридические факты.

Юридические факты- это факты реальной действительности, конк­ретные жизненные обстоятельства, с которыми действующее законода­тельство связывает возникновение, изменение или прекращение правоот­ношений. Юридические факты формулируются в гипотезах правовых норм. Юридические факты подразделяются на события и действия.

События- юридические факты, происходящие независимо от воли людей (например, наводнения, землетрясения, если они произошли в на­селенной людьми местности). Если эти же стихийные бедствия произош­ли в безлюдной местности, они не будут являться юридическими фактами.

События подразделяются на абсолютные (события совершенно не за­висящие от воли людей), и относительные (события, толчком для кото­рых явились неосторожные действия людей, после чего события прини­мали необратимый и неуправляемый характер, например, крупные ава­рии на АЭС).

Действия- юридические факты, которые совершаются осознанно и по воле человека. Действия подразделяются на правомерные и неправомерные.

Структура правоотношенийсостоит из трех элементов: субъекты пра­воотношений; объекты правоотношений; права и обязанности участни­ков правоотношений.

Субъекты правоотношений - отдельные индивиды, обладающие право­субъектностью (т. е. правоспособностью и дееспособностью), и органи­зации, обладающие правоспособностью. Правоспособность организаций возникает с момента их регистрации в порядке, предусмотренном законом. Субъектом правоотношений может выступать и государство в лице его полномочных представителей.

Объекты правоотношений - определенная совокупность материальных и нематериальных благ, на которые направлено действие субъектов пра­воотношений.

Права и обязанности составляют содержание правоотношений. Одним из главных принципов права является единство прав и обязанностей. Права и обязанности принадлежат субъектам правоотношений, которых называют управомоченными и правообязанными субъектами. Объем и пределы прав и обязанностей субъектов правоотношений устанавливают­ся действующим законодательством.

Следует усвоить, что система права- структурно упорядоченное единство действующих в государстве правовых норм, группирующихся во взаимодействующие между собой подразделения (отрасли)

Отрасль права- относительно самостоятельная совокупность право­вых норм в структуре единой системы права, регулирующая качественно однородный вид общественных отношений. Одним из критериев деления системы права на отрасли права является отличие общественных отно­шений друг от друга по содержанию, конкретным целям и задачам. В свою очередь отрасли права различаются по предмету правового регули­рования.

Предмет правового регулирования- качественно однородный вид об­щественных отношений, на который воздействуют нормы определенной отрасли права. Предмет регулирования является главным объективным основанием для распределения правовых норм по отраслям права. На­пример, нормы права, предметом регулирования которых являются отношения между работником и работодателем, составляют одну отрасль права; правовые нормы, предметом регулирования которых являются общест­венные отношения в сфере имущественных отношений, составляют дру­гую отрасль права; и т. д.

Система права Российской Федерациичетко структурирована и имеет свою иерархию. Ведущей отраслью права является конституционное право.Далее система права подразделяется на три основных отрасли, кото­рые составляют первый уровень системы права:

Административное право,которое регулирует отношения в сфере го­сударственного управления как между государственными органами, так и между государством и гражданами.

Гражданское право,которое регулирует имущественные и связан­ные с ними личные неимущественные отношения.

Уголовное право,которое регулирует отношения охраны обществен­ной безопасности и общественного порядка, защиты жизни и здоровья граждан и нормы которого определяют характер преступлений и устанав­ливают размеры наказаний.

Каждая из этих отраслей права имеет еще уровни, на которых располагаются вполне самостоятельные, но все же про­изводные от основных отрасли права. Например, гражданское право - самое большое по охвату регулирования общест­венных отношений - содержит определяющие начала для следующих от­раслей права:

1.Трудовое право.Регулирует отношения, возникающие в процессе тру­довой деятельности людей. Трудовое право могло бы считаться частью гражданского права, если бы нормы трудового права не устанавливали жесткие требования соблюдения трудовой дисциплины и строгую адми­нистративную зависимость работника от работодателя.

2.Хозяйственное право.Регулирует общественные отношения в сфере хозяйственного и имущественного оборота. Хозяйственное право сущест­венно дополняет и конкретизирует гражданское право.

3.Жилищное право.Регулирует общественные отношения, возникаю­щие в жилищной сфере. Жилые строения относятся к категории недви­жимого имущества, приобретение или отчуждение которого также регу­лируется нормами гражданского права.

4.Земельное право.Регулирует отношения, связанные с использовани­ем и охраной земли.

5.Семейное право. Регулирует имущественные и некоторые неимуще­ственные отношения между супругами, родителями и детьми, а также другими членами семьи.

6.Таможенное право.Регулирует отношения, складывающиеся в ходе перемещения товаров, граждан, транспортных средств через таможенную границу государства.

Существует традиция разделять отрасли системы права на частное право и публичное право. К частному праву относят отрасли права, кото­рые призваны обеспечивать интересы отдельных граждан или организа­ций: гражданское право, трудовое право, жилищное право, семейное и другие отрасли права. К публичному праву обычно относят конституци­онное право. Подобное разделение отраслей права носит условный ха­рактер.

Отдельно от всех отраслей права стоит международное право,которое также подразделяется на частное и публичное. Нормы международного права регулируют взаимоотношения между государствами, а также между гражданами разных государств.

Источники отраслей права - официальные государственные документы, в которых закрепляются юридические нормы, призванные регулировать общественные отношения в отдельной отрасли права. В целях упорядочи­вания и совершенствования правовых норм государство проводит их систе­матизацию, что и позволяет говорить о системе законодательства.

У студента должны быть представления о формах систематизации законодательства, которые включают в себя:

кодификация: кодексы, уставы и др. Наиболее расп­ространенный вид - кодексы (например, Гражданский кодекс, Семейный кодекс, Уголовный кодекс и т. п.

инкорпорация в отличие от кодификации представляет собой объеди­нение действующих нормативных актов в сборники путем их репродуци­рования, т. е. без их переработки. Инкорпорация бывает

хронологической, когда нормативные акты в сборниках расположены в зависимости от времени их принятия (например, "Собрание актов Пре­зидента и Правительства") и систематической, когда принятые, например, за истекший месяц нор­мативные акты группируются в сборниках по предметному признаку, т. е, по отраслям права.

Иногда выделяют еще одну форму систематизации законодательства - консолидацию. Это объединение нескольких нормативно-правовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений, в единый сводный нормативно-правовой акт без изменения содержания.

В самом общем виде при изучении первой темы студент должен уметь охарактеризовать виды юридической ответственности, к которым относятся:

Административная ответственность. Выражается в применении к пра­вонарушителям мер административного воздействия (от предупреждения до административного ареста).

Дисциплинарная ответственность наступает вследствие нарушения дисциплины (трудовой, воинской, учебной и т. п.). Основными дисцип­линарными мерами являются замечание, выговор, увольнение с работы, исключение студента из вуза за систематическую неуспеваемость или за утрату связи с вузом, назначение вне очереди наряда по службе и др.).

Материальная ответственность заключается в возмещении имущест­венного вреда, причиненного в результате неправомерных действий лица во время исполнения им I своих служебных обязанностей. Как материальная, так и дисциплинарная ответственность применяется в основном в трудо­вом праве.

Гражданско-правовая ответственность наступает при нарушении имущественных и некоторых личных неимущественных прав граждан и организаций. Цель гражданско-правовой ответственности - восстановление нарушенных имущественных прав.

Уголовная ответственность применяется к лицам, совершившим преступление.

Дисциплинарная и материальная ответственность в основном приме­няется во внесудебном порядке. Административная ответственность мо­жет применяться и по решению суда. Гражданско-правовая и уголовная ответственность применяется только в судебном порядке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: